конспект урока технологии "Якутский головной убор"
Конспект урока технологии "Якутский головной убор"
Данный урок был проведен в рамках юбилейных мероприятий МБОУ "СОШ г. Среднеколымска". Урок разработан для 6 класса. На уроке рассматриваются различные виды якутских головных уборов, начиная со старинных до современных. В конце урока детям предлагается практическая работа в виде изготовления якутского головного убора "бастынга). также учащимся выдается раздаточный материал в виде выкрайки головного убора
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: Ознакомить учащихся с фрагментом из якутского костюма, головным убором бастынгой.
Научить изготавливать бастынгу.
Ход урока: 1. Какой большой праздник мы отмечаем летом на Колыме?
2.Почему якутский народ отмечает этот праздник?
3.Вы ходите на Ыhыах?
4.В какой одежде вы идете на этот праздник?
5.Что надеваете на голову, ( показать Ыhыах) ?
Тема нашего урока Головной убор якутского костюма .
Цель нашего урока: Подробно ознакомится с головным убором бастынгой. Научимся изготавливать и украшать .
Выступает ученица с сообщением о бастынге.
Как и большинстве традиционных культур саха могли лично не знать друг друга . но по одежде ( орнаменту .цветовому оформлению точно определяли материальный достаток ,социальное и семейное положение, район проживания).№1
В комплект украшений женщины саха обязательно входила начельник - (бастына).№2
Головной убор прикрывает волосы , а в них по представлениям разных народов, заключается средоточение жизни, связь трех миров (верхний, средний и нижний).Поэтому головной убор имеет особое значение в якутском костюме.№3
В начале бастыну делали из кожи шириной 3,5 см, оставляли часть волос открытой – символ девичества.№4
С двух сторон у висков ,крепились подвески –ленты нанизанных на нитку стеклянных бус и чередующихся с ними медными трубочек.№5
С спереди длинные подвески спадающие на грудь на уровне нижнего края грудной клетки, соединяется большой круглой пластиной кун(солнце),завершается каскадом узорных подвесок. Функцией его размещения на уровне груди служит щитом закрытия места ,где по вере якутов находится душа человека.№6
Такие же подвески были и с сзади которые закрывали затылок до седьмого шейного позвонка. Бастына в комплексе напоминает военный шлем.
Вообще в женских украшениях из металла много общего с доспехами воина ,защита уязвимых мест.
Выходя замуж, девушка переходила в род мужа, который от ныне брал на себя ответственность за неё. В знак этого ленты срезались. №7
Выступление 2 ученицы :
Головной убор делают из бересты, кожи, ткани и металла, самые богатые делали из серебра и бисера.(показ бастыны: из бересты, металла и ткани)
В качестве материал и для украшений использовали медь, латунь, серебро и бисер. Украшения были обязательными в качестве оберега и являлись символом, богатство, отличались знаками род, происхождения. №8
Применяли цвета красный как символ крови, силы жизни, связанное с матерью. №9
Зеленый – зелень трава №10
Синий ,голубой - небо ,река №11
Желтый – солнце, символ жизни, счастья №12
Белый – невинности чистоты, снег №14
Головной убор с закрытыми подвесками одевали только девочки, с открытыми женщины и с мехом пожилые женщины (показ видов бастынги).
По цветам можно было узнать где живет человек, зелёный означает лес, жёлтый – песок, синий – воду.
Ну и конечно сам орнамент многое рассказывал. Он состоит из определённых знаков, которые тоже имеют свой смысл.
Сети - зубы –
Следы - солнце -
Стебелёк - волны –
Копыта - сердце –
Волна - цветок -
Муравьи - ёлочка –
Закрепление :
1.что такое бастынга?
2.для чего надевают головной убор?
3.из каких материалов изготавливают бастынгу?
Для изготовления изделья раздать заготовки из материала, ножницы, иголки и нитки. Соединить края заготовки.