kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока с презентацией «Выбор профессии – дело серьёзное» 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект  обобщающего урока в 9 классе с презентацией и приложением по построению профессиограммы, рассчитан на 2 урока,  групповая работа,  соответствует ФГОС. Раздел "Профессиональное самоопределение".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«план обобщающего урока 9 кл 23.01.17 по разделу профессиональное самоопределение»

Раздел: «Профессиональное самоопределение».

Урок (рассчитан на 2 урока) профессионального самоопределения в 9 классе на тему:

«Выбор профессии – дело серьёзное».

Разработала: Бочкарёва Наталья Николаевна,

учитель технологии МБОУ «Айская СОШ»

Цели урока:

- обобщение знаний по изученному курсу;

- формирование профессионального самоопределения учащихся,

- оказание действенной практической помощи в осознанном выборе профессионального пути.

Задачи урока:

1. Образовательные:

- обобщение знаний по планированию профессионального пути у девятиклассников, их представлений о мире профессий и их требованиях, предъявляемых человеку;

- формирование навыков самоконтроля, готовности к профессиональному самоопределению;

-формирование навыков самопрезентации.

2. Развивающие:

- развивать навыки учащихся по планированию профессионального и жизненного пути и помочь им в применении их на практике,

3. Воспитательные:

- воспитывать профессиональную мотивацию молодёжи.

Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран,

Надписи на доске:

  • Эпиграф урока: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сенека.

  • Тема урока "Выбор профессии - дело серьезное».

План-конспект урока.

1.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, девочки и гости нашего урока. Прошу садиться.

Урок хочу начать с таких слов: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека. Древнеримский философ).

Как вы думаете, что он имел в виду? (выбор профессии)

2.Мотивация. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

  • Да, конечно. Ежедневно каждый из вас несколько раз совершает привычное и незаметное, будничное дело - перешагивает через порог дома, школы, класса. Но есть в жизни каждого че­ловека такие пороги, через которые перешагнуть незаметно невозможно. Вы когда-то перешагнули порог школы, и пройдёт совсем немного времени, пере­шагнёте порог, ведущий в самостоятельную жизнь, на котором надо будет сделать один из самых трудных выборов в вашей жизни - выбор профессии.

?Выбор профессии – это … продолжите, пожалуйста, предложение, помогите его закончить предложите свой вариант?

  • Учитель: ( Записать тему) — «Выбор профессии – это дело серьёзное». Это и будет тема нашего урока.


? Девочки, давайте с вами вспомним и назовём три волшебных критерия, которыми должны руководствоваться при выборе профессии ? (хочу, могу, надо), слайд

- будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ)

-эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО)

-вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ), слайд

? Давайте вспомним какие зоны могут складываться из этих критерий ((хочу + надо), (могу + надо), ( хочу + могу + надо)), слайд

  • По первому и второму критериям « я хочу» и «надо» было дано индивидуальное Д.З.: провести исследование - «Мой выбор».

Результаты исследования нам представит Моисеева Вика (5 мин)

Я, провела исследование "Мой выбор" в виде тестирования среди учащихся 9-10-11 классов. В общей сложности участвовало 36 чел., 3 чел. отказались. Анкета содержала такие вопросы:

1.Определился ли ты в выборе профессии? Если да, то какой?

2.Что повлияло на твой выбор (нужное обвести):

  • Внимание к тому, насколько доходной является профессия.

  • Существенное внимание к мнению родителей, авторитет других взрослых или друзей.

  • Значение внешней атрибутики: «Хочу носить военную форму»

  • «Полезность « профессии для самого человека : «Будешь поваром – голодным не останешься». «В семье должен быть собственный доктор..» и т.д.

  • Анализ рынка труда. Знания о востребованности профессий.

  • Информированность о профессиях через книги, интернет, общение со специалистами.

  • Объективные знания о своих способностях, личных качествах и здоровье.

  • Осознание собственных интересов.

Во втором вопросе должны были выбрать способы выбора профессии.

Результаты анкетирования учащихся 9-10-11 классов МБОУ «Айская СОШ»

По результатам исследования на графике видно, какие профессии выбрали наши старшеклассники, из них 10 чел. не определились. Это результаты по критерию "хочу». По критерию "надо", я изучила рынок труда Алтайского края. Специалисты управления Алтайского края по труду и занятости населения составили рейтинг востребованных профессий по итогам прошлого года. На слайде вы видите ТОП-10 самых востребованных профессий среди служащих.


Сейчас вы видите на слайде ТОП-10 самых востребованных профессий среди рабочих по Алтайскому краю.

Я совместила профессии служащих и рабочих в один график, чтобы наглядно увидеть, востребованность профессий служащих или рабочих. Как видно из графика, по числу вакансий рабочих профессий требуется больше, т.е. после 9 класса в средних учебных заведениях можно получить данные специальности.





Также, я проанализировала по второму вопросу анкеты: каким способом руководствуются наши старшеклассники при выборе профессии, в том числе и те 10 учащихся, которые не определились. На слайде вы видите два способа выбора профессии- это житейский и аналитический..



Житейский

Аналитический

  1. Внимание к тому, насколько доходной является профессия.


  1. Существенное внимание к мнению родителей, авторитет других взрослых или друзей.


  1. Значение внешней атрибутики:


«Хочу носить военную форму»


  1. «Полезность « профессии для самого человека: «Будешь поваром – голодным не останешься», «В семье должен быть собственный доктор…» и т.д.


  1. Анализ рынка труда. Знания о востребованности профессий.

  2. Информированность о профессиях через книги, интернет, общение со специалистами.

  3. Объективные знания о своих способностях, личных качествах и здоровье.

  4. Осознание собственных интересов.

  5. Сформировавшаяся профессиональная идентичность.

На графике вы видите, что аналитическим способом выбрали 69%, житейским 16% и смешанным 13%.


Вывод: по всем результатам исследования получается, что преимущественно при выборе профессии учащиеся пользуются аналитическим способом, хотя 78% выбрали невостребованные профессии, а это значит что зона "хочу + надо" в данном случае не работает.

? Как вы думаете каким житейским или аналитическим способом чаще выбирают себе профессию? (житейским), слайд последний с % способов выбора.

?Почему по результатам анкетирования получилось, преимущество аналитического способа, хотя по результатам анкеты зона «хочу + надо» не работает, 78% выбрали невостребованные профессии? (Так как, среди опрошенных есть мальчики и девочки, а девочки изучали тему профориентации, и они сделали для себя выводы, что радует. Но всё таки, зону «хочу + надо» не проработали для себя)

  • Мы с вами изучаем большой раздел «Профессиональное самоопределение». Многое уже знаем и провели множество психологических тестов. Каких? Назовите их мне. Если затрудняетесь, посмотрите в РТ.

-готовности к выбору профессии,

-определили тип профессии по предмету труда,

-уровень самооценки,

-профессиональные интересы и склонности,

- темперамент и характер,

-тип нервной системы,

-мотивы выбора профессии,

-тип личности,

-уровень конфликтности и коммуникабельности,

-уверенности в себе,

-определили карьерные возможности.

- Научились классифицировать профессии по целям труда, предмету труда, средствам труда, условиям труда.

?Какому критерию соответствует вся наша предыдущая работа? ( я могу).

  • Да, третьему критерию «Я могу». Именно эту зону мы с вами исследовали на предыдущих уроках в виде психологических тестов.

  • ?Для чего мы это делали? (Для того чтобы определиться в выборе профессии)

Для того, чтобы выбрать профессию, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений об избираемой профессии и суметь соотнести индивидуальные особенности с требованиями к профессии. Одним из важнейших источников информации о профессиях являются профессиограммы, которые мы сегодня и будем составлять.

? Давайте составим определение профессиограммы (описание особенности профессии или специальности), слайд

?Итак, какая цель нашего урока? (Составить профессиограмму и обобщить знания)

3.Разминка


  • Но вначале давайте проведём разминку. Она поможет определить план составления професиограммы.

  • Для составления профессиограммы вы разделены на 4 группы по типу профессий. Исключили только группу Ч-Т, т.к. ни одна из вас по результатам тестирования не выбрала это направление. Определите лидеров группы. В заданиях у вас акцент будет на профессии, которые относятся к данному типу. На столах у каждой группы лежит информационный материал, который поможет вам при работе на уроке.

  • Девочки у вас на столах лежат конверты и стикеры разных цветов по пятибалльной системе: 5-зелёный, 4-синий, 3-оранжевый и 2-красный.Посовещайтесь группой и лидер каждой команды отдаёт стикер в конверт группе, работа которой оценивается. Таким образом, в конце урока каждая группа наберёт определённое количество баллов. Слайд


1.Задание: проанализируйте какие из профессий вашего типа востребованы на рынке труда Алтайского края? (в работе вам помогут информационный материал по рынку труда карточка №1 и матрицу профессий -№2). На выполнение задания-5 мин.

(Один представитель озвучивает результат).

  • Оценка деятельности групп, я тоже оцениваю

  • Вывод: для чего было дано такое задание? (создать банк востребованных профессий, потому что это входит в план профессиограммы). Слайд


2.Задание. «Составление синквэйна профессии».

? Представьте себе, что я свалилась с Луны и ничего не знаю о земных профессиях, попробуйте мне объяснить, что это за профессия такая?

Условие: за 3 минуты составить синквэйн к одной из предложенных профессий по предмету труда (выберите любую профессию вашего типа и составьте синквейн. (карточка – задание №3)

1.Учитель.

  1. Терпеливый и деликатный.

  2. Знающий, умеющий, целеустремлённый.

  3. Счастье находит в детях.

  4. Свет.

  • Оценка деятельности групп

?Зачем было дано это задание (общая характеристика профессии). Слайд

3. Задание: «Шифровальщик» - составить формулу профессии ( воспользуйтесь информационным материалом №4- пирамида и №5 карточка- классификация профессий по целям, условиям)

  • Оценка деятельности групп

?Зачем было дано это задание (классификация профессии по цели труда, предмету труда, условиям, средствам труда, т.е. содержание профессии). Слайд

4. Задание: «Угадай профессию» Подобрать профессии, подходящие по формуле.

Ч-Ч

Выберите формулу профессии из предложенных, соответствующую профессии «Парикмахер»

1) Ч-Ч; П; Ф; Б. 2) Ч-Ч; Г; Ф; О. 3) Ч-Ч; П; Р+Ф; Б. 4) Ч-Ч; И; Ф; Б.

Ч-П

Выберите формулу профессии из предложенных, соответствующую профессии «Агроном»

1) Ч-П; П; Ф; Б. 2) Ч-П; П; Ф; О. 3) Ч-П; П; Р; Б. 4) Ч-П; И; Ф; Б.

Ч-З

Выберите формулу профессии из предложенных, соответствующую профессии «Программист»

1) Ч-З; П; Ф; Б. 2) Ч-З; Г; Ф; О. 3) Ч-З; П; Р; Б. 4) Ч-З; И; Ф; Б.

Ч- Х

Выберите формулу профессии из предложенных, соответствующую профессии «Ювелир»

1) Ч-Х; П; Ф; Б. 2) Ч-Х; Г; Ф; О. 3) Ч-Х; П; Р; Б. 4) Ч-Х; П; Р+М; Б.

  • Оценка деятельности групп

?Зачем было дано это задание (задание наоборот, классификация). Слайд


5. задание: «Охарактеризуйте вашу профессию». Мы с вами знаем, что каждая профессия требует от человека наличия каких-то качеств.

?Каких? (личных и профессиональных). Итак, группы, перечислите качества, которыми должны обладать представители одной из профессий вашего типа (Вы можете воспользоваться информационной картами №6). Время выполнения – 5 мин., например

Юрист:

Эрудированность

Хорошая грамотная речь

Честность

Порядочность

Непредвзятость

Информированность

Тактичность

Ответственность

Собранность

Коммуникабельность

Интуиция

Знание законов

(Представители зачитывают качества по выбранной профессии)

  • Оценка деятельности групп

?Зачем было дано это задание (определение требований профессии к человеку)





  • Надеюсь разминка помогла вам частично представить план профессиограммы. И мы подошли к самому главному заданию

4. Выполнение проекта. 6.Составление плана профессиограммы: слад

  • Задание: составить план профессиограммы. (На столах лежат таблицы №7 с двумя колонками: пункты плана профессиограммы и содержание. Задание составить план профессиограммы, заполнить 1 калонку. 5 мин).

(Лидер одной из групп зачитывает, другие дополняют. Вывести в конце дискуссии слайд с планом)

-Общая характеристика профессии.

-Содержание труда (предмет труда, цели, средства, условия).

-Общепрофессиональные умения и навыки (требования профессии к человеку).

-Личностные качества.

-Необходимые знания.

-Место работы.

-Возможна карьера.

-Где можно получить специальность.

-Востребованность на рынке труда.

-Ограничения по состоянию здоровья.

-Где можно попробовать профессию (профессиональная проба)

7.Задание: Выполнение проекта: «Составление профессиограммы одной из профессий вашего типа». (Вы можете воспользоваться всеми информационными картами в том числе и №8- профессиональные качества. Задание заполнить 2 колонку профессиограммы- содержание ) Время- ?

8. Защита проектов. (Представители каждой группы представляют одну из профессий по предмету труда).

  • Оценка деятельности групп

5.Рефлексия.

В начале изучения темы «Профессиональное самоопределение» мы с вами провели тест «Готовность к выбору профессии». Сейчас я предлагаю еще раз провести данный тест.

Тест на готовность выбора профессии.

?Сделайте сравнительный анализ двух тестов.

?Изменился ли результат? Если изменился, то в чём? Почему?

?Помогли вам занятия по профессиональной ориентации, в том числе, и сегодня, в профессиональном самоопределении?

6. Д.З. дома составить профессиограмму своей профессии и проанализировать своё соответствие (результаты тестирования) требованиям профессиональных качеств. (записать на слайде и с другой стороны доски)



7.Итог урока.

  • А теперь вернёмся к цели нашего урока? Какая цель? Достигли мы цели?

  • !!! Давайте оценим свою работу на уроке (самооценка) раздать схемы - слайд объяснить.

Самооценка вашей работы на уроке ( подчеркнуть)

Ф.И.__________________________

? Как оценила свою работу на уроке? (спросить 2-3 человек)

А теперь – посмотрите, как вашу работу оценили другие. Посчитайте средний бал по стикерам, лидеры группы напишите фамилии уч-ся и средний балл.


Часто от вас приходится слышать слова: «Я еще не нашел себя». Американский психиатр Томас Сас однажды мудро заметил: «Найти себя невозможно - себя можно только создать».

Создавайте же себя сами для будущей профессии. Ищите себя и свою профессию.


Желаю вам сделать только правильный выбор в жизни, чтобы стать счастливыми людьми. Пусть ваш выбор профессии отвечает всем трём правилам: хочу + могу + надо. Спасибо, занятие окончено!




















Приложение.

Информационный материал для работы в группах и задания.

1. Перечень дефицитных профессий по Алтайскому краю.

 

Наименование профессии

Количество вакансий на 1 соискателя

Размер заработнойплаты по вакансиям (диапазон)

Служащие

1

Врач (врач-лаборант, врач-специалист, врач-педиатр, врач-терапевт, врач-психиатр)

52

5000-45000

2

Рентгенолаборант

50

5000-15000

3

Инструктор по лечебной физкультуре

22

5000-15000

4

Инженер по контрольно-измерительным приборам и автоматике

22

5000-35000

5

Главный энергетик

20

7000-30000

6

Медицинская сестра

16

5000-20000

7

Инженер по качеству

15

9000-30000

8

Техник-технолог

12

6000-15000

9

Переводчик

12

7000-20000

10

Фельдшер

11

5000-20000

11

Логопед

8

5000-9000

12

Специалист по социальной работе

8

5000-9000

13

Агент страховой

8

5000-15000

14

Инженер по проектно-сметной работе (в промышленном и гражданском строительстве)

8

6000-35000

15

Провизор

7

5000-25000



Рабочие

1

Военнослужащий (рядовой и сержантский состав)

53

20000-45000

2

Монтажник оборудования котельных установок

32

15000-20000

3

Комплектовщик изделий, полуфабрикатов и материалов /Комплектовщик товаров

29

5000-25000

4

Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением

29

10000-30000

5

Наборщик вручную

28

7000-20000

6

Монтажник систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации

22

8000-25000

7

Крепильщик

21

7000-40000

8

Гибщик труб

19

9000-25000

9

Вальцовщик резиновых смесей

18

6000-20000

10

Облицовщик-плиточник

15

7000-30000

11

Котельщик

12

10000-30000

12

Водитель трамвая

9

9000-20000

13

Овощевод

7

5000-15000

14

Каменщик

4

5000-40000

15

Машинист экскаватора

3

5000-60000

  • Топ-10 самых востребованных профессий среди служащих по Алтайскому краю

Наименование должности

Количество вакансий, заявленных работодателями края в органы службы занятости

Численность граждан, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска работы

Размер заработной платы по вакансиям, руб

Врач/Врач общей практики/Врач-лаборант/Врач-педиатр/Врач-специалист/Врач-терапевт

877

12

до 35 000

Медицинская сестра/Медицинская сестра кабинета/Медицинская сестра по массажу/Медицинская сестра-анестезист

741

67

до 20 000

Учитель

653

153

до 30 000

Фельдшер

304

12

до 17 000

Воспитатель детского сада (яслей-сада)

262

56

до 18 000

Младший воспитатель

205

35

до 9 000

Преподаватель (в колледжах, университетах и других вузах)

150

27

до 18 000

Агент по продаже недвижимости

141

4

до 25 000

Ветеринарный врач

88

20

до 20 000

Электрик участка

70

23

до 20 000

Среди рабочих профессий работодателям края больше всего не хватало кочегаров и операторов котельных — 2142 вакансии, продавцов — 889 вакансий и поваров — 486 вакансий.

  • Топ-10 самых востребованных профессий среди рабочих по Алтайскому краю

Наименование должности

Количество вакансий, заявленных работодателями края в органы службы занятости

Численность граждан, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска работы

Размер заработнойплаты по вакансиям, руб

Машинист (кочегар) котельной / Истопник / Оператор котельной

2142

452

до 40 000

Продавец продовольственных товаров

889

384

до 30 000

Повар

486

219

до 15 000

Тракторист/Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

462

165

до 28 000

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

292

79

до 18 000

Электрогазосварщик

256

92

до 18 000

Слесарь-сантехник

179

58

до 28 000

Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на прогрузочно- разгрузочных работах

169

41

до 28 000

Слесарь по ремонту автомобилей

140

32

до 25 000

Кассир торгового зала

136

23

до 18 000

2. Задание: составить синквейн

одной из предложенных профессий:

Ч-Т

Инженер

Конструктор

Лётчик

Машинист

Водитель

Электрик

Строитель

Автослесарь

Горнорабочий

Испытатель

Ч-Ч

Врач

Медсестра

Учитель

Воспитатель

Официант

Юрист

Продавец

Парикмахер

Экскурсовод

Ч-П

Агроном

Селекционер

Зоотехник

Ветеринар

Кинолог

Растениевод

Геолог

Охотовед

Эколог

Мелиоратор

Ч-З

Экономист

Бухгалтер

Лингвист

Математик

Программист

Нотариус


Ч-Х

Художник

Писатель

Композитор

Актёр

Музыкант-исполнитель














3. Классификация профессий

1.По предмету труда

-ТЕХНИКА (Т)

- ЧЕЛОВЕК (Ч)

-ПРИРОДА (П)

-ЗНАК (З)

-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (Х.О.).


2.По целям труда

-ГНОСТИЧЕСКАЯ (Г) – сравнивать, проверять, оценивать, сортировать.

-ПРЕОБРАЗУЮУЮЩАЯ (П) - преобразование предметов, энергии, информации, процессов.

-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (И) - поиск нового, неизвестного.


3. По орудиям и средствам труда:

- РУЧНЫЕ (Р) - скальпель, ножницы, молоток, отвертка, указка, ручка.

-МЕХАНИЧЕСКИЕ (М) - швейная машина, автомобиль, подъемный кран.

-АВТОМАТИЧЕСКИЕ (А) - автоматические и полуавтоматические линии, робототехнические комплексы.

-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (Ф) - глазомер плотника, тактильные ощущения хирурга, вдохновение музыканта, знания учителя, программиста.


4. По условиям труда:

-БЫТОВОЙ МИКРОКЛИМАТ (Б) - обычный офис, кабинет, торговый зал.

-ОТКРЫТЫЙ ВОЗДУХ (О).

- НЕОБЫЧНЫЕ УСЛОВИЯ (Н).

-ПОВЫШЕННАЯ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (М).

«Пирамида Климова»



4.



5. Личностные качества:


  • здравый смысл;

  • сильный и твердый характер;

  • гибкость;

  • неприятие коррупции;

  • патриотизм;

  • качества лидера;

  • общительность;

  • терпеливость;

  • бережливость;

  • сочувствие людям;

  • физическая выносливость

  • аналитические способности;

  • логическое мышление;

  • аккуратность;

  • творческий подход к делу;

  • доброжелательность;

  • способность к овладению языками;

  • психологическая устойчивость;

  • трудолюбие;

  • любовь к детям;

  • рационализм;

  • независимость и оригинальность мышления;

  • умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи;

  • находчивость;

  • практичность;

  • эмоциональная чувствительность;

  • требовательность;

  • умение брать ответственность на себя;

  • контроль эмоций;

  • особые требования к памяти, мышлению, вниманию;

  • умение абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов; представлять и понимать характеристики (реальных предметов и объектов), стоящие за знаками;

  • талант;

  • познавательная активность;

  • наблюдательность;

  • ответственность;

  • дисциплина;

  • решительность;

  • самосовершенствование;

  • собранность;

  • отвага;

  • эрудированность;

  • хорошая грамотная речь;

  • честность.

6. Профессиограмма профессии_________________________________________________

Группа_______________________________________________________________________

п/п

Пункты плана профессиограммы

Содержание

1



2



3



4



5



6



7



8



9







7. Общепрофессиональные умения и навыки:

  • самомотивация;

  • готовность работать вне офиса;

  • организационные способности;

  • умение убеждать;

  • умение ставить и решать проблемы;

  • готовность работать в экстремальных ситуациях;

  • умение работать в команде;

  • готовность служить;

  • навыки практической психологии;

  • наличие профессионального чутья;

  • отличное знание всех направлений своей службы;

  • базовые знания в психологии, истории, экономики;

  • владение техническими средствами.

  • социальная ответственность;

  • быстрая и адекватная реакция;

  • чувство нового в событиях, людях;

  • качества исследователя;

  • владение иностранными языками;

  • умение вести деловые переговоры;

  • опыт продуктивной работы;

  • отличные знания в журналистике, компьютерных программах, мультимедийном дизайне;

  • базовые знания по истории, географии, политологии, социологии, а также углубленные знания в одной из специальных областей (литература, спорт, искусство, экономика, политика и т.д.);

  • отличное знание своего предмета;

  • базовые знания в психологии, социологии, экономике, мультимедийной технологии обучения;

  • готовность служить клиенту;

  • отличное знание педиатрии;

  • базовые знания по хирургии;

  • опыт выполнения лабораторных тестов;

  • мануальные навыки;

  • склонность к импровизации;

  • способность вникать в практические нужды клиентов;

  • умение экономить средства организации, клиента;

  • знания в области инженерного дела и обустройства ландшафта;

  • базовые знания в области финансов.

  • умение видеть изменения в общественной и экономической жизни;

  • базовые знания в макроэкономике и бизнес - администрировании;

  • владение навыками делового общения и сотрудничества;









Просмотр содержимого презентации
«Выбор профессии - дело серьёзное»

«Выбор профессии – дело серьёзное»   Разработала:  Бочкарёва Наталья Николаевна,  учитель технологии  МБОУ «Айская СОШ» 2017

«Выбор профессии – дело серьёзное»

Разработала:

Бочкарёва Наталья Николаевна,

учитель технологии

МБОУ «Айская СОШ»

2017

Правила выбора профессии: (ХОЧУ)-  работа должна быть в радость , а не в тягость (НАДО)-  профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (МОГУ)- вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств:  интеллектуальных, физических,  психологических

Правила выбора профессии:

  • (ХОЧУ)- работа должна быть в радость , а не в тягость
  • (НАДО)- профессия должна пользоваться спросом на рынке труда
  • (МОГУ)- вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических,

психологических

Зона совпадения стремлений личности с потребностями общества в профессиональных кадрах. Зона совпадения стремлений личности с потребностями общества в профессиональных кадрах. Зона совпадений возможностей личности с потребностями общества в кадрах. Зона совпадений возможностей личности с потребностями общества в кадрах. Зона оптимального выбора профессии. Зона оптимального выбора профессии.
  • Зона совпадения стремлений личности с потребностями общества в профессиональных кадрах.
  • Зона совпадения стремлений личности с потребностями общества в профессиональных кадрах.
  • Зона совпадений возможностей личности с потребностями общества в кадрах.
  • Зона совпадений возможностей личности с потребностями общества в кадрах.
  • Зона оптимального выбора профессии.
  • Зона оптимального выбора профессии.

Зоны выбора профессии.

1

Хочу + Надо

2

Могу + Надо

3

Хочу + Могу + Надо

Зона оптимального выбора профессии хочу надо могу

Зона оптимального выбора профессии

хочу

надо

могу

Анкета: « Мой выбор » 1.Определился ли ты в выборе профессии? Если да, то какой?  2.Что повлияло на твой выбор (нужное обвести):

Анкета: « Мой выбор »

1.Определился ли ты в выборе профессии? Если да, то какой?

2.Что повлияло на твой выбор (нужное обвести):

  • Внимание к тому, насколько доходной является профессия.
  • Существенное внимание к мнению родителей, авторитет других взрослых или друзей.
  • Значение внешней атрибутики: « Хочу носить военную форму »
  • « Полезность « профессии для самого человека : « Будешь поваром голодным не останешься » . « В семье должен быть собственный доктор.. » и т.д.
  • Анализ рынка труда. Знания о востребованности профессий.
  • Информированность о профессиях через книги, интернет, общение со специалистами.
  • Объективные знания о своих способностях, личных качествах и здоровье.
  • Осознание собственных интересов.
Результаты анкетирования учащихся 9-10-11 классов МБОУ «Айская СОШ»

Результаты анкетирования учащихся 9-10-11 классов МБОУ «Айская СОШ»

Топ – 10 самых востребованных профессий  среди служащих по Алтайскому краю   ( количество заявленных вакансий, заявленных работодателями края в органы службы занятости)

Топ – 10 самых востребованных профессий среди служащих по Алтайскому краю ( количество заявленных вакансий, заявленных работодателями края в органы службы занятости)

Топ -10 самых востребованных профессий среди рабочих  по Алтайскому краю  (количество заявленных вакансий, заявленных работодателями края в органы службы занятости)

Топ -10 самых востребованных профессий среди рабочих по Алтайскому краю (количество заявленных вакансий, заявленных работодателями края в органы службы занятости)

Топ самых востребованных профессий  среди служащих и рабочих  по Алтайскому краю  (количество заявленных вакансий, заявленных работодателями края в органы службы занятости)

Топ самых востребованных профессий среди служащих и рабочих по Алтайскому краю (количество заявленных вакансий, заявленных работодателями края в органы службы занятости)

Способы выбора профессии Житейский Аналитический 1.Внимание к тому, насколько доходной является профессия.   Анализ рынка труда. Знания о востребованности профессий. 2.Существенное внимание к мнению родителей, авторитет других взрослых или друзей.   2. Информированность о профессиях через книги, интернет, общение со специалистами. 3.Значение внешней атрибутики: например-   «Хочу носить военную форму». 3. Объективные знания о своих способностях, личных качествах и здоровье.   4.«Полезность» профессии для самого человека : «Будешь поваром – голодным не останешься», «В семье должен быть собственный доктор…» и т.д. 4. Осознание собственных интересов. 5. Сформировавшаяся профессиональная идентичность

Способы выбора профессии

Житейский

Аналитический

1.Внимание к тому, насколько доходной является профессия.

 

  • Анализ рынка труда. Знания о востребованности профессий.

2.Существенное внимание к мнению родителей, авторитет других взрослых или друзей.

 

2. Информированность о профессиях через книги, интернет, общение со специалистами.

3.Значение внешней атрибутики: например-

  «Хочу носить военную форму».

3. Объективные знания о своих способностях, личных качествах и здоровье.

  4.«Полезность» профессии для самого человека : «Будешь поваром – голодным не останешься», «В семье должен быть собственный доктор…» и т.д.

4. Осознание собственных интересов.

5. Сформировавшаяся профессиональная идентичность

Способы выбора профессии  (по результатам тестирования)

Способы выбора профессии (по результатам тестирования)

Топ -20 самых востребованных профессий  среди служащих и рабочих по Алтайскому краю,  и  количество учащихся, выбравших эти профессии.

Топ -20 самых востребованных профессий среди служащих и рабочих по Алтайскому краю, и количество учащихся, выбравших эти профессии.

Психологические тесты:

Психологические тесты:

  • определили готовность к выбору профессии,
  • тип профессии по предмету труда, уровень самооценки, профессиональные интересы и склонности, темперамент и характер, тип нервной системы, мотивы выбора профессии, тип личности, уровень конфликтности и коммуникабельности, уверенности в себе, карьерные возможности.
  • тип профессии по предмету труда,
  • уровень самооценки,
  • профессиональные интересы и склонности,
  • темперамент и характер,
  • тип нервной системы,
  • мотивы выбора профессии,
  • тип личности,
  • уровень конфликтности и коммуникабельности,
  • уверенности в себе,
  • карьерные возможности.
  • научились классифицировать профессии по целям труда, предмету труда, средствам труда, условиям труда.
Профессиограмма - документ, содержащий описание особенности профессии или специальности.

Профессиограмма -

документ, содержащий описание особенности профессии или специальности.

Задание 1. Проанализируйте, какие из профессий вашего типа востребованы на рынке труда Алтайского края?  (в работе вам поможет информационный материал по рынку труда №1 и матрица профессий -№2). На выполнение задания-3 мин.

Задание 1.

  • Проанализируйте, какие из профессий вашего типа востребованы на рынке труда Алтайского края?

(в работе вам поможет информационный материал по рынку труда №1 и матрица профессий -№2).

На выполнение задания-3 мин.

Задание 2.   составить синквэйн к одной из предложенных профессий по предмету труда  (карточка – задание №3) Время выполнения 3 мин.

Задание 2.

  • составить синквэйн к одной из предложенных профессий по предмету труда

(карточка – задание №3)

Время выполнения 3 мин.

Задание 3. Составьте формулу профессии: Вы можете воспользоваться информационной картой №4).  Время выполнения 3 мин.

Задание 3.

  • Составьте формулу профессии:

Вы можете воспользоваться информационной картой №4).

Время выполнения 3 мин.

Задание 4.  Выберите формулу соответствующую профессии  (информационный материал №4)   Ч-Ч «Парикмахер» 1. Ч-Ч; П; Ф; Б. 2. Ч-Ч; Г; Ф; О. 3. Ч-Ч; П; Р+Ф; Б. 4. Ч-Ч; И; Ф; Б. Ч-Х «Ювелир» 1. Ч-Х; П; Ф; Б. 2. Ч-Х; Г; Ф; О. 3. Ч-Х; П; Р; Б. 4. Ч-Х; П; Р+М;Б. Ч-П «Агроном» 1. Ч-П; П; Ф; Б. 2. Ч-П; П; Ф; О. 3. Ч-П; П; Р; Б. 4. Ч-П; И; Ф; Б. Ч-З «Программист» 1. Ч-З; П; Ф; Б. 2. Ч-З; Г; Ф; О. 3. Ч-З; П; Р; Б. 4. Ч-З; И; Ф; Б.  Время на выполнение 3 минуты

Задание 4. Выберите формулу соответствующую профессии (информационный материал №4)

Ч-Ч

«Парикмахер»

1. Ч-Ч; П; Ф; Б.

2. Ч-Ч; Г; Ф; О.

3. Ч-Ч; П; Р+Ф; Б.

4. Ч-Ч; И; Ф; Б.

Ч-Х

«Ювелир»

1. Ч-Х; П; Ф; Б.

2. Ч-Х; Г; Ф; О.

3. Ч-Х; П; Р; Б.

4. Ч-Х; П; Р+М;Б.

Ч-П

«Агроном»

1. Ч-П; П; Ф; Б.

2. Ч-П; П; Ф; О.

3. Ч-П; П; Р; Б.

4. Ч-П; И; Ф; Б.

Ч-З

«Программист»

1. Ч-З; П; Ф; Б.

2. Ч-З; Г; Ф; О.

3. Ч-З; П; Р; Б.

4. Ч-З; И; Ф; Б.

Время на выполнение 3 минуты

Задание 5. перечислите качества, которыми должны обладать представители одной из профессий вашего типа (Вы можете воспользоваться информационной картой №6). Время выполнения 3 мин.

Задание 5.

  • перечислите качества, которыми должны обладать представители одной из профессий вашего типа

(Вы можете воспользоваться информационной картой №6).

Время выполнения 3 мин.

Задание 6. Работа над проектом Составить план профессиограммы. Заполнить первую колонку. Время выполнения 3 мин. Профессиограмма №7 № п/п 1. Название пунктов плана Содержание 2. 3. 4. 5. 6. 7.

Задание 6.

Работа над проектом

Составить план профессиограммы.

Заполнить первую колонку.

Время выполнения 3 мин.

Профессиограмма №7

п/п

1.

Название пунктов плана

Содержание

2.

3.

4.

5.

6.

7.

План профессиограммы Общая характеристика профессии. Содержание труда (предмет труда, цели, средства, условия). Общепрофессиональные умения и навыки (требования профессии к человеку). Личностные качества. Необходимые знания. Место работы. Возможная карьера. Ограничения по состоянию здоровья. Где можно получить специальность. Востребованность на рынке труда. Где можно попробовать профессию (профессиональная проба).

План профессиограммы

  • Общая характеристика профессии.
  • Содержание труда (предмет труда, цели, средства, условия).
  • Общепрофессиональные умения и навыки (требования профессии к человеку).
  • Личностные качества.
  • Необходимые знания.
  • Место работы.
  • Возможная карьера.
  • Ограничения по состоянию здоровья.
  • Где можно получить специальность.
  • Востребованность на рынке труда.
  • Где можно попробовать профессию (профессиональная проба).

Задание 7.  Работа над проектом. Составить профессиограмму одной из профессий вашего типа.  Вы можете воспользоваться всеми информационными картами, в том числе №5, №8 (заполнить вторую колонку таблицы)

Задание 7. Работа над проектом.

Составить профессиограмму одной из профессий вашего типа.

Вы можете воспользоваться всеми информационными картами, в том числе №5, №8 (заполнить вторую колонку таблицы)

Домашнее задание  Составить профессиограмму своей профессии  и проанализировать своё  соответствие (результаты тестирования) требованиям профессиональных качеств.

Домашнее задание

Составить профессиограмму своей профессии и проанализировать своё соответствие (результаты тестирования) требованиям профессиональных качеств.

Оцени свою работу на уроке  (подчеркнуть)

Оцени свою работу на уроке (подчеркнуть)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока с презентацией «Выбор профессии – дело серьёзное» 9 класс

Автор: Бочкарёва Наталья Николаевна

Дата: 01.07.2017

Номер свидетельства: 423556


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства