Тема урока: Конструирование. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и натуральную величину.
Цели:
обучающие:
- ознакомить учащихся с приемами расчета конструкции, правилами и последовательностью выполнения чертежа фартука;
- научить расчету конструкции по индивидуальным меркам, изготовлению и оформлению выкройки;
- формирование умения пользоваться чертежными инструментами и принадлежностями, строить чертежи в масштабе, оформлять и читать чертежи;
развивающие:
- развитие творческой активности учащихся, пространственного воображения, научить применять полученные знания на практике.
- развить наблюдательность и самостоятельность в работе;
воспитательная:
- воспитание культуры труда, творческой активности учащихся, аккуратности и точности при выполнении графических работ.
Оборудование: рабочая тетрадь, масштабная линейка, угольник, карандаш, ластик, фломастеры, сантиметровая лента, бумага для построения выкройки, презентация
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- Организационная часть
Приветствие учащихся
Проверка присутствующих
Проверка готовности учащихся к уроку
Приветствие учителя
Сдача рапортичек
Приготовление рабочего места
- Повторение пройденного материала
Провожу опрос по пройденной теме:
- На какие виды делится одежда? Охарактеризуйте их.
- Что такое мерки?
- Могут ли мерки быть для всех одинаковыми? Почему?
- Расскажите правила снятия мерок с фигуры.
- Какие мерки необходимы для построения чертежа фартука?
- Как записываются мерки длины и обхватов?
- Как снимается мерка Дн и мерка Сб, Ст?
- Какие основные линии фигуры вы знаете?
- Показываю на манекене линию, учащиеся называют их.
Отвечают на вопросы, дополняют друг друга
- Подготовка учащихся к изучению учебного материала. Организация процесса получения новых знаний
На последующих уроках мы рассмотрим и сделаем выкройки фартуков. Вы их сумеете сделать сами, научитесь первым приемам кройки и шитья.
Любая одежда должна иметь красивый вид, чтобы ее приятно было надеть. Поэтому при создании моделей как бытовой, так и производственной одежды конструкторы подбирают не только наиболее удобные формы ее деталей, но и стараются их разнообразить, а также использовать красивые ткани и различную отделку. Хороший фартук может получиться из хлопчатобумажной ткани, ситца, сатина или штапельного полотна.
Как вы думаете, чем можно украсить фартук?
Что еще рассказать вам о будущем вашем фартуке?
Во-первых, никогда не швыряйте его куда попало. Закончив свои дела на кухне или уборку в комнате, повесьте фартук на гвоздик.
Во-вторых, не ленись, стирай хотя бы раз в неделю. А потом хорошо проглаживай утюгом.
Когда ты занимаешься хозяйственными делами, фартук должен быть чистым, выглаженным и даже подкрахмаленным.
Объявляю тему урока и цели.
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.
Размышляют, отвечают на вопрос.
Слушают, запоминают.
Записывают тему урока.
- Объяснение нового материала
Чтобы сшить фартук, сначала конструируют чертеж, затем готовят выкройку.
Конструирование – это построение чертежа выкройки изделия.
Чертеж – это графическое изображение какого-либо предмета на бумаге в натуральную величину в уменьшенном или увеличенном виде.
Выкройка – деталь швейного изделия из бумаги, по которой раскраивают ткань.
Прежде чем приступить к конструированию, нужно выбрать модель.
Модель – это образец изделия, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами. Это творческий процесс. Разработка модели фартука под силу каждому. Чуть изобретательности, фантазии – и ваш фартук может стать единственной и неповторимой моделью.
Для выполнения работ по конструированию нуж-ны следующие инструменты и принадлежности: масштабная линейка, чертежный угольник, карандаш, бумага для чертежа.
Для построения чертежа необходимо сделать определенные расчеты.
Чертеж фартука с нагрудником строят в следующей последовательности:
- построение сетки чертежа
- построение нагрудника и кармана
- построение бретели и пояса
Слушают. Записывают в тетрадь.
- Закрепление изученного материала
Провожу опрос:
- Что такое конструирование?
- Что такое чертеж?
- Что такое выкройка?
- Что такое модель?
- Какие виды тканей хорошо использовать для изготовления фартука?
Отвечают на вопросы.
Практическая работа
Прежде чем приступить к выполнению практической работы, давайте выполним небольшое упражнение. При выполнении практической работы по вычерчиванию чертежа необходимо строго следить за правильными приемами работы чертежными инструментами: линейку надо держать левой рукой, плотно прижимая к бумаге; при проведении линий по линейке карандаш надо слегка наклонить в сторону его движения (не наклонять на себя или от себя). Положите листочки перед собой и возьмите карандаш и линейку. Отступите 3см сверху и 3см от края листика и нарисуйте произвольный прямой угол с вершиной В. А теперь приступим к выполнению практической работы. Я буду показывать чертеж в презентации, а вы следом за мной на бумаге. Напоминаю, что вы должны использовать при построении свои результаты измерений, которые записаны в тетради и технологическую карту с формулами для построения которые лежат у вас на столе. В ходе построения чертежа проверяю правильность построения, делаю необходимые замечания. Строят чертеж самостоятельно после того как посмотрели презентацию
Подведение итогов урока
Рефлексия:
- было интересно…
- было трудно…
- теперь я могу…
- я научилась…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Закрепить выполнение чертежа следующими вопросами, которые находятся в презентации. Сообщение оценок за теоретические и практические знания.
Оценка практической работы.
Анализ и оценка урока.
Учитель подводит итог урока, отмечает выполнение самостоятельной работы и ошибки при выполнении построения чертежа, разбирает на примерах причины ошибок и способы их исправления.
Отвечают на вопросы.
На следующем занятии мы рассмотрим какие затруднения были на уроке.
8. домашнее задания
умение объяснить значение основных понятий урока; построить чертеж фартука в натуральную величину и на следующем занятии сдать его на проверку. Принести тетради и учебник.
Записывают в дневник.