Конспект занятия по рукоделию. Тема: «Бисероткачество».
Конспект занятия по рукоделию. Тема: «Бисероткачество».
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детско-юношеского творчества» Творческая мастерская «Сударушка»
Описание работы: Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям коррекционных групп, учителям технологии. Материал рассчитан на детей 9-10 лет, интересно представлен инструктаж по технике безопасности, использованы элементы театрализованного представления.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по рукоделию. Тема: «Бисероткачество». »
Конспект занятия по рукоделию. Бисероплетение
Тема: «Бисероткачество».
Автор: Осипова Надежда Архиповна-1 кв.категория
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детско-юношеского творчества» Творческая мастерская «Сударушка»
Описание работы: Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям коррекционных групп, учителям технологии. Материал рассчитан на детей 9-10 лет, интересно представлен инструктаж по технике безопасности, использованы элементы театрализованного представления.
Учить аккуратности, терпению, усидчивости при выполнении работы.
Форма проведения: Мастер-класс с элементами театрализованного представления.
Используемые ресурсы: Наглядные пособия (плакаты о Венеции, плакаты по технике безопасности, планшет с крупным бусинами из дерева, большая игла, полипропиленовая нить для основы, инструкционная карта), раздаточный материал (бисер бежевый и красный, леска, нить х/б №10), инструменты (ножницы, игла бисерная, подрамник 25*25 с набитыми гвоздиками), костюм (домовенка Кузи).
Ожидаемый результат: Дети научились приемам бисероткачества.
Ход занятия.
Орг. момент.
Ведущий: Здравствуйте девочки!
Тема нашего занятия - бисероткачество. Сегодня мы научимся основным приемам бисероткачества, познакомимся с историей бисероткачества, вспомним правила техники безопасности, будем воспитывать в себе аккуратность и усидчивость.
Основная часть.
а) вводный инструктаж.
Ведущий: Девочки, как вы понимаете слово бисероткачество?
Ответы детей:
Ведущий: Правильно состоит из двух слов: бисер, ткать.
Бисероткачество – это изготовление бисерных изделий с помощью нитей основы и утка (основа – вдоль, уток – поперек).
(Демонстрация готовых изделий).
Ведущий: А кто из вас девочки знает, где был изобретен бисер?
Не знаете! Тогда я вам расскажу.
Ведущий: Секреты производства бисера были освоены в одном из красивейших городов Италии, в Венеции.
Венецианский бисер назывался «пикколи лавори ди ветро», а мастеров изготовляющих бисер называли «верикселли».
Секреты производства бисера строго хранились в секрете. Из Венеции вывозили только готовый бисер, привозили его и в Россию. В XVIII веке в Москве продавалось очень много венецианского бисера. Рукодельницы старой Руси широко применяли бисер в своих вышивках наравне с жемчугом и поделочным камнем. Обычно бисером вышивали орнамент, а фон покрывали гладью золотом или серебром. Вышивались головные уборы, кокошники, воротники. Из бисера низали бахрому, плели всевозможные сетки, которыми украшали головные уборы, вышивали иконы.
Ведущий: И наши юные мастерицы тоже научились работать с бисером и выполнили вот такие замечательные изделия.
(Заходит домовенок Кузя).
Кузя: Ой бяда, бяда, огорчение (вздыхает).
Ведущий: Ты кто мальчик?
Кузя: Да домовенок я! Кузьмой кличут.
Ведущий: Что Кузя с тобой случилось?
Кузя: Да, не со мной, а в моем родном домике, ведь я же домовой. Вот и горюю. Порядка в доме не стало. Были у нашей Анютки бусы красоты необычайной, хотела она их одеть, да потянула, да нитка и лопнула, рассыпался весь бисер на пол. Бабка Анастасия шла с водой, подскользнулась на бисере и упала, ногу зашибла, щенку хвост отдавила. У всех руки опускаются, за порядком никто не следит. Только плачут все, охают да вздыхают.
- Ой, бяда, бяда, огорчение!
Ведущий: Не печалься Кузя, знаю, как твоему горю помочь. Бисер нужно с полу собрать, чтобы бабка Анастасия не падала. А для Анютки сплети новые бусы лучше прежних.
Кузя: А, я не умею.
Ведущий: Я научу Кузя.
Кузя: Ну, вообще я способный! (садится за рабочее место).
Ведущий: Для работы нам потребуется (берет со стола, поднимает вверх, а дети называют).
1. Рамка деревянная с набитыми на нее гвоздиками.
2. Нитки х/б №10.
3. Леска тонкая.
4. Бисерная игла.
5. Бисер.
6. Ножницы.
7. Инструкционная карта и рисунок узора.
Прежде, чем приступить к работе нужно повторить правила Т.Б.
- Кузя ты их знаешь?
Кузя: Я, я знаю!
Я способный!
Правила от Кузи:
Чтобы шить и вышивать,
Нужно правила вам знать.
Я их с детства точно помню,
Коротенько вам напомню.
Первым делом нужно знать:
В рот иглу не вздумай брать,
Глаз с иголки не спускай,
И в одежду не втыкай,
Не бросай ее нигде
А иначе быть беде.
Помни – иглы и булавки
Не валяются на лавке.
Поработал - не забудь
Их в игольницу воткнуть.
Хоть сегодня я спешу,
Но про ножницы скажу –
Очень важно всем понять,
Как их нужно подавать.
Не острыми конечками,
А вперед колечками.
Влево – вправо не маши,
А в пенал их уложи,
Не пугаю я напрасно.
Ножницы – предмет опасный.
Нужно правила всем знать,
Аккуратно соблюдать.
И получим ты и я
Наслажденья от шитья! (фото 1)
Ведущий: Молодец Кузя!
Ведущий:
Вся работа выполняется снизу вверх, бисер просчитывается слева направо.
1. Просчитать количество клеток в рисунке.
2. Закрепить основу на рамке. Количество нитей зависит от количества клеток в рисунке +1 (фото 2).
3. Вдеть в бисерную иглу леску = 2хДл. От кончиков пальцев до локтя, чтобы нить не путалась.
4. Закрепить конец лески за крайнею левую нить двойным узлом.
5. На иглу нанизать бисер, количество зависит от количества клеток в рисунке (демонстрация приемов работы на рамке планшете фото 3).
6. Леску с бисером пропустить с изнаночной стороны изделия. Распределить бисер между нитями основы
7. Закрепить бисер пропуская иглу с лицевой стороны изделия (фото 4).
8. Повторить с 5 пункта.
Самостоятельная работа.
б) Текущий инструктаж.
Ведущий: А теперь попробуйте самостоятельно (вместе с Кузей оказывается помощь детям).
Ведущий: Кузя у тебя получается?
Кузя: Да! Я способный!
Кузя: Ой, ой Хозяюшка, что–то я притомился, пальчики устали, глазки плохо видят, спинку ломит.
Ведущий: Да, Кузя ты прав нужно всем отдохнуть. Встаньте все со своих мест. Повторяйте за нами.
Релаксационная пауза.
Кузя:
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок,
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
Крутим – вертим головой, Разминаем шею. Стой!
И на месте мы шагаем, ноги выше поднимаем.
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперед.
Хлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки,
Пусть попляшут ножки
По ровненькой дорожке,
Ножки вместе, ножки врозь,
Ножки прямо, ножки вкось.
Ножки здесь и ножки там.
Что за шум и что за гам?
Ведущий: Отдохнул Кузя, тогда приступаем к работе.
в) Вводный инструктаж.
Ведущий: Работать со схемой намного сложнее, нужно четко просчитывать количество цветов в рисунке.
Ведущий: Если закончилась нить, закрепить остаток за крайнюю правую нить двумя петельными стежками, спрятать конец между бисерин. Продолжи работу закрепив нить за левую крайнюю нить.
г) Текущий инструктаж.
Ведущий: Попробуйте самостоятельно (Кузя и ведущий оказывают помощь).
д) Заключительный инструктаж.
Кузя: У меня получился цветочек. А он что останется на рамке.
Ведущий: Нет, Кузя. Нужно срезать нити основы (можно закрепить на картоне, заплести косичкой, вплести в нить основы).
Подведение итогов. Итоговая рефлексия.
Ведущий: Кузя покажи, что получилось (показ изделия).
Красота, Анюта будет довольна.
Кузя: спасибо тебе Хозяюшка сам научился и всех дома научу.
Ведущий: Молодец Кузя! Научился.
А вы девочки научились?
Девочки покажите, что у вас получилось.
Если кто не закончил, мы продолжим эту работу на следующем занятии.
Ведущий: А теперь выскажите свое мнение: что понравилось, что было интересно, а может что то не понравилось (передает мяч по кругу, в конце когда мяч находится у ведущего сказать что нибудь хорошее о каждом участнике).
Ведущий: Спасибо вам за занятие, жду вас на следующее.
Литература: Журнал «Секреты мастерства №13. Бисер»2009г., О.А. Шеглова «Самоучитель по плетению и вышивке бисером» 2006г
Инструкционная карта:
Вся работа выполняется снизу вверх, бисер просчитывается слева направо.
1. Просчитать количество клеток в рисунке.
2. Закрепить основу на рамке.
Количество нитей зависит от количества клеток в рисунке +1.
3. Вдеть в бисерную иглу леску = 2хДл.
От кончиков пальцев до локтя, чтобы нить не путалась.
4. Закрепить конец лески за крайнею левую нить двойным узлом.
5. На иглу нанизать бисер, количество зависит от количества
клеток в рисунке.
6. Леску с бисером пропустить с изнаночной стороны изделия.
7. Распределить бисер между нитями основы.
8. Закрепить бисер пропуская иглу с лицевой стороны изделия.