«Индукция» Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”); положительного эмоционального настроя; создание личного отношения к теме урока. | Презентация. На экране слайд: «Внимание! Внимание! Новая техника» и фотография работы в технике айрис- фолдинг. - Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы с вами познакомимся, и будем работать в новой декоративно- прикладной технике. - Кто помнит, что такое декоративно- прикладное искусство? |
Ответы детей на поставленные вопросы: - Это искусство декорирования, украшения предметов, используемых в быту. |
- А какие виды этого искусства вы знаете? Можете обратиться к стендам с работами в различных техниках декоративно- прикладного искусства. -Вы уже, наверное, обратили внимание на эти замечательные работы, представленные на нашей выставке. Они все разные - это и открытки, и картины, и обложки: на книге, на блокноте, на папке. А что их объединяет? | - Вышивка крестом, гладью, вязание крючком, спицами, батик и т.д. |
«Самоинструкция» Проговаривание темы занятия в виде вопроса, на который предстоит ответить. Индивидуальное создание гипотезы. | -Предлагаю вам хорошенько разглядеть работы на нашей мини - выставке, и подумать, на что похожи эти закрученные узоры. На основании своих ассоциаций предположите, как можно назвать примененную технику? Даю вам подсказку – название техники состоит из двух слов. А чтобы было легче отгадать их – взгляните на экран. Презентация. Слайд: «Подбери слова для названия техники» - В одном столбике слова: сгибание, накладывание, складывание, наложение. К каким частям речи они относятся и что обозначают? - Правильно, это глаголы, они обозначают действие! Во втором столбике слова: веселое, разноцветное, радужное, мозаичное. К каким частям речи относятся эти слова и что обозначают? - Правильно это прилагательные, они обозначают признак предмета! Попробуйте выбрать из этих столбиков словосочетание, которое могло бы обозначать нашу новую технику. Правильно в переводе на русский язык – эта техника называется «радужное складывание»! А на английском языке - айрис фолдинг! Презентация. Слайд: «Экскурс в историю» - Впервые эта техника появилась в Голландии. Голландские мастера использовали цветную бумагу, которая выкладывалась под определенным углом на заранее приготовленные шаблоны. В итоге получались очень красочные работы. Техника айрис фолдинг в наше время уже вышла за рамки бумажной техники и сегодня можно выполнять работы с помощью тканей и лент! Что мы сегодня и будем делать! Эта техника не требует специальных инструментов и материалов, и доступна всем и каждому. Но она требует некоторых умений, навыков и личных качеств мастера. Как вы думаете, какие качества вам нужно будет применить, чтобы сделать хорошую работу? -Итак, какова же тема нашего сегодняшнего занятия и что будет нашей целью, чего мы должны достичь к концу урока, что сделать?
-Теперь давайте обратимся к нашим материалам и инструментам. У всех есть ножницы, клей, ленты и фетр. Исследовательская работа: классификация ткани. -Вы уже знаете, что ткани изготавливаются из различных натуральных и искусственных волокон. Давайте обратимся к таблице «Классификация текстильных волокон» и коллекции образцов «Ткани». -Как узнать – фетр и ленты, с которыми мы сегодня будем работать – изготовлены из искусственных или натуральных материалов? - Правильно, сегодняшние наши материалы – и ленты, и фетр выработаны из искусственных волокон. | Дети высказываются, что работы похожи на закручивающиеся спирали, на диафрагму фотоаппарата, на радужную оболочку глаза.
- Глаголы, обозначают действие.
- Прилагательные, обозначают признак предмета.
Дети рассуждают и выбирают словосочетание.
Микроитог: дети сделали правильный выбор названия техники.
Дети высказывают предположение, что им понадобится трудолюбие, внимание, аккуратность, эстетический вкус, глазомер, логическое и пространственное мышление. Отвечают на поставленные вопросы. -Тема урока: техника айрис фолдинг. -Должны освоить эту технику и создать картину в новой технике.
Дети вспоминают изученные ранее виды и свойства тканей, способы получения тканей и способы определения.
Опытным путем определяют качество фетра и лент. Микроитог: Дети делают вывод, что натуральный шелк и шерсть при горении пахнут паленым волосом или шерстью, а вот искусственная – ничем, она просто оплавится. |
«Социоконструкция» Работа в группах: сопоставление, созидание элементов в единый образ. | Теперь я предлагаю внимательно посмотреть на образцы изделий, выполненных в технике айрис. Образцы переверните на изнаночную сторону и рассмотрите как наложены ленты на ткань. - Вы правильно догадались, что прежде, чем накладывать и наклеивать ленты – нужно располагать какой- то схемой, ведь рисунок имеет определенную структуру, направление. Презентация. Слайд: «Айрис- схема» - Схемы для этой работы так и называются – айрис- схемы. Презентация. Слайды: «Основа - геометрическая фигура» - В основе каждой из них лежит геометрическая фигура. Презентация. Слайды: «Выбор геометрической фигуры» - Выбор геометрической фигуры зависит от образа, который вы хотите воплотить. Возьмем для примера образ елочки – какая фигура ему соответствует? - Правильно – треугольник. А если цветочек мы захотим сделать? - Правильно. Цветочек впишется в пятиугольник. А в какую же фигуру нам уместить шарик? - Конечно в квадрат! - Но как же нам построить эту айрис- схему? | Дети работают группами, пытаются догадаться, в каком порядке накладываются ленты, высказывают предположения.
Дети отвечают на поставленные вопросы: - Образу ёлочки соответствует геометрическая фигура треугольник. - Цветочек впишется в пятиугольник. - В квадрат |
«Социализация» Работа в группах - сопоставление, созидание элементов в единый образ. | Если бы вы самостоятельно провели анализ схем и догадались как их строить, было бы очень здорово! Чтобы вам было легче понять принцип их построения – даю сборные модели айрис схем. Собрав их – сможете найти определенную закономерность. Распределитесь на группы и приступайте! - Молодцы! Вы правильно догадались, что, каждый следующий квадрат или треугольник меньше предыдущего. И чтобы его построить - нужно отступить от каждого угла одинаковое расстояние по часовой стрелке. Повторять это действие, пока в середине не окажется маленькая фигурка. А чтобы вы убедились в своей правоте и еще раз закрепили алгоритм – посмотрите маленький видеофрагмент о том, как строить айрис - схему. Видеофрагмент «Техника IrisFolding» - Теперь каждый из вас сможет самостоятельно сделать любую айрис - схему. Но это будет вашим домашним заданием! Вы самостоятельно подберёте тот силуэт, который захотите сделать в этой технике, и сделаете для него схему. В помощь вам даю инструкционно-технологическую карту построения схемы. - А сегодня вы поработаете с теми схемами, которые для вас подготовила я. Их большое количество, и каждый может выбрать ту, которая ему понравится. Презентация. Слайд: «Цифры и линии на айрис - схемах» -Итак, вы выбрали схемы. На каждой из них есть цифры и линии. Что они могут обозначать?
-Обратите внимание, что в работе могут использоваться несколько цветов лент! Они обозначаются: цвет А, цвет Б и т.д. Возле каждого цвета – написаны цифры. Очень важно соблюдать порядок цифр и цветов! Нельзя наложить ленту под номером 1, а за ней ленту под номером 4 – нарушится рисунок. После единицы идет цифра 2, значит и ленту мы будем накладывать под цифрой 2 и т.д. - Итак, со схемами мы разобрались, но, с чего же начать работать? Презентация. Слайд: «Алгоритм выполнения работа» -На экране – алгоритм выполнения работы. Внимательно изучите его. -Вы поняли, что придется работать с ножницами и клеем – а это опасные предметы. Вспомните, пожалуйста, правила техники безопасности!
-Но прежде, чем начать работу, давайте немного разомнемся. - Теперь можем приступать к работе! Презентация. Слайды: «Приступаем к работе» (Учитель показывает начало работы, объясняет правила и тонкости) |
Групповая работа. Ребята обсуждают, выдвигают гипотезы.
Микроитог: Ребята, собрав модель, понимают закономерность построения схем и делают правильный вывод. Просмотр видеофрагмента
Учащиеся выбирают схему с учётом индивидуальных возможностей и потребностей.
Ребята отвечают: - Линии обозначают границу раскладки лент, а цифры – последовательность их наклеивания.
Ученики изучают алгоритм выполнения работы, задают вопросы.
Дети проговаривают правила ТБ: -Нельзя держать ножницы острыми концами вверх, наклоняться к ним низко; передавать ножницы кольцами к человеку; во время резания придерживать материал рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия ножниц; нельзя резать на ходу; нельзя оставлять ножницы в раскрытом виде. - При работе с клеем необходимо соблюдать осторожность т.к. клей – опасное химическое вещество; при попадании клея на кожу или в глаза нужно промыть их водой; по окончании работы тщательно вымойте руки с мылом. Физкультминутка
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану, учитель консультирует |
«Афиширование» Представление, демонстрация работ каждого ученика. Возможность самооценки учащегося, её изменения, самокоррекции. | - Ребята, наше занятие подходит к концу. Кто уже закончил работу - может помочь своим товарищам. Кто готов нам представить свой шедевр – прошу к доске. Расскажите почему выбрали именно этот рисунок и удалась ли по вашему мнению работа. Учитель консультирует, даёт необходимые пояснения по ходу представления результатов выполненной работы. | Учащиеся дают оценку своей деятельности по её результатам. |
«Разрыв» Внутреннее осознание участниками мастерской неполноты знаний. | Учитель фиксирует внимание на ошибках, возникших познавательных противоречиях: неверно подобранные цвета лент и фона, не точно выполненная схема, ленты положены на изнаночную сторону, клей виден на лицевой стороне работы. Организует работу учащихся с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия, обращаясь к правилам композиции рисунка. | Ребята осознают познавательные противоречия, закрепляют полученные знания. |
«Рефлексия» Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса, соотнесение поставленной цели и результатов.
| - Вот и подошло к концу наше занятие. Целью его в начале занятия мы определили - создание картины в технике айрис фолдинг. Достигли мы этой цели? - Все трудились добросовестно. А всех ли удовлетворил результат? - Работы интересные, красивые, красочные. Но некоторым ребятам нужно ещё поработать над чем? Что не получилось? - Было легко или трудно? - Как вы думаете, а где еще можно применить новые знания, новую технику? Презентация. Слайд: «Где можно применить технику айрис фолдинг?» Наш урок окончен. Очень надеюсь, что вы продолжите знакомство с замечательной техникой айрис- фолдинг и сделаете еще не одну работу! До свидания! | Выставка работ. Ребята отвечая на поставленные вопросы, оценивают собственную деятельность, фиксируют неразрешённые затруднения на уроке как направления будущей учебной деятельности. |