Конспект открытого урока по социально-бытовой ориентировке в 7 классе "Бюджет семьи"
Конспект открытого урока по социально-бытовой ориентировке в 7 классе "Бюджет семьи"
В коррекционной школе в должности учителя социально-бытовой ориентировки работаю 13 лет. Кроме данного предмета преподаю швейное дело в 4 и 5 классах. Являюсь классным руководителем 6 класса. От профсоюзного комитета выполняю функции уполномоченного по охране труда. Увлекаюсь рукоделием, особенно лоскутным шитьем. Участвую во всех мероприятиях художественной самодеятельности, играю в народном театре.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, следить за осанкой.
Словарь: бюджет, доход, расход.
Наглядность: демонстрационный печатный и иллюстрационный материал.
Раздаточный материал: задания на карточках.
План урока
1.Организационный момент.
2. Введение в тему. Актуализация темы.
3. Словарная работа.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление.
6. Домашнее задание.
7. Итоги урока.
Ход урока
Организационный момент.
1. Приветствие. Психологический настрой.
2. Проверка готовности к уроку.
2. Введение в тему. Актуализация темы.
1. Сообщение темы урока и запись ее в тетрадь.
2. Эвристическая беседа.
- Ребята. Приходилось ли вам слышать слова: бюджет семьи, доходы? (Да.)
- Как вы думаете, что они означают? По определению словаря Брокгауза и Эфрона «Семейный бюджет – это доходы и расходы одной семьи за определённый период времени (месяц или год)». В 6:-ом классе вы познакомились с источниками дохода. Сегодня мы более подробно обсудим из чего складываются доходы и расходы одной семьи за месяц, что составляет бюджет семьи.
3. Словарная работа.
Бюджет – словарное слово. В переводе с нормандского языка бюджет – это кошель. Его нельзя проверить, его нужно запомнить.
Доход – по словарю Ожегова, приход денежных средств.
Расход - по словарю Ожегова, уход денежных средств.
Разбор слов по составу.
4. Изучение нового материала.
На доске плакаты: Бюджет семьи, Доходы, Расходы
Любая семья имеет доходы. Ребята, как вы думаете, что это такое? давайте попробуем сформулировать определение понятию «доход». Какие мысли возникают при упоминании этого слова? (Деньги.) а откуда берутся эти деньги?
(Это деньги, которые зарабатывают и получают члены одной семьи.).
- Запишите в тетради: «Доходы – это деньги, которые зарабатывают и получают члены одной семьи».
- Ребята, как вы считаете, из чего складываются доходы вашей семьи?
(ответы: заработная плата мамы + заработная плата папы + пособие на ребёнка + пенсия бабушки и дедушки и др.)
- Хорошо, а теперь выполните задание №1 на карточке.
Учитель выдаёт карточки учащимся на руки, открывает на доске предварительно заготовленный материал как на карточке №1.
- Выберите из списка источники доходов и отметьте их стрелками влево. Проверка задания. Дети читают, а учитель на доске от правильных ответов проводит стрелочки к левому краю доски под рисунок «Доходы».
По центру доски остаётся несколько позиций, учитель предлагает их прочитать вслух.
- Ребята, как одним словом можно назвать всё это? (расходы). Сформулируйте определение «расходы». (Расходы – это деньги, которые тратят члены одной семьи) Запишите определение в тетрадь.
- Ребята, проведите стрелочки от оставшихся позиций вправо под статью «расходы», выберите какие из этих статей главные, без которых семья прожить не сможет. Дети читают, а учитель на доске от правильных ответов проводит стрелочки к правому краю доски под рисунок «Расходы».
- правильно, это:
Коммунальные услуги,
Питание,
Покупка необходимой одежды,
Приобретение лекарств,
Предметы личной гигиены.
Остальные являются не обязательными, их можно в бюджет не включать.
Физминутка.
Упражнения на различные группы мышц.
Чтобы лучше всего представить себе семейный бюджет, рассмотрим его на примере условной семьи Петровых, состоящей из 4 человек:
Папа, работает строителем
Мама, работает дояркой
Дочь, школьница
Дедушка, пенсионер Живут они, как и мы в селе.
Доска. Учитель вывешивает на отдельное левое крыло доски рисунки и зарплату матери, отца, пособие на ребенка, пенсию дедушки.
В этой семье доходы сложатся вот из чего:
1. Зарплата папы-6 000 рублей
2. Зарплата мамы-4 000 рублей
3. Детское пособие на 1 ребёнка- 200 рублей
4. Пенсия дедушки - 4800 рублей.
- Ребята, сосчитайте какой доход имеет эта семья. (Ответ: получилась сумма 15000 рублей)
Но это ещё не всё. Семья Петровых получает доход и от ведения личного подсобного хозяйства. Они держат корову, которая даёт условно 10 литров молока в день: 5 литров семья оставляет себе, а 5 литров продаёт по 20 рублей за литр. - Ребята, сосчитайте сколько денег получает эта семья от продажи молока каждый день и за 1 месяц? (ответ: 20 × 5= 100 рублей в день, 100 × 30 = 3000 рублей в месяц.)
3000 рублей в месяц - это дополнительный доход семьи Петровых от ведения личного подсобного хозяйства.
Доска. Учитель вывешивает картинку с доходом от коровы 3000 рублей.
Чтобы найти весь доход этой семьи, нужно сложить 15000 и 3000 рублей.
- Ребята, сосчитайте сколько денег получает эта семья всего в месяц. (Ответ: 15000 +3000 =18000)
А теперь давайте сосчитаем расходы семьи Петровых.
Доска. Учитель вывешивает цифры с затратами семьи, без которых невозможно прожить каждой семье.
Коммунальные услуги (свет, газ) - 3000 рублей
Питание из расчёта 2000 рублей на 1 человека × 4 = 8000 рублей
Покупка необходимой одежды - 2000 рублей
Приобретение лекарств – 1500 рублей
Предметы личной гигиены, средства бытовой химии - 500 рублей
(расходы составили 15000 рублей)
- Ребята, сравните цифры и скажите, что получилось больше доход семьи Петровых или расход? (доход)
- На сколько больше? Сосчитайте. (на 3000 рублей)
- Как эти деньги можно назвать? (это сбережения семьи)
- На что, по-вашему можно потратить эти деньги? (на удовлетворение культурных потребностей)
- Ребята, подумайте, что было бы с бюджетом семьи, если бы в семье Петровых не было коровы? У семьи не осталось бы средств на прочие нужды.
Доска. Учитель убирает картинку: корова и молочный бидон, доход 3000 рублей, остаётся доход 15000 рублей.
Физминутка.
Гимнастика для глаз.
5. Закрепление
1. Подумайте и ответьте какой по-вашему бюджет лучше:
а) где доходы больше расходов,
б) где доходы = расходам и почему?
( где доходы больше расходов, так как у семьи остаются сбережения)
2.Заполните кроссворд « бюджет» на раздаточном материале.
6. Домашнее задание на карточке.
Пользуясь образцом, составить семейный бюджет условной семьи Ивановых из 3 человек: папы, мамы и ребёнка.
7. Итоги урока.
Итак, ребята, сегодня на уроке вы познакомились с понятием семейный бюджет, с доходами и расходами семьи.
Вот ситуация. Спорят два школьника. Один говорит, что планирование семейного бюджета его не касается и не интересует. Этим занимаются родители. А другой считает, что школьники должны быть в курсе доходов и расходов семьи. Кого и почему вы поддерживаете в этом споре? Каков может быть ваш вклад в семейный бюджет?
Оценки за урок с комментариями учителя.
Урок закончен. Спасибо за работу.
Приложение
Задание №1
Источники дохода Необходимые расходы
Зарплата родителей
Коммунальные услуги
Покупка игрушек
Питание
Пенсия
Покупка одежды
Пособие на ребёнка
Приобретение лекарств
Покупка телевизора
Стипендия студента
Предметы личной гигиены
Поездка к друзьям
Задание №2
кроссворд
1. Учреждение, в котором лучше хранить деньги.
2. Угадай букву.
3. Все деньги, которые получают члены одной семьи.
4. Деньги, которые остаются после обязательных расходов.
5. Деньги, которые получает пенсионер от государства.