kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Планирование работы по изготовлению изделия. Изготовление вышитого изделия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в разделе программы "Творческие, проектные работы"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Планирование работы по изготовлению изделия. Изготовление вышитого изделия"»

РАЗДЕЛ: ТВОРЧЕСКИЕ, ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ

Тема: Планирование работы по изготовлению изделия.

Изготовление вышитого изделия.
Цель:

образовательная: совершенствовать умения планировать работы по

изготовлению изделия, ознакомить с правилами составления технологических

карт, научить составлять план по изготовлению вышитого изделия, оформлять

технологическую карту, изготавливать вышитое изделие в соответствии с

составленным планом;
развивающая: развить исследовательские навыки, творческие способности,

практические навыки по выполнению ручных швов необходимых для вышивки;

воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения,

воспитать аккуратность в работе, самостоятельность, требовательность к себе.
Планируемые результаты: Личностные: формирование познавательных интересов и

активности; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов

России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные: использование дополнительной информации при проектировании и создании

объектов труда; умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; умение осуществлять

поиск необходимой информации из разных источников; умение анализировать информацию

и план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия; самооценка.

Предметные: оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

планирование технологического процесса; планирование последовательности операций и

составление технологической карты; документирование результатов труда и проектной

деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда.

Тип урока: применение знаний, закрепление практических навыков.
Формы и методы обучения: беседа, «мозговой штурм», рассказ, игра «микрофон», групповая,

индивидуальная, демонстрация наглядных пособий, работа с учебником, тетрадью.

Здоровьесберегающие технологии:  физкультминутка.

Виды контроля: устные вопросы, оценка практической работы, самоанализ.

Оборудование: образцы, схемы рисунков, изделия с вышивкой, дополнительная литература

по вышивке, мультимедийный проектор, экран, компьютер; Презентация: «Изготовление

изделия вышивкой», ткань, нитки «мулине», иголка, пяльцы, ножницы, тетрадь, линейка,

карандаш.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, математика


Структура урока

  1. Организационный момент……………………..........................2мин

  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся……….10мин

  3. Изучение нового материала……………………………………25мин

1. Планирование работ по изготовлению изделия: технологическая карта

2. Подбор тканей, ниток для вышивки.

3.Последовательность работ по вышиванию.

  1. Физкультминутка……………………………………………….2мин

  2. Практическое задание…………………………………………..45мин

Изготовление вышитого изделия.

  1. Заключительная часть………………………………………….6мин

  1. Закрепление новых знаний и умений учащихся

  2. Разбор и оценивание правильности и качества выполненной работы

  3. Указание по подготовке к следующему занятию

  4. Уборка рабочих мест.

Ход урока.

I. Организационный момент

  1. Приветствие

  2. Выяснение посещаемости и отметка отсутствующих

  3. Проверка готовности учащихся к уроку


II.Актуализация опорных знаний


  • Беседа

  1. Как следует подготовиться к вышиванию изделия?

  2. Как в ткани определяется направление нити основы?

  • «Мозговой штурм»

- Почему важно соблюдать направление долевой нити?

Вывод: Раскрой канвы по долевой нити необходим для того, чтобы не было перекоса

(нарушения симметрии) вышивки во время работы и после стирки.
III. Изучение нового материала.

  1. Планирование работ по изготовлению изделия.

Словесно-иллюстративный рассказ учителя.

Презентация: «Изготовление изделия вышивкой»

Приступая к работе по вышиванию, необходимо четко представлять, какое изделие вы

хотите оформить вышивкой, какие инструменты и материалы вам необходимы, какими

техниками вышивания вы будете вышивать.

Изготовление каждого изделия, в том числе и вышитого, представляет собой технологический процесс.

  • «Микрофон».


-Вспомните, что такое технологический процесс.


Рассказ учителя.


Технологический процесс – это процесс превращения исходных материалов в готовую продукцию. Он состоит из последовательных технологических операций: подготовка

ткани, ниток, выбор инструментов, разметка, вышивание, сборка, отделка.

Технологический процесс оформляется в виде технологической карты.

В технологических картах, применяемых на производстве, указывают все операции, их составные части, материалы, оборудование, инструменты, время, необходимое для изготовления изделия, и другие необходимые сведения. Также в технологических картах часто используют различные графические изображения изделий (технические рисунки, эскизы, чертежи и даже фотографии). В школьных мастерских применяют упрощенные технологические карты. В таких технологических картах указываются последовательность выполнения операций, перечисляются инструменты и приспособления, нужные для выполнения данной операции, даются графические изображения технологических операций (приложение 1).


Технологическая карта должна содержать:

  1. перечень выполняемых операций;

  2. последовательность выполняемых операций;

  3. демонстрацию результатов выполнения каждой операции (рисунок, графическое изображение);

  4. инструменты, приспособления и материалы, необходимые для выполнения операции.


Разработки технологической карты начинается с изучения эскиза, чертежа детали, изделия. По нему определяют форму и размеры заготовок, материал, из которого изготавливают деталь, припуски. Затем определяют порядок обработки материалов, инструменты и приспособления, необходимые для выполнения технологических операций. Изготовление изделия начинают с выбора материала, который будут обрабатывать.


Технологическая карта.


№ п/п

Последовательность операций

Графическое изображение

(эскиз)

Инструменты, приспособления

1





Правильно составлять технологическую карту – значит выбрать наиболее рациональный путь изготовления изделия, что позволяет сэкономить время работы и материал.


Практическое задание: Планирование работ по вышиванию.


Материалы и инструменты: образцы вышитых изделий: закладка для книжки, салфетка,

рушничок, игольница, сумочка-саше, чехол для мобильного телефона, чехол для очков,

прихватка, воротничок, носовой платок, панно и др., ткани, нитки, иголки, пяльцы, нож-

ницы.

  1. Внимательно рассмотрите образцы вышивок, предложенных учителем.

  2. Определите техники вышивания, которые использовались в этих вышивках.

  3. Подберите соответствующую ткань для вышивки.

  4. Подберите иглы и нитки (по толщине) в соответствии с выбранной тканью.

  5. Подберите нитки по цветовой гамме в соответствии с рисунком вышивки.

  6. Выберите способ переноса рисунка вышивки на ткань.

  7. Продумайте и составьте последовательность выполнения вышивки.

Учитель оказывает помощь тем учащимся, которые в этом нуждаются.


  1. Физкультминутка

Время для проведения физкультминутки учитель определяет индивидуально по работоспособности класса.


  1. Подбор тканей, ниток для вышивки.

Канва
Для вышивки крестом подходит любая ткань с одинаковым количеством поперечных и продольных нитей (слайд 3).

Льняное (хлопковое) полотно
Льняная (хлопчатобумажная) ткань с равномерным переплетением нитей и разряженной структурой также подходит для вышивки крестом. По такой ткани обычно вышивают через две нити. Благодаря своей плотной структуре лен хорошо подходит для вышивок, где остается много

Эта канва используется для вышивания по тканям, не имеющим равномерную структуру. Обычно это предметы одежды из трикотажного полотна. Такая канва грубее, чем обычная, и имеет разметку по 10 клеток, синей нитью. Канва приметывается сверху, делается вышивка, канва удаляется.
Пластиковая канва
Эта канва используется для создания объемной вышивки. Она подразделяется на plastic canvas – классическая пластиковая канва - и vinyl weave – виниловая канва, более гибкая, чем классическая пластиковая канва. Как виниловая, так и обычная пластиковая канва выпускаются разных цветов и с разным количеством крестиков на один дюйм.
Cтрамин
Это крупная, жесткая канва, использующаяся для вышивки ковриков, подушек, сумок. На страмине вышивают гобелены, для вышивки используют специальное шерстяное мулине.
Перфорированная бумага
Не самая распространенная основа для вышивки в России, на Западе же перфорированная бумага (Perforated Paper) более популярна. В настоящее время перфорированная бумага выпускается в основном 14 клеток на один дюйм, вышивать на ней следует в 1-2 нитки, т.к. если брать большее количество ниток, бумага может порваться. Для вышивки на такой бумаге не стоит брать схемы со слишком большим количеством цветов. Нитки лучше брать помягче, например, с добавлением шелка.  
Шелковые ткани
Вышивать крестом можно также и по шелковым тканям. Хотя такой материал для вышивки очень специфичен. Обычно его используют для создания вставок в броши, кулоны и в других миниатюрных изделиях.

На чем мы вышиваем. Пяльца, подставки, станки (слайд 4)

Начнем с пялец. Они бывают разной конструкции и из различных материалов.
Самые традиционные — круглые пяльцы. Они бывают с регулировочным винтом или без. Пяльцы с винтом могут использоваться для любых тканей различной плотности, достаточно только отрегулировать зажим.


  1. Последовательность работ по вышиванию.


  1. Прежде чем приступить к работе, следует выровнять ткань, разместить расположение узора на ней, нанести его (для свободных вышивок). Для этого следует выбрать соответствующий способ перевода рисунка на ткань. Чтобы избежать осыпания краев вышивки, лучше их обработать оверлоком, зигзагообразной машинной строчкой или обметать вручную. После этого ткань следует хорошо прогладить.

  2. Начинать вышивку нужно с центра. Чтобы найти центр на ткани, нужно свернуть материал пополам вдоль и поперек основной нити и немного прижать пальцами. Или другим способом: измерив длину двух прилежащих сторон и поделив значения пополам, найти их центральные нити. Затем отметить центр булавкой или стежком. Главное, чтобы основной мотив вышивки располагался в центре.

  3. Затем рекомендуется проложить вспомогательные линии для обозначения ширины бахромы, положения отдельных швов (для свободных вышивок).

  4. После обработки краев натяните канаву на пяльцы. Между кольцами пялец не должно быть заломов и складок канвы. Ткань должна быть натянута туго, в то же время необходимо следить за тем, чтобы ткань не деформировалась от натяжения, а сохраняла квадратные пропорции клеточек по всей своей рабочей области.

  5. Начинать вышивать лучше с крупных участков одного цвета. Тогда легче считать, где вышивать маленькие участки. Всего существует 3 варианта: начинать с центра, с нижнего или верхнего угла. От первого крестика нужно постепенно заполнять всю канву. Начиная работу в центре, вы гарантировано получите симметричную картину. Однако от центра нужно будет вышивать в разные стороны, что не очень удобно. При вышивке из угла нужно знать, что его выбор зависит от направления вышивки. Выбирать правый угол нужно в том случае, если первый стежок вы выполняете справа-налево. В противном случае нужно выбрать левый угол. Обязательно просчитайте, где должен находиться центр. Чтобы работа выглядела изящно, крестики должны «смотреть» в одну сторону.

  6. Очистите работу. Если в процессе вышивания вы запачкали работу, то лучше сразу же постирать ее. В дальнейшем вывести пятно будет очень сложно. Любую ткань с нанесенными крестиками необходимо постирать в теплой воде с добавлением детского мыла.

  7. Отутюжить готовую работу с изнаночной стороны через протюжельник

  8. Оформить готовую вышивку в рамку или паспарту.

  • Игра «Микрофон»


Сформулируйте критерии качества, которым должны соответствовать вышитые изделия.

Обучающиеся по очереди называют критерии качества для вышитых изделий.

Учитель подводит итоги «Микрофона», корректирует и дополняет выступления учащихся.


V. Практическое задание


Практическое задание: Составление плана работ по вышиванию. Составление технологической карты. Определение критериев качества вышитого изделия.

Ход работы.

  1. Продумайте план работ по вышиванию

  2. Составьте технологическую карту изготовления вышитого изделия, учитывая

особенности рисунков вышивок, выбранных для проекта.

  1. Составьте перечень критериев качества проектируемого вышитого изделия.

Учащиеся выполняют задание, используя навыки, полученные во время планирования работ по изготовлению вышитого образца. Учитель оказывает помощь тем учащимся, которые в этом нуждаются.


Практическая работа: Изготовление вышитого изделия.

Материалы и инструменты: ткань, нитки, иголки, ножницы, пяльцы, линейки, карандаш.

Ход работы

Учащиеся выполняют проектируемое изделие, следуя разработанному плану работ.

Учитель организует физкульт-паузы во время вышивальных работ, контролирует соблюдение правил безопасной работы с инструментами, санитарно-гигиенических требований.


VI. Заключительная часть

Закрепление новых знаний и умений учащихся.

Обсуждение составленных планов и их корректировка (при необходимости).

  1. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя.

Приступая к работе по вышиванию, нужно правильно подобрать все необходимые инструменты и материалы, иметь четкий план работы. Правильно спланированная работа проходит быстрее, результат ее выполнения оказывается более качественным.

Вышивку нужно выполнять не спеша, строго соблюдая технику выбранной вышивки. Позаботьтесь также о том, чтобы изнаночная сторона изделия имела привлекательный вид. Подкорректируйте работу и исправьте недочеты, которые были обнаружены.


Учитель подводит итоги работы по изготовлению вышитого изделия. Целесообразно отметить наиболее удачные работы, прокомментировать типичные ошибки и недостатки выполнения работы, сделанные учащимися.

  1. Выставление оценок (2 мин)

  2. Рефлексия

  3. Указание по подготовке к следующему занятию. (2мин)

Домашнее задание:

  1. Продолжить вышивку проектного изделия.

  2. Подготовить отделочные материалы для вышитого изделия.

  1. Уборка рабочих мест


















ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Технологическая карта изготовления вышитого изделия.


№ п/п

Последовательность операций

Графическое изображение

(эскиз)

Материалы, инструменты, приспособления

1


Выбрать рисунок для вышивки




Рисунок вышивки (готовый) или эскиз

2

Выбор материала и инструмента


Канва с рисунком или чистая;

Иголка с тупым концом и длинным ушком.

3

Подбор ниток по цвету

Хлопчатобумажные нити – мулине.

4

Определить схему вышивки:

Готовая схема или рисунок

5

Разметить канву, найти середину

Канва, водорастворимый маркер, нить контрастного цвета

6

Перевести рисунок на ткань

Калька, копирка, карандаш

7

Запялить ткань в пяльца

Пяльца, канва

8

Определить начало вышивки

Канва, нитки мулине, пяльца

9

Выбрать точку на канве для первого крестика

Канва, нитки мулине, пяльца, наперсток

10

Закрепить нить в начале вышивки без узелка


Канва, наперсток, нитки мулине, пяльца

11

Вышивка крестом по схеме


Канва, нитки мулине, пяльца, иголка, наперсток, ножницы

12

Закрепить нить с изнаночной стороны ткани без узелка

Иголка, наперсток , ножницы

13

Стирка готового изделия

Теплая вода, мыло

14

Влажно-тепловая обработка вышивки

Утюг, проутюжильник, гладильная доска

15

Проупложить вышивку

Картон, уплог, иголка, наперсток

16

Оформить готовую работу в рамку


Рамка, готовая вышивка









Приложение 2


Вышивка


Полезные советы:


  • Если перед началом работы провести по ниткам смоченной в воде губкой, они станут гладкими и плоскими. Этот совет не стоит применять к деликатным материалам, например шелку.


  • Если вы вышиваете нитями в несколько сложений, они могут скручиваться во время работы. Чтобы избежать этого, достаточно перед тем, как вставить в игольное ушко, сначала разъединить их, а после соединить вновь. После подобной процедуры вас также не будут беспокоить нежелательные узелки.


  • Более аккуратные крестики получаются при работе с короткими нитями, так как ограниченная длина не позволяет им перекручиваться.


  • Распутать скрученную нить можно, если дать иголке свободно повиснуть на несколько секунд. Повторение данной процедуры через определенное количество стежков поможет и вовсе избежать перекручивания.


  • Высшим показателем мастерства вышивальщицы считается умение прокладывать стежки параллельными друг другу нитями. Чтобы добиться подобного результата, следует применить небольшую хитрость: наложить нить на линию планируемого стежка и закрепить пальцем за местом предполагаемого прокола, после чего ввести иглу между нитями.


  • Недостаток способа состоит в том, что его применение возможно лишь при работе с четным количеством нитей.


  • Хранение вышивки в пяльцах между сеансами вышивания может привести к деформации изделия. Чтобы избежать этого, следует вынимать ткань из пялец каждый раз, как вы заканчиваете работать.


  • Чтобы ткань основы вышивки не пачкалась и не терлась о пяльцы, рекомендуется прокладывать между обручем и вышивкой тонкую материю.


  • Чтобы облегчить вышивание мелких деталей орнамента, лучше всего сначала выполнить стежки на крупных участках одного цвета.


  • При вышивании крупных участков одного цвета рекомендуется выполнить сначала половинки всех крестиков. Это позволит закончить вышивку без обращения к счетной схеме. Искажение орнамента в данном случае исключается.


  • Наиболее загрязненные участки вышитого изделия перед стиркой рекомендуется потереть кусочком хозяйственного мыла или зубной щеткой.


  • Если диаметр пялец превышает размеры ткани основы вышивки, следует пристрочить к ее краям полоски плотной материи, которые удаляются после завершения работы.


  • Если нижний обруч пялец обмотать клейкой лентой, ткань не будет скользить и провисать в процессе работы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Попова Лариса Анатольевна

Дата: 09.02.2018

Номер свидетельства: 456087

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства