kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по социально-бытовой ориентации "Выбор профессии" (9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В коррекционной школе в должности учителя социально-бытовой ориентировки работаю 13 лет. Кроме данного предмета преподаю швейное дело в 4 и 5 классах. Являюсь классным руководителем 6 класса. От профсоюзного комитета выполняю функции уполномоченного по охране труда. Увлекаюсь рукоделием, особенно лоскутным шитьем. Участвую во всех мероприятиях художественной самодеятельности, играю в народном театре.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по социально-бытовой ориентации "Выбор профессии" (9 класс) »

Конспект открытого урока

Тема: «Выбор профессии»


Цель: развитие у учащихся способности к профессиональному самоопределению, адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи:

Обучающие: 

  • формировать у учащихся интерес к выбору профессии. Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений;

  • формировать адекватную реакцию учащихся на рекомендации педагога по выбору специальностей, соответствующих уровню их индивидуальных возможностей.

Коррекционно-развивающие: 

  • формировать и развивать наглядно-образное мышление, речевую активность, диалогическую речь.

Воспитательные: 

  • воспитывать чувство уважения и гордости к человеку любой профессии.  

     

Эпиграф: «Нам жизнь дана на добрые дела».

Раздаточный материал: пословицы, тестовые задания, ролевые диалоги «Устройство на работу».

Словарь: профессия.


Ход урока.

I. Организационный момент.

          а) приветствие учащихся;

          б) проверка готовности к уроку.

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей…

Здравствуйте!

II. Сообщение темы урока.

а) введение в тему урока;

б) запись темы урока в тетрадь.

      1Угадай профессию (загадки).

Ребята, у каждого из вас есть загадки, прочтите и отгадайте их.

Он с утра в столовой нашей

Варит суп, компот и кашу.       (повар)

Он одет в комбинезон, ловко красит  рамы он.

Победил он потолок, сделать нам ремонт помог.  (маляр)

Мы работаем бригадой нам везут песок, бетон.

Дружно потрудиться надо, чтоб построить новый дом.       (строитель)

Разгребает снег лопатой, подметает двор метлой,

Догадались ли, ребята, кто следит за чистотой. (дворник)

Встаём мы очень рано, ведь наша забота –

Всех отвозить по утрам на работу. (шофёр)

Кто нас одевает в красивые платья.

Кто шьёт нам наряды, чтоб было приятно? (швея)

Кто дарит нам сказки, рассказы и басни

Кто мир для читателя делает прекрасней? (писатель)

Кто учит детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать? (учитель)

Кто знает отлично дороги воздушные

И нас перевозит туда, куда нужно? (лётчик)

-Назовите одним словом отгадки. (профессии).

2. Угадай профессию по социальному объекту.

  • Школа  - учитель

  • Стройка - строитель

  • Больница – доктор

  • Парикмахерская - парикмахер

  • Магазин - продавец

  • Почта - почтальон

- Вы уже наверное поняли, что сегодня мы с вами будем говорить о профессиях, а точнее о правильном выборе профессии по окончании школы.

- Откройте тетради и запишите тему нашего урока: «Выбор профессии.»

III. Словарная работа: 

про-фе́с-си-я
Существительное, неодушевлённое, женский род.

Корень: -професси-; окончание: -я.                                                        

   IV. Изучение нового материала.

Труд - великое дело. Профессия ему под стать. Всё, чем мы пользуемся, где живём, что едим – создано руками человека. В наш век прогресса очень важно и профессию выбрать и трудиться уметь, и характер иметь, чтобы успехов добиваться.

     Кто-то с детства мечтает о какой- то одной профессии, а кто-то находит своё дело, уже будучи взрослым человеком.

      Трудно выбрать профессию и не ошибиться, чтобы она тебе всю жизнь нравилась, но надо к этому стремиться. Потому что только когда дело твоё делается с душой, только тогда оно настоящее и результаты даёт хорошие.

    Не зря на Руси давно уже существует фраза «золотых рук мастер». Дело, сделанное тобой, может быть золотым. Правда, для этого нужно правильно выбрать свою будущую профессию и обучиться этому делу по- настоящему.

Выбор профессии – жизненно важный вопрос.  От него зависит ваш успех в работе. Ребята, что же такое, по вашему мнению, профессия? (Ответы детей).

Профессия – это вид трудовой деятельности человека, который требует определённой подготовки, определенного уровня знаний, специальных умений и при этом служит источником дохода.   (запись определения в тетрадь)    

Какой вид трудовой деятельности вы осваиваете в наших мастерских? Требуют ли профессии швеи и столяра специальных теоретических знаний и практических навыков? Смогут ли эти профессии приносить вам доход, т.е. являться источником существования?

Верно, потому, что всегда людям будут нужны мебель и одежда.

В мире существует более 50000 профессий. Как найти среди них свою? На что ориентироваться? Что нужно для того, чтобы сделать правильный выбор?

Чтобы сориентироваться в мире профессий, я предлагаю Вам классификацию по предмету труда, т.е. по тому, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности. А предметом труда могут быть: другие люди, техника, информация, природа, художественные произведения.

1) Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями, с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, животновод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, природа.

2) Человек-техника. Это могут быть пилоты, матросы, электрики, слесари и т.д.. Люди, работающие с техникой.

3) Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек. К такому типу профессий относятся врач, учитель, журналист, продавец.

4) Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности должны уметь и знать очень много. Это бухгалтеры, ученые, программисты; люди, работающие в лабораториях, НИИ.

5) Человек-художественный образ. Люди этого типа отличаются богатой художественной фантазией, талантом. Это – артисты, художники, скульпторы.

Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

  Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе.

- Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе?

- Как вы считаете?

Самые распространенные причины ошибок в выборе профессии:

  1. следование чужим советам, выбор за компанию;

  2. выбор близлежащего учебного заведения или погоня за модой;

  3. отсутствие существенной информации о профессии или специальности;

  4. переоценка своих личных способностей и особенностей характера;

  5. давление родителей.


Тренинг «Рука судьбы»

Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.

Задание: На отдельных листочках напишите профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя.

Читаем. Хотели бы вы стать ..... Смотрим эмоции.

-Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. Условно, эти составляющие факторы можно обозначить как формулу профессий "хочу", "могу", "надо".

"Хочу" - (интересы и склонности).

"Могу" - (способности, состояние здоровья).

"Надо" - (потребности общества в кадрах).

В целом выбор профессии считается оптимальным и будет удачным, если совпадут все три основные факторы, влияющие на выбор профессии: «хочу», «могу», «надо».

Проблемная ситуация

— Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей делать что-то, а что, она не знает. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников.

— Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку.

— Саша хочет быть столяром. Столярные станки он знает как свои 5 пальцев, умеет делать необходимую в каждом доме мебель. А это нужно везде и всегда, так что выбор Саши оказался самым удачным.

— Как же у Саши получился такой удачный выбор?

Вопросы-подсказки: Все ребята понимают, что выбрать профессию надо? Да, все понимают.

Знает ли Таня, чего она хочет? (нет) А что она может? (нет) Сможет ли она выбрать профессию по душе?— У Тани в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».

У Лены выбор оказался удачным, но прочный ли это выбор? (не очень) Почему? Если она переедет в  другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу. Чтобы вы посоветовали Тане и Лене? Примерные ответы детей:

— Тане нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.

— Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.

Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо честно оценить свои способности, возможности и интересы. Прежде всего надо считаться с физическими способностями. Очень важно, чтобы ваше здоровье позволяло вам с полной отдачей заниматься любимым делом.

При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но это не самый верный принцип выбора, т.к. сегодня в моде может быть бухгалтер, а через какое-то время – слесарь. Правильнее было бы решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя.

Физминутка.

Сейчас я раздам вам анкеты, в которых вы отметите галочкой вид деятельности, которым вам хотелось бы заниматься.

  • Ухаживать за животными, кормить их

  • Работать в саду, на огороде

  • Работать продавцом в магазине

  • Шить вещи, вязать, вышивать

  • Мастерить из дерева или других материалов

  • Строить и ремонтировать здания

  • Готовить пищу, стряпать

  • Играть с детьми, рассказывать им сказки

  • Ухаживать за больными

Эти анкеты помогут вам выявить свои склонности к определенному виду профессий и выбрать наиболее подходящую.

Рассмотрим несколько анкет. К какому типу профессий относятся выбранные пристрастия.

               Ребята, какие качества нужны для того, чтобы стать хорошим работником, профессионалом своего дела, нам подскажут пословицы.

Игра «Собери пословицу».

Задание: подобрать окончание пословицы к вывешенной на доске первой части пословицы.

«Без труда не выловишь…рыбку из пруда»

«Глаза страшатся, а…руки делают»

«Кто не работает…тот и не ест»

«Семь раз отмерь, а…один раз отрежь»

«Что можешь сделать сегодня…не откладывай на завтра»

Какой вывод можно сделать из этих пословиц?

И вот вы наконец решили, кем хотите работать. Но как правильно устроиться на работу? Сейчас ребята представят вашему вниманию примерные диалоги при трудоустройстве.

Ролевая игра «Договор о личной встрече с работодателем».

Секретарь: Столовая «Смак» , слушаю Вас.

Соискатель: Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, кто в вашей столовой занимается приёмом на работу?

Секретарь: Директор.

Соискатель: Будьте добры, подскажите, как его зовут?

Секретарь: Иван Иванович Васильев.

Соискатель: Когда я смогу с ним поговорить?

Секретарь: Завтра после 9.00ч

Соискатель: Спасибо. До свидания.

О чем надо помнить, когда идешь устраиваться на работу:

1. Явиться в назначенное время, (лучше за 10-15 мин до наз. времени).

2. Выглядеть опрятно одетым, (одежда д.б. чистой и выглаженной).

3. Быть подтянутым, (не сутулиться стоя и сидя на стуле).

4. Составить дома вопросы и пользоваться ими при разговоре (т.к. от волнения можно что-нибудь забыть).

5. Вести себя скромно, говорить четко, достаточно громко, но не кричать; улыбаться, но не паясничать.

6. Внимательно слушать собеседника. Если вопрос непонятен, то не делать вид, что все понял, а попросить разъяснения.

Ролевая игра «Предложение услуг».

Соискатель: Здравствуйте, Иван Иванович. Меня зовут Франк Надежда Викторовна. Я хотела бы работать поваром и слышала, что у вас есть свободные места. Я имею подготовку по этой профессии.

Директор: А что вы умеете делать?

Соискатель: Я специалист по кондитерским изделиям

Директор: Мы уже приняли человека на место повара с испытательным сроком. Если он не справится с работой, то мы пригласим Вас. Оставьте свой номер телефона у секретаря. Мы позвоним Вам, когда у нас появится вакантное место.

Соискатель: Спасибо за то, что уделили мне время и внимание. До свидания.

V. Закрепление нового материала.

- О чём говорили на уроке?

- Дайте определение, что такое профессия.

-Назовите 5 типов профессий.

- Определите, к какому типу относится профессия швеи.

-Как правильно выбрать профессию?

VI. Домашнее задание.

Подготовить информацию о выбранной вами профессии.

VII. Итог занятия.

Подошел к концу наш урок. Что нового вы узнали сегодня? Поможет ли это вам в дальнейшей вашей жизни?

Выставление оценок учащимся в журнал с комментариями.

- Я верю, вы найдёте достойное место в жизни, выберете такую работу, которая  будет выполняться вами  с особым старанием и любовью и будет приносить вам радость. Надеюсь, что мы будем с гордостью о вас вспоминать.

     


                                                            

9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по социально-бытовой ориентации "Выбор профессии" (9 класс)

Автор: Максимычева Людмила Юрьевна

Дата: 14.10.2015

Номер свидетельства: 239711


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства