Тема: Изделия из ниток «Мартенички»
Цели:
1. Познакомить учащихся с народными традициями, технологией изготовления изделий из ниток «Мартенички»
2. Развивать любознательность
3. Воспитывать уважение к народным традициям, самостоятельность, трудолюбие, аккуратность
Оборудование и материалы: образцы поделок, иллюстрированный материал, книги по рукоделию, видеоматериал «Мартенички»
Ход занятия:
1.Организационный момент: приветствие учащихся, проверка готовности к занятию.
2. Рассказ педагога о народных традициях, об изделиях из ниток как одном из видов декоративно-прикладного творчества.
Вопросы детям. Какое сейчас время года? Какой сейчас месяц? (Отвечают дети)
Слово «Мартенички» происходит от названия первого месяца весны (март)
Педагог сопровождает рассказ презентацией
В Болгарии существует древний, очень хороший обычай поздравлять друг друга с приходом весны, изготавливать своими руками и дарить на счастье сувениры, очень простые по исполнению. Сувениры эти называются мартенички, от названия первого месяца весны. Делают их из ниток разнообразными по форме: в виде кукол, кисточек помпонов. Сувениры делают парными, например, две куклы, две кисточки, два помпона. Сочетание цветов всегда одинаково: белый и красный. Белый цвет – символ уходящей зимы, красный - символ весны и жаркого солнца. Сувениры крепят к одежде как украшение и носят до прилёта журавлей или ласточек в зависимости от местных традиций.
На Руси обрядом «закликания» весны начинался цикл весенних праздников. Наряду со сложными ритуальными действиями, в которых главными участниками были сельская детвора и молодёжь, обязательным атрибутом являлись маленькие нитяные куколки. Праздник приходился на начало весны, на март, поэтому кукол называли мартеничками, «вязали» парами. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на могучем родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и кукол на плече свадебной пары. Красовалась неразлучна пара со своим потомством в красном углу избы под иконами.
Демонстрация образцов поделок их ниток
3. Физкультминутка
Зарядка "Мишка"
Мишка лапки подними
Мишка лапки опусти
Мишка, Мишка покружись
А потом земли коснись
И животик свой потри
Раз, два, три - раз, два, три!
мы ногами топ, топ
мы руками хлоп, хлоп
мы глазами миг, миг
мы плечами чик, чик
раз сюда, два сюда ( повороты туловища вправо и влево)
повернись вокруг себя
раз присели, два привстали
сели, встали, сели, встали
словно ванькой-встанькой стали
а потом пустились вскачь (прыжки на месте)
будто мой упругий мяч
раз, два, раз, два ( упражнение на восстановление дыхания)
вот и кончилась игра
4. Техника безопасности при работе с инструментами
Инструменты, которыми мы будем пользоваться, могут быть очень опасны. Поэтому соблюдение правил по технике безопасности обязательно
Вопрос детям. Кто отгадает такую загадку?
Инструмент бывалый-
Не большой не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижёт.
Технику безопасности в стихах рассказывают учащиеся
1 ученик
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай
2 ученик
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота.
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
Преподаватель проводит инструктаж по технике безопасности.
При работе с ножницами:
- в нерабочем состоянии ножницы должны находиться справа, кольцами к себе;
- передавать ножницы следует сомкнутыми концами, кольцами вперёд;
- если вам нужно встать из-за стола, оставляйте ножницы на рабочем месте.
Практическая работа
Порядок изготовления изделия из ниток «Мартенички»
1. Вырезать шаблон из картона 80х100
2. Намотать подготовленные нитки на картон
3. Сверху связать часть заготовки нитками, совпадающими по цвету с поделкой
4. Нижнюю часть разрезать ножницами, снять картон, подровнять нитки.
5. Выделить и перевязать «головку» кисточки
6. Отделить часть ниток для рук, укоротить их и завязать
7. Перевязать туловище куклы
8. Разделить нитки на две части, перевязать ножки
9. Подрезать неровные нитки
10. К готовой поделке привязать петельку.
Подведение итогов
Выставка готовых поделок из ниток «Мартенички».
Учащиеся развешивают свои изделия на ветку дерева.
Рефлексия
Оцените своё эмоциональное состояние, с которым вы работали на занятии.
- доволен собой
- не совсем доволен
- не доволен