Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-конференции »
Урок – пресс-конференция по теме: «Что надо знать, чтобы не «купить кота в мешке?»
8 класс
Раздел: «Технологии ведения дома. Семейная экономика»
Цели урока: познакомить учащихся с правилами покупки, сформировать основы компетенций грамотного потребителя; воспитывать культуру потребления.
Оборудование и дидактические материалы: презентации по темам: «Правила покупки», «Права потребителя», «Что в обязательном порядке должна содержать информация о товарах и продуктах питания?», «Информация маркировки товара», таблицы «Источники информации» и «Как не запутаться в размерах?» в виде раздаточного материала и слайдов, программы пресс-конференции для участников и гостей, карточки с контрольными заданиями и для сбора результатов рефлексии, выставочные материалы: рекламные проспекты, буклет «Перечень товаров, неподлежащих обмену и возврату», компьютер, проектор.
Ход урока
Учитель. Здравствуйте, уважаемые гости, представители прессы и специалисты. Сегодня мы собрались на пресс-конференцию по теме: «Что надо знать, чтобы не «купить кота в мешке?»
«Купить кота в мешке» значит: купить товар, ничего не зная о достоинствах или недостатках покупки. Поговорка эта - плод французского остроумия. Благодаря своей образности, она крепко прижилась и в русском языке, и в английском (правда, англичане заменили кота поросенком), и в немецком. Интересно, что немцы создали несколько вариантов этого выражения. Так, про человека, продавшего какую-то негодную вещь другому, говорят, что он «продал кота в мешке».
Для получения компетентных консультаций на нашу пресс-конференцию приглашены высококвалифицированные специалисты:
Инспектор общества защиты потребителей г. Пскова,
Юрист общества защиты потребителей г. Пскова,
Маркетолог торгово-развесочной базы «Универсальная»,
Эксперт-маркетолог журнала « Спрос»,
Генеральный директор торгового комплекса «Всё для любимого покупателя»,
Консультант налоговой службы,
Консультант журнала «Спрос»
Дизайнер печатных публикаций,
А также представители прессы и общественной организации:
Журналист газеты «Российская молодежь»;
Корреспондент журнала «Хозяюшка»;
Корреспондент журнала «Товары и цены»;
Представитель общества «Домохозяйки г. Пскова»;
Журналист газеты «Полезные советы»;
Журналист газеты «Хочу всё знать»
План пресс-конференции:
Правила покупки
Права потребителя
Что в обязательном порядке должна содержать информация о товарах и продуктах питания?
Где можно найти достоверную информацию о товарах?
Какую информацию несут знаки производственной маркировки?
Как не запутаться в размерах?
Итоги.
Рефлексия.
Представители прессы и общественной организации «Домохозяйки г. Пскова» уже готовы задавать свои вопросы. Ведь при подведении итогов пресс-конференции им надо выполнить своё задание – прочитать написанную ими заметку по выбранному вопросу темы нашей конференции.
1. Правила покупки
Журналист газеты «Российская молодежь»:
Все мы ежедневно делаем покупки. Чтобы не стать жертвой недобросовестных продавцов и предпринимателей, защитить свои права в случае их нарушения, а также сохранить в личных бюджетах денежные средства и самое главное - здоровье, каждый потребитель должен знать основные правила покупки. Читатели нашей газеты хотели бы получить краткий и четкий ответ у инспектора общества защиты потребителей: «Какие правила покупки надо знать каждому покупателю?»
Инспектор общества защитыпотребителейг. Пскова отвечает, иллюстрируя ответ презентацией «Правила покупки».
Продавец не должен быть случайным;
Изучите конъюнктуру рынка;
Сомневаетесь в товаре – не покупайте;
Проверьте исправность товара, его работоспособность;
Представитель общества «Домохозяйки г. Пскова»: Одним из руководящих принципов защиты прав потребителей является право потребителя на выбор товара. Хотелось бы попросить юриста общества защиты потребителей рассказать поподробнее о правах потребителя.
Юрист общества защиты потребителей с помощью презентации «Права потребителя» объясняет права потребителя: - Данное право гарантировано гражданам России законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей». С целью обеспечения гражданам возможности выбора товара законодатель обязал изготовителей и продавцов своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товаре, продавце, изготовителе.
Потребитель имеет право выбрать товар, исходя из своих потребностей и возможностей. Продавец не вправе навязывать потребителю товары, в которых тот не нуждается. Закон запрещает продавцу обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров, а также предоставлять без согласия потребителя дополнительные услуги за плату. В случае, когда такие ограничения в выборе товара повлекли за собой причинение потребителю убытков, они возмещаются продавцом в полном объеме.
При продаже товаров потребителю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами. Потребитель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.
С правом потребителя на свободный выбор товара связано и его право на обмен приобретенного непродовольственного товара надлежащего качества, если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру либо комплектации. Но данное право не распространяется на товары, указанные в буклете «Перечень товаров, неподлежащих обмену и возврату.
При покупке товара дистанционным способом (т.е. когда потребитель не имел возможности ознакомиться с товаром либо его образцом непосредственно, а заказал его по каталогу, фотоснимкам, через Интернет-сайт) потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней. Более того, если потребителю в момент доставки товара информация о порядке и сроках возврата товара не была предоставлена в письменной форме, потребитель вправе отказаться от товара в течение 3-х месяцев с момента передачи товара. Основные права потребителя при выборе товаров:
Право на безопасность;
Право на качество;
Право на информацию;
Право на возмещение ущерба;
Право на судебную защиту;
Право на информацию о товаре.
Представитель общества «Домохозяйки г. Пскова»:
- Большое спасибо Вам за подробный ответ. Ведь только активная позиция потребителей в применении и отстаивании своих прав способствует развитию здоровой конкуренции между изготовителями, продавцами, а также насыщению рынка высококачественными и безопасными товарами.
Корреспондент журнала «Товары и цены»:
- Наши читатели уже информированы, что информация о товарах в обязательном порядке должна содержать цену в рублях. Но к нам в редакцию поступил вопрос от стажёра продавца: «Обязательны ли ценники для продажи пирожков с лотка, и кто их должен оформлять?». Ответ на этот вопрос хотелось бы получить у Генерального директора торгового комплекса «Всё для любимого покупателя». Спасибо. Генеральный директор торгового комплекса «Всё для любимого покупателя»:
- Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55, предусмотрена обязанность продавца обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
При продаже товаров посредством разносной торговли представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, печатью продавца, с указанием наименования и цены товаров. Журналист газеты «Полезные советы»:
- Чтобы не купить «кота в мешке», потребитель должен знать, у кого он покупает или намерен купить товар. Это важно, поскольку, возможно, вам понадобится вновь вернуться к этому продавцу из-за обнаруженного недостатка в товаре. Обладая информацией о продавце и изготовителе, потребитель может реализовать свое право на свободный выбор товара изготовителя, продавца, а в случае нарушения прав потребителей предъявить свои требования к виновным лицам в суд.
Вопрос нашей читательской аудитории адресован Консультанту налоговой службы: «Можно ли определить адрес продавца, если остался чек?». Спасибо.
Консультант налоговой службы:
- Если адрес продавца неизвестен, его можно будет узнать по индивидуальному номеру налогоплательщика (ИНН), пробитому в чеке на товар. Налоговая служба обязана предоставить информацию о местоположении данного магазина.
Но покупатели должны знать, что изготовитель и продавец обязаны довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец должен размещать указанную информацию на вывеске.
Если изготовитель или продавец является индивидуальным предпринимателем, должна быть предоставлена потребителю информация о его государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Такая же информация должна быть доведена до сведения потребителей и при осуществлении торговли на ярмарках, с лотков и в других случаях торговли вне постоянного места нахождения продавца, а также при продажах дистанционным способом. 3. Что в обязательном порядке должна содержать информация о товарах и продуктах питания?
Корреспондент журнала «Хозяюшка»:
- Обычный потребитель не имеет достаточных и специальных познаний о товаре, который он желает приобрести. Чтобы покупатель смог выбрать товар безопасный, качественный, ему своевременно должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация о реализуемых товарах. Все мы знаем, что такая информация должна быть доведена до сведения потребителя на русском языке в наглядной и доступной форме в технической документации. Она прилагается к товару на этикетках, ярлыках, листах-вкладышах, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Мой вопрос обращен к маркетологу – специалисту, который занимается размещением информации на упаковках: Что в обязательном порядке должна содержать информация о товарах и продуктах питания? Спасибо.
Маркетологторгово-развесочной базы «Универсальная» отвечает на вопрос и показывает презентацию «Что в обязательном порядке должна содержать информация о товарах и продуктах питания?»
- Общее содержание обязательной потребительской информации закреплено статьей 10 закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать:
Сведения об основных потребительских свойствах товаров.
Цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита - размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Гарантийный срок, если он установлен.
Правила и условия эффективного и безопасного использования товаров.
Информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.
Адрес, фирменное наименование изготовителя (продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.
Информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров, на которые установлены обязательные требования.
Информацию о правилах продажи товаров. Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом. Для продуктов питания информация о потребительских свойствах должна содержать сведения:
о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более 0,9%);
о пищевой ценности;
о назначении;
об условиях применения и хранения продуктов питания;
о способах изготовления готовых блюд;
о весе (объеме);
о дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания;
сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. 4. Где можно найти достоверную информацию о товарах?
Учитель:
- Эксперт журнала «Спрос» предоставил нам таблицу «Источники информации», которая имеется для каждого участника конференции и на экране. Вопрос аудитории: «Все ли указанные в таблице источники дают нам достоверную информацию?» Прошу подумать над этой информацией дома и зачеркнуть те источники, которые, по вашему мнению, не всегда дают нам правильную информацию, а также обосновать свое недоверие к данным источникам информации.
Другие люди
Продавцы, учителя, родители, друзья, соседи
Телевидение, радио, Интернет
Программа «Впрок», «Контрольная закупка», выступление специалистов по защите прав потребителей
Печатные издания
Журнал «Спрос», газета «Покупатель», «Клуб потребителей» в «Комсомольской правде» и другие
Организации, занимающиеся защитой прав потребителей
Служба защиты прав потребителей органов местного самоуправления, госторгинспекция, антимонопольное управление
Упаковки, этикетки, технические паспорта
Различные виды маркировки товара или информация, содержащаяся в сопроводительной документации к каждой единице товара
Реклама
В средствах массовой информации, на уличных стендах, почтовая, на товарах повседневного спроса и т.д.
5. Какую информацию несут знаки маркировки?
Журналист газеты «Хочу всё знать»:
- Этот вопрос адресован нашими читателями эксперту-маркетологу журнала « Спрос». Спасибо.
Эксперт-маркетолог журнала « Спрос» рассказывает, используя презентацию «Информация маркировки товара»:
- Маркировка может содержать условные обозначения или информационные знаки, которые требуют специальной расшифровки. К информационным знакам относятся товарные знаки, знаки соответствия или качества, манипуляционные, предупредительные, размерные, знаки наименования мест происхождения товара, эксплуатационные, экологические, компонентные.
Размерные знаки — знаки для обозначения физических величин (массы, объема), определяющих количественную характеристику товара. Для обозначения массы нетто применяется размерный знак Е (от англ. exactly, нем. exakt — точно, равно).
Манипуляционные знаки — знаки, информирующие о способах обращения с товарами. Эти знаки наносят в основном на транспортную тару, реже — на потребительскую.
Экологические знаки информируют потребителя об экологической чистоте потребительских товаров, о способах использования или утилизации упаковки. Наиболее распространенный эко-знак — немецкий знак «зеленая точка» («Der griine Punkt»). Этот знак обозначает, что на упаковку распространяется гарантия ее возврата, приема и вторичной переработки.
Товарный знак — обозначение, по которому можно отличить товар одного производителя от другого.
Товарный знак — это как клеймо (бренд) продукции, он выделяет фирменные товары на рынке однотипных товаров, позволяет продавать их по ценам на 20—30% выше. По степени значимости товарные знаки подразделяются на обыкновенные и престижные. Престижный знак присваивается фирме за особые заслуги перед государством.
Знак лауреата конкурса «Сто лучших товаров России»
Для повышения качества товаров был объявлен конкурс Премии Правительства Российской Федерации (рис.). Это знак качества XXI века.
Знак лауреата Премии Правительства Российской Федерации в области качества
В России разработана национальная программа по качеству товаров «Российская марка». Проводятся периодические выставки — конкурсы, в результате которых лауреатам конкурсов присваиваются престижный знаки: платиновый, золотой, серебряный и бронзовый.
Знак лауреата конкурса «Российская марка»
Знаки качества присваиваются на два года. По истечении этого срока фирма должна подтвердить знак, или она лишается награды. Присваивает знаки качества Всероссийский центр испытаний и сертификации Госстандарта.
В маркировке используются компонентные знаки, например предназначенные для информации о пищевых добавках. Пищевые добавки применяются, чтобы улучшить некоторые потребительские свойства продуктов. Наиболее часто пищевые добавки обозначаются буквой Е (Европа) и трехзначным или четырехзначным цифровым кодом.
Классификация пищевых добавок:
— красители Е100—182;
— консерванты Е200 и далее (служат для продления сроков хранения продуктов);
— антиокислители ЕЗ00 и далее (предохраняют продукты от порчи);
— стабилизаторы Е400 и далее (сохраняют консистенцию пищевых продуктов);
— эмульгаторы Е500 и далее (поддерживают структуру продуктов);
— усилители вкуса и аромата Е600 и далее.
В настоящее время каждая страна имеет нормативно утвержденный перечень разрешенных и запрещенных к применению пищевых добавок.
Пищевые добавки, запрещенные к применению в РФ
Обозначение
Класс
Наименование
Е 121
Е 123
Е 240
Е 924а
Е 924б
Краситель
Краситель
Консервант
Улучшитель муки и хлеба
Улучшитель муки и хлеба
Цитрусовый красный
Амарант
Формальдегид
Бромат калия
Бромат кальция
При встрече с указанными пищевыми добавками немедленно сообщите об их местонахождении в ближайший отдел по защите прав потребителей. Товары с такими пищевыми добавками подлежат изъятию из товарооборота.
6. Как не запутаться в размерах?
Представитель общества «Домохозяйки г. Пскова»:
- При покупке обуви, одежды или белья легко запутаться, поскольку одни и те же цифры могут соответствовать совершенно разным размерам в зависимости от страны-производителя. Хотелось бы нашему обществу получить таблицу-памятку «Как не запутаться в размерах?». Заранее благодарны.
Дизайнер печатных публикаций:
Я подготовила Вам таблицу-памятку. Надеюсь, она поможет избежать ошибок. Ведь, например, 46 размер одежды, произведенной в России, будет соответствовать 40 размеру – в Германии, Франции и в Италии и 12 размеру – в США и Англии.
Посмотрите на таблицу. Несоответствие размеров и различная маркировка размеров относится не только к одежде, но также к белью, обуви, причем и для женской и для мужской. Поэтому будьте внимательны при покупке, особенно белья, ведь оно не подлежит примерке и возврату.
ЖЕНЩИНЫ
ОДЕЖДА
Россия
42
44
46
48
50
52
54
56
58
Германия
36
38
40
42
44
46
48
50
52
Франция
-
38
40
42
44
46
48
50
52
Италия
-
-
40
42
44
46
48
50
52
США
8
10
12
14
16
18
20
22
-
Англия
8
10
12
14
16
18
-
-
-
БЕЛЬЕ
Россия
42
44
46
48
50
52
54
56
Германия
36
38
40
42
44
46
48
50
Франция
38
40
42
44
46
48
50
52
США
8
10
12
14
16
18
20
22
Англия
24
26
28
30
32
34
36
38
Международный
XXS
XS
S
М
L
XL
XXL
XXX
ОБУВЬ
Россия
34
35
36
37
38
39
40
41
Франция
36
36.5
37
38
38.5
39
40
41
Италия
-
36
36
37
-
38
39
40
США
4
4.5
5.5
6.5
7
8
9
9.5
Англия
2.5
3
4
5
5.5
6.5
7
8
МУЖЧИНЫ
ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА И КОСТЮМЫ
Россия
46
48
50
52
54
56
58
Европа
46
48
50
52
54
56
58
США
36
38
40
42
44
46
48
S
М
М
L
XL
XL
РУБАШКИ
Россия
36
37
38
39
41
42
43
45-46
Европа
36
37
38
39
41
42
43
45
Англия
34
36
38
40
42
44
46
48
США
14
14.5
15
15.5
16
16.5
17
18
S
S
М
M
L
L
XL
XL
БЕЛЬЕ
Россия
44
46
48
50
52
54
Германия
-
4
5
6
7
8
Франция
2
3
4
5
6
-
Англия
32
34
36
38
-
-
США
S
M
L
XL
XXL
-
ОБУВЬ
Россия
38
38.5
39
40
41
42
43
44
45
Франция
-
-
39
41
43
44.5
45.5
-
-
Италия
38
39
40
42
44
45
46
47
-
Англия
-
6
6.5
7
8
9
9.5
10.5
11.5
США
6
6.5
7
7.5
8.5
9
10
11
12
Рефлексия
Учитель: Продолжите, пожалуйста, предложения:
было интересно…
было трудно…
теперь я могу…
я научилась…
меня удивило…
мне захотелось…
Итоги. Учитель. Наша конференция показала, что:
Вы познакомились с правилами покупки, правами потребителя. Получили компетенции грамотного потребителя. Много поработали «специалисты», они не только нашли актуальный материал, но и оформили его в презентации, буклет и раздаточный материал.
Спасибо журналистам за вопросы, спасибо специалистам за ответы.
Домашнее задание: представители прессы оформляют свои заметки в виде публикаций или буклетов, специалисты создают буклеты по своим темам, дизайнер печатных публикаций лучшие работы помещает на стенд «Сегодня на уроке».