Основные понятия: проект, интерьер, алгоритм, прихватка, оригинальный».
Ход урока
I .Организационный. Он направлен на самоопределение к деятельности, на создание положительного психологического настроя, на формирование положительной мотивации к учению.
II. Основная часть. Изучение нового материала. На этом этапе перед обучающимся была поставлена ясная цель урока и его задачи. В ходе увлекательной игры - путешествие девочки знакомились со значение новых слов, с алгоритмом выполнения проекта, научитесь собирать, анализировать и применять нужную информацию , т.о. были вовлечены в разработку подготовительного этапа творческого проекта.
III. Закрепление изученного материала было проведено в форме практической работы «Выполнение эскиза оригинальной прихватки».
IV.Подведение итогов и результатов урока: проведение рефлексии и оценка выполненных учениками эскизов прихваток мини - защита путём открытого голосования. Прогнозирование выдачи домашнего задания было умышленным, т. к. время урока сокращено по условиям положения и возможно не все смогли выполнить задание полностью на уроке, а только его 1-ю часть. На завершающем этапе урока обучающихся- заключительное слово учителя являлось созданием ситуации успеха .
Выбранные формы работы, методы обучения, направленные на усвоение материала, показали, что обучающиеся усвоили необходимые знания, сделали в ходе урока правильные выводы. А значит, они были эффективными.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Инструменты и материалы: карандаши цветные, простой карандаш, фломастеры, ластик, лист рабочей тетради (Приложение 2), раздаточный материал: альбомный лист, фигурки корабля для рефлексии (Приложение 3) Образовательная продукция, которая будет создана учениками на уроке – эскизы прихватки, выполненные в цвете карандашом.
Оборудование: мультимедийное сопровождение.
Методы обучения: а) объяснительно – иллюстративный (учащиеся усваивают знания со слов учителя); б) метод формирования и закрепления знаний; в) проблемно-поисковый метод.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальные задания.
Ход урока
I. Организационный момент (3 мин.)
• Знакомство с детьми
Слайд 1: Морское путешествие
-Здравствуйте, девочки! Очень рада вас видеть. Открою вам секрет – наше занятие сегодня необычное. Мы отправимся с вами в морское путешествие по океану Творческий проект, в страну Волшебный лоскуток. Но для начала давайте познакомимся с вами.
Слайд 2: Алфавит+чемодан
-Я предлагаю вам назвать своё имя и на первую букву вашего имени назвать то, что вы хотите и считаете, что пригодится вам в путешествии. Итак, я начну первой. Меня зовут Наталья Александровна и я возьму с собой - ножницы, для того, без этого инструмента нельзя сделать то, что находится в этой стране. Следующий…
-Я прошу хлопнуть в ладоши тех, кто любит фантазировать.
-А теперь тех, кто любит мастерить, делать что-нибудь своими руками. -А теперь тех, кто любит делать все это вместе.
- Замечательно!
II. Основная часть. Изучение нового материала (10 мин.)
- Девочки, тема нашего занятия сегодня Творческий проект: «Лоскутное изделие для кухни столовой».
- Кто знает, что обозначает термин « Творческий проект» ?
- Творческий проект – это самостоятельная творческая итоговая работа, выполненная под руководством учителя.
- Проект может быть индивидуальным и групповым. Так как мы с вами только знакомимся с выполнением проекта 1-й раз, то тема проекта у нас будет одинаковая для всех, а проекты вы будете выполнять индивидуально, т.е. каждый свой.
- Тема нашего проекта: «Лоскутное изделие для кухни столовой. (Выполнение эскизов прихваток)».
- Девочки, я думаю, что не ошибусь, если скажу, что вы уже имели опыт путешествия на других занятиях, на уроках в школе, дома. Скажите, а что необходимо изучить путешественнику перед дальней дорогой? (Карту). Правильно, карту.
Слайд 4: Карта
-И как видите, у нас имеется карта страны рукоделия «Волшебный лоскуток», а так же маршрут, по которому мы будем двигаться. Об этом позаботится наш капитан (вручают карту «Этапы творческого проекта»).
Слайд 5 : Маршрут
- А вот и наш маршрут, на него нанесены этапы творческого проекта. Посмотрите на лист рабочей тетради, лежащий у вас на парте и изучите внимательно этапы творческого проекта.
Повесить карту на доску.
- Во время путешествия вы: узнаете значение слов «проект», «интерьер», «алгоритм», «прихватка», «оригинальный»; познакомитесь с алгоритмом выполнения проекта, научитесь собирать, анализировать и применять нужную информацию (научитесь разрабатывать ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ТВОРЧЕСОГО ПРОЕКТА) . А так же сможете ответить на вопрос, почему же страна называется «Волшебный лоскуток».
- Я поняла, что все вы любите фантазировать, поэтому для вас не составит труда представить, как вы перемещаетесь по нашей стране творчества от одного острова к другому. Договорились? И еще одно правило. Задерживаться долго на острове не рекомендуется. А то опоздаете на следующий. А поможет вам в этом волшебный колокольчик, который будет вас предупреждать.
Звенит колокольчик.
- А теперь настало время – отворить нам в сказку двери Путешествие для вас – начинается сейчас.
Слайд 6: Течение Интерьер
- Интерьер – (от франц.) внутреннее пространство дома, определённым образом организованное и благоустроенное.
Слайд 7: Декоративного украшение кухни – столовой
- Каждой хозяйке хочется оборудовать свою кухню таким образом, чтобы она выглядела по-особому, отличалась от кухонь всех знакомых и друзей. Люди издавна стремились украсить свое жилище, сделать его более уютным, ввести в интерьер декоративные изделия, выполненные своими руками.
- Вот мы и не заметили, как оказались на острове Словарик. И выполнять свои действия мы будем по алгоритму, то есть в определенной последовательности.
Слайд 9: Алгоритм работы
- Алгоритм – это последовательное выполнение чего-либо
1. Формулировка идеи.
2. Определение основных требований к изделию.
3. Сбор и накапливание информации.
4. Анализ накопленной информации.
5. Подготовка технической документации.
Слайд 10: Формулировка идеи
- Мы должны сформулировать идею нашего проекта. Задача нашего проекта- это изготовить эскиз оригинальной прихватки. Для этого мы должны знать значение слова «прихватка», «оригинальный»
- Как вы думаете, что означают эти слова? (ОТВЕТЫ уч-ся)
- А сейчас давайте проверим себя и посмотрим значение этих слов на ваших листах (работа с текстом).
ПРИХВАТКА- приспособление для захватывания чего-л. (обычно горячего). ОРИГИНАЛЬНЫЙ- своеобразный, необычный.
ВЫВОД – (Дети читают определения вслух).
КОЛОКОЛЬЧИК -Наше путешествие продолжается
Слайд 11 : Полуостров Требований
Слайд 12: Определение основных требований к изделию
- Перед нами встает проблема- какие прихватки мы хотим изготовить?
- На этот вопрос сразу ответить трудно, поэтому мы должны определить основные параметры, требования к изделию (ответить на вопросы и указать основные требования- какая?)
ВЫВОД :читают.
1. Доступная в изготовлении.
2. Простая по форме.
3. Необходимая в быту.
4. Соответствует цветовой гамме кухни.
5. Красивая, яркая расцветка.
КОЛОКОЛЬЧИК
-Наше путешествие продолжается!
Слайд 13: Остров Интеллектуальный
Слайд 14: Сбор и накапливание информации
- Девочки, далее мы будем собирать информацию.
- Я вам буду загадывать загадки. (УЧИТЕЛЬ ЗАГАДЫВАЕТ ЗАГАДКИ, ОТГАДКИ появляются на экране)
Слайд 15-17: Ответы на загадки
1.Без окошек, без дверей внутри пятеро людей? (Яблоко, груша)
4.Маленький, удаленький, сквозь землю прошел - красную шапочку нашел? (Гриб)
- Молодцы, с заданием справились. А для чего мы с вами это делали?
- Мы получили информацию, куда ее можно применить?
- Есть ли в отгадках подсказки о форме нашего изделия? - (ВЫВОД ДЕЛАЮТ УЧ-СЯ)
КОЛОКОЛЬЧИК
-Наше путешествие продолжается
Слайд 18: Полуостров Объясняй-ка
Слайд 19: Анализ и обсуждение вариантов и выбор лучшего
-Какие варианты рисунков (геометрические фигуры) можно использовать? Почему? (УЧ-СЯ ОБСУЖДАЮТ ВАРИАНТЫ ПО РИСУНКАМ)
ВЫВОД : 1.Сложно обрабатывать углы в прямоугольной прихватке- форма круглая (закруглённая).
2. Большой прихваткой неудобно пользоваться, а маленькая не защитит руки от ожогов- размер средний 17 см.
III. Закрепление изученного материала (10 минут) творческое задание – выполнение собственного эскиза прихватки (практическая работа).
КОЛОКОЛЬЧИК
-Наше путешествие продолжается
Слайд 20: Полуостров Выполняй-ка
Слайд 21: Подготовка технической документации
-Задача следующего этапа – закрепить знания, приобретенные на уроке. Слайд 22:
Задание 1.Нарисовать эскиз прихватки на геометрических фигурах (круг, овал, треугольник, ромб, квадрат, прямоугольник) по выбору. (Форма дана) 2.Нарисовать прихватки подобрав форму самим соблюдая основные требования (ТРЕБОВАНИЯ ПОВТОРИТЬ В СЛУХ)
- Задание понятно? Тогда приступаем к работе. Во время работы учитель выясняет варианты выбора задания и комментирует. « Определение человека по геометрической фигуре»
Квадрат
Главная черта характера тех, кто выбрал квадрат – трудолюбие в сочетании с организованностью, упорством, терпением и твердостью, а также пунктуальностью, чистоплотностью и практичностью. Выбор квадрата в качестве основной фигуры может свидетельствовать о склонности к аналитическому мышлению и рациональности. Такой человек все свои дела стремится сделать максимально хорошо и эффективно. А поскольку умеет управлять собой и организовывать других, то может занимать руководящие должности.
Треугольник
Те, кто ассоциирует себя с треугольником, безусловно, сильные личности, весьма уверенные в себе и деятельные. Они не любят сидеть на месте, стремятся всегда находиться в гуще событий. Выбор треугольника в качестве основной фигуры может свидетельствовать о развитом честолюбии и власти любой ценой. Они прирожденные лидеры. Нетерпеливость – одна из главных черт их характера. Треугольники могут прервать вас на полуслове, но лишь потому, что уже уловили суть ваших мыслей.
Круг
Выбор круга в качестве основной фигуры может свидетельствовать о доверчивости, общительности, ориентации на мнение окружающих и нерешительности. Человек- круг прекрасный слушатель, ему всегда можно «поплакаться в жилетку». Он переживает чужую боль, как собственную, потому как в нем развито эмоциональное восприятие. И порадоваться, разделить счастье может как никто другой. Кстати, благодаря тонкой душевной организации «круги» прямо-таки ходячие детекторы лжи, тонко чувствуют, когда их обманывают.
Домашнее задание доделать работу дома (если не успели нарисовать эскиз на уроке).
IV.Подведение итогов и результатов урока (2 минуты.) Проведение рефлексии и оценка выполненных учениками эскизов прихваток.
Защита- открытое голосование (объединения в микрогруппы по итогам работы) На доске записывается информация по выбору фигуры.
Слайд 23: Подарок
- Ребята, вы знаете, что у путешественников есть хороший обычай – они всегда привозят сувениры из тех мест, где побывали. Так вот жители страны «Волшебный лоскуток» будут очень рады, если вы возьмете с собой на память (семечко). Рассказать сказку.
Слайд 24: Сказка про воробья и семечко
Жил-был воробей. Летал этот воробей как-то по степи, искал зернышки, и вдруг, откуда ни возьмись, прямо перед его носом упало хлопковое семечко — видно, ветер принес. Схватил воробей семечко и полетел к себе. Уселся в гнездо, показал семечко соседу и спрашивает:
-Что это такое?
-Хлопковое семя.
- А что с ним делают?
- Сеют. Из него вырастают коробочки хлопка. Коробочки лопаются — получается хлопок. Хлопок прядут — получается пряжа. Из пряжи ткнут ситец, потом его красят в разные цвета.
- Ответ на вопрос в начале урока ПОЧЕМУ СТРАНА НАЗЫВАЕТСЯ ВОЛШЕБНЫЙ ЛОСКУТОК ?
- В зависимости от того, какие лоскуты под рукой, можно выбирать темы для прикладных работ. Пользуясь приемами аппликации, лоскутной пластики, можно создавать оригинальные комплекты для кухни: грелка для чайника, прихватки, салфетки, фартук (демонстрация работ)
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (значение слов «творческий проект», «интерьер», «алгоритм», «прихватка», «оригинальный»; познакомитесь с алгоритмом выполнения проекта, научитесь собирать, анализировать и применять нужную информацию разрабатывать ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ТВОРЧЕСОГО ПРОЕКТА).
Рефлексия «Кораблик в море знаний»
- Запустите корабль в океан Творческий проект те, которые считают, что хорошо усвоили тему сегодняшнего урока. А те, кто не уверен в этом, остаются в море Знаний. На доске закрепить лист синей бумаги- океан Творческий проект и подготовить кораблики.
Слайд 24: Морское путешествие
- А я хочу сказать вам огромное спасибо за вашу работу, фантазию и творчество. Я хочу вручить вам на память о нашем путешествии вот такой вот значок- медальку (Приложение 5).
- Пожелайте всего доброго друг другу. Наше занятие окончено. Всем спасибо за работу. До свидания.