kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по технологии в 7 классе на тему "Роль комнатных растений в жизни человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комнатные растения украшают жилище человека,  очищают воздух от углекислого газа,  поднимают настроение человека. Жилище становится более комфорт­ным, насыщенным механизмами, все большее распространение в нем получают пластмассы. На уроке приводятся примеры растени, которые являются ядовитыми для организма человека и те растения, которые являются полезными для него.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по технологии в 7 классе на тему "Роль комнатных растений в жизни человека" »

Конспект урока в 7 классе

Тема урока: Роль комнатных растений в жизни человека.


Цель урока:

  1. Формирование экологической культуры;

  2. Знакомство с роль комнатных растений в жизни человека;

  3. Правила ухода за различными видами комнатных растений, расстановка комнатных растений в зависимости от вида;

  4. Развитие эстетического вкуса

Задачи:

  1. Обобщить знания учащихся о роли комнатных растений в жизни человека.

  2. Формирование знаний о влияние различных групп растений на психическое и физическое здоровье человека, о правилах озеленения жилых помещений.

  3. Развитие навыков самостоятельного мышления.

Этапы урока:

  1. Организованный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

  3. Введение в тему:

    1. Вступительное слово учителя;

    2. Актуализация опорных знаний;

  4. Сообщение познавательных сведений со здоровьесберегающим компонентом:

1. Очищение атмосферы.

2. Оздоровление организма.

  1. Закрепление названий комнатных растений.

  2. Игра «Четвертый лишний».

Самостоятельная работа учащихся.

  1. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся на уроке.

  2. Д/з.

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

  1. Организованный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

Тема урока: Влияние комнатных растений на здоровье человека (Слайд №1,2)



  1. Введение в тему:

Вступительное слово учителя. (Слайд № 3)

Отгадайте загадку:

Очищают воздух, создают уют,

На окнах зеленеют и зимой цветут.

Вы угадали, это комнатные растения!

Комнатные растения являются обязательным компонентом любого помещения: квартиры или учреждения. У нас в школе тоже очень много комнатных цветов. Они украшают помещение и создают уют. Подоконник, на котором стоит несколько горшков с растениями, создает особую атмосферу домашнего тепла.


Актуализация опорных знаний

Вопрос: (Слайд № 4)

1. Только ли для красоты мы держим в доме комнатные растения?

2. Какова роль растений в интерьере?

3. Какую роль играют растения на организм человека, его здоровье?

Вы рассказали, что комнатные растения украшают жилище человека, очищают воздух от углекислого газа, поднимают настроение человека. Это правильно. Живые растения, вне всякого сомнения, являют со­бой удачное украшение жилья. Но не только по этой причине они желательны в интерьере. Жилище становится все более комфорт­ным, насыщенным механизмами, все большее распространение в нем получают пластмассы. И все это нарушает экологическое и психологическое равновесие, становится источником дополнитель­ного шума, вибрации, меняет ионный состав воздуха. То есть квар­тира становится чуть ли не продолжением производственной об­становки. Вот тут-то возникает нужда в растениях, цветах. Они психологически успокаивают. Но, оказывается, комнатные растения еще очень влияют на наше самочувствие.

Сегодня, на нашем уроке мы рассмотрим, как влияют комнатные растения на наше здоровье.

А в конце урока вы проведете небольшую исследовательскую работу и дадите совет, какие растения нужно поставить в в вашу комнату отдыха и спальные комнаты для оздоровления атмосферы.


- Растения очищают воздух в доме

- Цветы в интерьере квартиры присутствуют не только для красоты, но и для пользы.

- Человек, который находится в комнате с растениями, чувствует себя лучше, чем без них.

Сообщение познавательных сведений со здоровьесберегающим компонентом.


Все мно­гообразие комнатных растений можно условно подразделить на несколько групп. (Слайд № 5)

1) Декоративно-цветущие растения.

Это небольшая группа растений, которые выращивают исклю­чительно ради красивого эффектного цветения. К этой группе относятся азалии, цикламены, пеларгония и др.

2) Декоративно-лиственные растения.

К этой группе относится большинство комнатных растений

Они привлекают либо красивой формой листьев (пальмы, папоротники и др.) либо необычной яркой или пестрой их окраской (бегонии, кодиеумы и др.)

3) Лианы.

Эти растения для успешного роста нуждаются в постоянной опоре. К этой группе относятся аспарагусы, пассифлора, плющи и др.

4) Ампельные растения. (Слайд № 6)

Это растения с длинными свисающими побегами, культиви­руемые в подвесных горшках и корзинах. В качестве ампельных растений используют циссус, традесканцию и др.

5) Суккуленты.

Это обширная группа растений с сочными, мясистыми стебля­ми или листьями часто причудливой формы. К ней принадлежат кактусы, агавы, алоэ и др.

6) Эпифиты.

Они поселяются на стволах и ветвях деревьев. К ним относятся орхидеи, бромелии и др.

Влияние комнатных растений на жизнь человека осуществляется в трех направлениях: (Слайд № 7)

  • изменяется в лучшую сторону атмосфера в вашем доме или рабочем кабинете;

  • идет благотворное влияние на эмоциональную сферу;

  • укрепляют и поправляют здоровье.

Очищение атмосферы. (Слайд № 8)

Защита от пыли

Зеленые растения по мере сил избавляют нас от пыли, витающей в воздухе. Так же как пыль скапливается на поверхностях ковров, пола и мебели, она оседает на листьях насаждений. Но тогда уже путешествовать по воздуху ей не придется - растения удерживают и не позволяют попадать в наши легкие. Аккумулируя на себя пыль, все комнатные цветы значительно очищают воздух квартиры. Доказано, что после размещения в квартире или офисе цветочных горшков воздух в помещении становится чище на 40%.
Естественно, широколистные растения – фикус, диффенбахия, - выполняют работу по сбору пыли эффективнее. К тому же с крупнолистных растений гораздо проще удалить эту пыль.

Низкая влажность (Слайд № 9)

В большинстве городских квартир (особенно это касается панельных домов) низкий уровень влажности воздуха. Недаром горожане часто жалуются на сухость кожи и першение в горле. В домах с центральным отоплением эти проблемы обостряются во время отопительного сезона - горячие батареи сильно высушивают воздух.
В комнатах, где живут растения, влажность воздуха достигает 50%, тогда как в квартирах без цветов только 30-35%.

С сухостью воздуха лучше всего справится то растение, которое само потребляет много влаги – циперус и различные виды пальм. Специалисты утверждают, что циперусы могли бы превратить в оазис любую пустыню, а уж справиться с сухостью воздуха в квартире для них - пара пустяков.

Нехватка кислорода. (Слайд № 10)

Как известно, при дыхании мы получаем кислород в виде концентрированных, отрицательно заряженных ионов. В лесу 2-3 тысячи ионов на 1 кубический сантиметр, а в квартирах – всего 20-80 на кубический сантиметр.

Растения могут восполнить не только недостаток влаги в воздухе, но и нехватку кислорода. Человек поглощает кислород и выдыхает углекислый газ, а у растений все происходит с точностью до наоборот.

Хвойные растения и кротоны улучшают наше самочувствие, ионизируя воздух. Кроме этого, обогащают воздух легкими ионами монстера, герань, нефролеписы.

Загрязнение среды. (Слайд № 11)

К сожалению, иногда случается так, что ремонт, который мы делаем в квартире, оборачивается против нас. Подумайте только: линолеум, краска и лак, которыми покрыты стены и мебель, пластик, синтетические ковры, телевизоры, компьютеры, телефоны, телефаксы, ксероксы, сканеры – словом все, чем окружает себя современный человек, выделяет вреднейшие вещества.

Мало того, что каждое из этих веществ само по себе очень вредное, они же еще перемешиваются, образуя страшные для всего живого воздушные коктейли.

Некоторые отделочные материалы могут выделять в воздух неблагоприятные для здоровья вещества - фенол, формальдегид, бензол.

Загрязнение воздуха жилых помещений велико. Исследования свидетельствуют, что концентрация токсических веществ в воздухе квартир нередко достигают такой степени, что у людей развиваются заболевания верхних дыхательных путей, бронхиты, аллергические состояния. Американские ученые установили, что от болезней, возникающих в результате влияния токсических веществ, находящихся в воздухе жилых домов и учреждений, в США ежегодно умирают десятки тысяч людей.

И вот тогда комнатные растения просто незаменимы.
Универсальными поглотителями ядов являются спатифиллум, традесканция, сансиеверия, хризантема и алоэ.

Формальдегид поглощают различные виды фикусов, такие растения, как нефролепис, эпипремнум, драцена.

Аспарагус поглощает частички тяжелых металлов, и способствует оздоровлению воздуха.

Пестролистая диффенбахия тоже очищает воздух от токсинов. Она хорошо живет в комнатах, окна которых выходят на автостраду или промышленную зону.

Кактусы защищают от радиоактивного излучения. (Слайд № 12)

Чемпионом по эффективности очистки воздуха является хлорофитум: за 24 часа он освежает воздух более эффективно, чем специальные устройства. Это знакомое многим неприхотливое и быстро размножающееся растение поглощает не только фенол и формальдегид, но и угарный газ. Пригодится хлорофитум и в домах курильщиков - это растение весьма эффективно поглощает табачный дым. Идеальный оздоровитель воздуха, обладает бактерицидными свойствами. Если хлорофитум растет вольготно, то, скорее всего, в воздухе вредные примеси. Это растение используется для очистки воздуха в космических кораблях!

Оздоровление организма. (Слайд № 13)

Растения - фитонциды.

Фитонциды (в переводе: фитон – с греческого «растение», цидо – с латинского «убиваю») – это образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие развитие болезнетворных бактерий, микроспор, грибов.

Бодрящие ароматы, испускаемые комнатными эфиромасличными растениями, насыщают воздух большим количеством летучих фитонцидов, улучшают самочувствие, повышают функциональную активность организма, стимулируют его защитные силы.

Правильно подобранные растения могут стать вашими домашними врачами. Всем известно бактерицидное действие, например, лука и чеснока. Для лечения и профилактики микробных заболеваний их можно не только есть, но и выращивать на подоконнике в кухне.

Хорошо убивают микробы хвойные растения - сосна, пихта, можжевельник, эвкалипт.

(Слайд № 14,15) Кроме того, многие цветы – алоэ, бегония, хризантемы, мирт – выделяют фитонциды, которые способны уничтожать болезнетворные микробы, улучшать самочувствие людей, повышать их работоспособность и способствовать более быстрому выздоровлению.

Мята воздействует на синегнойную, кишечную, тифозную, дизентерийную и стафилококковую палочку.

Цитрусовые растения подавляют развитие стафилококка и кишечной палочки.

Противогрибковыми свойствами обладает кофейное дерево, лавр, плющ, лимон, фикус.

Аромотерапия. (Слайд № 16)

Эфирные масла, выделяемые растениями в большом количестве, благотворно действуют на организм человека.

Очень хорошо воздействует на психику человека лавр.

Успокоительным действием обладают мята, герань. Герань помогает при неврозах, бессонницах, снимает депрессию, повышает настроение, уверенность в себе. Всасывает сырость и угар, очищает и освежает комнату с застоявшимся запахом. Улучшает зрение. Обогащает воздух легкими ионами. Помогает от головных болей. Отпугивает моль и мух.

Мандарин и апельсин улучшают память, концентрируют внимание, борются с депрессиями, улучшают настроение.

Лимон обеспечивает равновесие эмоций, помогает избавиться от тревоги, поднимает настроение, успокаивает. Снижает артериальное давление, увеличивает емкость легких.

Роза способствует восстановлению сил, помогает от переутомления и повышения нервозности. Лучше всего поддерживает и корректирует биополе человека.

Лук и чеснок улучшают сон. Особенно помогает тем, кто подвержен кошмарным сновидениям.

Растения – доктора. (Слайд № 17)

Алоэ.

Сок листьев алоэ содержит большое количество ферментов, витаминов, обладает бактерицидным действием. Благодаря своему составу алоэ оказывает противовоспалительное и жаропонижающее действие, является природным антибиотиком. Помогает устранить воспаление, угревую сыпь, борется с преждевременным старением кожи.

Каланхоэ.

В народе называют домашним доктором. Сок каланхоэ используется для заживления долго незаживающих ран, при насморках, простудах.

Пеларгония (герань).

Хорошее средство для заживления мелких ран и нарывов. Снимает боль при отитах. Из высушенных листьев можно сделать «сонную» подушку.

Лимон.

Плоды и сок рекомендуются при авитаминозе, лечении ран и язв,при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Золотой ус.

Листья золотого уса можно прикладывать к ранам, больному месту, синякам, рубцам, новообразованиям. Порез заживает за 20-30 часов. Помогает людям с больными легкими. При использовании этого растения в качестве профилактики и лечения, у человека снижается давление, улучшается зрение, проходит остеохондроз, аллергия, излечивается насморк и боль в горле.

Опасные растения. (Слайд № 18)
Аллергенов среди комнатных растений немного. Однако аллергикам стоит обращать внимание на сильно пахнущие и выделяющие пыльцу цветы (к примеру - комнатные лилии).

Ядовитыми являются растения семейства молочайных. Ожоги на коже оставляет сок диффенбахии. Ядовит при употреблении в пищу популярный во многих домах олеандр. Тем, кто имеет дома животных, а тем более детей, стоит обратить на это внимание и остановить свой выбор на более безопасных цветах.
Луковицы амариллисов вызывают рвоту. Для маленьких детей ядовитыми будут свежие листья алаказиии и рододендрона. Для людей, страдающих аллергией, опасны фикусы.

Живые растения. (Слайд № 19)

  • Растения могут видеть, ощущать прикосновения, чувствовать запахи, у них есть слух и даже вкус.

  • Очень плохо растут цветы, листья которых повреждены.

  • Растения воспринимают музыку и реагируют на нее. Цикламены любят джаз, мимозы и гиацинты предпочитают Чайковского, а примулы, флоксы и табак – оперы Вагнера.

  • Растения могут испытывать эмоциональный стресс и способность мыслить. Случается, что когда любящий цветы хозяин заболевает, то они начинают чахнуть, а если он умирает, то и они погибают.

  • С цветами нужно разговаривать. Растения, которые чувствуют заботу и слышат слова одобрения, к ним обращенные, растут лучше и цветут дольше.

Если при растении сквернословить, то растения очень плохо растет, болеет.


V. Закрепление названий комнатных растений.


Отгадывание загадок про комнатные растения. (Слайд № 20)

Хлорофитум.

Листья, словно у осоки,

Образуют куст широкий,

Плети распускает,

Белым зацветает.

Алоэ.

Лист – горбочком,

С желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет.

Зато лечит нас

В любой час.

Бегония. (Слайд № 21)

Лист растет косой,

Не умыт росой;

У него на спинке

Белые пестринки;

А цветы – горстями,

Красными кистями.

Пеларгония.

Куст оконный и балконный;

Лист пушистый и душистый,

А цветы в окне –

Словно шапка в огне.

Кактус. (Слайд № 22)

Ну что же мне делать?

Я очень колючий.

И с возрастом точно

Не сделаюсь лучше!

Иголки растут мои день ото дня,

Никто никогда не обнимет меня!

Нефролепис.

Лесной пришелец к нам явился,

И очень сильно удивился;

Листья – перьев птичьих стай.

А ну, попробуй, отгадай!

Розы. (Слайд № 23)

Вот чудесные цветы

Небывалой красоты.

Яркие, пахучие…

Ай-ай-ай, колючие!

Монстера.

Я родом из тропического леса.

В народе называют меня «плакса».

Листочки в дырку – моя краса,

В горшке лиана, вот чудеса!


VI. Игра «Четвертый лишний».


(Слайд № 24)

Прочитайте слова: 1. Бегония, календула, алоэ, монстера.

2. Кактус, герань, незабудка, фикус.

Исключите одно слово и объясните почему.


VII. Самостоятельная работа учащихся.


Класс делится на три подгруппы. Каждая подгруппа должна обсудить и дать совет, какие комнатные растения лучше всего использовать в спальной комнате, в игровой комнате и кабинете технологии.


VIII. Подведение итогов урока.


Оценка деятельности учащихся на уроке.



Литература.
  1. Журналы «Цветоводство», 1998-1999г

  2. Ильина Е. Я. Стерлигова Е. И. Комнатные растения и их использование в интерьере. Свердловск, 1991 г.

  3. Декоративное оформление пришкольного участка. Методическое пособие.для 5-9 кл. Дрофа, 2007 г.

  4. Семенова А. Н. Комнатные растения - друзья и враги. СПб, 1999г.

  5. Статья с «Влияние комнатных растений на здоровье человека» сайта http://www.edu.vologda.ru





12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Матвеева Елена Николаевна

Дата: 22.05.2015

Номер свидетельства: 214383


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства