План-конспект урока художественного труда в 8 классе.
Тема уроков: « художественная обработка соломки. Аппликация.»
Содержание задания: Создание растительного узора на крышке шкатулки в технике аппликации из соломки.
Задачи уроков:
-
Формирование познавательного интереса к народному творчеству.
-
Развитие навыков работы в технике аппликации соломкой.
-
Воспитание любви и бережного отношения к народной культуре и народному искусству.
Ход урока .
Учитель; Здравствуйте, ребята, садитесь. Как вы, наверное, успели заметить у нас с вами сегодня не совсем обычный урок, сегодня у нас – праздник! И как на любом празднике у нас много гостей. А что за праздник? Праздник знакомства с еще одним интереснейшим и красивым природным материалом – соломкой. А тема нашего урока: «Художественная обработка соломки
В начале урока давайте с вами выясним – что такое соломка.
Ответы: Соломка – это производное от соломы. А солома – это стебли злаковых культур – пшеницы, ржи, ячменя, овса.
Учитель: Правильно! Посмотрите на эти колоски! (Показывает колосья пшеницы, ржи, ячменя, овса).
Ветерок колосья
Осторожно тронет –
Будто вдруг погладит
Ласковой ладонью.
Ветерку приятно
Колосков касаться.
Тихо-тихо шепчет:
«Хороши красавцы!»
А.Пришелец
И на самом деле «красавцы», и не только по внешнему виду, но и по многообразию способов применения их в жизнедеятельности людей. Приведите, пожалуйста, примеры использования злаковых культур в жизни людей.
Ответы: - Из них делают хлеб.
- Их используют на корм скоту.
- Стеблями раньше крыли крыши домов, амбаров.
- Из соломы изготавливали прочные и легкие изделия.
Учитель: На предыдущем уроке вам было дано задание найти сведения о соломе, где и для чего она применялась и применяется до сих пор. Кто подготовил сообщения?
Ученик (об останкинской башне).
Учитель: Есть такая наука «бионика», которая изучает особенности строения и жизнедеятельности организмов для создания новых приборов, механизмов, систем и совершенствования уже существующих.
Ученик (применение в строительстве).
Учитель: мало кто из нас знал об этом. Еще известно, что солому раньше использовали для оштукатуривания стен как снаружи так и изнутри. Знаменитые фрески в христианских храмах древние художники писали на штукатурке, в состав которой входила солома.
Ученик (применение в гончарном производстве)
Учитель: Также солома часто использовалась в рыболовстве, чтобы растопить лед на озере.
Ученик (о топливе)
Учитель:Да, очень интересные сообщения, но все же более интересен нам этот материал как поделочный. Солома в крестьянском хозяйстве была важным материалом. Ею крыли крыши домов, амбаров, подкармливали скот. Из соломы люди изготовляли прочные и легкие изделия. Солома как поделочный материал известна давно народным умельцам Белоруссии, Молдовы, Украины. Они изготавливали из нее различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки (Показывает изделия из соломки или фотографии с них).
Вырастут в поле и рожь, и пшеница.
Их обмолотят – соломка родится.
Руки коснутся ее золотые,
И появляются, словно живые,
Смелый наездник и конь златогривый,
Гордый олень и теленок бодливый,
Парень веселый с гармошкой, жар-птица
И с золотою короной девица.
Вот ведь какая она непростая
Эта соломка совсем как живая.
В руки возьмет лишь ее мастерица –
Сразу она в чудеса превратится.
В Горьковской, Кировской и многих других областях соломкой издревле украшали самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки (Показывает изделия. В это время учащаяся рассказывает сказку о Соломке).
Сказка о Соломке.
Стоит в поле во широком колосок, золотой стебелек. Ветер рожь качает, колосок обсыпает. Пришел дед Степан Красный кафтан, срезал колосок под самый корешок. Связал сноп, и сноп на землю – хлоп! Сохни, колосок! Высох колосок на солнышке, позолотел, порозовел, подрумянился.
Отрезал дед Степан Красный кафтан от колосков вершки, сложил их в мешки - да на мельницу. И стебельки колоска тоже в дело пошли.
Для милой невестки сделал две подвески. Двери отворяются, ветерок соломкою играется, подвеска дрожит, переливается, Хороша подвеска!
Для бабушки Арины сделал дед корзины. Хороши корзины!
А для внученьки Настеньки сделал куколку Аленку. Сарафан у Аленки – колосок к колоску, а коса то краса – волосок к волоску. Хороша кукла!
А для дома, где жила Настена, сделал крышу из соломы. Хороша крыша!
Для коровушки Буренки - подстилку из соломки. Хороша подстилка!
Самую отборную, самую красивую соломку дед Степан Красный кафтан подсушил, подкрасил, намочил, разрезал, самогревным утюгом разгладил и к шкатулке деревянной чудесные узоры приладил. «Аппликация, - говорит, - соломенная!» Слово он такое в городе услыхал, когда на ярмарке бывал.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами тоже познакомиться с этим интересным видом работы с соломкой – аппликацией. Перед началом работы давайте с вами вспомним: как вы обрабатывали заготовленную соломку осенью.
(Ребята рассказывают о способах обработки соломки. Учитель показывает детские работы - декоративные аппликации соломкой, подтверждая ответы детей.) Учитель: Как вы видите, аппликации из соломки необычайно красивы: они отливают золотом и перламутром. Такое впечатление создается тем, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении.
Аппликация, составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету, передает его неповторимую игру – блестит как золото. Эту особенность необходимо использовать и вам в своей дальнейшей работе над творческой композицией «Архитектурные пейзажи Руси», которую вы будете выполнять в технике аппликации соломкой, и к которой вы нарисовали эскиз на предыдущем уроке.
( Учитель показывает творческие работы детей по данной теме и поясняет порядок работы над аппликацией
Последовательность работы над аппликацией.
-
Перевести эскиз на шкатулку, покрытую черной краской.
-
Наклеить на кальку полоски соломки с учетом тона и цветовых оттенков клеем ПВА.
-
Вырезанные участки постепенно приклеивать на основу клеем ПВА.
-
Дополнить композицию мелкими элементами, которые вырезаются резцом и приклеиваются к основе без предварительного наклеивания на кальку.
-
Законченную работу можно покрыть бесцветным лаком для усиления золотистости соломки и придания фону глубины.
-
Оформить работу.
Далее ребята приступают к самостоятельной работе над аппликацией. В конце урока подводятся итоги, делается выставка работ.