kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока. Ажурное вязание. 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема раздела: Технология традиционных видов рукоделия и декоративно- прикладного творчества. Вязание крючком. 7 класс.                                                                                     

Тема урока: Ажурное вязание.                                                                                                                        

 Цели  урока:                                                                                                                                      Обучающая - обобщить и систематизировать знания учащихся о вязании; способствовать формированию и развитию умений пользоваться схемами узоров; закрепить умение вязать крючком.                                                                                                                             

Развивающая - развивать умение выполнять творческие работы, развивать усидчивость, точность в работе, самостоятельность, аккурат­ность.                                          

Воспитывающая - воспитывать интерес к различным видам декоративно-прикладного искусства, восстановление традиций.

Тип урока: комбинированный.

Материально-техническое оснащение: выставка книг журналов по вязанию; выставка вязаных изделий; карточки с сеткой для узора,  карточки со схемами узоров, образцы узоров; крючки, пряжа, ножницы, тетради, листки самооценки, учебник «Технология»7 класс под редакцией И.А. Сасовой; компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация.

Словарь: ажурное вязание, раппорт

                                                               Ход урока.

I. Организационный момент.                                                                                               

Проверка готовности к уроку, проверка присутствующих.

- Какую большую тему мы изучаем? (Вязание крючком.)

= Давайте вспомним, что мы делали на прошлом уроке? (Выполняли плотное вязание по кругу, читали и рисовали схему круга, рисовали условные обозначения основных петель, придумывали вопросы, слушали доклады и т. д.)

= Посмотрите на раздаточный материал, который лежит на партах, вспомните домашнее задание и предположите, чем сегодня мы будем заниматься? 

= Сегодня на уроке мы 1) повторим изученное ранее; 2) познакомимся с видами вязания крючком; 3) будем составлять и читать схемы вязания; 4) научимся определять раппорт узора; 5) свяжем образец ажурного узора по схеме.                                                      

 Как вы думаете, какая тема нашего урока?

= Тема урока: «Ажурное вязание».    

= Запишите в тетрадях число, тему урока.

II. Повторение.

- Придумайте вопросы по теме "Материалы и инструменты и принадлежности, необходимые для вязания".                                                                                                                                          

Обмен вопросами.                                                                                                                                              а) Что можно связать крючком? (Одежду, игрушки, кружевные отделки, вещи для быта, а также обвязать край полотна, крючком можно поднять убежавшую петлю и т. д.)                                                                                                                                                

б) Какие требования мы предъявляем к крючку? (Он должен быть не слишком острый и не слишком тупой, соответствовать толщине нити.)

в) Расскажите правила безопасной работы крючком. (Учебник с.119)                                                                             

г) Какие санитарно - гигиенические требования необходимо выполнять при вязании? (Учебник с.119)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Ажурное вязание. 7 класс »

Тема раздела: Технология традиционных видов рукоделия и декоративно- прикладного творчества. Вязание крючком. 7 класс. Тема урока: Ажурное вязание. Цели урока: Обучающая - обобщить и систематизировать знания учащихся о вязании; способствовать формированию и развитию умений пользоваться схемами узоров; закрепить умение вязать крючком. Развивающая - развивать умение выполнять творческие работы, развивать усидчивость, точность в работе, самостоятельность, аккурат­ность. Воспитывающая - воспитывать интерес к различным видам декоративно-прикладного искусства, восстановление традиций.

Тип урока: комбинированный.

Материально-техническое оснащение: выставка книг журналов по вязанию; выставка вязаных изделий; карточки с сеткой для узора, карточки со схемами узоров, образцы узоров; крючки, пряжа, ножницы, тетради, листки самооценки, учебник «Технология»7 класс под редакцией И.А. Сасовой; компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация.

Словарь: ажурное вязание, раппорт

Ход урока.

I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку, проверка присутствующих.

- Какую большую тему мы изучаем? (Вязание крючком.)

= Давайте вспомним, что мы делали на прошлом уроке? (Выполняли плотное вязание по кругу, читали и рисовали схему круга, рисовали условные обозначения основных петель, придумывали вопросы, слушали доклады и т. д.)


= Посмотрите на раздаточный материал, который лежит на партах, вспомните домашнее задание и предположите, чем сегодня мы будем заниматься?

= Сегодня на уроке мы 1) повторим изученное ранее; 2) познакомимся с видами вязания крючком; 3) будем составлять и читать схемы вязания; 4) научимся определять раппорт узора; 5) свяжем образец ажурного узора по схеме. Как вы думаете, какая тема нашего урока?

= Тема урока: «Ажурное вязание».

= Запишите в тетрадях число, тему урока.

II. Повторение.

- Придумайте вопросы по теме "Материалы и инструменты и принадлежности, необходимые для вязания".

Обмен вопросами. а) Что можно связать крючком? (Одежду, игрушки, кружевные отделки, вещи для быта, а также обвязать край полотна, крючком можно поднять убежавшую петлю и т. д.) б) Какие требования мы предъявляем к крючку? (Он должен быть не слишком острый и не слишком тупой, соответствовать толщине нити.)

в) Расскажите правила безопасной работы крючком. (Учебник с.119)

г) Какие санитарно - гигиенические требования необходимо выполнять при вязании? (Учебник с.119)


Верны ли следующие утверждения? Внимание на экран.

Утверждение

Да

Нет

1. Вязать по кругу можно двумя способами: по спирали и кругами

+


2. В начале каждого ряда выполняют три воздушные петли подъема


-

3. Для получения круга в каждом ряду нужно делать прибавки - дополнительные петли

+


4. Если прибавки не делать, то получится волнообразное полотно


-



= Давайте вспомним некоторые виды декоративно - прикладного творчества о которых мы говорили на прошлом уроке. Внимание на экран.

- Какой вид рукоделия, показан на рисунках? (Биссероплетение. Вязание крючком. Вязание на спицах.)

- В какой технике выполнены изделия? (Макраме – 2. Плетение на коклюшках – 1. Фриволите - 3.)


= А сейчас послушайте сообщение о способах и видах вязания крючком. Презентация. Выступление ученика.

Тунисское вязание.

Вязание на вилке.

Филейное кружево.

Брюггское кружево.


= Самостоятельная работа в тетрадях. Способы и виды вязания крючком.

- Установите соответствие между рисунком и способом,видом вязания: (Филейное кружево -1. Вязание на вилке -2.Тунисское вязание -3. Брюггское кружево -4.)


= В основе вязания всех узоров лежат несколько элементов, освоив которые, можно выполнить изделие любой сложности. Все элементы вязания на схеме обозначены символами. Ряды нумеруются цифрами, которые указаны в начале ряда.

- Нарисуйте на доске условные обозначения:

воздушной петли (), воздушной петли в начале ряда (для подъема) (), соединительного столбика () , столбика без накида (), столбика с накидом ().

- Какому элементу вязания соответствуют эти символы? ,,,,


= Условные обозначения. В разных журналах и книгах условные обозначения разные, поэтому перед вязанием с ними нужно ознакомиться.

III. Изучение нового материала.

= Вязание крючком можно разделить на 2 вида: плотное вязание и ажурное вязание.

- Чем отличается ажурная вязка от плотной? (Ажурная вязка отличается от плотной тем, что она имеет отверстия и более рыхлая. Ажурная вязка легкая и воздушная. Любой ажур образуется за счет вывязывания воздушных петель между различными столбиками.). Демонстрация изделий.

Ажур (фран.) – делать сквозным; 1) тонкая кружевная ткань, н-р, ажурная шаль; 2) искусное плетение из тонких металлических нитей в ювелирной работе, в художественном литье, н-р, ажурная решетка; 3) тонкая, особо тщательная, искусно выполненная работа.

= Существует много образцов вязок. Для каждого из них можно применить два способа записи. Способ 1 словесное описание – инструкция - словесные пошаговые указания  (то есть словами описывается вся последовательность действий ряд за рядом)

Способ 2 - схема узора

- Какая форма описания работы пользуется большей популярностью при изготовлении изделия ? Почему? ( Многие рукодельницы предпочитают вязать по схеме. Посмотрев на схему можно понять будет ли сложной работа по отношению к знаниям и умениям, какова форма и размер изделия, сколько петель необходимо набрать и т. д.) (Словесное описание не дает такой четкой картины. Вчитываясь в строки, необходимо напрягаться, мысленно представлять все этапы работы. Такая форма актуальна, если образец или изделие является очень простым.) (Схематическое изображение сильно экономит листы в книгах и журналах.)

= Работая со схемой, вы учитесь думать и рассуждать, а это очень важно, потому что, поняв, в чем секрет вязания какого-либо изделия, вам захочется побыстрее его сделать.

= Цифры на каждом ряду обозначают номер ряда. Все круговые ряды читаются справа налево. При вязании прямоугольного изделия схема читается снизу вверх.

= Нарисуйте в предложенной сетке узор вязания полотна (под диктовку).

Разбор особенностей вязания узора. – Посмотрите на схему и скажите, на что нужно обратить внимание чтобы не сделать ошибок?



- Какая часть узора повторяется в 1- м ряду? (2 в. п. и 4 ст. с н.).

= Давайте повторяющуюся часть узора обведем другим цветом или ручкой.

Это повторяющуюся часть узора образует раппорт.

Раппорт - это повторяющаяся часть узора в полотне.

1)Раппорт выделяется другим цветом.

2) Границы раппорта обозначаются черточками или скобками.

= Давайте обозначим границы раппорта в ширину скобкой.


= Рассмотрите 2- й ряд узора и сравните его с 1-м. Что можно сказать о нем? (Он тоже состоит из 2 в. п. и 4 ст. с н., но они смещены в сторону, т. е. 2- й ряд другой.) Как вы думаете, каким будет 3- й ряд? (как 1-й), а 4- й? (как 2-й). Т. е. 1 и 2 ряды будут повторяться и составлять раппорт в высоту. = Итак, повторяющаяся часть узора в полотне в высоту состоит из 1 и 2 рядов. Давайте обозначим раппорт в высоту скобкой.


Запишите в тетрадях определение раппорта. Раппорт - это повторяющаяся часть узора в полотне. Дома наклейте в тетрадь эту схему узора вязания полотна.

= Откройте учебник с. 138-139. На рисунке 92 показан образец ажурного вязания, который можно связать, используя другой способ - описание (инструкцию). Прочитаем описание первого ряда инструкции.1 способ-описание (инструкция) с. 138

IV. Закрепление.

- Что называется раппортом?

- Как обозначается раппорт на схеме узора?

- Как обозначается раппорт, если узор записан при помощи слов, в виде инструкции?

- Где мы можем встретить раппорт кроме вязания крючком? ( В вязании спицами, шитье, плетении т. д. Раппорт переплетения ткани.)


- Прочитайте схему узора и определите раппорт.

- На что нужно обратить внимание при вязании этого узора?


Самостоятельная работа по карточкам.

- Определите границы раппорта.

1 вариант. 2 вариант.

= Проверка работы. - На что нужно обратить внимание при вязании этих узоров?


= Повторим важные моменты. (Разбор слайдов презентации.)

- Положение крючка, положение рук при вязании.

- Строение верхней части столбика.

- Вывязывание основных элементов.

- Закрепление вязания.

- Правила безопасной работы крючком.

- Санитарно - гигиенические требования при вязании.



V. Практическая работа: «Ажурное вязание».

Выберите для вязания любую из предложенных вам схем. Схемы разной сложности.

Для того чтобы избежать ошибок, постоянно контролируйте свою работу, изредка меняйтесь своими изделиями и проверяйте работу своего соседа. Помогайте друг другу, подсказывайте, показывайте приемы вязания.

После выполнения практической работы проверьте качество выполненной работы: изделие должно быть плоским; иметь ровные края;  рисунок точно соответствовать схеме вязания; связанное изделие должно быть аккуратным; нить после окончания вязания закреплена правильно.

= Сядьте поудобнее и выполняйте работу без спешки.

Самостоятельная работа учащихся.

Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы);  проверка организации рабочих мест учащихся; соблюдение правил ТБ, санитарии и гигиены труда при выполнении задания.

Физкультминутка. Мы вязали, мы вязали (сжимание пальцев в кулаки и разжимание) Наши пальчики устали, А теперь мы отдохнем, (потирание ладоней друг о друга) И потом вязать начнем.

Упражнения для глаз 1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторять упражнение 5–6 раз с интервалом 30 секунд. 2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы. 3. Медленно вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

= Анализ выполненных работ – разбор недостатков и демонстрация лучших работ. Оценка результатов труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся.

- Почему образцы получились разных размеров? (Каждый человек вяжет с разной плотностью;  разный номер крючка; толщина пряжи разная.)

V. Рефлексия.

Закончите предложения:
1) Сегодня на уроке я узнала ...
2) Сегодня я научилась ...

3) Самым интересным сегодня на уроке было ...

4) Самым сложным для меня сегодня было ...


Выставление оценок. Листки самооценки.

Домашнее задание. Нарисуйте в тетради эскизы изделий, которые вы могли бы связать - 5 идей. Довязать образец (4 ряда).

Вот и подошел к концу наш урок. Надеюсь, что работа доставила вам удовольствие и занятия по вязанию крючком вдохновили вас на самостоятельное выполнение более сложных и интересных работ. Хочется закончить наш урок словами:

«Кто не владеет техникой какого-нибудь искусства, науки или ремесла, тот никогда не будет способен создать что-нибудь выдающееся».

(И. Мичурин)

Благодарю за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока. Ажурное вязание. 7 класс

Автор: Кононенко Лариса Витальевна

Дата: 25.10.2015

Номер свидетельства: 243717


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства