kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конструкционные материалы и их выбор. Краткие сведения о текстильных волокнах. Строение ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить учащихся с видами конструкционных материалов, текстильных волокон; сформировать представление о строении ткани; научить распознавать лицевую и изнаночную стороны ткани; воспитывать аккуратность при выполнении практической работы.

Просмотр содержимого документа
«Конструкционные материалы и их выбор. Краткие сведения о текстильных волокнах. Строение ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани.»

Урок №


Тема. Конструкционные материалы и их выбор. Краткие сведения о текстильных волокнах. Строение ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани.


Цель. Ознакомить учащихся с видами конструкционных материалов, текстильных волокон; сформировать представление о строении ткани; научить распознавать лицевую и изнаночную стороны ткани; воспитывать аккуратность при выполнении практической работы.


Оборудование и материалы. Образцы ткани, пряжи, волокон, клей, ножницы, лист бумаги А4.


Основные понятия. Конструкционный материал,

текстильные волокна,

нить основы,

нить утка,

кромка,

лицевая и изнаночная стороны ткани.


Тип урока. Комбинированный.


Ход урока

  1. Организация класса.

  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.


Беседа.

  • Какие материалы используются для изготовления различных изделий, например, для пошива одежды, обуви, производства станков, самолетов, строительства домов, мостов и др.?

  • Для чего используются ткани?

  • Как вы думаете, что служит сырьем для получения ткани?


  1. Изучение нового материала.

Рассказ учителя.

  1. Конструкционные материалы.

  2. Краткие сведения о текстильных волокнах.

  3. Строение ткани.

  4. Лицевая и изнаночная стороны ткани.

  • Конструкционные материалы.

Какие материалы используются для изготовления различных изделий, например, для пошива одежды, обуви, производства станков, самолетов, строительства домов, мостов и др.?

Обобщая ответы учащихся, сообщаю, что все перечисленные материалы называются конструкционными.

Конструкционный материал - это материал или сырье, из которого изготавливают изделие (ткань, кожа, резина, пластмасса, металлы, древесина, стекло …)

  • Ткань широко применяется в быту для пошива одежды и белья. Это

бытовая ткань. Кроме того, в промышленности используются технические и специальные ткани. Из них изготовляют спортивную и домашнюю обувь , элементы мягкой мебели, парашюты и защитную одежду, палатки, рюкзаки, зонтики, игрушки.

Ткань - бытовая, техническая, специальная.

  • Сырьем для получения ткани служат волокна.

Дети рассматривают образцы ткани полотняное переплетение.

Полотняное переплетение - это самое частые переплетения нитей основы и утка.

Вынимая толстой иглой нити, учащиеся могут увидеть, как они переплетаются между собой, а распушив их концы, убеждаются, что каждая нить состоит из отдельных тканей волокон, перекрученных между собой.

Текстильное волокно - тонкое и прочное тело, которое имеет очень маленькие поперечные размеры и по сравнению с ними значительную длину. Длина волокна примерно в 1000 раз больше его толщины.


Изготовление пряжи.

Нити, из которых изготовляют ткань, называется пряжей. Много лет назад нити изготавливали из волокон руками. Потом стали делать с помощью разных веретен. А затем появилась прялка - приспособление для ручного прядения, которое приводилось в движение ножной педалью. В наше время пряжа изготовляется высокопроизводительными машинами на прядильных фабриках.

В еретено прялка прядильные машины

В олокно ровница пряжа (нити) ткань

На прядильных фабриках работают: прядильщицы, крутильщицы, ровничницы.

На ткацких фабриках работают ткачихи.

Ткань , снятую с ткацкого станка:

  • Отбеливают,

  • удаляют лишние ворсинки,

  • окрашивают в нужный цвет,

  • наносят рисунок.


Ткань состоит из переплетающихся нитей. Одни нити идут вдоль ткани, другие- поперек. Нити, идущие вдоль ткани, называются основы. А нити, идущие поперек ткани, называются утка.


С двух сторон ткани вдоль нити основы идет кромка, благодаря которой ткань не осыпается (нити основы по краям ткани расположены чаще, поэтому здесь получается более плотное переплетение - кромка).


Кромка - узкая уплотненная полоска по краю ткани. Нити основы - сильно кручены и натянуты, как струны. Гладкие прочные, они тоньше и ровнее.

Нити утка - двух глухой. Ткань тянется мягкие , гибкие, пушистые, малокрученые.

  • У каждой ткани есть лицевая и изнаночная стороны.

С лицевой стороны рисунок яркий, с изнаночной стороны. Узелки, петельки, кончики оборванных нитей всегда находятся на изнаночной стороне ткани.



  1. Практическая работа.

Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.


Инструменты и материалы: образцы ткани, лист бумаги формата А4, клей, карандаш, линейка, ножницы.


Последовательность выполнения.

  1. Рассмотреть предложенные образцы тканей.

  2. Определить лицевую и изнаночную стороны.

  3. Приклеить на соответствующие места бумаги формата А4.

  4. Подписать работу.


  1. Закрепление новых знаний и умение учащихся.

  1. . Провожу в форме обсуждения результатов практической работы. Несколько учащихся докладывают о своих исследованиях, обосновывая полученные выводы.

  2. Разгадай кроссворд.

  3. . Игра "Блеф-клуб"

Игра может проводиться в письменной или устной форме. Учащиеся должны определить и ложные утверждения, отметив их знаками.


"+" и "-"

  1. кромка направлена вдоль нитей основы.

  2. Ткань растягивается сильнее вдоль нитей основы.

  3. Нити основы идут поперек ткани.

  4. Ткань имеет три кромки.

  5. Нити утка идут вдоль ткани.

  6. Сырьем идут вдоль ткани.


  1. Ответьте на вопросы.

  1. Как называются нити, идущие вдоль ткани?

  2. Что образуется по краям ткани в процессе ткачества.

  3. Как называются нити, идущие поперек ткани?

  4. Какие нити идут вдоль кромки?


Письменно или устно.

  1. О - нити основы.

  2. К - кромка

  3. У - нити утка

  4. О - нити основы.



  1. Подведение итогов урока.

  1. Комментирую результаты практической работы (письменных ответов).

  2. Выставление оценок

  3. Демонстрация лучших работ, обращая внимание на аккуратность выполнения.

  4. Домашнее задание: альбомный лист А4, простой карандаш, цветные карандаши (фломастеры). Будем разрабатывать схемы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Куликова Валентина Петровна

Дата: 16.08.2020

Номер свидетельства: 555816

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства