Министерство образования Республики Саха (Якутия)
МО «Верхоянский район»
Современная якутская национальная одежда с композицией плетения в технике макраме
Выполнила:
учитель технологии
Соловьева Ольга Николаевна 1 категории,
МБОУ «Эгинская СОШ»
Содержание
Современный якутский национальный костюм стр.
Основные направления якутских национальных костюмов……………………………………………………………………4
Современной подход в моделировании национальной одежды...............5
Техника макраме в декоре одежды
Макраме – история, техника, выполнения……….………………………6
История якутского орнаментального искусства………………………...7
Заключение………………………………………………………………..10
Использованные литературы…………………………………………….11
Краткая аннотация
Макраме является одним из древнейших направлений декоративно-прикладного искусства. Техника макраме находит очень широкое применение в жизни современного человека. Требуются новые дизайнерские подходы к проектированию современных якутских национальных одежд.
Применение макраме в виде тесьмы для узора на костюмах современной якутской национальной одежды. Способствовать популяризации украшения этого вида плетения на одежде. Национальные костюмы являются одним из основных этнокультурных источников для современных дизайнеров, богатство и разнообразие этнических костюмных форм, их глубинные связи с историей народа, мифологией и искусством обуславливают особый интерес модельеров и дают все новые варианты освоения национальной одежды.
Элементы макраме для традиционного костюма прекрасно уживаются с современным моделированием, обогащая его.
Тема работы: Современная якутская национальная одежда с композицией плетения в технике макраме.
Цель: Применение техники макраме в виде узоров на современной якутской национальной одежде.
Задачи:
проявить дизайнерские способности в разработке моделей платья и костюмов якутской национальной одежды;
создание узоров на одежде из плетеной тесьмы.
Актуальность работы: Макраме является одним из древнейших направлений декоративно-прикладного искусства. Техника макраме находит очень широкое применение в жизни современного человека. Требуются новые дизайнерские подходы к проектированию современных якутских национальных одежд.
Новизна: Применение макраме в виде тесьмы для узора на костюмах современной якутской национальной одежды. Способствовать популяризации украшения этого вида плетения на одежде.
Основные направления якутских национальных костюмов
В настоящее время развитие якутской одежды идет по двум направлениям:
- восстановление и сохранение традиционной одежды;
- создание современных костюмов, основанных на традиционной культуре;
Восстановление и сохранение традиционной одежды в свою очередь имеет три направления развития:
1- реконструкция (восстановление традиционной одежды с соблюдением старинных технологий выделки материалов, пошива и отделки);
2 - копирование (выполнение оригинала из современных материалов, современными методами конструирования и технологии пошива);
3 - интерпретация (внесение авторских изменений в использовании материалов, конструкции, технологии);
Работа над современными костюмами идет по двум направлениям:
1- создание бытовой одежды (повседневной, нарядной, свадебной, деловой, форменной, производственной);
2 - создание зрелищной одежды (сценической, выставочной, представительской, образные творческие коллекции);
Современной подход в моделировании национальной одежды
Работа над современным костюмом, основанным на традиционной культуре, в данный момент развивается, как было сказано выше по двум основным направлениям - бытовая и демонстрационная. Несмотря на кажущееся успешное развитие данного направления, необходимо заметить, что работа над бытовой одеждой (особенно повседневной) идет неудовлетворительно. Заметно преобладание одежды демонстрационного (особенно сценического) плана. Как известно, в эту группу входят танцевальные, эстрадные, цирковые и другие подобные костюмы, которые по своему характеру стоят на стыке бытового и театрального костюмов, поэтому решаются с одной стороны по композиционным законам бытовой одежды, с другой стороны учитываются законы сценического действа, пространства. Необходимо также заметить, что цели, задачи сценической одежды иные, чем у бытовой. Если бытовая одежда развивается по законам Моды, то развитие сценической одежды идет с учетом развития зрелищных искусств (т.е. диктуется им). Таким образом получается, что сегодня спрос на сценическую одежду выше, чем на бытовую одежду, соответствующего направления.
Для формирования целостности образа к модели можно добавить различные аксессуары.
В данной работе - макраме использовано в виде тесьмы.
Макраме – история, техника, выполнения
Макраме - слово арабское, значит бахрома, аграманты украшения; в переносном смысле этот термин употребляется для обозначения различных работ, исполненных узлами и сплетением нитей. Эти работы называются также "бахрома узелками".
Макраме - чрезвычайно интересная работа и весьма разнообразная притом, потому что оно применяется для массы предметов, как украшение и отделка. Кроме того, работы макраме необыкновенно прочны, что тоже немало способствовало распространению их.
В Европе слово “макраме” в значении узелкового плетения впервые начали употреблять в XIX веке. Предполагают, что в Европу искусство узелкового плетения в VIII-IX веке с Востока. Одним из посредников его проникновения в страны Европы был парусный флот. Комбинации многих морских узлов необычайно сложны и оригинальны по своей красоте.
В России макраме стали увлекаться значительно позднее, чем в Западной
Европе. Большой размах это рукоделии получило в России в конце XIX-начале
XX столетия. Наряду с изящными сумочками, кошельками, поясами русские мастерицы плели и более сложные изделия утилитарного назначения: скатерти, салфетки, газетницы, шали, занавеси с бахромой и кистями. Большой популярностью пользовались плетенные воротники.
В последние годы искусство макраме переживает свое очередное возрождение. Несмотря на древность оно не утратило своей привлекательности в наши дни. Современный интерьер, сложившийся во многом из стандартных вещей, потребовал поиск новых оригинальных решений в убранстве дома. На помощь пришло старое искусство макраме. Панно, коврики, скатерти, кашпо, абажуры выполненные в этой необычной технике из массивных шнуров, веревок, пеньки, хлопчатобумажных, льняных и синтетических нитей, придают современному интерьеру особый уют и оригинальность.
Плетение выполняются в технике макраме. Макраме (фр. Macramé — тесьма, бахрома, кружево) — изготовление декоративных изделий методом узелкового плетения. Главное в макраме — правильно подобрать узлы, т.к. от этого зависит четкость и качество узора. Техникой макраме можно создавать разнообразные цветные изделия.
Из произвольного количества нитей одни являются рабочими, другие – узелковыми. Рабочей нитью завязывают на узелковых нитях четное количество узлов, при этом узелковую нить туго натягивают. В ходе работы рабочие и узелковые нити постоянно меняются местами и рабочими функциями: рабочая нить становится узелковой и наоборот.
На одежде показана плотная полоса, которая выполнена диагональными нитями трех цветов. Подобное плотное плетение можно применять для ковров, поясов и т.д..
Плетение располагается по диагонали вправо, а цветные полоски продвигаются влево.
Тесьма нашивается фантазийными кругами в виде якутских национальных узоров. Узоры заполняют весь фон изделия. Тесьма прикрепляется с одной стороны к фону и украшается бисером.
Для этой коллекции плетено около 20 метров тесьмы.
История якутского орнаментального искусства
Якутское народное искусство – значительное явление в культуре народов Сибири. Общепризнанна его самобытность в различных формах бытования. Орнамент является основой декоративно-прикладного искусства любого народа, поэтому якутское народное искусство выступает перед нами преимущественно как орнаментальное. Якутский орнамент, связанный с бытом и традиционным укладом жизни народа, является неотъемлемой частью его материальной и духовной культуры. Он играет значительную роль как в повседневной, так и в обрядово-ритуальной обстановке. Изучению процесса становления и развития якутского орнамента, проблем его классификации способствует анализ работ якутских народных мастеров ХIХ века.
Орнамент - неразрывная составная прикладного искусства. Он ярко свидетельствует об уровне материальной и духовной культуры народа, в нем сосредоточены глубина его мысли, творческая фантазия, художественное мастерство.
Якуты испокон веков украшали орнаментами свои строения, сэргэ, атрибуты ысыаха, домашнюю утварь, свою одежду, различную посуду. Для каждого предмета использовались орнаменты различного содержания, основанные в духе эстетических требований народа, его философских взглядов .
Изобразительные средства якутов очень разнообразны. Их мотивы зависят от того, для каких изделий они предназначены и отсюда их виды .
Виды якутских орнаментов:
• линейный орнамент
• ребристый рисунок, орнамент в виде трав
• орнамент в виде косых линий
• орнамент в виде неба (елочка)
• ломаные линии (вид урасы)
• орнамент в виде сети
• орнамент в виде ягоды малины, обрезков и ногтей
• орнамент в виде коровы
• сердцеобразный орнамент
• орнаменты в виде бараньих рогов
• лировидный орнамент
• орнамент в виде завитков
• растительный побежок
• орнамент в виде муравья
• растительный рисунок
• рисунок в виде цветов
• орнамент в виде солнца
В шитье, вышивании, традиционном костюме, как и в других видах якутского прикладного искусства, отразились представления народа о красоте, особенности его кочевого быта в условиях суровой сибирской природы. Яркими орнаментами украшались шубы, платья, торбаса, рукавицы, шапки, кошельки, конское убранство – чепраки, кычимы, лепсе. Эти вышивки помещались на на предметах культовых, обрядовых, праздничных.
Любимые цвета якутских мастериц – красный и черный, далее следуют зеленый, желтый, коричневый, синий. Орнамент вышивали нитками в контраст к основному фону. Якутские мастерицы свободно варьировали эти традиционные цветовые сочетания. В чепраках и кычимах четко выделяли среднюю часть обычно лировидным орнаментом [9]. В работе Тишиной Татьяны Петровны говорится, что центральным мотивом группы орнаментов является процветшая лира (прил. №6), связанная с мотивом дерева жизни и кругом мифологических представлений якутов. Употребление ее в центре вышивок чепраков и кычимов исследователи связывают с триадой богинь якутского пантеона: Айыысыт, Иэйэхсит и Аан Алахчын. Последняя обитает в священном дереве Аал-Лук-Мас (древе жизни), которое является источником изобилия; дети ее – бесчисленные духи деревьев и трав. В качестве заполнителя лиры выступают как простые, так и сложные мотивы растительного узора: елочка, трилистник, условный цветок с подчеркнутой чашечкой, венчиком и сердцевиной. Изображение цветов в орнаменте отличается профильным характером. Мотив елочки и трилистника, возможно, местного происхождения; он отмечен в вышивке других народов Сибири, в частности, эвенков, у которых связан с местной флорой. Мотив лотоса восходит к древнеегипетской орнаментальной культуре. В русском цветочном орнаменте он не встречается. Мотив тюльпана, возможно, отражает связи с Персией, Ираном через Среднюю Азию. Пышный цветок, соотносимый некоторыми исследователями со средиземноморским ареалом культуры, присущ и древнерусскому, и кавказскому искусству. Возможно, это модификация сардааны – любимого в Центральной Якутии цветка из семейства лилейных.
Стилизованное изображение бараньих или коровьих рогов похоже не только на лиру и хомус, но еще и на след от конского копыта. Народные мастера говорят, что этот мотив является символом коня, что это орнаментальный след конского копыта.
Исследователи считают допустимым неоднозначность объяснения лировидных изображений: в древности они могли символизировать небо и землю в их двуединстве.
Работы исследователей якутского декоративно-прикладного искусства имеют огромную практическую ценность для изучения истории, помогают самодеятельным мастерам по дереву и шитью, оказывают неоценимую помощь подрастающему поколению.
Заключение
Сейчас как-то немного отдалились национальные традиции, весь народ следит за модными тенденциями, но, все же, отражение национального менталитета навсегда остается в культуре одежды народа саха.
Национальные костюмы являются одним из основных этнокультурных источников для современных дизайнеров, богатство и разнообразие этнических костюмных форм, их глубинные связи с историей народа, мифологией и искусством обуславливают особый интерес модельеров и дают все новые варианты освоения национальной одежды.
Элементы макраме для традиционного костюма прекрасно уживаются с современным моделированием, обогащая его.
Использованные литературы:
1. Заболоцкая З.М. Традиционная якутская одежда как творческий источник //Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии. Материалы 8-й международной научной конференции /под ред. Н.М.Калашниковой. - СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005.
2. Заболоцкая З.М. Использование традиций народной одежды в экодизайне современного костюма.- Якутск. 3.Берет//Летние комплекты.-2011.-№11.-С.18-19
4. Комплект цвета крем-брюле – шаль и шапочка// Вязание крючком.-2005.-№9.- С. 23.
5. Полная энциклопедия женских рукоделий / Пер. с франц. — М.: Восхождение, 1992. — 608 с.
6. Терешкович Т.А. Рукодельница. – Мн.: Полымя, 1992.- 222 с.: ил. 9. Народное искусство Якутии/сост. М.В. Хабарова.-Л.: «Художник РСФСР», 1981. – 144 с.
7. Неустроев Б.Ф. Саха орнаменнара / Киирии тыл авт. Р.С. Гаврильева. - Дьокуускай: Кинигэ изд-вота, 1990. - 98 с., ил.
11. Тишина Т.П. Якутское орнаментальное искусство // Культура народностей Севера: Традиции и современность. - Новосибирск, 1986.
12. Обухов Я. Символика цвета // Журнал практического психолога
13. Еременко Т. И. Вязание крючком // Рукоделие — 2-е изд., спр. и доп. — М.: Легпромбытиздат, 1989.