Конспект урока по технологии (девочки) "Декоративно-прикладное искусство. Лоскутное шитьё"
Конспект урока по технологии (девочки) "Декоративно-прикладное искусство. Лоскутное шитьё"
Цели и задачи: изучение одного из видов традиционного народного творчества; расширение кругозора; овладение навыками выполнения лоскутного шитья; привитие навыков аккуратности; воспитание вкуса;
пробуждение фантазии, развитие навыков безопасного труда
Отрывок:
Занятия на уроках технологии постепенно должны привести вас в страну Мастерляндию, и вы станете настоящими мастерами на все руки. Добраться до этой страны непросто. Как и всякого путешественника вас ожидают трудности и неожиданные открытия, вы увидите и узнаете что-то новое. В дороге вам помогут смекалка, настойчивость, любознательность и желание научиться тому, что ты ещё не умеешь. Народные мудрости по этому поводу гласят:
Жизнь дана на добрые дела.
Труд человека кормит, а лень – портит.
Всякое уменье трудом даётся.
Была бы охота – заладится всякая работа.
Без дела жить – только небо коптить.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели и задачи: изучение одного из видов традиционного народного творчества; расширение кругозора; овладение навыками выполнения лоскутного шитья; привитие навыков аккуратности; воспитание вкуса;
пробуждение фантазии, развитие навыков безопасного труда
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя
Занятия на уроках технологии постепенно должны привести вас в страну Мастерляндию, и вы станете настоящими мастерами на все руки. Добраться до этой страны непросто. Как и всякого путешественника вас ожидают трудности и неожиданные открытия, вы увидите и узнаете что-то новое. В дороге вам помогут смекалка, настойчивость, любознательность и желание научиться тому, что ты ещё не умеешь. Народные мудрости по этому поводу гласят:
Жизнь дана на добрые дела.
Труд человека кормит, а лень – портит.
Всякое уменье трудом даётся.
Была бы охота – заладится всякая работа.
Без дела жить – только небо коптить.
3. Изучение нового материала.
В Мастерляндии живут мастера, умеющие делать из ткани всё : одежду, бельё, обувь, книжные переплёты, парашюты, паруса яхт, игрушки и многое другое.
Искусство изготовления ткани возникло тысячи лет назад. Из тростника и травы первобытные люди плели обувь, сети, корзины, подстилки. Со временем они научились прясть – вырабатывать из волокон растений и шерсти животных нити. Всё это делалось вручную или при помощи нехитрых приспособлений, времени занимало много. Поэтому ткани очень ценились и все кусочки и остатки хранились, а когда их скапливалось достаточное количество, то можно было приступать к рукоделию.
Шитьё из лоскутков – один из традиционных видов народного творчества. Мастерицы разных народов выполняли всевозможные полезные для дома вещи: коврики, шторки, покрывала, сумки, одеяла и так далее. Кусочки ткани так искусно подбирались по цвету, соединялись в гармоничные композиции, что эти изделия становились настоящими произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наши дома и быт уютными и красивыми.
В лоскутных изделиях можно использовать различные виды тканей, главное, что их надо подобрать так, чтобы ткани были одной плотности (толщины). В настенных ковриках, панно, аппликациях, игрушках используются кроме ткани и другие материалы: тесьма, ленты, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы и прочее. Нередко приходится ориентироваться на старые вещи, главное, чтобы они не были очень ветхие и быстро не порвались.
Изделие из лоскутков должно быть выполнено в гармоничной цветовой гамме: тёмные ткани будут хорошо сочетаться со светлыми, крупный рисунок с мелким, хорошо, когда набивные рисунки чередуются с однотонными.
Чтобы получились аккуратные и красивые изделия вам потребуются следующие предметы: различные куски ткани, ножницы, иголки и нитки, швейная машина, утюг и гладильная доска. Для того, чтобы правильно выкроить детали, вы будете пользоваться картонными трафаретами с внутренней пустотой. Обводить надо трафарет и снаружи и внутри, так как внешняя линия нужна для вырезания, а внутренняя – для выполнения шва.
Умелые рукодельницы выполняют сложные изделия, а мы начнём с простых. В процессе работы вы будете использовать ножницы, иголку, нитки, карандаш либо мыло, лекала, может быть резак и утюг,а значит нужно вспомнить технику безопасности.
Труд – дело очень важное,
Порой небезопасное.
Правила должны вы знать,
Безопасность соблюдать.
При выполнении ручных работ:
хранить иголки в специально отведенном месте – подушечке, игольнице;
шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец;
ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе;
передавать ножницы кольцами вперёд.
При работе с утюгом:
перед началом работы необходимо проверить целостность шнура;
включать и выключать утюг нужно сухими руками, одной рукой придерживая корпус розетки, а другой – держа вилку;
ставить утюг на подставку;
следить за тем, чтобы подошва горячего утюга не касалась шнура;
правильно устанавливать температурный режим (в соответствии с видом ткани);
после окончания работы следует поставить утюг на подставку и выключить.
4. Практическая работа«Лоскутный коврик»
Коврик будет состоять из полосок ткани различных цветов. Примерный размер коврика 15х15 см. Соответственно ширина полосок – 3 см.На отглаженной ткани обвести нужное количество деталей, на тёмной ткани рисуем мылом, а на светлой – карандашом на изнаночной стороне. Делаем экономную раскладку, учитывая направление долевой нити (по основе)
Раскрой ткани с учётом припуска на швы.
Начинаем сборку деталей. При сшивании кладём лицевую сторону к лицевой, аккуратно совмещая края.
Отглаживаем полосы и сшиваем их между собой. Получаем квадрат .
Отглаживаем квадрат и выкраиваем из более плотной ткани нижнюю деталь нашего изделия
Складываем заготовки лицевой стороной друг к другу и прошиваем три стороны
Выворачиваем, отглаживаем
Делаем петлю, прикладываем её на нужное место и зашиваем
Во время выполнения практической работы учитель консультирует учащихся.
5. Подведение итогов. Коллективное обсуждение работ, полученных результатов. Выставление оценок.
Уборка рабочих мест.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В. Д. Симоненко Технология. 5 класс Москва изд Дрофа, 2011.
Занимательные задания для уроков технологии 5-7 классы Волгоград: Учитель, 2009.
Карачевцева Л.Д., Власенко О.П., Технология. 5-9 классы: дополнительные и занимательные материалы. - Волгоград: Учитель, 2009.