МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: объяснительно-иллюстративный, практическая деятельность.
ФОРМА РАБОТЫ: индивидуальная.
ХОД УРОКА
Организационная часть 2мин.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, сообщение темы урока.
Слайд № 1 « Вязание крючком»
Мастеру посвящается
Фантазии полёт и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках...
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живёт в веках.
Умелец может сделать из железки,
Из камня, дерева – шедевры красоты.
Из разноцветья бисера и лески,
Как в сказке, чудеса творишь и ты.
Я прикасаюсь к броши осторожно,
Она чарует и ласкает взор.
Представить трудно, как это возможно
Создать невиданной красы узор.
Как результат терпенья и уменья –
Изящество, и цвета чистота,
И совершенство формы... Нет сомненья,
Наш мир спасут талант и красота!
З. М. Торопчина
Объяснение нового материала 10 мин
Девочки, такими прекрасными словами мне захотелось начать наше занятие. Сегодня мы с вами узнаем о истории возникновения вязания крючком и научимся основным приемам работы.
Слайд № 2 « Цели занятия»
Слайд № 3 « История возникновения вязания» (к рассказу можно привлечь учащихся).
Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет. А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые IX и X веками нашей эры. Найден детский носок, у которого большой палец отделен от остальных, как в современных перчатках, чтобы между пальцами мог проходить ремешок сандалии. Полагают, что в Европу вязание проникло через коптов - египетских христиан. В миссионерские поездки они брали с собой вязаные вещи, которые привлекали всеобщее внимание, а в XII веке в Европе вязание превратилось в домашнюю работу. В ХIII веке во Франции вязание стало довольно доходной отраслью промышленности. Вязали шляпки, перчатки, фуфайки, чулки. В Шотландии появляется традиционный головной убор - вязаный берет. Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины! Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины. И все равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию крючком выиграл мужчина, а приз - Золотой крючок - ему вручала лично Эсте Лаудер. В 1589 году помощник приходского священника Уильям Ли из Вулбриджа изобрел вязальный станок. Вместо артелей вязальщиков появились промышленные предприятия, с которыми артельщики уже конкурировать не смогли. Одно время существовало мнение, что машинное вязание вытеснит ручное, однако чем больше выпускалось изделий массового производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную. Особенно это относилось к вязанию крючком. Потому что вязание на спицах очень похоже на машинное, а в вязании крючком всегда очевидна уникальность, единичность изделия.
Учитель: Девочки, посмотрите, что можно сделать из крючка и ниток !!! (демонстрация готовых изделий, поделок)
Слайд № 4,5
Слайд № 6 Яркие и неповторимые вещи, связанные вашими подругами или знакомыми , вызывают у вас восторг и восхищение! Но это и вам подвластно! Нужно только захотеть! Я уверяю вас, что научиться вязать потребуется всего лишь один вечер! И так, попробуем?
Самый главный инструмент в вязании- это крючок.Слайд № 7
Умение правильно подобрать крючок для работы - это залог успеха в работе настоящего мастера! От правильного выбора инструментов и приспособлений во многом зависит качество вязаных изделий, а также производительность труда.
Крючки могут быть короткими(12-15см) и длинными(35-45см).
Длинными крючками пользуются для тунисского вязания. Они имеют стержень цилиндрической формы, на конце которого имеется шарик. Короткие крючки используются для обычного вязания.
Они могут быть как толстыми, так и тонкими.
Толстые крючки (№2-6) используют для вязания изделий из шерстяной или толстой пряжи.
Тонкими металлическими крючками (№0,5-1,05) вяжут ажурные легкие изделия(кружева, салфетки). Как правило, крючок должен быть в 1,6-2 раза толще нитки. Если для тонких ниток взять толстый крючок, то вязаное полотно будет ажурное с большими просветами.
Слайд № 8 В качестве ниток для вязания крючком можно использовать полушерстяную пряжу разных оттенков кроме чёрной.
А сейчас посмотрите первый видеофрагмент. 3 мин
Практическая работа №1
Начало вязания – набор воздушных петель. 17 мин
Во время работы показ, демонстрация приёмов работы.
Слайд № 10
В вязании используются условные обозначения: Слайд № 11 5 мин
Практическая работа №2
Столбик без накида. 17 мин
Во время работы показ, демонстрация приёмов работы.
Сначала вам покажется, что вязание крючком - это очень трудное занятие, а схемы для вязки - сложными. Но как только вы научитесь читать эти самые схемы и правильно держать крючок, не натягивая нитку, вы с головой окунетесь в мир сказочных мотивов. Ажурные узоры станут частью вашей жизни, а вязание крючком будет доставлять вам радость. Слайд № 13,14
По окончании работы уборка рабочего места. 2 мин
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Домашнее задание 3 мин
Выучить условное обозначение петель, набрать 20 воздушных петель, связать – образец столбиком без накида высотой 10 см.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Учебник Технология 7 класс под ред. В.Д.Симоненко, Вентана Граф,2009 г.