Русский народ богат своими национальными традициями. Русские традиции прослеживаются как в бытовой жизни, так и в искусстве, литературе (в былинах, сказаниях, летописях). Часто в устной речи звучат пословицы, поговорки, сказки, частушки. Национальные обычаи проявляются и в проведении праздников, например, масленица, на свадьбах – выкуп невесты, и в национальной кухне – каши, квас, окрошка, в изготовлении игрушек - русские матрешки, и в народном костюме, и в религиозных обрядах - пасха. Почему гостеприимство стало характерной чертой русского характера? Объясняют это тем, что в старину селения находились далеко друг от друга, и редкий гость был всегда подарок. А вы знаете, что означает слово «гость»? В толковом словаре Даля дается толкование слова «гость» - тот, кто навещает кого-нибудь с целью повидаться, побеседовать, вместе провести время. А это означает, если вы собираетесь к кому-то в гости, то должны настроиться на общение с друзьями, вести и поддерживать разговор. Что же такое - гостеприимство? Гостеприимство — это радушный прием гостей, готовность с искренней радостью принять любого гостя. Кроме этого, это безвозмездный прием и угощение. Из каких слов оно образовано? Правильно от слов «гость» и «принимать». Хозяева красиво наряжались, украшали свой дом, готовили подарки и угощения. Встречали хлебом-солью. Усаживали в «красный» угол. Это - самое красивое и удобное место в доме. О русском гостеприимстве свидетельствуют русские сказки. Например, А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Вы читали её? Пристают к заставе гости. Князь Гвидон зовет их в гости, Их он кормит и поит, И ответ держать велит: «Чем вы, гости, торг ведете И куда теперь плывете?» Тогда же возникло и слово «хлебосольство», как вы думаете, из каких слов произошло это слово? Правильно, хлеб и соль. В старые времена соль была очень дорогой и ее использовали только в особенных случаях, даже при царском дворе солонка стояла ближе к царю и важным гостям. Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства. Хлебосольный хозяин любит угощать своих гостей. Обряд встречи гостей хлебом-солью означает, что они вступили в дружеские отношения и готовы вместе съесть «пуд соли». Отказ же от хлеба-соли рассчитывался как оскорбление. Недаром говорилось, что «от хлеба-соли» даже царь не отказывался. К собравшимся гостям выходила наряженная хозяйка, обязательно кланялась в пояс. Стук в дверь. Входит девушка в русском костюме с хлебом, с солью. - К нам пришла Елена, она приветствует вас «хлебом-солью». Здравствуйте, люди добрые, Если величать, так на пороге встречать. Добро пожаловать к нам в гости, Милости просим. - Попробуйте каждый, отщипните кусочек хлеба и посыпьте солью, поблагодарите хозяйку за приглашение. - В те же времена возникают пословицы и поговорки об обычаях гостеприимства. Ребята, а вы знаете такие пословицы и поговорки? А сейчас я хочу предложить вам такую игру. Задание: на этих чайных чашках написаны пословицы о гостеприимстве, найдите половинки чашек, составьте пословицы и прочитайте их вслух (вызываются дети по очереди). - Доброму гостю… …хозяин рад. - Хоть не богат, … …а гостям рад. - Не дорог обед - … …дорог привет. - Умел гостей позвать, … …умей и угощать. - Просим на избу: … …красному гостю - красное место. - Что есть в печи - … …все на стол мечи. - Встречайте гостей не с лестью,… …а с честью. - Гостю щей не жалей,… …а погуще лей. - Какое слово чаще других звучит в этих предложениях? - Сколько мудрых советов содержат эти пословицы и поговорки о гостеприимстве? Эти традиции или правила гостеприимства русского народа пришли к нам из древней Руси. Древние славяне считали, что человека, вошедшего в дом, первым делом необходимо радушно встретить, накормить и напоить, чтобы гость не обиделся и не причинил зла хозяину и его семье. Древние люди думали, что обиженный человек оставит за собой зло, и, наоборот, с добром придет благополучие и достаток, добро. Поев в каком-либо доме, человек-гость мог рассчитывать на защиту и помощь хозяина дома, но и сам уже не смел причинить ему зла. Таким образом, хлеб и соль, которым встречали и до сих пор встречают по русскому обычаю, не что иное - как мирный договор межу хозяевами и гостями. Вернемся в настоящее время. На самом деле, совсем не так просто принимать гостей у себя и соблюдать правила гостеприимства самим. А как же в наше время встречают гостей? Правила меняются, но, как и прежде, необходимо встречать гостя, как самого близкого человека. Хорошее настроение, радость, улыбка у хозяев - самое главное при встрече гостей. Наверняка, все вы ходили в гости, т.е. были гостями. А возможно и сами приглашали гостей к себе домой, т.е. были в роли хозяев. Вспомним правила гостеприимства. Предлагаю вам составить памятки «Я - гость» и «Я - хозяин». Давайте разделимся на две группы: одна составит правила поведения в гостях «Я - гость», другая - правила приема гостей «Я – хозяин». Для работы понадобиться таблицы. Я задаю вопрос, вы в конверте находите правило-предложение и вклеиваете его. Представитель от каждой команды прочитайте ту часть таблицы, которую вы самостоятельно заполнили. Что у вас получилось? Информация о домашнем задании. На домашнем задании вам несложно будет составить индивидуальные памятки поведения в гостях. Этими памятками вы сможете воспользоваться в своей жизни или предложить их своим друзьям, близким людям. Физминутка. Объединить, сдружить людей может и интересная игра. Проведем игру "Сколько человек хлопало?". Впоследствии эту игру вы сможете провести у себя дома вместе со своими гостями. «Группа рассаживается в полукруг. Из участников выбираются "водящий" и "дирижер". "Водящий" становится спиной к полукругу на некотором расстоянии него. "Дирижер" занимает место перед участниками и указывает жестом то на одного, то на другого. Вызванный жестом "дирижера" участник хлопает в ладони один раз. Один и тот же участник может быть вызван дважды или трижды. В общей сложности должно прозвучать 5 хлопков. "Водящий" должен определить, сколько человек хлопало. После того, как он справится со своей задачей, "водящий" занимает место в полукруге, "дирижер" идет вводить, а из полукруга выходит новый участник». Проверка понимания учащимися изученного материала. А сейчас побываем в сказочном времени. Но не сама сказка к нам придет, мы сами разыграем её с помощью кукол. Сказка «Лиса и журавль». Текст сказки вы заранее прочитали. Я читаю слова автора, а двое из вас выбирают роль лисы или журавля. - По повадкам лиса - какая? - Каким голосом надо говорить за нее? - А журавль - какой? - Каким голосом надо говорить за него? Учитель раздает участникам театральной инсценировки тростевые куклы. Лиса с журавлем подружилась. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: — Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу! Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует: — Покушай, мой голубчик куманек! Сама стряпала. Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и скушала. Каша съедена; лисица и говорит: — Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем! — Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости. На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит: — Кушай, кумушка! Не стыдись, голубушка. Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; толку всё нет как нет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел. — Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем. Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь. - Опишите, какая по характеру лиса? - Почему? - Опишите, какой по характеру журавль? - Почему? - Что означает: Лиса ушла несолоно хлебавши? - Почему их дружба врозь? - Можно ли лису назвать хлебосольной, гостеприимной? - Чему учит эта сказка? Но еще одной мерой гостеприимства считалось после угощения чаепитие. «Чай с вареньем и с лимоном, С кренделями и поклоном Завари и крепкий чай, Добрым молодцам подай». Наши предки считали, что чем крепче чай, тем дороже гости. На столы они накрывали красивые скатерти, ставили угощения: баранки, бублики, калачики, пироги и во главе стола обязательно стоял самовар. Они пили чай из блюдца мелкими глотками, чтобы не обжечься. Праздник закончился, хозяева устали, а гости медлят, не уходят. Как быть? Проводить гостей – тоже русское гостеприимство. В старые времена на прощание гостям раздавали пряники-«разгоняи» или пироги-«выгонцы». Хороши обычаи, не правда ли? И гости разошлись, и обиды на хозяев нет. На прощание гостю всегда говорили «скатертью дорога», что означает - удачно добраться до дома. Подведение итогов урока. Рефлексия. Наша Лена, по старому обычаю, проводит вас домой. Но вы теперь - воспитанные гости, и скажите нам с Леной, что вам понравилось на уроке, что узнали для себя нового? | - Гость и принимать. Да. Хлеб и соль. Дети отщипывают кусочек хлеба и посыпают солью, благодарят Елену. Учащиеся находят половинки чайных чашках, составляют их и с обратной стороны читают поговорки и пословицы. Гость. Дети заполняют левую часть таблицы. Памятка. Хитрая. Ласковым, нежным. Добродушный. Спокойным, уверенным. Хитрая, жадная. Положила манную кашу по тарелке, сама её и съела, в гости пришла с желанием пообщаться, поговорить, а наесться на неделю. Добродушный, умный. Хотел дружить с лисой, в гости пошел, проучил лису. Ушла голодной. В дружбе надо друг друга уважать, ценить, быть готовым поделиться. Нет. Дружба должна быть взаимной, честной. | Слайд №2. Слайд №3. Слайд №4. Слайд №5. Слайд № 6. Слайды № 7, 8. Прил. №1, 2. Слайд №9, 10. Слайды №11, 12. |