1. Технология. Творческие проекты: организация работы / авт.-сост. А. В. Жадаева, А. В. Пяткова. - Волгоград: Учитель, 2011.
2. Технология. 5-8 классы. Деловые и ролевые игры на уроках: рекомендации, конспекты уроков / авт.-сост. С. П. Шурупов. Волгоград: Учитель, 2011.
Предмет, класс, тема | Методы обучения | Тип урока | Планируемые результаты освоения содержания урока | Виды учебной деятельности | Система средств обучения |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Предмет: «Технология. Технологии ведения дома», 6 класс Раздел: программы: «Художественные ремесла» (8 ч.) Тема: «Декоративно – прикладное творчество. Вязание крючком» (2ч.) Продолжительность урока – 90 мин. | Словесные, наглядные, практические, частично - поисковый | Урок обще Методоло гической направлен ности | - Развитие готовности к самостоятельным действиям - Реализация творческого потенциала в предметно-практической деятельности; - Проявление технико-технологического и экономического мышления - Установление связей и значимости данного вида деятельности; - умение мотивировать свою деятельность; - осознание своих возможностей; - проявление интереса к новому содержанию; - осознание ответственности за качество своей деятельности | Познавательные - Умение извлекать необходимую информацию из различных текстов; - самостоятель-ное решение творческих задач; - выбор способа выполнения задания, аккумулирование нужной информации; - умение строить логическую цепочку рассуждений; - умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания Регулятивные - Составление плана действий и применение его для решения творческих задач; - прогнозирова-ние результата труда; - умение осуществлять самооценку и взаимооценку; - ответственное отношение к практической деятельности Коммуникативные - Умение осуществлять учебное сотрудничество; - Умение слышать одноклассников, учителя, понимать точку зрения другого; - умение выражать свое мнение, аргументировать, участвовать в коллективном обсуждении; - умение вести диалоговую беседу | - Понимание и определение понятий: «Декоративно-прикладное творчество», «Техника вязания»; -Знания о способах вязания крючком, видах инструментов и материалов для вязания крючком; - умение устанавливать взаимосвязь знаний по разным предметам и темам для решения практических учебных задач; - умение применять знания в практической деятельности; - овладение способами эстетического оформления изделия | Работа в группах Работа с текстом Ведение диалога, объяснение Выполнение практической работы (индивидуальная работа) | Оборудование: мультимедийный проектор; - экран; - компьютер; Презентация: - «Вязание крючком» Наглядные пособия: инструкционно-технологическая карта №1 по выполнению практической работы - учебник - рабочая тетрадь |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационно-мотивационный (2 минуты) | - Организует начало учебной деятельности; - проверяет готовность учащихся к уроку; - создает эмоциональный настрой на совместную работу | - Готовятся к уроку; - погружаются в благоприятную атмосферу | Личностные: - эмоциональный настрой на урок; - самомотивация, самоорганизация. Регулятивные: - способность регулировать свои действия, прогнозировать свои действия на уроке |
2. Актуализация знаний (10 минут) | - Организует подводящий диалог, пошагово подводит учащихся к формулированию темы и цели урока. Сейчас мы повторим материал прошлых занятий, а заодно узнаем тему сегодняшнего урока. На предыдущих уроках мы с вами выполняли проект «Наряд для семейного обеда». Давайте вспомним, какие бывают виды отделки швейных изделий? А как вы думаете, какие виды отделки представлены на слайде? (слайд 1). - Организует побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала. Проведение: На слайде 2 появляються вопросы на которые отвечают учащиеся дополняя ответы друг друга (за наиболее полный ответ учащимся даётся один балл). Ответьте на вопросы: - Что такое декоративно – прикладное творчество, и на какие виды оно делится? - Где можно применять произведения декоративно – прикладного искусства? - Какое впечатление производит на вас тот или иной предмет народного творчества? - Формулирует вместе с учащимися тему и цель урока. | - Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока. - Определяют тематику новых знаний. | Личностные: - Активное погружение в тему; - умение осознавать значимость поставленных учебных задач; - мотивация к учебной деятельности; Регулятивные: - умение поставить учебную цель. - определять тематику новых знаний. Познавательные: - Умение анализировать, структурировать знания; - умение выделять и формулировать задачи. Коммуникативные: - Умение выражать свои мысли в устной форме. Предметные: - Закрепление знаний по предыдущим темам. |
3. Введение новых знаний (20 минут) | - Сообщает новые знания; Вязание – один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства. Вязание даёт возможность создавать индивидуальные вещи из простого клубка пряжи,ниток. ( слайд ) Вязание крючком – процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка (слайд )Крючком можно вязать свитера, безрукавки, кофточки, платья, костюмы, которые удачно подчеркивают силуэт; шали, шарфы, чулки, шляпы – панамы, кепки, сумки, шапочки, варежки, перчатки - придают облику романтичность. (слайд ) - Даёт слово учащейся Для работы потребуются только крючок и пряжа. (слайд ). - Организует работу в группах. - мотивирует учащихся на совместную деятельность; - нацеливает на активную работу всех учащихся; - формулирует задание. Игра « Путаница» (слайд ) Буквы перепутались. Собери буквы в правильном порядке, и вы узнаете, что необходимо учитывать, занимаясь вязанием. Первые три человека, выполнившие задание, зарабатывают по одному дополнительному баллу. (Ответ: «Качество пряжи влияет на качество изделий.) - предлагает проанализировать информационные источники; - контролирует и подтверждает правильность выводов; - обобщает полученные результаты. - Организует работу с учебником. (ст. 151-154) Материалы для вязания. Виды крючков. Организация рабочего места и ТБ. Основные виды петель при вязании крючком. Условное обозначение петель. | - Фиксируют в тетради основные понятия - Слушают выступающего -Слушаю задание учителя -Фиксируют в тетради основные понятия | Личностные: - проявление интереса к новому содержанию; - осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению; Регулятивные: - умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой; Познавательные: - умение работать с различными источниками информации; - выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений, структурирование новых знаний; - умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; Коммуникативные: - умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации; - умение выражать свои мысли в устной форме; - умение выступать перед аудиторией. Предметные: - умение давать определения новым понятиям темы; |
4. Физкультминутка (3 минут) | - Показывает физические упражнения, - создает условия для снятия переутомления у учащихся. Гимнастика для глаз. 1. Исходное положение - сидя на стуле. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна), 8 – 12 раз. 2. Исходное положение - сидя на стуле. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 – 10 раз. 3. Исходное положение - сидя на стуле. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении, 4 - 6 раз. 4. Исходное положение - сидя на стуле. Выполнить четыре моргания в течение 15 – 30 секунд. Подтягивание. 1. Исходное положение - стоя, руки опущены. На раз - руки поднять вверх, потянуться; на два – вернуться в исходное положение. Повторить 4- 6 раз. Полуприседания. 2. Исходное положение - стоя, ноги вместе, руки на поясе. На раз - присесть на носках или всей стопе, на два – вернуться в исходное положение. | - Выполняют физические упражнения. | Личностные: - формирование ценности здорового образа жизни |
5. Первичное закрепление нового материала (5 минут) | - Актуализирует полученные на уроке новые знания; - предлагает ответить на вопросы: 1. Почему, несмотря на развитие машинного производства трикотажных изделий, до сих пор сохраняется мода на изделия, связанные вручную? 2. Какие простейшие изделия для дома вы уже можете связать самостоятельно? 3. Покажите, как можно схематично изобразить рисунок вязки простейшей прихватки, выполненной столбиками без накида. 4. Где можно применять произведения декоративно – прикладного искусства? | - Слушают учителя; - обобщают новые знания. | Познавательные: - умение анализировать, структурировать знания; - выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: - умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи. |
6. Практическая работа (35 минут) | - Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы: - напоминает о правильной организации рабочего места и ТБ; В 4 классе вы уже учились вязать цепочку из воздушных петель. Давайте вспомним и проведем соревнование, кто за 2 минуты свяжет самую длинную цепочку из воздушных петель. Победитель получает дополнительный балл. - Сообщает учащимся название практической работы; - Разъясняет задачи практической работы; - Демонстрирует основные приемы вязания крючком; (видео урок) - Предупреждает о возможных затруднениях при выполнении практической работы. - Акцентирует внимание на технологических картах В процессе выполнения практической работы учитель делает целевые обходы: -Осуществляет контроль правильности выполнения приемов; - Осуществляет контроль выполнения объема и качество работы, - Осуществляет контроль соблюдения правил безопасной работы; - оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения. 2. - Проводит заключительный инструктаж. (5 минут) 3. - Анализирует выполнение самостоятельной работы. (3 минуты) Целью нашего урока было освоение вами техники вязания крючком, и исполнение в этой технике небольшого элемента. Представленные работы показывают, что большинство из вас отлично справились с заданием, несмотря на то, что сегодня впервые взяли крючок в руки. Хочется отметить несколько хороших работ, которые выполнены аккуратно, с нужной плотностью. 3. Выставление оценок. (2 минуты) | - Организуют рабочее место; - повторяют правила безопасной работы; - выполняют цепочку из воздушных петель - готовят необходимые для выполнения практической работы материалы; - выполняют практическую работу: «Технология выполнения воздушных петель, столбиков без накида и столбиков с накидом».
- Обсуждают, что получилось, что не получилось, выявляют причины и способы устранения.
| Личностные: - осознание своих возможностей; - мотивация на творческую деятельность; - осознание ответственности за качество своей деятельности. Регулятивные: - умение планировать свою деятельность; - умение осуществлять контроль по результату. Познавательные: - умение организовать рабочее место и осуществлять подбор материалов и инструментов, необходимых для выполнения практической работы; - умение соблюдать трудовую дисциплину; - умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления; - умение обосновывать критерии качества конечного результата. Коммуникативные: - умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: - закрепление полученных знаний на уроке; - применение новых знаний на практике. |
7. Рефлексия (3 минуты) | - Мотивирует учащихся на рефлексию о достижении целей урока; - Мне понравилось на уроке… - Мне не понравилось на уроке… - Легко ли для вас давалось освоение техники вязания крючком? - Что ещё хотелось бы узнать? - дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке. | - Проводят самооценку – выставка работ учащихся; - оценивают работу одноклассников. | Личностные: - умение провести самооценку. Регулятивные: - умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению. Коммуникативные: - умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников. |
8. Домашнее задание (2 минуты) | - Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания и подготовке к следующему уроку: - Связанные образцы прикрепить в альбом и подписать. - Принести нитки, крючок, схему, конспект. - Выполнить в рабочей тетради задание № 30,31 стр.63-65 Рекомендация учителя: в свободное время отработайте еще несколько раз приемы вязания. Когда ваши руки будут уверено держать крючок, то вы сможете вязать ровные и аккуратные образцы. И это занятие будет приносить вам огромное удовлетворение. | - Слушают инструктаж, осмысливают домашнее задание; - записывают домашнее задание в дневник. | |