Раздел: «Профессиональное самоопределение».
  Урок (рассчитан на 2 урока) профессионального самоопределения в 9 классе на тему:  
  «Выбор профессии – дело серьёзное».
  Разработала: Бочкарёва Наталья Николаевна,
  учитель технологии МБОУ «Айская СОШ»
 Цели урока:  
 - обобщение знаний по изученному курсу;
 - формирование профессионального самоопределения учащихся,
 - оказание действенной практической помощи в осознанном выборе профессионального пути.  
 Задачи урока:  
 1. Образовательные:
 - обобщение знаний по планированию профессионального пути у девятиклассников, их представлений о мире профессий и их требованиях, предъявляемых человеку;  
 - формирование навыков самоконтроля, готовности к профессиональному самоопределению;
 -формирование навыков самопрезентации.  
 2. Развивающие:
 - развивать навыки учащихся по планированию профессионального и жизненного пути и помочь им в применении их на практике,  
 3. Воспитательные:  
 - воспитывать профессиональную мотивацию молодёжи.
  Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран,
  Надписи на доске:  
  -  Эпиграф урока: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сенека. 
-  Тема урока "Выбор профессии - дело серьезное». 
 План-конспект урока.  
  1.Организационный момент
  Учитель: Здравствуйте, девочки и гости нашего урока. Прошу садиться.  
 Урок хочу начать с таких слов: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека. Древнеримский философ).
  Как вы думаете, что он имел в виду? (выбор профессии)
  2.Мотивация. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
  -  Да, конечно. Ежедневно каждый из вас несколько раз совершает привычное и незаметное, будничное дело - перешагивает через порог дома, школы, класса. Но есть в жизни каждого человека такие пороги, через которые перешагнуть незаметно невозможно. Вы когда-то перешагнули порог школы, и пройдёт совсем немного времени, перешагнёте порог, ведущий в самостоятельную жизнь, на котором надо будет сделать один из самых трудных выборов в вашей жизни - выбор профессии. 
 ?Выбор профессии – это … продолжите, пожалуйста, предложение, помогите его закончить предложите свой вариант?  
  
 
 ? Девочки, давайте с вами вспомним и назовём три волшебных критерия, которыми должны руководствоваться при выборе профессии ? (хочу, могу, надо), слайд
 - будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ)  
 -эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО)  
 -вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ), слайд
  ? Давайте вспомним какие зоны могут складываться из этих критерий ((хочу + надо), (могу + надо), ( хочу + могу + надо)), слайд
  Результаты исследования нам представит Моисеева Вика (5 мин)
 Я, провела исследование "Мой выбор" в виде тестирования среди учащихся 9-10-11 классов. В общей сложности участвовало 36 чел., 3 чел. отказались. Анкета содержала такие вопросы:
 1.Определился ли ты в выборе профессии? Если да, то какой?
  2.Что повлияло на твой выбор (нужное обвести):  
  - Внимание к тому, насколько доходной является профессия.   
- Существенное внимание к мнению родителей, авторитет других взрослых или друзей.   
- Значение внешней атрибутики: «Хочу носить военную форму»   
- «Полезность « профессии для самого человека : «Будешь поваром – голодным не останешься». «В семье должен быть собственный доктор..» и т.д.   
- Анализ рынка труда. Знания о востребованности профессий.   
- Информированность о профессиях через книги, интернет, общение со специалистами.   
- Объективные знания о своих способностях, личных качествах и здоровье.   
- Осознание собственных интересов.   
Во втором вопросе должны были выбрать способы выбора профессии.
 Результаты анкетирования учащихся 9-10-11 классов МБОУ «Айская СОШ»
 ![]()
  По результатам исследования на графике видно, какие профессии выбрали наши старшеклассники, из них 10 чел. не определились. Это результаты по критерию "хочу». По критерию "надо", я изучила рынок труда Алтайского края. Специалисты управления Алтайского края по труду и занятости населения составили рейтинг востребованных профессий по итогам прошлого года. На слайде вы видите ТОП-10 самых востребованных профессий среди служащих.
  
 
  ![]()
  Сейчас вы видите на слайде ТОП-10 самых востребованных профессий среди рабочих по Алтайскому краю.  
 ![]()
  Я совместила профессии служащих и рабочих в один график, чтобы наглядно увидеть, востребованность профессий служащих или рабочих. Как видно из графика, по числу вакансий рабочих профессий требуется больше, т.е. после 9 класса в средних учебных заведениях можно получить данные специальности.
  
 
 
 
 
 
 ![]()
 
 
  Также, я проанализировала по второму вопросу анкеты: каким способом руководствуются наши старшеклассники при выборе профессии, в том числе и те 10 учащихся, которые не определились. На слайде вы видите два способа выбора профессии- это житейский и аналитический..
 
 
 
 
     | Житейский | Аналитический | 
  |  Внимание к тому, насколько доходной является профессия. 
  Существенное внимание к мнению родителей, авторитет других взрослых или друзей. 
  Значение внешней атрибутики:   
 «Хочу носить военную форму» 
   «Полезность « профессии для самого человека: «Будешь поваром – голодным не останешься», «В семье должен быть собственный доктор…» и т.д. 
 |  Анализ рынка труда. Знания о востребованности профессий.Информированность о профессиях через книги, интернет, общение со специалистами.Объективные знания о своих способностях, личных качествах и здоровье.Осознание собственных интересов.Сформировавшаяся профессиональная идентичность. | 
 
 На графике вы видите, что аналитическим способом выбрали 69%, житейским 16% и смешанным 13%.
 ![]()
 
 
 Вывод: по всем результатам исследования получается, что преимущественно при выборе профессии учащиеся пользуются аналитическим способом, хотя 78% выбрали невостребованные профессии, а это значит что зона "хочу + надо" в данном случае не работает.
  ? Как вы думаете каким житейским или аналитическим способом чаще выбирают себе профессию? (житейским), слайд последний с % способов выбора.
 ?Почему по результатам анкетирования получилось, преимущество аналитического способа, хотя по результатам анкеты зона «хочу + надо» не работает, 78% выбрали невостребованные профессии?  (Так как, среди опрошенных есть мальчики и девочки, а девочки изучали тему профориентации, и они сделали для себя выводы, что радует. Но всё таки, зону «хочу + надо» не проработали для себя)
  -готовности к выбору профессии,  
 -определили тип профессии по предмету труда,  
 -уровень самооценки,  
 -профессиональные интересы и склонности,
 - темперамент и характер,  
 -тип нервной системы,  
 -мотивы выбора профессии,  
 -тип личности,  
 -уровень конфликтности и коммуникабельности,  
 -уверенности в себе,  
 -определили карьерные возможности.
 - Научились классифицировать профессии по целям труда, предмету труда, средствам труда, условиям труда.
 ?Какому критерию соответствует вся наша предыдущая работа? ( я могу).  
  - Да, третьему критерию «Я могу». Именно эту зону мы с вами исследовали на предыдущих уроках в виде психологических тестов. 
- ?Для чего мы это делали? (Для того чтобы определиться в выборе профессии) 
Для того, чтобы выбрать профессию, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений об избираемой профессии и суметь соотнести индивидуальные особенности с требованиями к профессии. Одним из важнейших источников информации о профессиях являются профессиограммы, которые мы сегодня и будем составлять.
 ? Давайте составим определение профессиограммы (описание особенности профессии или специальности), слайд
 ?Итак, какая цель нашего урока? (Составить профессиограмму и обобщить знания)
  3.Разминка
 
 
  - Но вначале давайте проведём разминку. Она поможет определить план составления професиограммы. 
-  Для составления профессиограммы вы разделены на 4 группы по типу профессий. Исключили только группу Ч-Т, т.к. ни одна из вас по результатам тестирования не выбрала это направление. Определите лидеров группы. В заданиях у вас акцент будет на профессии, которые относятся к данному типу. На столах у каждой группы лежит информационный материал, который поможет вам при работе на уроке.   
-  Девочки у вас на столах лежат конверты и стикеры разных цветов по пятибалльной системе: 5-зелёный, 4-синий, 3-оранжевый и 2-красный.Посовещайтесь группой и лидер каждой команды отдаёт стикер в конверт группе, работа которой оценивается. Таким образом, в конце урока каждая группа наберёт определённое количество баллов. Слайд 
 
 1.Задание: проанализируйте какие из профессий вашего типа востребованы на рынке труда Алтайского края? (в работе вам помогут информационный материал по рынку труда карточка №1 и матрицу профессий -№2). На выполнение задания-5 мин.
 (Один представитель озвучивает результат).
   
 
  2.Задание. «Составление синквэйна профессии».
 ? Представьте себе, что я свалилась с Луны и ничего не знаю о земных профессиях, попробуйте мне объяснить, что это за профессия такая?  
 Условие: за 3 минуты составить синквэйн к одной из предложенных профессий по предмету труда (выберите любую профессию вашего типа и составьте синквейн. (карточка – задание №3)
  1.Учитель.
  -  Терпеливый и деликатный. 
-  Знающий, умеющий, целеустремлённый. 
-  Счастье находит в детях. 
-  Свет.   
 ?Зачем было дано это задание (общая характеристика профессии). Слайд
  3. Задание: «Шифровальщик» - составить формулу профессии ( воспользуйтесь информационным материалом №4- пирамида и №5 карточка- классификация профессий по целям, условиям)
   ?Зачем было дано это задание (классификация профессии по цели труда, предмету труда, условиям, средствам труда, т.е. содержание профессии). Слайд
 4. Задание: «Угадай профессию» Подобрать профессии, подходящие по формуле.
 Ч-Ч  
 Выберите формулу профессии из предложенных, соответствующую профессии  «Парикмахер»
 1) Ч-Ч; П; Ф; Б. 2) Ч-Ч; Г; Ф; О. 3) Ч-Ч; П; Р+Ф; Б. 4) Ч-Ч; И; Ф; Б.
 Ч-П
 Выберите формулу профессии из предложенных, соответствующую профессии  «Агроном»
 1) Ч-П; П; Ф; Б. 2) Ч-П; П; Ф; О. 3) Ч-П; П; Р; Б. 4) Ч-П; И; Ф; Б.
 Ч-З
 Выберите формулу профессии из предложенных, соответствующую профессии  «Программист»
 1) Ч-З; П; Ф; Б. 2) Ч-З; Г; Ф; О. 3) Ч-З; П; Р; Б. 4) Ч-З; И; Ф; Б.
 Ч- Х
 Выберите формулу профессии из предложенных, соответствующую профессии  «Ювелир»
 1) Ч-Х; П; Ф; Б. 2) Ч-Х; Г; Ф; О. 3) Ч-Х; П; Р; Б. 4) Ч-Х; П; Р+М; Б.
   ?Зачем было дано это задание (задание наоборот, классификация). Слайд
 
 
  5. задание: «Охарактеризуйте вашу профессию». Мы с вами знаем, что каждая профессия требует от человека наличия каких-то качеств.  
  ?Каких? (личных и профессиональных). Итак, группы, перечислите качества, которыми должны обладать представители одной из профессий вашего типа (Вы можете воспользоваться информационной картами №6). Время выполнения – 5 мин., например
  Юрист:
  Эрудированность
  Хорошая грамотная речь
  Честность
  Порядочность
  Непредвзятость
  Информированность
  Тактичность
  Ответственность
  Собранность
  Коммуникабельность
  Интуиция
  Знание законов
  (Представители зачитывают качества по выбранной профессии)
   ?Зачем было дано это задание (определение требований профессии к человеку)
  
 
  
 
   4. Выполнение проекта. 6.Составление плана профессиограммы: слад
   (Лидер одной из групп зачитывает, другие дополняют. Вывести в конце дискуссии слайд с планом)
  -Общая характеристика профессии.
  -Содержание труда (предмет труда, цели, средства, условия).
  -Общепрофессиональные умения и навыки (требования профессии к человеку).
  -Личностные качества.
  -Необходимые знания.
  -Место работы.  
  -Возможна карьера.
  -Где можно получить специальность.
  -Востребованность на рынке труда.
  -Ограничения по состоянию здоровья.
  -Где можно попробовать профессию (профессиональная проба)
 7.Задание: Выполнение проекта: «Составление профессиограммы одной из профессий вашего типа». (Вы можете воспользоваться всеми информационными картами в том числе и №8- профессиональные качества. Задание заполнить 2 колонку профессиограммы- содержание ) Время- ?
  8. Защита проектов. (Представители каждой группы представляют одну из профессий по предмету труда).
  5.Рефлексия.  
 В начале изучения темы «Профессиональное самоопределение» мы с вами провели тест «Готовность к выбору профессии». Сейчас я предлагаю еще раз провести данный тест.  
 Тест на готовность выбора профессии.
 ?Сделайте сравнительный анализ двух тестов.  
 ?Изменился ли результат? Если изменился, то в чём? Почему?
 ?Помогли вам занятия по профессиональной ориентации, в том числе, и сегодня, в профессиональном самоопределении?  
 6. Д.З. дома составить профессиограмму своей профессии и проанализировать своё соответствие (результаты тестирования) требованиям профессиональных качеств. (записать на слайде и с другой стороны доски)
 
 
 
 
 7.Итог урока.  
   Самооценка вашей работы на уроке ( подчеркнуть)
  Ф.И.__________________________
  
  ? Как оценила свою работу на уроке? (спросить 2-3 человек)
  А теперь – посмотрите, как вашу работу оценили другие. Посчитайте средний бал по стикерам, лидеры группы напишите фамилии уч-ся и средний балл.
 
 
 Часто от вас приходится слышать слова: «Я еще не нашел себя». Американский психиатр Томас Сас однажды мудро заметил: «Найти себя невозможно - себя можно только создать».  
 Создавайте же себя сами для будущей профессии. Ищите себя и свою профессию.
 
 
 Желаю вам сделать только правильный выбор в жизни, чтобы стать счастливыми людьми. Пусть ваш выбор профессии отвечает всем трём правилам: хочу + могу + надо. Спасибо, занятие окончено!
 
 
  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 
 
  Приложение.
  Информационный материал для работы в группах и задания.
  1. Перечень дефицитных профессий по Алтайскому краю.
   
       | № | Наименование профессии | Количество вакансий на 1 соискателя | Размер заработнойплаты по вакансиям (диапазон) | 
  | Служащие | 
  | 1 | Врач (врач-лаборант, врач-специалист, врач-педиатр, врач-терапевт, врач-психиатр) | 52 | 5000-45000 | 
  | 2 | Рентгенолаборант | 50 | 5000-15000 | 
  | 3 | Инструктор по лечебной физкультуре | 22 | 5000-15000 | 
  | 4 | Инженер по контрольно-измерительным приборам и автоматике | 22 | 5000-35000 | 
  | 5 | Главный энергетик | 20 | 7000-30000 | 
  | 6 | Медицинская сестра | 16 | 5000-20000 | 
  | 7 | Инженер по качеству | 15 | 9000-30000 | 
  | 8 | Техник-технолог | 12 | 6000-15000 | 
  | 9 | Переводчик | 12 | 7000-20000 | 
  | 10 | Фельдшер | 11 | 5000-20000 | 
  | 11 | Логопед | 8 | 5000-9000 | 
  | 12 | Специалист по социальной работе | 8 | 5000-9000 | 
  | 13 | Агент страховой | 8 | 5000-15000 | 
  | 14 | Инженер по проектно-сметной работе (в промышленном и гражданском строительстве) | 8 | 6000-35000 | 
  | 15 | Провизор | 7 | 5000-25000 | 
  |  
 
 Рабочие | 
  | 1 | Военнослужащий (рядовой и сержантский состав) | 53 | 20000-45000 | 
  | 2 | Монтажник оборудования котельных установок | 32 | 15000-20000 | 
  | 3 | Комплектовщик изделий, полуфабрикатов и материалов /Комплектовщик товаров | 29 | 5000-25000 | 
  | 4 | Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением | 29 | 10000-30000 | 
  | 5 | Наборщик вручную | 28 | 7000-20000 | 
  | 6 | Монтажник систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации | 22 | 8000-25000 | 
  | 7 | Крепильщик | 21 | 7000-40000 | 
  | 8 | Гибщик труб | 19 | 9000-25000 | 
  | 9 | Вальцовщик резиновых смесей | 18 | 6000-20000 | 
  | 10 | Облицовщик-плиточник | 15 | 7000-30000 | 
  | 11 | Котельщик | 12 | 10000-30000 | 
  | 12 | Водитель трамвая | 9 | 9000-20000 | 
  | 13 | Овощевод | 7 | 5000-15000 | 
  | 14 | Каменщик | 4 | 5000-40000 | 
  | 15 | Машинист экскаватора | 3 | 5000-60000 | 
 
        | Наименование должности | Количество вакансий, заявленных работодателями края в органы службы занятости | Численность граждан, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска работы | Размер заработной платы по вакансиям, руб | 
  | Врач/Врач общей практики/Врач-лаборант/Врач-педиатр/Врач-специалист/Врач-терапевт | 877 | 12 | до 35 000 | 
  | Медицинская сестра/Медицинская сестра кабинета/Медицинская сестра по массажу/Медицинская сестра-анестезист | 741 | 67 | до 20 000 | 
  | Учитель | 653 | 153 | до 30 000 | 
  | Фельдшер | 304 | 12 | до 17 000 | 
  | Воспитатель детского сада (яслей-сада) | 262 | 56 | до 18 000 | 
  | Младший воспитатель | 205 | 35 | до 9 000 | 
  | Преподаватель (в колледжах, университетах и других вузах) | 150 | 27 | до 18 000 | 
  | Агент по продаже недвижимости | 141 | 4 | до 25 000 | 
  | Ветеринарный врач | 88 | 20 | до 20 000 | 
  | Электрик участка | 70 | 23 | до 20 000 | 
 
  Среди рабочих профессий работодателям края больше всего не хватало кочегаров и операторов котельных — 2142 вакансии, продавцов — 889 вакансий и поваров — 486 вакансий.
        | Наименование должности | Количество вакансий, заявленных работодателями края в органы службы занятости | Численность граждан, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска работы | Размер заработнойплаты по вакансиям, руб | 
  | Машинист (кочегар) котельной / Истопник / Оператор котельной | 2142 | 452 | до 40 000 | 
  | Продавец продовольственных товаров | 889 | 384 | до 30 000 | 
  | Повар | 486 | 219 | до 15 000 | 
  | Тракторист/Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства | 462 | 165 | до 28 000 | 
  | Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования | 292 | 79 | до 18 000 | 
  | Электрогазосварщик | 256 | 92 | до 18 000 | 
  | Слесарь-сантехник | 179 | 58 | до 28 000 | 
  | Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на прогрузочно- разгрузочных работах | 169 | 41 | до 28 000 | 
  | Слесарь по ремонту автомобилей | 140 | 32 | до 25 000 | 
  | Кассир торгового зала | 136 | 23 | до 18 000 | 
 
 2. Задание: составить синквейн
 одной из предложенных профессий:
 Ч-Т
 Инженер
 Конструктор
 Лётчик
 Машинист
 Водитель
 Электрик
 Строитель
 Автослесарь
 Горнорабочий
 Испытатель
 Ч-Ч
 Врач
 Медсестра
 Учитель
 Воспитатель
 Официант
 Юрист
 Продавец
 Парикмахер
 Экскурсовод  
 Ч-П
 Агроном
 Селекционер
 Зоотехник
 Ветеринар
 Кинолог
 Растениевод
 Геолог
 Охотовед
 Эколог
 Мелиоратор
 Ч-З
 Экономист
 Бухгалтер
 Лингвист
 Математик
 Программист
 Нотариус  
 
 
 Ч-Х
 Художник
 Писатель
 Композитор
 Актёр
 Музыкант-исполнитель
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  3. Классификация профессий
 1.По предмету труда
 -ТЕХНИКА (Т)  
 - ЧЕЛОВЕК (Ч)  
 -ПРИРОДА (П)
 -ЗНАК (З)
 -ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (Х.О.).
 
 
 2.По целям труда
 -ГНОСТИЧЕСКАЯ (Г) – сравнивать, проверять, оценивать, сортировать.
 -ПРЕОБРАЗУЮУЮЩАЯ (П) - преобразование предметов, энергии, информации, процессов.  
 -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (И) - поиск нового, неизвестного.
 
 
 3. По орудиям и средствам труда:
 - РУЧНЫЕ (Р) - скальпель, ножницы, молоток, отвертка, указка, ручка.  
 -МЕХАНИЧЕСКИЕ (М) - швейная машина, автомобиль, подъемный кран.
 -АВТОМАТИЧЕСКИЕ (А) - автоматические и полуавтоматические линии, робототехнические комплексы.
 -ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (Ф) - глазомер плотника, тактильные ощущения хирурга, вдохновение музыканта, знания учителя, программиста.
 
 
 4. По условиям труда:
 -БЫТОВОЙ МИКРОКЛИМАТ (Б) - обычный офис, кабинет, торговый зал.
 -ОТКРЫТЫЙ ВОЗДУХ (О).
 - НЕОБЫЧНЫЕ УСЛОВИЯ (Н).
 -ПОВЫШЕННАЯ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (М).
 «Пирамида Климова»
 
 
 4.
 
 
  5. Личностные качества:
  
 
   -  аналитические способности; 
-  логическое мышление; 
-  аккуратность; 
-  творческий подход к делу; 
-  доброжелательность; 
-  способность к овладению языками; 
 -  психологическая устойчивость; 
-  трудолюбие; 
-  любовь к детям; 
- рационализм; 
-  независимость и оригинальность мышления; 
-  умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи; 
- находчивость; 
-  практичность; 
-  эмоциональная чувствительность; 
- требовательность; 
- умение брать ответственность на себя; 
- контроль эмоций; 
- особые требования к памяти, мышлению, вниманию; 
- умение абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов; представлять и понимать характеристики (реальных предметов и объектов), стоящие за знаками; 
- талант; 
- познавательная активность; 
- наблюдательность; 
- ответственность; 
-  дисциплина; 
-  решительность; 
-  самосовершенствование; 
-  собранность; 
-  отвага; 
-  эрудированность; 
-  хорошая грамотная речь; 
-  честность. 
 6. Профессиограмма профессии_________________________________________________
 Группа_______________________________________________________________________
      | № п/п | Пункты плана профессиограммы | Содержание | 
  | 1 | 
 | 
 | 
  | 2 | 
 | 
 | 
  | 3 | 
 | 
 | 
  | 4 | 
 | 
 | 
  | 5 | 
 | 
 | 
  | 6 | 
 | 
 | 
  | 7 | 
 | 
 | 
  | 8 | 
 | 
 | 
  | 9 | 
 | 
 | 
  | 
 | 
 | 
 | 
 
  
 
  7. Общепрофессиональные умения и навыки:
  -  самомотивация; 
-  готовность работать вне офиса; 
-  организационные способности; 
-  умение убеждать; 
-  умение ставить и решать проблемы; 
-  готовность работать в экстремальных ситуациях; 
-  умение работать в команде; 
-  готовность служить; 
-  навыки практической психологии; 
-  наличие профессионального чутья; 
-  отличное знание всех направлений своей службы; 
-  базовые знания в психологии, истории, экономики; 
-  владение техническими средствами.   
-  социальная ответственность; 
-  быстрая и адекватная реакция; 
-  чувство нового в событиях, людях; 
-  качества исследователя; 
-  владение иностранными языками; 
-  умение вести деловые переговоры; 
-  опыт продуктивной работы; 
- отличные знания в журналистике, компьютерных программах, мультимедийном дизайне; 
-  базовые знания по истории, географии, политологии, социологии, а также углубленные знания в одной из специальных областей (литература, спорт, искусство, экономика, политика и т.д.); 
-  отличное знание своего предмета; 
-  базовые знания в психологии, социологии, экономике, мультимедийной технологии обучения; 
-  готовность служить клиенту; 
-  отличное знание педиатрии; 
-  базовые знания по хирургии; 
-  опыт выполнения лабораторных тестов; 
-  мануальные навыки; 
-  склонность к импровизации; 
-  способность вникать в практические нужды клиентов; 
-  умение экономить средства организации, клиента; 
-  знания в области инженерного дела и обустройства ландшафта; 
-  базовые знания в области финансов. 
-  умение видеть изменения в общественной и экономической жизни; 
-  базовые знания в макроэкономике и бизнес - администрировании; 
-  владение навыками делового общения и сотрудничества;