kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Художественная обработка соломки. Аппликация».

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока художественного труда  в 8 классе.

Тема уроков: « художественная обработка соломки. Аппликация.»

Содержание задания: Создание растительного узора на крышке шкатулки  в технике аппликации из соломки.

Задачи уроков:

  1. Формирование познавательного интереса к народному творчеству.

  2. Развитие навыков работы в технике аппликации соломкой.

  3. Воспитание любви и бережного отношения к народной культуре и народному искусству.

     Ход урока .

    Учитель; Здравствуйте, ребята, садитесь. Как вы, наверное, успели заметить у нас с вами сегодня не совсем обычный урок, сегодня у нас – праздник! И как на любом празднике у нас много гостей. А что за праздник? Праздник знакомства с еще одним интереснейшим и красивым природным материалом – соломкой. А тема нашего урока: «Художественная обработка соломки

    В начале урока давайте с вами выясним – что такое соломка.

    Ответы: Соломка – это производное от соломы. А солома – это стебли злаковых культур – пшеницы, ржи, ячменя, овса.

    Учитель: Правильно! Посмотрите на эти колоски! (Показывает колосья пшеницы, ржи, ячменя, овса).

    Ветерок колосья

    Осторожно тронет –      

    Будто вдруг погладит

    Ласковой ладонью.

    Ветерку приятно

    Колосков касаться.

    Тихо-тихо шепчет:

    «Хороши красавцы!»

    А.Пришелец

    И на самом деле «красавцы», и не только по внешнему виду, но и по многообразию способов применения их в жизнедеятельности людей. Приведите, пожалуйста, примеры использования злаковых культур в жизни людей.

    Ответы: - Из них делают хлеб.

     - Их используют на корм скоту.

     - Стеблями раньше крыли крыши домов, амбаров.

     - Из соломы изготавливали прочные и легкие изделия.

    Учитель: На предыдущем уроке вам было дано задание найти сведения о соломе, где и для чего она применялась и применяется до сих пор. Кто подготовил сообщения?

     Ученик (об останкинской башне).

    Учитель: Есть такая наука «бионика», которая изучает особенности строения и жизнедеятельности организмов для создания новых приборов, механизмов, систем и совершенствования уже существующих.

    Ученик  (применение в строительстве).

    Учитель: мало кто из нас знал об этом. Еще известно, что солому раньше использовали для оштукатуривания стен как снаружи так и изнутри. Знаменитые фрески в христианских храмах древние художники писали на штукатурке, в состав которой входила солома.

    Ученик  (применение в гончарном производстве)

    Учитель: Также солома часто использовалась в рыболовстве, чтобы растопить лед на озере.

    Ученик  (о топливе)

    Учитель:Да, очень интересные сообщения, но все же более интересен нам этот материал как поделочный. Солома в крестьянском хозяйстве была важным материалом. Ею крыли крыши домов, амбаров, подкармливали скот. Из соломы люди изготовляли прочные и легкие изделия. Солома как поделочный материал известна давно народным умельцам Белоруссии, Молдовы, Украины. Они изготавливали из нее различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки (Показывает изделия из соломки или фотографии с них).

    Вырастут в поле и рожь, и пшеница.

    Их обмолотят – соломка родится.

    Руки коснутся ее золотые,

    И появляются, словно живые,

    Смелый наездник и конь златогривый,

    Гордый олень и теленок бодливый,

    Парень веселый с гармошкой, жар-птица

    И с золотою короной девица.

    Вот ведь какая она непростая

    Эта соломка совсем как живая.

    В руки возьмет лишь ее мастерица –

    Сразу она в чудеса превратится.

    В Горьковской, Кировской и многих других областях соломкой издревле украшали самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки (Показывает изделия. В это время учащаяся рассказывает сказку о Соломке).

    Сказка о Соломке.

    Стоит в поле во широком колосок, золотой стебелек. Ветер рожь качает, колосок обсыпает. Пришел дед Степан Красный кафтан, срезал колосок под самый корешок. Связал сноп, и сноп на землю – хлоп! Сохни, колосок! Высох колосок на солнышке, позолотел, порозовел, подрумянился.

    Отрезал дед Степан Красный кафтан от колосков вершки, сложил их в мешки - да на мельницу. И стебельки колоска тоже в дело пошли.

    Для милой невестки сделал две подвески. Двери отворяются, ветерок соломкою играется, подвеска дрожит, переливается, Хороша подвеска!

    Для бабушки Арины сделал дед корзины. Хороши корзины!

    А для внученьки Настеньки сделал куколку Аленку. Сарафан у Аленки – колосок к колоску, а коса то краса – волосок к волоску. Хороша кукла!

    А для дома, где жила Настена, сделал крышу из соломы. Хороша крыша!

    Для коровушки Буренки  - подстилку  из соломки. Хороша подстилка!

    Самую отборную, самую красивую соломку дед Степан Красный кафтан подсушил, подкрасил, намочил, разрезал, самогревным утюгом разгладил и к шкатулке деревянной чудесные узоры приладил. «Аппликация, - говорит, - соломенная!» Слово он такое в городе услыхал, когда на ярмарке бывал.

    Учитель: Сегодня на уроке мы   с вами тоже  познакомиться с этим интересным видом работы с соломкой – аппликацией. Перед началом работы давайте с вами вспомним: как вы обрабатывали заготовленную соломку осенью.

        (Ребята рассказывают о способах обработки соломки. Учитель показывает детские работы -  декоративные аппликации соломкой, подтверждая ответы детей.) Учитель:  Как вы видите, аппликации  из соломки необычайно красивы: они отливают золотом и перламутром. Такое впечатление создается тем, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении.

    Аппликация, составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету, передает его неповторимую игру – блестит как золото. Эту особенность необходимо использовать и вам в своей дальнейшей работе над творческой композицией «Архитектурные пейзажи Руси», которую вы будете выполнять в технике аппликации соломкой, и к которой вы нарисовали эскиз на предыдущем уроке.

     ( Учитель показывает творческие работы детей по данной теме и поясняет порядок работы над аппликацией

    Последовательность  работы над аппликацией.

  4. Перевести эскиз на шкатулку, покрытую черной краской.

  5. Наклеить на кальку полоски соломки с учетом тона и цветовых оттенков клеем ПВА.

  6. Вырезанные участки постепенно приклеивать на основу клеем ПВА.

  7. Дополнить композицию мелкими элементами, которые вырезаются резцом и приклеиваются к основе без предварительного наклеивания на кальку.

  8. Законченную работу можно покрыть бесцветным лаком для усиления золотистости соломки и придания фону глубины.

  9. Оформить работу.

    Далее ребята приступают к самостоятельной работе над аппликацией. В конце урока подводятся итоги, делается выставка работ.

     

     

     

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Художественная обработка соломки. Аппликация». »

План-конспект урока художественного труда в 8 классе.

Тема уроков: « художественная обработка соломки. Аппликация.»

Содержание задания: Создание растительного узора на крышке шкатулки в технике аппликации из соломки.

Задачи уроков:

  1. Формирование познавательного интереса к народному творчеству.

  2. Развитие навыков работы в технике аппликации соломкой.

  3. Воспитание любви и бережного отношения к народной культуре и народному искусству.


Ход урока .

Учитель; Здравствуйте, ребята, садитесь. Как вы, наверное, успели заметить у нас с вами сегодня не совсем обычный урок, сегодня у нас – праздник! И как на любом празднике у нас много гостей. А что за праздник? Праздник знакомства с еще одним интереснейшим и красивым природным материалом – соломкой. А тема нашего урока: «Художественная обработка соломки

В начале урока давайте с вами выясним – что такое соломка.

Ответы: Соломка – это производное от соломы. А солома – это стебли злаковых культур – пшеницы, ржи, ячменя, овса.

Учитель: Правильно! Посмотрите на эти колоски! (Показывает колосья пшеницы, ржи, ячменя, овса).

Ветерок колосья

Осторожно тронет –

Будто вдруг погладит

Ласковой ладонью.


Ветерку приятно

Колосков касаться.

Тихо-тихо шепчет:

«Хороши красавцы!»

А.Пришелец

И на самом деле «красавцы», и не только по внешнему виду, но и по многообразию способов применения их в жизнедеятельности людей. Приведите, пожалуйста, примеры использования злаковых культур в жизни людей.

Ответы: - Из них делают хлеб.

- Их используют на корм скоту.

- Стеблями раньше крыли крыши домов, амбаров.

- Из соломы изготавливали прочные и легкие изделия.

Учитель: На предыдущем уроке вам было дано задание найти сведения о соломе, где и для чего она применялась и применяется до сих пор. Кто подготовил сообщения?

Ученик (об останкинской башне).

Учитель: Есть такая наука «бионика», которая изучает особенности строения и жизнедеятельности организмов для создания новых приборов, механизмов, систем и совершенствования уже существующих.

Ученик (применение в строительстве).

Учитель: мало кто из нас знал об этом. Еще известно, что солому раньше использовали для оштукатуривания стен как снаружи так и изнутри. Знаменитые фрески в христианских храмах древние художники писали на штукатурке, в состав которой входила солома.

Ученик (применение в гончарном производстве)

Учитель: Также солома часто использовалась в рыболовстве, чтобы растопить лед на озере.

Ученик (о топливе)

Учитель:Да, очень интересные сообщения, но все же более интересен нам этот материал как поделочный.

Ученик.

Учитель:

Солома в крестьянском хозяйстве была важным материалом. Ею крыли крыши домов, амбаров, подкармливали скот. Из соломы люди изготовляли прочные и легкие изделия. Солома как поделочный материал известна давно народным умельцам Белоруссии, Молдовы, Украины. Они изготавливали из нее различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки (Показывает изделия из соломки или фотографии с них).

Вырастут в поле и рожь, и пшеница.

Их обмолотят – соломка родится.

Руки коснутся ее золотые,

И появляются, словно живые

,

Смелый наездник и конь златогривый,

Гордый олень и теленок бодливый,

Парень веселый с гармошкой, жар-птица

И с золотою короной девица.


Вот ведь какая она непростая

Эта соломка совсем как живая.

В руки возьмет лишь ее мастерица –

Сразу она в чудеса превратится.

В Горьковской, Кировской и многих других областях соломкой издревле украшали самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки (Показывает изделия. В это время учащаяся рассказывает сказку о Соломке).

Сказка о Соломке.

Стоит в поле во широком колосок, золотой стебелек. Ветер рожь качает, колосок обсыпает. Пришел дед Степан Красный кафтан, срезал колосок под самый корешок. Связал сноп, и сноп на землю – хлоп! Сохни, колосок! Высох колосок на солнышке, позолотел, порозовел, подрумянился.

Отрезал дед Степан Красный кафтан от колосков вершки, сложил их в мешки - да на мельницу. И стебельки колоска тоже в дело пошли.

Для милой невестки сделал две подвески. Двери отворяются, ветерок соломкою играется, подвеска дрожит, переливается, Хороша подвеска!

Для бабушки Арины сделал дед корзины. Хороши корзины!

А для внученьки Настеньки сделал куколку Аленку. Сарафан у Аленки – колосок к колоску, а коса то краса – волосок к волоску. Хороша кукла!

А для дома, где жила Настена, сделал крышу из соломы. Хороша крыша!

Для коровушки Буренки - подстилку из соломки. Хороша подстилка!

Самую отборную, самую красивую соломку дед Степан Красный кафтан подсушил, подкрасил, намочил, разрезал, самогревным утюгом разгладил и к шкатулке деревянной чудесные узоры приладил. «Аппликация, - говорит, - соломенная!» Слово он такое в городе услыхал, когда на ярмарке бывал.


Учитель: Сегодня на уроке мы с вами тоже познакомиться с этим интересным видом работы с соломкой – аппликацией. Перед началом работы давайте с вами вспомним: как вы обрабатывали заготовленную соломку осенью.

(Ребята рассказывают о способах обработки соломки. Учитель показывает детские работы - декоративные аппликации соломкой, подтверждая ответы детей.) Учитель: Как вы видите, аппликации из соломки необычайно красивы: они отливают золотом и перламутром. Такое впечатление создается тем, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении.

Аппликация, составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету, передает его неповторимую игру – блестит как золото. Эту особенность необходимо использовать и вам в своей дальнейшей работе над творческой композицией «Архитектурные пейзажи Руси», которую вы будете выполнять в технике аппликации соломкой, и к которой вы нарисовали эскиз на предыдущем уроке.

( Учитель показывает творческие работы детей по данной теме и поясняет порядок работы над аппликацией

Последовательность работы над аппликацией.

  1. Перевести эскиз на шкатулку, покрытую черной краской.

  2. Наклеить на кальку полоски соломки с учетом тона и цветовых оттенков клеем ПВА.

  3. Вырезанные участки постепенно приклеивать на основу клеем ПВА.

  4. Дополнить композицию мелкими элементами, которые вырезаются резцом и приклеиваются к основе без предварительного наклеивания на кальку.

  5. Законченную работу можно покрыть бесцветным лаком для усиления золотистости соломки и придания фону глубины.

  6. Оформить работу.

Далее ребята приступают к самостоятельной работе над аппликацией. В конце урока подводятся итоги, делается выставка работ.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока «Художественная обработка соломки. Аппликация».

Автор: Проваленова Ольга Анатольевна

Дата: 23.01.2015

Номер свидетельства: 160094

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства