kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Российские традиции гостеприимства. Правила гостеприимства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект домоводства предназначен для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением интеллкта.

1. Коррекционно-образовательные.

Формирование представлений о традициях русского гостеприимства, знакомство с основными этикетными правилами.

Коррекционно-воспитательные.

2. Развитие национального самосознания и идентичности себя с русским народом.

  1. Коррекционно-развивающие.

Развитие личностного и  художественного потенциала детей,  их артистических наклонностей через участие в кукольной инсценировке сказки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Российские традиции гостеприимства. Правила гостеприимства. »

Асбестовская СКОШИ













КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет: домоводство.

Форма: урок.

Класс: 7.

Тема: Российские традиции гостеприимства.

Правила гостеприимства.

Дата проведения: 03.04.2015.

Исполнитель: учитель домоводства Митькиных В.А.














2015 г.

Тема: Российские традиции гостеприимства. Правила гостеприимства.


Предмет: домоводство, 4 четверть.

Форма: урок. Тип урока: Повторение пройденного материала.

Класс: 7 класс.

Место проведения: кабинет домоводства.

Дата проведения: 03.04.2015


Цели

Задачи

Планируемый результат

  1. Коррекционно-образовательные.

Формирование представлений о традициях русского гостеприимства, знакомство с основными этикетными правилами.

  1. Рассказать об исторических традициях русского гостеприимства.

  2. Познакомить с основными правилами приема гостей.

  1. Представление о русском гостеприимстве.

  2. Знание основных правил приема гостей.

  1. Коррекционно-воспитательные.

Развитие национального самосознания и идентичности себя с русским народом.


  1. Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России.

  2. Научить адекватно оценивать собственное поведение и поступки окружающих людей.

  3. Воспитывать доброжелательность во взаимоотношениях детей.

  1. Интерес к русской истории и русским традициям.

  2. Правильная самооценка и оценка поступков других.

  3. Доброжелательные взаимоотношения.

  1. Коррекционно-

развивающие.

Развитие личностного и художественного потенциала детей, их артистических наклонностей через участие в кукольной инсценировке сказки.


  1. Уметь устанавливать межличностные контакты между детьми.

  2. Устранять неблагоприятные качества: нерешительность, страх.

  3. Развивать механизм идентификации со сказочным персонажем

  1. Формирующееся умение вступать в контакт и поддерживать его.

  2. Формирующееся чувство уверенности.

  3. Умение перевоплощаться.


Оборудование и приспособления: мультимедийная презентация, карточки с таблицами и правилами, тростевые куклы, трафареты чайных чашек, каравай с солью, ваза с пряниками.


Словарь:

  1. «традиция» - исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколения обычаи, правила, нормы поведения, вкусы, и т. д.

  2. «гость» - тот, кто навещает кого-нибудь с целью повидаться, побеседовать, вместе провести время;

  3. гостеприимство;

  4. хлебосольство.



№ этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

1

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.



2

Подготовка к предстоящей работе

- Тема нашего урока: Российские традиции гостеприимства. Правила гостеприимства.

– Мы с вами уже знакомились с правилами приветствия со сверстниками, со взрослыми, говорили и о членах ваших семей, о распределении их обязанностей в семье. Сегодня мы будем говорить о русской семьи, об её обычаях, традициях жизнедеятельности русских семей, а именно о русском гостеприимстве.

















Слайд №1.


3









































































































































4.




























5.






























Всесторонняя проверка знаний

Русский народ богат своими национальными традициями. Русские традиции прослеживаются как в бытовой жизни, так и в искусстве, литературе (в былинах, сказаниях, летописях). Часто в устной речи звучат пословицы, поговорки, сказки, частушки. Национальные обычаи проявляются и в проведении праздников, например, масленица, на свадьбах – выкуп невесты, и в национальной кухне – каши, квас, окрошка, в изготовлении игрушек - русские матрешки, и в народном костюме, и в религиозных обрядах - пасха.

Почему гостеприимство стало характерной чертой русского характера? Объясняют это тем, что в старину селения находились далеко друг от друга, и редкий гость был всегда подарок. А вы знаете, что означает слово «гость»? В толковом словаре Даля дается толкование слова «гость» - тот, кто навещает кого-нибудь с целью повидаться, побеседовать, вместе провести время. А это означает, если вы собираетесь к кому-то в гости, то должны настроиться на общение с друзьями, вести и поддерживать разговор.

Что же такое - гостеприимство? Гостеприимство — это радушный прием гостей, готовность с искренней радостью принять любого гостя. Кроме этого, это безвозмездный прием и угощение.

Из каких слов  оно образовано? Правильно от слов «гость» и «принимать». Хозяева красиво наряжались, украшали свой дом, готовили подарки и угощения. Встречали хлебом-солью. Усаживали в «красный» угол. Это - самое красивое и удобное место в доме.

О русском гостеприимстве свидетельствуют русские сказки. Например, А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Вы читали её?

Пристают к заставе гости.
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит,
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»

Тогда же возникло и слово «хлебосольство», как вы думаете, из каких слов  произошло это слово?

Правильно, хлеб и соль. В старые времена соль была очень дорогой и ее использовали только в особенных случаях, даже при царском дворе солонка стояла  ближе к царю и важным гостям. Поэтому соль стала одной  из мер гостеприимства. Хлебосольный хозяин любит угощать своих гостей. Обряд встречи гостей хлебом-солью означает, что они вступили в дружеские отношения и готовы вместе съесть «пуд соли». Отказ же от хлеба-соли рассчитывался как оскорбление. Недаром говорилось, что «от хлеба-соли» даже царь не отказывался.

К собравшимся гостям выходила наряженная хозяйка, обязательно кланялась в пояс.

Стук в дверь. Входит девушка в русском костюме с хлебом, с солью.

- К нам пришла Елена, она приветствует вас «хлебом-солью».


Здравствуйте, люди добрые,

Если величать, так на пороге встречать.

Добро пожаловать к нам в гости,

Милости просим.

- Попробуйте каждый, отщипните кусочек хлеба и посыпьте солью, поблагодарите хозяйку за приглашение.

- В те же времена возникают пословицы и поговорки об обычаях гостеприимства. Ребята, а вы знаете такие пословицы и поговорки? 

А сейчас я хочу предложить вам такую игру. Задание: на этих чайных чашках написаны пословицы о гостеприимстве, найдите половинки чашек, составьте пословицы  и прочитайте их вслух (вызываются дети по очереди).


- Доброму гостю… …хозяин рад.

- Хоть не богат, … …а гостям рад.

- Не дорог обед - … …дорог привет.

- Умел гостей позвать, … …умей и угощать.

- Просим на избу: … …красному гостю - красное место.

- Что есть в печи - … …все на стол мечи.

- Встречайте гостей не с лестью,… …а с честью.

- Гостю щей не жалей,… …а погуще лей.

- Какое слово чаще других звучит в этих предложениях?

- Сколько мудрых советов содержат эти пословицы и поговорки о гостеприимстве? Эти традиции или правила гостеприимства русского народа пришли к нам из древней Руси. Древние славяне считали, что человека, вошедшего в дом, первым  делом необходимо радушно встретить, накормить и напоить, чтобы гость  не обиделся и не причинил зла хозяину и его семье. Древние люди думали, что обиженный человек оставит за собой зло, и, наоборот, с добром придет благополучие и достаток, добро. Поев в каком-либо доме, человек-гость мог рассчитывать на защиту и помощь хозяина дома, но и сам уже не смел причинить ему зла. Таким образом, хлеб и соль, которым встречали и до сих пор встречают по русскому обычаю, не что иное - как мирный договор межу хозяевами и гостями.

Вернемся в настоящее время. На самом деле, совсем не так просто принимать гостей у себя и соблюдать правила гостеприимства самим.

А как же в наше время встречают гостей? Правила меняются, но, как и прежде, необходимо встречать гостя, как самого близкого человека. Хорошее настроение, радость, улыбка у хозяев - самое главное при встрече гостей.

Наверняка, все вы ходили в гости, т.е. были гостями. А возможно и сами приглашали гостей к себе домой, т.е. были в роли хозяев. Вспомним правила гостеприимства.

Предлагаю вам составить памятки «Я - гость» и «Я - хозяин».

Давайте разделимся на две группы: одна составит правила поведения в гостях «Я - гость», другая - правила приема гостей «Я – хозяин». Для работы понадобиться таблицы. Я задаю вопрос, вы в конверте находите правило-предложение и вклеиваете его.

Представитель от каждой команды прочитайте ту часть таблицы, которую вы самостоятельно заполнили.

Что у вас получилось?

Информация о домашнем задании.

На домашнем задании вам несложно будет составить индивидуальные памятки поведения в гостях.

Этими памятками вы сможете воспользоваться в своей жизни или предложить их своим друзьям, близким людям.

Физминутка.


Объединить, сдружить людей может и интересная игра. Проведем игру "Сколько человек хлопало?". Впоследствии эту игру вы сможете провести у себя дома вместе со своими гостями.

«Группа рассаживается в полукруг. Из участников выбираются "водящий" и "дирижер". "Водящий" становится спиной к полукругу на некотором расстоянии него. "Дирижер" занимает место перед участниками и указывает жестом то на одного, то на другого. Вызванный жестом "дирижера" участник хлопает в ладони один раз. Один и тот же участник может быть вызван дважды или трижды. В общей сложности должно прозвучать 5 хлопков. "Водящий" должен определить, сколько человек хлопало. После того, как он справится со своей задачей, "водящий" занимает место в полукруге, "дирижер" идет вводить, а из полукруга выходит новый участник».

Проверка понимания учащимися изученного материала.

А сейчас побываем в сказочном времени. Но не сама сказка к нам придет, мы сами разыграем её с помощью кукол.

Сказка «Лиса и журавль». Текст сказки вы заранее прочитали. Я читаю слова автора, а двое из вас выбирают роль лисы или журавля.

- По повадкам лиса - какая?

- Каким голосом надо говорить за нее?

- А журавль - какой?

- Каким голосом надо говорить за него?

Учитель раздает участникам театральной инсценировки тростевые куклы.

Лиса с журавлем подружилась.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует:

Покушай, мой голубчик куманек! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и скушала. Каша съедена; лисица и говорит:

Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем!

Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

Кушай, кумушка! Не стыдись, голубушка.

Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; толку всё нет как нет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.

Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.


- Опишите, какая по характеру лиса?

- Почему?







- Опишите, какой по характеру журавль?

- Почему?



- Что означает: Лиса ушла несолоно хлебавши?

- Почему их дружба врозь?




- Можно ли лису назвать хлебосольной, гостеприимной?

- Чему учит эта сказка?


Но еще одной мерой гостеприимства считалось после угощения   чаепитие.

«Чай с вареньем и с лимоном,

С кренделями и поклоном

Завари и крепкий чай,

Добрым молодцам подай».

Наши предки считали, что чем крепче чай, тем дороже гости. На столы они накрывали красивые скатерти, ставили угощения: баранки, бублики, калачики, пироги и во главе стола обязательно стоял самовар. Они пили чай из блюдца мелкими глотками, чтобы не обжечься.

Праздник закончился, хозяева устали, а гости медлят, не уходят. Как быть?

Проводить гостей – тоже русское гостеприимство. В старые времена на прощание гостям раздавали пряники-«разгоняи» или пироги-«выгонцы». Хороши обычаи, не правда ли? И гости разошлись, и обиды на хозяев нет. На прощание гостю всегда говорили «скатертью дорога», что означает - удачно добраться до дома.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Наша Лена, по старому обычаю, проводит вас домой. Но вы теперь - воспитанные гости, и скажите нам с Леной, что вам понравилось на уроке, что узнали для себя нового?





























- Гость и принимать.








Да.








Хлеб и соль.



























Дети отщипывают кусочек хлеба и посыпают солью, благодарят Елену.



Учащиеся находят половинки чайных чашках, составляют их и с обратной стороны читают поговорки и пословицы.











Гость.

































Дети заполняют левую часть таблицы.








Памятка.





































Хитрая.

Ласковым, нежным.

Добродушный.

Спокойным, уверенным.
























Хитрая, жадная. Положила манную кашу по тарелке, сама её и съела, в гости пришла с желанием пообщаться, поговорить, а наесться на неделю.

Добродушный, умный. Хотел дружить с лисой, в гости пошел, проучил лису.

Ушла голодной.

В дружбе надо друг друга уважать, ценить, быть готовым поделиться.

Нет.


Дружба должна быть взаимной, честной.












Слайд №2.




























Слайд №3.








Слайд №4.








Слайд №5.

















































Слайд № 6.

































Слайды № 7, 8.

Прил. №1, 2.









































Слайд №9, 10.
































































Слайды №11, 12.

















Приложение №1.

Я - гость

Что нужно сделать, если вас пригласили в гости?

Поблагодарить и готовиться к визиту, готовить подарки и продумать свой наряд. Прийти вовремя, приходить раньше или опаздывать – бестактно.

Что необходимо при вручении подарка?

Сказать несколько теплых слов.

Как правильно сидеть за столом и когда можно выйти из-за стола?

Не следует садиться к столу, положа ногу на ногу, класть локти на стол, тянуться за едой через весь стол, выбирать лакомые кусочки.

Не принято  за столом громко разговаривать или говорить с полным ртом.

Во время еды не следует громко прихлебывать, стучать ложкой по тарелке.

Не есть ложкой то, что можно есть вилкой.

Закончив еду,  столовые приборы положить на тарелку, рот и руки вытереть салфеткой.

Как правильно уходить из гостей?

При уходе попрощаться  с хозяевами, поблагодарить  их за прекрасно проведенное время.


Приложение №2.

Я – хозяин

Как правильно пригласить гостей?


Можно по телефону, письменно или лично  за несколько дней до торжества.

Как встретить гостей?


Встречаем гостей  у дверей, приветливо, с улыбкой, помогаем раздеться, провожаем в комнату и предлагаем посмотреть журнал, альбом, чтобы дождаться остальных.

Кто первым садится за стол?


Первым за стол садится хозяин, т.к. его задача следить за тем, чтобы тарелки гостей не были пустыми.

Чем и как развлекаем гостей?


Придумываем игры, конкурсы, сюрпризы, можно завести разговор, в котором может принять участие каждый.

Как правильно себя вести при уходе гостей?


В обязанности каждого хозяина входит: проводить гостей до дверей и помочь одеться.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока по теме "Российские традиции гостеприимства. Правила гостеприимства.

Автор: Митькиных Вера Алексеевна

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198222


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства