Изонить – один из видов декоративно-прикладного искусства, развитие которого происходило несколько столетий. Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.
Актуальность проведения занятий по данной теме состоит в том, что они способствуют развитию у ребенка : мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления; воображения; волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца); художественных способностей и эстетического вкуса. В ходе занятия прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями : черчение, рисование, математика
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по изонити "Грибок" »
«Грибок»
Автор- Смирнова Светлана Вячеславовна
Педагог дополнительного образования
МУДО Центр детского творчества
г.Новороссийск
2014 год
Пояснительная записка. В системе дополнительного образования детей трудовая деятельность является одним из важных факторов развития ребёнка: нравственного, умственного, физического, эстетического. Декоративно-прикладная деятельность в силу ее творческого характера создает условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, его самореализации.
Изонить – один из видов декоративно-прикладного искусства, развитие которого происходило несколько столетий. Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.
Актуальность проведения занятий по данной теме состоит в том, что они способствуют развитию у ребенка : мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления; воображения; волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца); художественных способностей и эстетического вкуса. Также на занятии дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами) , опыт рисования и ручного труда, закрепляют знания о геометрических фигурах.
В ходе занятия прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями : черчение, рисование, математика
Условия для проведения занятия – хорошо освещенный кабинет, наличие необходимых инструментов (иголка с широким ушком, цветные нитки, ножницы, цветной картон). Количественный состав участников занятия – 10-12 человек в возрасте 7-8 лет.
Цель занятия: научить выполнять угол в технике изонити.
Задачи: -познакомить с новым видом художественной деятельности – с техникой изонити;
- научить правильно и безопасно пользоваться иглой и ножницами;
-научить детей отличать лицевую и изнаночные стороны изделия;
-способствовать развитию мелкой моторики кисти рук, глазомера;
-способствовать формированию эстетического вкуса.
В итоге участник занятия должен знать : понятие техники «Изонить», правила техники безопасности при работе с иглой, шилом и ножницами, алгоритм выполнения угла в технике изонити; уметь : правильно и безопасно работать с иглой и ножницами, отличать лицевую и изнаночные стороны изделия, выполнять угол в технике изонити.
План проведения занятия
№
Этап занятия
Оперативные задачи педагога
Способы, приемы организации деятельности
1
Организационный момент, объявление темы занятия.
Организовать внимание детей, настроить на предстоящую работу, объявить тему занятия, проверить готовность участников и наличие инструментов.
Беседа
2
Предъявление нового материала, теоретическая часть
Рассказать о технике изонити, вспомнить понятие угла.
Рассказ, беседа.
3
Подготовка к практической работе.
Проанализировать образец изделия, повторить правила техники безопасности.
Беседа, фронтальный опрос.
4
Практическая работа.
Показать детям на образце лицевую и изнаночную стороны, совместно выполнить заполнение угла стежками.
Демонстрация и показ, совместное выполнение практической работы.
5
Анализ выполненных работ.
Проанализировать с детьми готовые работы.
Показ, анализ и оценка каждой работы.
6
Подведение итогов.
Обобщить и кратко повторить полученные знания.
Беседа.
План –конспект занятия.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Меня зовут …….Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с новым видом декоративно-прикладного творчества. Для этого нам понадобятся инструменты. У вас все готово?
Дети: Да!
Педагог: Как можно изобразить предмет?
Дети: Нарисовать, слепить, сделать аппликацию или поделку.
Педагог: А я изобразила его вот так.(Показывает образец) Какой предмет я изобразила?
Дети: Грибок!
Педагог: Правильно! Почему вы так быстро догадались?
Дети: Изображена шляпка, нарисованы ножка и трава.
Педагог: Этот гриб я изобразила в незнакомой для вас технике. Называется эта техника «Изонить». Как вы думаете , почему она так называется?
Дети: Предмет изображен нитками.
Педагог: Действительно. Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Такой техникой можно изобразить не только грибок, но и другие предметы и даже сюжеты. Эта техника очень интересна и занимательна, но требует терпения, усидчивости и упорства. Я надеюсь , что вы терпеливы, старательны и внимательны в любом деле.
Педагог раздает каждому заготовку. Дети рассматривают образец педагога.
Педагог: Дети, у каждого изделия есть лицевая и изнаночная сторона.
Чем отличается расположение нитей на лицевой и изнаночной сторонах?
Дети: На лицевой стороне нити пересекаются, а на изнаночной только стежки.
Педагог: Давайте рассмотрим наши заготовки. Возьмите в руки свой картон. Какого он цвета?
Дети: Зеленого, желтого.
Педагог: Как вы думаете, где у вашего изделия будет лицевая сторона, а где изнаночная? Чем они отличаются?
Дети: На лицевой стороне одни дырочки, а на изнаночной нарисован угол и дырочки.
Педагог: Кто сможет объяснить, что такое угол? Изобразите угол с помощью рук.
А теперь на заготовке укажите левую и правую стороны угла. Найдите вершину. Посчитайте отверстия-дырочки по обеим сторонам угла. Сколько их?
Дети: Двенадцать.
Педагог: Откуда начинается отсчет?
Дети : От вершины угла.
Педагог: Какой вывод можно сделать?
Дети: Откуда бы ни начали отсчет, все равно будет двенадцать. Обе стороны имеют одинаковое количество отверстий.
Педагог: Я заранее изобразила угол на изнаночной стороне и проколола отверстия. Вам нужно будет самим вышить этот угол. А теперь загадки , которые помогут вам догадаться, что нам понадобится для работы.
Педагог: Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
Дети: Иголка с ниткой.
Педагог: Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижет.
Дети: Ножницы.
Педагог: Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдает.
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом.
Дети: Карандаш.
Но сначала давайте повторим правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами.
Дети: Рабочее место нужно содержать в порядке.
Игла всегда должна быть с ниткой.
Нельзя вкалывать иглу в одежду.
Руки во время шитья держат на весу, сидеть при этом нужно прямо и не подносить работу близко к глазам.
Никогда не брать в рот нитки, иголки и другие предметы.
Ножницы передают кольцами вперёд, а иглу – тупым концом (ушком).
Педагог: Итак, работу будем выполнять вместе со мной. Сначала вденем нитку в иголку, цвет нитки подберите сами .
Сначала вводим иглу с изнанки в нижней стороне угла, вытягиваем нить на лицевую сторону и вводим иглу в вершину угла. Смотрим, как легла нить на лицевой стороне.
С изнанки вводим иглу в следующее отверстие от вершины на другой стороне угла. С лицевой стороны направляем иглу на противоположную сторону вниз и смотрим , что получилось.
С изнанки поднимаемся на одну дырочку вверх. Обратите внимание, что стежки на изнанке с одной стороны угла идут сверху вниз, а с другой – снизу вверх.
И так постепенно добираемся до последнего отверстия на обеих сторонах угла. Каждый раз надо смотреть , как располагается нить на лицевой стороне. Она идет в направлении другой стороны угла поверх всех предыдущих нитей, пересекается с ними.
Дети работают самостоятельно.
Офтальмологическая пауза. Закрываем мы глаза,
Вот какие чудеса, (Закрывают оба глаза )
Наши глазки отдыхают, Упражнения выполняют. (Продолжают стоять с закрытыми глазами) А теперь мы их откроем, Через речку мост построим. ( Открыв глаза, взглядом рисуют мост) Нарисуем букву О, Получается легко. (Глазами рисуют букву О) Вверх поднимем, Глянем вниз, Глаза вверх, вниз Вправо, влево, повернём ( Глаза смотрят вправо-влево) Заниматься вновь начнём. Педагог: Продолжим нашу работу. У нас получилась шляпка грибка. Чего не хватает?
Дети: Ножки и травки.
Педагог: Дорисуйте карандашами у ваших грибков ножку и травку.
А теперь давайте посмотрим, какие грибки у нас получились.( Дети выставляют все свои работы у доски )
Педагог: Ребята, вот какие замечательные грибочки у нас есть. Молодцы! Все справились ! Собрали вот такой урожай грибов!
А как называется искусство , с которым мы сегодня познакомились?
Дети: Изонить!
Педагог: А что это такое?
Дети: . Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в изображении предмета путем пересечения цветных нитей на картоне.
Педагог: Было интересно?
Дети: Да!
Педагог: Я хочу пожелать вам - дерзайте, повышайте своё мастерство и помните:
«Если человек делает трудное дело и делает его хорошо, он никогда не потеряет к себе уважение» (Джордж Бернард Шоу)
Методические рекомендации.
Эффективность занятий невозможна без заинтересованности детей данным видом прикладного искусства - изонить. С этой целью проводится выставка-показ работ детей, обучающихся ранее. Задаю вопросы: Как думаешь, сможешь ты сделать такую же поделку? Почему ты так думаешь? После, предлагаю посмотреть работы с изнаночной стороны и сравнить переплетение нитей на лицевой стороне. При рассмотрении работ акцентирую внимание на соотношение цветов с фоном. Обязательно проводится инструктаж детей по технике безопасности при работе с изонитью. Впоследующей работе перехожу к показу технического закрепления изонити. Перед практической частью делаю акцент на подбор цветного картона и ниток, соответствующих к выбранному фону. Выбор самостоятелен, но на начальном этапе допускается корректировка педагогом. Во время занятий дети свободно общаются друг с другом. Занятия сопровождаются музыкой, подобранной совместно с детьми из детского репертуара. Разнообразие вношу играми, по цветотерапии, для развития умений соотносить цветовую гамму с образом, его эмоциональным состоянием, особенностями, закрепление знаний названия цветов и их оттенков.
2.Виноградова Е.А. 1000 загадок для самых умных . М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. 3.Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием. Методические рекомендации для учителя . М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003.
4.Гусарова Н.Н. Техника изонити для младших школьников. Методическое пособие. СПб.,»Детство-Пресс»,2000.
Научить детей отличать лицевую и изнаночную стороны изделий, выполнять узор острого угла (показать, что нити пересекаются на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки).
Закрепить понятия: угол, вершина угла, левая и правая стороны угла.
Упражнять детей вдевать нить в иголку и завязывать узелок.
Научить дорисовывать изображение после вышивки угла.
Материал:
Для воспитателя – образец (можно взять два или три образца, в которых углы вышиты нитками разного цвета – жёлтыми, коричневыми, красными).
Для каждого ребёнка – лист цветного картона (жёлтого или зелёного), на изнаночной стороне которого нарисован угол и проделаны отверстия (расстояния между дырочками- 1см.), иголка с широким ушком, ножницы, катушка ниток (жёлтого, красного цвета).
Ход занятия:
- Дети, как можно изобразить предмет? (Нарисовать, слепить, сделать аппликацию или поделку).
- А я изобразила его вот так. ( Показ, образец).
- Какой предмет я изобразила? (Грибок).
- Почему вы так быстро догадались? (Изображена шляпка, нарисованы ножка и трава).
- Этот гриб я изобразила в незнакомой для вас технике. Называется эта техника «Изонить».
- Как вы думаете, почему она так называется? (Предмет изображён нитками).
- Такой техникой можно изобразить не только грибок, но и другие предметы. (Выставляю другие образцы).
- Эта техника очень интересна и занимательна, но требует терпения, усидчивости и упорства. Я надеюсь, что вы терпеливы, упорны, старательны и внимательны в любом деле (Раздаю каждому заготовки.)
- У каждого изделия есть лицевая и изнаночная стороны. Как вы понимаете, что такое лицевая сторона? А изнаночная?
- Чем отличается расположение нитей на лицевой и изнаночной сторонах? (На лицевой стороне нити пересекаются, а на изнаночной только стежки.)
- На лицевой рисунок всего грибка, а на изнаночной нарисован только угол.
- Возьмите в руки свой картон. Какого он цвета?
- Кто сможет объяснить, что такое угол? Изобразите угол с помощью рук.
- А теперь на рисунке укажите левую и правую стороны угла. Найдите вершину.
- Посчитайте отверстия- дырочки по обеим сторонам угла. Сколько их? (12).
- Откуда начинается счёт? Откуда бы вы ни начали отсчёт, всё равно будет 12. Обе стороны имеют одинаковое количество отверстий, их 12.
- А теперь внимание! Работу будите выполнять вместе со мной.
- Сначала вденем нитку в иголку, а теперь начнём вместе:
- Вводим иглу с изнанки в нижней стороне угла, вытягиваем нить на лицевую сторону и вводим иглу в вершину угла. Смотрим, как легла нить по лицевой стороне.
- С изнанки вводим иглу в следующие отверстие от вершины на другой стороне угла (Показ каждому ребёнку).
- С лицевой стороны направляем иглу на противоположную сторону вниз и смотрим, что получилось.
- С изнанки поднимаемся на одну дырочку вверх. (Заметим, что стежки на изнанке с одной стороны угла идут сверху вниз, а с другой - снизу вверх.)
И так постепенно добираемся до последнего отверстия на обеих сторонах угла.
- Каждый раз надо смотреть, как ложится нить на лицевой стороне. Она идёт в направлении другой стороны угла, ложиться по - верх всех предыдущих нитей, пересекается с ними.
Офтальмологическая пауза.
Закрываем мы глаза,
Вот какие чудеса,
^Закрывают оба глаза
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
Продолжают стоять с закрытыми глазами
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
^Открыв глаза, взглядом рисуют мост
Нарисуем букву О,
Получается легко.
Глазами рисуют букву О
Вверх поднимем,
Глянем вниз,
Глаза вверх, вниз
Вправо, влево, повернём
^Глаза смотрят вправо-влево
Заниматься вновь начнём.
-Кто выполнит работу раньше, может дорисовать на лицевой стороне ножку к шляпке гриба траву.