Просмотр содержимого документа
«Конспект урока технологии в 7 классе "Чудо петелька"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа – интернат №2»
Разработка открытого урока по предмету «Технология».
Тема: «Чудо – петелька»
Подготовила учитель технологии
Козлова Наталья Васильевна
2016-2017 учебный год
Цели:
- закрепить умения и навыки по закрытию петель в конце большого пальца у варежки;
- познакомить учащихся с историей русского ремесла – вязания на спицах;
- показать, как путем правильного цветового решения можно сделать само изделие более
- способствовать развитию эстетического вкуса;
- воспитывать интерес и уважение к народным традициям.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие учителей, учащихся и гостей. Постановка целей урока.
Опрос – повторение.
- Какие правила необходимо соблюдать, приступая к работе на спицах?
- Какие инструменты и материалы должны быть под рукой во время работы?
Что можно связать платочной вязкой? (платок).
Сегодня, девочки, мы закончим с вами вязать варежки. Нам осталось довязать пальчик.
- Как можно вязать пальчик? (на 3 – 4 спицах)
- Когда начинают делать убавление петель в конце большого пальца? (довязать до середины ногтя)
- Как правильно закрыть петли, если вяжешь на 4 спицах.
3. Практическая работа.
(вязание пальчика) и проверка домашнего задания.
Учитель: Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Как и любой другой вид прикладного искусства, вязание постоянно развивается и видоизменяется.
А что вы узнали, девочки, об истории возникновения вязания?
Немного об истории вязания (сообщения учащихся).
Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо – петелька задолго до нашей эры…
Я прочитала, что в Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю…
А, например, в Египте сохранились экземпляры вещей 4 и 5 веков нашей эры…
А в 7 веке вязание превратилось в Европе в домашнюю работу…
А я очень удивилась, когда узнала, что вязание сначала было мужским ремеслом…
А машинное вязание развивалось медленно…
Из тончайших ниток шерсти, шелка, льна…
Особенно ценились вязаные вещи в годы Великой Отечественной войны…
Учитель: Да, девочки. Искусство вязания известно человечеству издавна. Оно не забывается и не устаревает. Не уменьшается число его поклонниц, отдающих значительную часть свободного времени этому увлекательному занятию.
Русская земля всегда славилась своими мастерицами. Ваши прабабушка всё делали своими руками – вышивали, вязали, украшали свой дом. Девизом их жизни было – простота, практичность, строгость.
Давайте на несколько минут перенесемся во времена ваших прабабушек и отправимся на деревенские посиделки. Приходя на них, девушки обязательно брали с собой какую – нибудь работу: вышивку, вязание и не просто отдыхали и пели песни, а занимались рукоделием. Может быть, старинные обычаи, обряды и традиции делали эти занятия ещё более увлекательными и интересными.
4. Деревенские посиделки
Представьте себе жарко натопленную деревенскую избу. За окном мороз. Открывается дверь, и входят в избу девушки с прялками, рукоделием.
Встреча гостей.
Хозяйка: - Пожалуйте, девушки.
Веселья вам да радости. (Девушки рассаживаются).
Хозяйка: - Удобно ли вам, девушки?
Всем ли места хватило?
Девушка: - Гостям – то, известно, места хватило, а не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка: - В тесноте, да не о обиде. У нас на каждого найдется местечко и словечко.
Припасли мы для вас, забавушек, на всякий вкус – кому правду, кому песенку.
Девушка: - Да и мы пришли не просто так – не с пустыми руками). С пословицами и
поговорками, с шутками, считалками и приговорками.
Девушка 1: - Ой, как руки замерзли, нужно поскорее варежки довязывать.
Девушка 2: - Отгадайте, девушки, загадку: « Весь мир одевает, а сама нагишом» (игла).
Девушка3: - А я другую знаю: « Конь стальной, хвост льняной». (Игла с ниткой).
Девушка 4: - А мою загадку ни за что не отгадаете:
Били меня, били,
Колотили, колотили,
Клочьями рвали,
По полю валяли.
Под ключ запирали,
На стол сажали.
(Лен, пряжа, холст, скатерть).
Девушка 5: « Бежит свинка, вырезана спинка». (Челнок).
Девушка 6: - А из какого полотна не сошьешь рубашки? (из железнодорожного).
- Какую воду в решете можно носить? (Лед).
- Каким поясом не подпояшешься? (Климатическим).
Девушка 7: - А моя мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
(Кто повторит три раза?)
Хозяйка: (к одной из девушек)
- А что ваши девушки делают?
- Шьют да поют.
- А матушки?
- Горюют да плачут.
Две девушки: - Акуля, что вяжешь не оттуля?
А я, Анфиса, еще распускать буду.
Девушка 8: - А не спеть ли нам, девочки? (все хором поддерживают).
Исполняют песню «Оренбургский пуховый платок».
Девушки рассаживаются по своим местам.
- Интересными вам показались такие посиделки?
- Что вас привлекло в этом обряде?
- Хорошая была традиция?
- Как вы думаете, в наше время такой вид рукоделия, как вязание стал излишним,
старомодным?
Любовь к вязанию не кажется нам пустой тратой времени. Вспомните, как радовались вы каждой связанной вещи. Сколько труда и терпения вы в нее вложили! А сколько радости испытали, когда видели готовым своё, пусть пока ешё очень меленькое изделие.
А как приятно связать что – либо в подарок своим близким и друзьям! Ведь в подарок, сделанный своими руками, вложена частица души. Кто вяжет варежки в подарок?
Завершение работы и проверка её учителем. (Оценивание).
5. Моделирование. (Цветовая гамма).
- Девочки, покажите мне свои варежки?
Посмотрите, какие они у нас разноцветные, пестренькие.
- Как вы выбирали цвет пряжи для варежек?
- Руководствовались ли каким-нибудь правилом?
Вязаные вещи нередко служат связующим звеном, помогая создать гармоничный и удобный ансамбль. И для того, чтобы связать красивую вещь, надо научиться правильно подбирать цвета. Тут-то и поможет радуга или цветовой спектр. (Представлено на школьной доске).
Цветовой спектр.
- Все существующие цвета делятся на хроматические и ахроматические.
1. Какие цвета называются хроматические? (К хроматическим цветам относятся цвета: красный, оранжевый, желтый и т.д).
2. Какие из них являются основными? (Основными цветами считаются: красный, желтый, синий). Показать образцы.
3. Смешивая два основных цвета, что можно получить? (Можно получить дополнительные цвета).
Например, если смешать красный и желтый, получится оранжевый цвет, желтый и синий – зеленый и т.д.
4.Назовите известные вам теплые и холодные цвета? (В свою очередь хроматические цвета делятся на теплые и холодные. Самый теплый цвет – красный, самый холодный – синий; образцы).
5. Что можно сказать о цветах, стоящих друг против друга? (Цвета, стоящие противоположно друг – другу. Синий и красный – контрастные цвета. Образец).
6. Что можно сказать про ахроматические цвета? (Ахроматические цвета – это белый, серый, черный. Они хорошо сочетаются со всеми основными и промежуточными цветами).
Хорошо сочетаются между собой цвета, стоящие в спектре рядом от светлого до темного, называются – тональными. Образец.
И хотя в наше время мода очень свободна, она не диктует правила, но важно знать это, чтобы сделать изделие со вкусом, помочь создать свой стиль, подчеркнуть индивидуальность.
Сейчас мы попытаемся смоделировать возможные варианты с варежками и шапочкой и посмотрим, всегда ли мы одеваемся со вкусом?
На доске возможные варианты моделирования. Надеть на куклу варежки и шапочку.
6. Знакомство с орнаментом – узором.
- Мы связали с вами варежки одного цвета. Нарядными, веселыми и привлекательными ли они выглядят? Варежки с узором, с орнаментом. Показаны образцы.
- Орнаменты бывают геометрические, орнаменты с изображением животных, с изображением упрощенных цветов, местные, орнаменты с эмблемами. Показаны образцы.
На заметку: При многоцветном вязании нужно помнить о том, что нитки всех цветов должны быть одинаковой толщины и прочно окрашены. Обширная цветовая гамма, многообразие оттенков и тонов, богатство орнаментальных решений – все это позволяет в полной мере проявить свою фантазию и мастерство. Показ слайдов.
Творческая работа – нарисовать эскиз варежки.
- А сейчас, девочки, нарисуйте, пожалуйста, эскиз вашей будущей варежки. Клеточка на бумажной варежке, соответствует одной петельке. Помните о цветовой гамме.
7.Выставка.
- А сейчас мы посетим выставку наших мастериц.
- Познакомьтесь с нашим экскурсоводом.
- Посмотрите на эти красивые изделия – чудо петелька.
8.Итог урока.
- Сегодня, девочки, мы с вами много сделали:
1. Узнали об истории вязания.
2. Побывали на деревенских посиделках.
3.Довязали варежки.
4.Вспомнили и поговорили о цветовом спектре.
5. Моделирование – одевали куклу.
6.Познакомились с орнаментом.
7. Нарисовали эскиз будущей варежки.
8.Побывали на выставке.
Работали все хорошо, молодцы!
Заканчивая наш урок, нам хотелось бы обратиться ещё к одной русской традиции!