Тема раздела: Технология традиционных видов рукоделия и декоративно- прикладного творчества. Вязание крючком. 7 класс.
Тема урока: Ажурное вязание.
Цели урока: Обучающая - обобщить и систематизировать знания учащихся о вязании; способствовать формированию и развитию умений пользоваться схемами узоров; закрепить умение вязать крючком.
Развивающая - развивать умение выполнять творческие работы, развивать усидчивость, точность в работе, самостоятельность, аккуратность.
Воспитывающая - воспитывать интерес к различным видам декоративно-прикладного искусства, восстановление традиций.
Тип урока: комбинированный.
Материально-техническое оснащение: выставка книг журналов по вязанию; выставка вязаных изделий; карточки с сеткой для узора, карточки со схемами узоров, образцы узоров; крючки, пряжа, ножницы, тетради, листки самооценки, учебник «Технология»7 класс под редакцией И.А. Сасовой; компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация.
Словарь: ажурное вязание, раппорт
Ход урока.
I.Организационный момент.
Проверка готовности к уроку, проверка присутствующих.
- Какую большую тему мы изучаем? (Вязание крючком.)
= Давайте вспомним, что мы делали на прошлом уроке? (Выполняли плотное вязание по кругу, читали и рисовали схему круга, рисовали условные обозначения основных петель, придумывали вопросы, слушали доклады и т. д.)
= Посмотрите на раздаточный материал, который лежит на партах, вспомните домашнее задание и предположите, чем сегодня мы будем заниматься?
= Сегодня на уроке мы 1) повторим изученное ранее; 2) познакомимся с видами вязания крючком; 3) будем составлять и читать схемы вязания; 4) научимся определять раппорт узора; 5) свяжем образец ажурного узора по схеме.
Как вы думаете, какая тема нашего урока?
= Тема урока: «Ажурное вязание».
= Запишите в тетрадях число, тему урока.
II.Повторение.
- Придумайте вопросы по теме "Материалы и инструменты и принадлежности, необходимые для вязания".
Обмен вопросами. а) Что можно связать крючком? (Одежду, игрушки, кружевные отделки, вещи для быта, а также обвязать край полотна, крючком можно поднять убежавшую петлю и т. д.)
б) Какие требования мы предъявляем к крючку? (Он должен быть не слишком острый и не слишком тупой, соответствовать толщине нити.)
в) Расскажите правила безопасной работы крючком. (Учебник с.119)
г) Какие санитарно - гигиенические требования необходимо выполнять при вязании? (Учебник с.119)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Ажурное вязание. 7 класс »
Тема раздела: Технология традиционных видов рукоделия и декоративно- прикладного творчества. Вязание крючком. 7 класс. Тема урока: Ажурное вязание. Цели урока:Обучающая - обобщить и систематизировать знания учащихся о вязании; способствовать формированию и развитию умений пользоваться схемами узоров; закрепить умение вязать крючком. Развивающая - развивать умение выполнять творческие работы, развивать усидчивость, точность в работе, самостоятельность, аккуратность. Воспитывающая - воспитывать интерес к различным видам декоративно-прикладного искусства, восстановление традиций.
Тип урока: комбинированный.
Материально-техническое оснащение: выставка книг журналов по вязанию; выставка вязаных изделий; карточки с сеткой для узора, карточки со схемами узоров, образцы узоров; крючки, пряжа, ножницы, тетради, листки самооценки, учебник «Технология»7 класс под редакцией И.А. Сасовой; компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация.
Словарь: ажурное вязание, раппорт
Ход урока.
I.Организационный момент. Проверка готовности к уроку, проверка присутствующих.
- Какую большую тему мы изучаем? (Вязание крючком.)
= Давайте вспомним, что мы делали на прошлом уроке? (Выполняли плотное вязание по кругу, читали и рисовали схему круга, рисовали условные обозначения основных петель, придумывали вопросы, слушали доклады и т. д.)
= Посмотрите на раздаточный материал, который лежит на партах, вспомните домашнее задание и предположите, чем сегодня мы будем заниматься?
= Сегодня на уроке мы 1) повторим изученное ранее; 2) познакомимся с видами вязания крючком; 3) будем составлять и читать схемы вязания; 4) научимся определять раппорт узора; 5) свяжем образец ажурного узора по схеме. Как вы думаете, какая тема нашего урока?
= Тема урока: «Ажурное вязание».
= Запишите в тетрадях число, тему урока.
II.Повторение.
- Придумайте вопросы по теме "Материалы и инструменты и принадлежности, необходимые для вязания".
Обмен вопросами. а) Что можно связать крючком? (Одежду, игрушки, кружевные отделки, вещи для быта, а также обвязать край полотна, крючком можно поднять убежавшую петлю и т. д.) б) Какие требования мы предъявляем к крючку? (Он должен быть не слишком острый и не слишком тупой, соответствовать толщине нити.)
в) Расскажите правила безопасной работы крючком. (Учебник с.119)
г) Какие санитарно - гигиенические требования необходимо выполнять при вязании? (Учебник с.119)
Верны ли следующие утверждения? Внимание на экран.
Утверждение
Да
Нет
1. Вязать по кругу можно двумя способами: по спирали и кругами
+
2. В начале каждого ряда выполняют три воздушные петли подъема
-
3. Для получения круга в каждом ряду нужно делать прибавки - дополнительные петли
+
4. Если прибавки не делать, то получится волнообразное полотно
-
= Давайте вспомним некоторые виды декоративно - прикладного творчества о которых мы говорили на прошлом уроке. Внимание на экран.
- Какой вид рукоделия, показан на рисунках? (Биссероплетение. Вязание крючком. Вязание на спицах.)
- В какой технике выполнены изделия? (Макраме – 2. Плетение на коклюшках – 1. Фриволите - 3.)
= А сейчас послушайте сообщение о способах и видах вязания крючком. Презентация. Выступление ученика.
Тунисское вязание.
Вязание на вилке.
Филейное кружево.
Брюггское кружево.
= Самостоятельная работа в тетрадях. Способы ивиды вязания крючком.
- Установитесоответствие между рисунком и способом,видом вязания: (Филейное кружево -1. Вязание на вилке -2.Тунисское вязание -3. Брюггское кружево -4.)
= В основе вязания всех узоров лежат несколько элементов, освоив которые, можно выполнить изделие любой сложности. Все элементы вязания на схеме обозначены символами. Ряды нумеруются цифрами, которые указаны в начале ряда.
- Нарисуйте на доске условные обозначения:
воздушной петли (), воздушной петли в начале ряда (для подъема) (), соединительного столбика () , столбика без накида (), столбика с накидом ().
- Какому элементу вязания соответствуют эти символы? ,,,,
= Условные обозначения. В разных журналах и книгах условные обозначения разные, поэтому перед вязанием с ними нужно ознакомиться.
III.Изучение нового материала.
= Вязание крючком можно разделить на 2 вида: плотное вязание и ажурное вязание.
- Чем отличается ажурная вязка от плотной? (Ажурная вязка отличается от плотной тем, что она имеет отверстия и более рыхлая. Ажурная вязка легкая и воздушная. Любой ажур образуется за счет вывязывания воздушных петель между различными столбиками.). Демонстрация изделий.
Ажур (фран.) – делать сквозным; 1) тонкая кружевная ткань, н-р, ажурная шаль; 2) искусное плетение из тонких металлических нитей в ювелирной работе, в художественном литье, н-р, ажурная решетка; 3) тонкая, особо тщательная, искусно выполненная работа.
= Существует много образцов вязок. Для каждого из них можно применить два способа записи. Способ 1 словесное описание – инструкция -словесные пошаговые указания (то есть словами описывается вся последовательность действий ряд за рядом)
Способ 2 - схема узора
- Какая форма описания работы пользуется большей популярностью при изготовлении изделия ? Почему? ( Многие рукодельницы предпочитают вязать по схеме. Посмотрев на схему можно понять будет ли сложной работа по отношению к знаниям и умениям, какова форма и размер изделия, сколько петель необходимо набрать и т. д.) (Словесное описание не дает такой четкой картины. Вчитываясь в строки, необходимо напрягаться, мысленно представлять все этапы работы. Такая форма актуальна, если образец или изделие является очень простым.) (Схематическое изображение сильно экономит листы в книгах и журналах.)
= Работая со схемой, вы учитесь думать и рассуждать, а это очень важно, потому что, поняв, в чем секрет вязания какого-либо изделия, вам захочется побыстрее его сделать.
= Цифры на каждом ряду обозначают номер ряда. Все круговые ряды читаются справа налево. При вязании прямоугольного изделия схема читается снизу вверх.
= Нарисуйте в предложенной сетке узор вязания полотна (под диктовку).
Разбор особенностей вязания узора. – Посмотрите на схему и скажите, на что нужно обратить внимание чтобы не сделать ошибок?
- Какая часть узора повторяется в 1- м ряду? (2 в. п. и 4 ст. с н.).
= Давайте повторяющуюся часть узора обведем другим цветом или ручкой.
Это повторяющуюся часть узора образует раппорт.
Раппорт - это повторяющаяся часть узора в полотне.
1)Раппорт выделяется другим цветом.
2) Границы раппорта обозначаются черточками или скобками.
= Давайте обозначим границы раппорта в ширину скобкой.
= Рассмотрите 2- й ряд узора и сравните его с 1-м. Что можно сказать о нем? (Он тоже состоит из 2 в. п. и 4 ст. с н., но они смещены в сторону, т. е. 2- й ряд другой.) Как вы думаете, каким будет 3- й ряд? (как 1-й), а 4- й? (как 2-й). Т. е. 1 и 2 ряды будут повторяться и составлять раппорт в высоту. = Итак, повторяющаяся часть узора в полотне в высоту состоит из 1 и 2 рядов. Давайте обозначим раппорт в высоту скобкой.
Запишите в тетрадях определение раппорта. Раппорт - это повторяющаяся часть узора в полотне. Дома наклейте в тетрадь эту схему узора вязания полотна.
= Откройте учебник с. 138-139. На рисунке 92 показан образец ажурного вязания, который можно связать, используя другой способ - описание (инструкцию). Прочитаем описание первого ряда инструкции.1 способ-описание (инструкция) с. 138
IV. Закрепление.
- Что называется раппортом?
- Как обозначается раппорт на схеме узора?
- Как обозначается раппорт, если узор записан при помощи слов, в виде инструкции?
- Где мы можем встретить раппорт кроме вязания крючком? ( В вязании спицами, шитье, плетении т. д.Раппорт переплетения ткани.)
- Прочитайте схему узора и определите раппорт.
- На что нужно обратить внимание при вязании этого узора?
Самостоятельная работа по карточкам.
- Определите границы раппорта.
1 вариант. 2 вариант.
= Проверка работы. - На что нужно обратить внимание при вязании этих узоров?
= Повторим важные моменты. (Разбор слайдов презентации.)
- Положение крючка, положение рук при вязании.
- Строение верхней части столбика.
- Вывязывание основных элементов.
- Закрепление вязания.
- Правила безопасной работы крючком.
- Санитарно - гигиенические требования при вязании.
V. Практическая работа: «Ажурное вязание».
Выберите для вязания любую из предложенных вам схем. Схемы разной сложности.
Для того чтобы избежать ошибок, постоянно контролируйте свою работу, изредка меняйтесь своими изделиями и проверяйте работу своего соседа. Помогайте друг другу, подсказывайте, показывайте приемы вязания.
После выполнения практической работы проверьте качество выполненной работы: изделие должно быть плоским; иметь ровные края; рисунок точно соответствовать схеме вязания; связанное изделие должно быть аккуратным; нить после окончания вязания закреплена правильно.
= Сядьте поудобнее и выполняйте работу без спешки.
Самостоятельная работа учащихся.
Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы); проверка организации рабочих мест учащихся; соблюдение правил ТБ, санитарии и гигиены труда при выполнении задания.
Физкультминутка. Мы вязали, мы вязали (сжимание пальцев в кулаки и разжимание) Наши пальчики устали, А теперь мы отдохнем, (потирание ладоней друг о друга) И потом вязать начнем.
Упражнения для глаз 1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторять упражнение 5–6 раз с интервалом 30 секунд. 2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы. 3. Медленно вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
= Анализ выполненных работ – разбор недостатков и демонстрация лучших работ. Оценка результатов труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся.
- Почему образцы получились разных размеров? (Каждый человек вяжет с разной плотностью; разный номер крючка; толщина пряжи разная.)
V. Рефлексия.
Закончите предложения: 1) Сегодня на уроке я узнала ... 2) Сегодня я научилась ...
3) Самым интересным сегодня на уроке было ...
4) Самым сложным для меня сегодня было ...
Выставление оценок. Листки самооценки.
Домашнее задание.Нарисуйте в тетради эскизы изделий, которые вы могли бы связать - 5 идей. Довязать образец (4 ряда).
Вот и подошел к концу наш урок. Надеюсь, что работа доставила вам удовольствие и занятия по вязанию крючком вдохновили вас на самостоятельное выполнение более сложных и интересных работ. Хочется закончить наш урок словами:
«Кто не владеет техникой какого-нибудь искусства, науки или ремесла, тот никогда не будет способен создать что-нибудь выдающееся».