Конспект нестандартного урока по технологии Ролевая игра "Выбери профессию"
Конспект нестандартного урока по технологии Ролевая игра "Выбери профессию"
В нестандартном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок – более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету изучении, к участникам урока, его действующим лицам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
представители учебных заведений – ученики (2 человека)
абитуриенты – ученики.
План проведения игры
1-й этап - подготовительный.
1. Учитель за 1-2 мин объясняет цели, задачи, правила игры и напоминает, что роли профессий и специалистов учащиеся готовили заранее, используя информационные технологии.
Учитель назначает экспертную группу.
2. Учитель напоминает , какие роли представителей профессий должны выполнять ученики. Участники игры по очереди представляют свои профессии, рассказывая обо всех условиях выполняемой работы.
3. «Представители учебных заведений» приглашают «абитуриентов» ознакомится с профессиями, условиями приема при поступлении.
«Абитуриенты» выбирают профессии и учебные заведения, аргументируя свой выбор.
4. Экспертная группа получает ведомость критериев оценивания ролей.
2 – й этап – практический, творческий.
5. Ученики, получив информацию о правилах игры, приступают к подготовке и проведению игры. Первыми выступают «представители профессий», рассказывают о своей профессии и условии работы от первого лица.
6. «Абитуриенты» внимательно слушают «представителей профессий», делают соответствующие записи и задают вопросы после их выступления.
«Представители учебных заведений», используя информацию об условиях приема, ведут рекламную кампанию.
«Абитуриенты» ведут записи и готовят отчет о выборе профессии и обоснование своего выбора, выбирают учебные заведения и дают оценку работе «представителей учебных заведений».
7. Учитель наблюдает за деятельностью выступающих, при необходимости консультирует.
8. Экспертная группа наблюдает за работой учащихся , ставит в оценочную ведомость баллы: за организацию рабочего места; правильное применение информации при представлении профессий; работе «абитуриентов», «представителей учебных заведений» и за результаты рекламной кампании.
9. Учитель объявляет, что практическая часть завершается.
Ученики проверяют свои работы.
3-й этап проверочно-оценочный.
10. Экспертная группа вместе с учителей анализирует работу всех участников.
11. Учитель приглашает «абитуриентов» выступить с анализом своих работ.
12. Экспертная группа подсчитывает баллы.
4 –й этап – заключительный.
13.Учитель вместе с экспертной группой подводят итоги игры.
14. Учитель задает учащимся вопросы:
- С какими трудностями вы столкнулись, участвуя в игре?
- Какие новые навыки вы приобрели?
- Что в игре самое интересное?
- Кто знает, как определить пути получения профессии?
Кто собирается поступать в ВУЗ?
Для чего нужна работа?
Какие возможности для человека дает работа разных профессий?
15. Учитель объявляет полученные баллы, вручает призы ( например, авторучка, блокнотик и т.д)
16 Сообщение учителя о достижении целей урока;
объективная оценка результатов самими учащимися
сообщение о теме следующего урока.
Ожидаемые результаты игры
- Умение выполнять, играть роли специалистов учебных заведений, представителей профессий, абитуриентов и находить компромиссные решения.
- Умение из всех предложенных профессий находить нужное решение в выборе профессий.
- Умение специалистов учебных заведений более убедительно рекламировать свои учебные заведения.
- Проявление учащимися своих актерских способностей, инициативы в достижении положительных результатов.
- Использование информационных технологий в получении информации по профессиям.
Все мы знаем, что привлечь внимание учащихся к учебному материалу нелегко: они быстро утомляются, у них пропадает интерес, в итоге мы видим снижение эффективности нашей работы, ухудшение знаний.
Основное отличие нестандартного урока от обычного – не шаблонность, вне шаблонность, в какой-то степени неформальность. В нестандартном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок – более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету изучении, к участникам урока, его действующим лицам.
Большую роль в оценке знаний, умений и навыков играет систематичность контроля. Всегда необходим входной контроль, первичный срез – чтобы иметь представление о том, что умеет и знает класс; понимать, как строить деятельность учащихся на уроках. Текущий контроль даёт возможность учителю вносить предложения по улучшению содержания учебных программ, приучает школьников к систематическому труду и аккуратности. Поэтому я всегда использую на уроках поэтапный контроль знаний и умений, активность работы учащихся на уроках, а затем выставляю итоговую отметку. Оценивая знания, надо руководствоваться общепринятыми критериями, применяемыми при оценке знаний по общеобразовательным предметам. Оценка знаний и умений имеет ещё функцию поощрения и порицания, и играет большое воспитательное значение. При этом следует учитывать индивидуальные особенности учащихся, прививать им правильную самооценку, уметь отстаивать своё мнение, - нельзя допускать поспешности в оценке знаний и умений, так как одни дети могут быть робкими и застенчивыми, другие – иметь замедленность в мышлении или физическом развитии, а третьи, наоборот, - излишне самоуверенны. Проверку знаний можно осуществлять путём устного опроса, письменных и компьютерных тестов. Устные опросы могут быть краткими и более продолжительными. Краткий опрос проводится при проверке только что пройденного материала, а так же во время практической работы. Результаты могут обсуждаться на последующих занятиях.