«Машинные операции и швы. Влажно-тепловая обработка»
«Машинные операции и швы. Влажно-тепловая обработка»
Данная разработка подходит для использования на уроке по данной теме. Урок направлен на формирование умений выполнения машинных операций при работе с тканью. Правила безопасного труда при выполнении владжно-тепловых работ. Требования, предъявляемые к выполнению влажно-тепловых работ. Способы контроля качества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Обеспечить усвоение учащимися приёмов выполнения стачных швов и швов в подгибку.
Ознакомить с приспособлениями для влажно-тепловых работ, с правилами их выполнения.
8.Представить основные операции влажно-тепловой обработки.
9.Научить оценивать качество выполнения машинных швов.
Дидактические средства обучения: учебник технологии, рабочая тетрадь; компьютер, проектор, материалы цифровых образовательных ресурсов; образцы машинных швов: стачной вразутюжку и взаутюжку, вподгибку с открытым и закрытым срезом; ткань для образцов; швейная машина, утюжильная доска, утюг с терморегулятором и пароувлажнителем, проутюжильник.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, получение сведений об отсутствующих. Подготовка учащихся к занятию.
П.Повторение пройденного материала.
Как правило, у учащихся после первого урока знакомства со швейной машиной умение заправлять швейную машину нитками ещё не сформировано. Но от этого умения в большой степени зависит успех текущего и всех последующих уроков. Если нитки в результате неправильной заправки швейной машины будут постоянно путаться, учителю придется львиную долю времени уделить ремонту. Чтобы избежать этого, нужно в начале урока напомнить учащимся правила заправки и предложить дидактическую игру-соревнование.
Правила игры заключаются в следующем. Все учащиеся начинают заправлять швейную машину по команде учителя, который с помощью секундомера измеряет время заправки, а затем проверяет её правильность и ставит нескольким ученикам, показавшим лучшее время и правильно подготовившим машину к работе, оценку «5». Для экономии времени учитель может заранее намотать нитки на шпульку. Общее время проведения этого этапа урока зависит от количества швейный машин в классе и от числа учащихся.
Нужно провести такое количество стартов, чтобы все учащиеся получили возможность поупражняться в заправке и получить индивидуальную оценку. Ещё одно преимущество такой игры заключаем и в том, что к началу практической работы все машины подготовлены к работе. Такое соревнование нужно проводить в начале всех последующих уроков по шитью, до тех пор пока у всех учащихся не сформируется устойчивое умение заправлять швейную машину нитками и пока все они не получат за эту работу оценку «отлично». Другой оценки быть не должно, так как недостаточная освоенность этой операции будет в дальнейшем отзываться сбоями в работе швейных машин.
III. Изложение нового материала.
В соответствии с программой учителю необходимо изложить материал по следующим темам.
• Требования, предъявляемые к выполнению машинных работ • Машинные операции: обмётывание деталей, застрачивание шва, стачивание деталей • Условное обозначение операций • Способы контроля качества • Правила безопасного труда при выполнении влажно-тепловых работ • Организация рабочего места • Оборудование для влажно-тепловой обработки • Требования, предъявляемые к выполнению влажно-тепловых работ • Состав деятельности по выполнению операций влажно-тепловой обработки: приутюжить шов, разутюжить деталь, заутюжить шов • Условное обозначение операций • Способы контроля качества •
1. Для концентрации внимания и активизации умственной деятельности учащихся раздайте им образцы обмёточной ручной и зигзагообразной машинной строчек, а также стачных швов, выполненных как вручную, так и на швейной машине, предложите определить, какие из них выполнены на машине, чем они отличаются от ручных. Таким образом подведите учеников к самостоятельному выводу о преимуществах машинной обработки швейного изделия.
Расскажите о требованиях к выполнению машинных работ, иллюстрируя рассказ образцами машинных строчек.
2. Объясните учащимся значение терминов обмётывание, застрачивание и стачивание. Продемонстрируйте образец зигзагообразного обмёточного шва и объясните, что он получится в результате выполнения операции обмётывания. Покажите образцы швов вподгибку с открытым и закрытым срезами. Сообщите, что эти швы получаются в результате выполнения операции застрачивания. Покажите также образец стачного шва как результат выполнения операции стачивания. Рассмотрите соответствующие рисунки в учебнике.
3. Объясните детям, что после выполнения любой машинной швейной операции обязательно нужно провести утюжильную обработку шва. Этому обыкновенно мешают нитки временного назначения, которыми смётывали или замётывали шов. Удалять эти нитки нужно с помощью ножа-распарывателя или маленьких кожниц с острыми кончиками. Нужно разрезать ручные закрепки, рассечь временную строчку в нескольких местах и затем осторожно, стараясь не повредить машинную строчку, удалить отрезки ниток. Продемонстрируйте приём.
4. Объясните ученикам, что после удаления строчки временного назначения нужно включить утюг и провести так называемую влажно- тепловую обработку, которая в домашних условиях выполняется с помощью утюга на утюжильной доске. Утюг должен быть оборудован терморегулятором для установки нужной температуры нагрева подошвы утюга и пароувлажнителем — для подачи пара на изделие. Продемонстрируйте такой утюг, покажите его основные части. Скажите, что шнур утюга не должен касаться его подошвы, для этого утюжильная доска должна иметь приспособление для подвешивания шнура. Расскажите об организации рабочего места для выполнения утюжильных работ. Особо следует остановиться на правилах безопасного труда при выполнении этих операций.
Продемонстрируйте приёмы влажно-тепловой обработки - приутюживание, разутюживание и заутюживание. Объясни те, что эти слова имеют общий корень. Нелишним будет спросить у учащихся, какой это корень, от какого слова происходит. Приставка в этих словах разная и обозначает отличие утюжильных операций друг от друга. Приставка «при-» обозначает «прижать», т. е. просто поставить утюг на машинный шов, нажать на него и немного подвигать вправо и влево. Приставка «раз-» обозначает, что припуски стачного шва нужно разложить в разные стороны и закрепить их в таком положении утюгом, т. е. разутюжить. Приставка «за-» означает, что эти припуски нужно заложить в одну сторону и также закрепить утюгом, «заутюжить». Объясните разное назначение данных операций.
Для ознакомления с условными обозначениями этих работ предложите учащимся рассмотреть соответствующие рисунки в учебнике.
5. Объясните учащимся, что только после влажно-тепловой утюжильной обработки можно считать выполнение шва законченным. Теперь можно систематизировать знания учащихся об изученных в 5 классе швах. Вместе рассмотрите рисунок «Классификация машинных швов» в учебнике или продемонстрируйте материал цифровых образовательных ресурсов по данной теме. Расскажите о соединительных и краевых машинных швах, их назначении. Остановитесь на тех из них, которые изучили и выполнили на этом уроке, — стачных (вразутюжку и взаутюжку) и вподгибку (с открытым и закрытым срезами). Обратите внимание учащихся на то, что именно эти швы им предстоит применить при изготовлении проектных изделий.
IV. Самостоятельная работа.
Предложите учащимся выполнить задания 1 и 2 в рабочей тетради. Для успешного выполнения заданий можно пользоваться текстом учебника.
V. Практические работы «Изготовление образцов машинных работ», «Проведение влажно-тепловых работ».
Результатом выполнения практических работ должны быть образцы машинных швов с выполненной на них влажно-тепловой обработкой: стачной шов вразутюжку и взаутюжку, шов вподгибку с открытым и закрытым срезом. Готовые образцы учащиеся прикрепят в тетрадь-вкладыш. Для выполнения задания можно воспользоваться образцами ручных работ, сделанными на предыдущих уроках, - проложить на них машинные строчки (см. практические работы «Изготовление образцов машинных работ» и «Проведение влажно-тепловых работ»). Однако, если позволяет время, лучше заново выкроить детали, затем выполнить ручные, машинные и влажно-тепловые работы, как это описано в практической работе «Изготовление образцов машинных работ». Это позволит закрепить умение выполнять раскройные и ручные работы, а также сформировать знания о видах машинных швов, операциях машинной и влажно-тепловой обработки.
Вводный инструктаж. Учитель объявляет тему, цели и задачи практической работы, напоминает учащимся о правилах безопасного труда при работе со швейной машиной, ножницами, ножом-распарывателем, утюгом. Предостерегает учащихся типичных, наиболее частых ошибок.
Если для практической работы используются образцы ручных работ, выполненные ранее на уроке, обсудите с учащимися пункт 5 задания 1 практической работы «Изготовление образцов машинных работ», продемонстрируйте приём и дайте возможность учащимся выполнить стачивание в соответствии с заданием этого пункта, затем приступайте к обсуждению пункта 6 и т. д.
Если вы пошли по более сложному пути и выполняете практическую работу «Изготовление образцов машинных работ», действуйте так же, выполняя последовательно пункты задания 1 к этой работе.
Критерии оценки практической работы. Представьте учащимся критерии оценки качества работы, например:
1) детали выкроены по долевой нити;
2)припуски на шов соответствуют заданию;
3)машинная строчка ровная;
4)закрепки в начале и в конце строчки выполнены и не превышают по длине 7 мм;
5) влажно-тепловая обработка выполнена аккуратно.
Текущий инструктаж. После выполнения учащимися машинных строчек и удаления ниток временного назначения продемонстрируйте им приёмы влажно-тепловой обработки - приутюживание, разутюживание и заутюживание и дайте возможность выполнить влажно-тепловую обработку образцов.
Заключительный инструктаж. Объявите об окончании работы. Напомните ученикам, что образцы машинных швов нужно прикрепить в тетрадь-вкладыш.
VI. Контроль формирования знаний и умений.
Проверка знаний осуществляется с помощью теста в рабочей тетради.
Контроль умений, сформированных на практической работе, осуществляется с помощью оценочного листа. По мере завершения работы ученики будут пытаться самостоятельно оценить качество выполнения каждого из четырёх образцом по выработанным во время вводного инструктажа критериям (самоконтроль). Для этого у учителя имеется оценочный лист, в который каждый учащийся может выставить 1 балл за каждый выдержанный критерий. Полученная сумма баллов может быть переведена в обычную оценку, например: 18-20 баллов оценка «5»; 15-17 баллов — оценка «4», 13-11 баллов — оценка «3», 10 и менее баллов — «2». Ниже приведён пример оценочного листа.
Оценочный лист
Фамилия учащегося
Критерии
Сумма баллов
Образец.
№ 1
Образец.
№2
Образец.
№3
Образец.
№4
13
20
16
Баллы ученик выставляет простым карандашом. Затем объясняет учителю, за что, по его мнению, можно дать 1 балл, а за что — снять его, т.е. выставить 0 баллов. Учитель может согласится или не согласиться с доводами ученика, принять его оценку, повысить её или снизить и выставить окончательную отметку в журнал.
VII. Подведение итогов урока.
В конце занятия оставьте время для обобщения пройденного материала. Оцените итоги совместной работы, отметьте лучших учащихся, выставьте отметки и сообщите домашнее задание.
VIII. Домашнее задание:
1. Изучить материал параграфов «Основные операции при машинной обработке изделия», «Влажно-тепловая обработка изделия», «Машинные швы».
2. Ответить на вопросы параграфов.
3.Решить кроссворд (задание 3 в рабочей тетради).
4.Принести на следующий урок: ткань для образцов, кальку, агу в клетку размером с тетрадный лист, портновские ножницы, мел, булавки. Ответы на задания и тесты рабочей тетради по темам:
«Основные операции при машинных работах», «Влажно-тепловая обработка ткани», «Машинные швы»
Ответы на кроссворд Ответы на ребусы
1 .РУКИ РОСТ
2.0ЖОГ ОБХВАТ ТАЛИИ
3.ВИЛКА ОБХВАТ БЁДЕР
4.ПОДСТАВКА ДЛИНА ИЗДЕЛИЯ
5 .ТЕРМОРЕГУЛЯТОР
Впишите в клеточки слова-ответы.
1.ЗАСТРАЧИВАНИЕ
2.0БМЁТЫВАНИЕ
3.СТАЧИВАНИЕ
4.ПОДОШВА
5.ВПОДГИБКУ
6.ВРАЗУТЮЖКУ
7.ВЗАУТЮЖКУ
8.С ОТКРЫТЫМ СРЕЗОМ
9.С ЗАКРЫТЫМ СРЕЗОМ
10. ОТДЕЛОЧНЫЕ
Вы согласны с тем, что...
№
Да
Нет
11
22
33
34
55
66
77
88
99
110
Приложение
Основные операции при машинных работах.
Влажно-тепловая обработка ткани.
Машинные швы
1. Впишите пропущенные слова.
• Нитка для машинной строчки подбирается ______________ткани.
• Номер нитки соответствует ____________________________ткани.
• Номер машинной иглы зависит от _____________________
• Частота машинной строчки устанавливается в зависимости от ______________________________________________
• Длина машинной закрепки в начале и конце строчки равна ______мм.
2. Подумайте и запишите, для чего утюжат ткани и швейные изделия.
Что должно быть сухим при включении и выключении утюга?
Какую травму можно получить раскаленным утюгом? 3. Держась за какую деталь, включают утюг в электросеть? 4. Специальное! место, куда необходимо ставить утюг во время работы. 5. Как называется приспособление утюга, служащее для установки определенной температуры нагрева?
5
1
2
3
4
ТЕСТЫ по темам: «Основные операции при машинных работах», «Влажно-тепловая обработка ткани», «Машинные швы»
Вы согласны с тем, что:
При стачивании выполняют закрепку только в
начале строчки? ______________________________________________
2. Длина закрепки должна быть не более 7 мм?_______________
3. Можно застрочить край, подогнутый два раза?_____________
4. Расстояние от машинной строчки до сгиба при
застрачивании должно быть одинаковым по всей длине?_______________
5. При стачивании деталей можно прокладывать строчку