Знать правила техники безопасной работы при выполнении ручных работ.
- способствовать формированию представления о правилах безопасной работы при выполнении ручных работ;
- вырабатывать навык выполнения ручных стежков, шва вподгибку с закрытым срезом.
- способствовать развитию умения ориентироваться в задании, давать словесный отчет о выполненных действиях;
- способствовать увеличению объема активного словаря учащихся.
- способствовать развитию самостоятельности.
Время (мин) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Коррекционная работа |
Организационная работа |
1 | - Приветствие - Проверка явки учащихся и готовности их к уроку - Заполнение классного журнала - Психологический настрой учащихся на работу. | Подготавливают рабочее место, надевают рабочую форму. | Формирование мотивов и желания работать. |
Введение в тему. Актуализация опорных знаний и представлений. |
7 | * Мотивация учащихся на учебную деятельность: - Девочки, сегодня нам принесли письмо от учеников 1-х классов, прочитаем его вместе? Зачитывается письмо: - Уважаемые пятиклассницы, на улице недавно прошел 1 снег, было сыро и холодно, поэтому мы немного простыли, не могли бы вы сшить нам несколько носовых платочков? Заранее спасибо. Ученики 1-х классов. - Поможем ребятам справиться с простудой, сошьем платочки? - А может быть, мы просто сходим в магазин и купим платочки? - А достаточно ли у вас знаний и умений, чтобы справиться с заданием? * Доведение до учащихся темы, целей и плана урока: - Сегодня я расскажу вам, какие строчки и швы используются при пошиве носового платка, и мы потренируемся выполнять эти швы, чтобы на следующих уроках сшить платочки. Согласны? - Тема нашего урока «Ручные работы при пошиве носового платка». * Повторение пройденного материала: - Скажите, а откуда в магазинах появляются носовые платки? - Как называется профессия человека, который шьет изделия на швейной фабрике? - Правильно: Швея – это работница занимающаяся шитьем. Навыки именно этой профессии вы будете получать во время учебы в школе. А теперь ответьте на вопросы карточек, это необходимо знать каждой швее. Вопросы: 1) Назовите инструменты, материалы и приспособления для ручных работ.( игла, нитка, ножницы, ткань, линейка, утюг) 2) Для чего служат ручные строчки, выполненные прямыми стежками: а) для обработки срезов деталей от осыпания. б) для временного соединения деталей. 3) Длина стежка – это…(правильный рисунок отметьте галочкой) За отлично выполненные работы ученицам вручается фигурка победителя. | - Конечно. Слушают письмо. - Да. - Они стоят денег, а мы можем сшить их из остатков ткани. -Мы пока не многое умеем. - Да. Записывают тему урока в тетради. - Их привозят со швейных фабрик и мастерских. - Швея Отвечают на вопросы карточек. | - Активизация мыслительной деятельности учащихся; - учить анализировать, обобщать, делать выводы. |
Теоретическая часть урока |
4 | * Рассказ учителя с показом образцов( на стенде): - Нам с вами необходимо сшить носовые платочки, а знаете ли вы, что носовой платок — это кусок ткани или бумаги для чистки носа. Кроме этого носовой платок может быть предметом моды или показывать принадлежность носителя к определённой группе. Появились носовые платки давно, в Древнем Риме зрители махали ими во время игр на трибунах. В средние века дамы дарили мужчинам свои платочки в знак благосклонности. Они могут быть овальные, круглые или квадратные. Платки выполняют с кружевом или вышивкой, из различных тканей, чаще всего из хлопчатобумажной.(Как вы думаете почему? В помощь учащимся капается капля воды на хлопчатобумажную ткань, обращается внимание на скорость впитывания). Носовые платки делятся на мужские и женские. Мужские - больше по размеру и менее изящны, чем женские. В наше время стали производиться одноразовые бумажные платки, но и тканевые до сих пор популярны. Носовой платок не просто средство гигиены, а символ образа жизни его владельца. | - Потому что эта ткань хорошо впитывает влагу. | Расширение кругозора и увеличение словаря учащихся. Учить наблюдать, анализировать, делать выводы. Способствовать формированию интереса учащихся к учебной деятельности. |
Физкультминутка |
1 | * Выполнение упражнений для предупреждения переутомления глаз. ( С использованием тренажера для глаз) | Выполняют предложенные упражнения. | Предупреждать переутомление глаз. |
Теоретическая часть урока |
6 | * Рассказ учителя с показом образцов, технологии выполнения швов: - Края носового платка обрабатывают швом вподгибку с закрытым срезом, вы его уже знаете.( на стенд выставляется новое слово - шов вподгибку). К каким швам относится шов вподгибку с закрытым срезом краевым или соединительным? Сколько раз нужно подогнуть край при выполнении данного шва 1 или 2 раза? - Правильно вначале необходимо подогнуть срез ткани на изнаночную сторону на 5 мм., заметать подогнутый край по сгибу,(заметывание – это временное закрепление подогнутого края детали прямыми стежками ( новое слово выставляется на стенд); покажите их на образцах), приутюжить (Приутюживание – это уменьшение толщины шва) ( новое слово выставляется на стенд), затем перегнуть подогнутый край на изнаночную сторону на 10мм., заметать подгиб, приутюжить. - Слова, встретившиеся нам сегодня необходимо запомнить; поэтому вклейте их в тетрадь. Для нанесения клея используйте подложки, после окончания работы не забудьте вытереть руки и подложки влажной салфеткой. | - К краевым. - 2 раза, так как шов закрытый, срез должен находиться внутри. Выбирают из предложенных образец с прямыми стежками. Вклеивают термины с определениями в тетрадь. | |
Закрепление знаний учащихся |
4 | *Групповая работа учащихся с планшетами, с технологическими картами. - Прежде чем приступить к выполнению шва вподгибку с закрытым срезом на образце, еще раз вспомним последовательность работы: * на планшетах расположите в правильном порядке выполняемые операции. * Все ли операции сегодня будем выполнять, исходя из темы урока? - Да, машинную строчку мы будем прокладывать уже на следующем уроке, поэтому закрепите данный пункт плана на обратной стороне планшета. А теперь определимся, какие инструменты, материалы и приспособления вам понадобятся для работы, их оставьте на планшете, а те, что пока не нужны, приклейте на обратную сторону. За правильное планирование деятельности вручаются фигурки победители. | - вначале край ткани подгибают на 5 мм., заметывают по сгибу, затем снова подгибаем край уже на 10мм., заметываем и приутюживаем. - Нет , 3 операция - это уже машинные работы. - ткань, игла, нитки, ножницы, линейка, мел, утюг, гладильная доска. Карточки с необходимыми инструментами оставляют с лицевой стороны, а те, что не потребуются, наклеивают с обратной. | Способствовать развитию способности анализировать, обобщать, выделять главное. Способствовать расширению кругозора, обогащению словаря учащихся. |
Физкультминутка |
1-2 | * Выполнение упражнений для развития мелкой моторики. | Выполняют предложенные упражнения. | Развитие координации движений, мелкой моторики. |
Практическая часть урока |
10 | *Определение задания, вводный инструктаж. - Опираясь на технологическую карту, выполните шов вподгибку с закрытым срезом на образце, используя подобранные материалы, инструменты и оборудование. - Что важно помнить при работе иглой и утюгом? Помните так же и о длине стежка, она равна 1 см.. (Показ на макете) * Текущий инструктаж, индивидуальная помощь. | - иглу необходимо хранить в игольнице, не терять ее, не вкалывать в одежду, нитку зубами не откусывать; работать стоя на резиновом коврике, включать и выключать утюг сухими руками, после работы поставить на подставку и выключить. Выполняют шов вподгибку с закрытым срезом с помощью технологической карты. | Развитие мелкой моторики, глазомера, координации движений. |
Подведение итогов урока |
3 | * Беседа с учениками по теме урока. - Что вы делали? - Как выполняют шов вподгибку с закрытым срезом? - Какие трудности возникли? - Чтобы строчка была ровной необходимо… *Взаимооценивание. | Самооценивание, взаимооценивание. - Тренировались выполнять шов вподгибку с закрытым срезом, чтобы затем сшить носовые платки. - Вначале подгибали край на 5 мм. заметывали, затем снова подгибали на 10мм. и заметывали еще раз. - Сложно соблюдать длину стежка и выполнять его ровно. - Постоянно контролировать качество выполнения задания. | Формирование адекватной самооценки на основе анализа результатов собственной деятельности. |
Уборка рабочих мест |
2 | *Контроль над приведением в порядок рабочих мест учащихся. | Прибирают инструменты на место. | Способствовать развитию желания трудиться. |