Просмотр содержимого документа
«Конспект урока труд 8 класс "Методы сохранения плодов."»
Конспект урока труда 8 класс
Тема «Способы консервирования продуктов. Подготовка тары для консервов»
Цели: Ознакомить с условиями, обеспечивающими длительное сохранение продуктов растительного происхождения и их питательных свойств. Научить подготавливать тару для консервирования овощей, ягод и фруктов; прививать навыки экономного ведения домашнего хозяйства; Формировать умения, навыки, развивать память, мышление, воображение, речь.
Наглядность: овощи, ягоды, фрукты и плодоовощные консервы или их иллюстрации. Набор этикеток консервированных продуктов. Иллюстрации производства плодоовощных консервов.
Урок изучения нового материала.
Ход урока
I. Организация урока.
II. Сообщение темы и цели урока.
Упрячу лето в банки и сусеки, Косичками подвешу к потолку, И в малой дозе, строго, как в аптеке, Для аромата в ступке потолку...
Зимой метельной лето доставая, То к чаю, то к обеду для гостей, Я вспомню август, ароматы мая, И поцелуи солнца на воде
Подумайте, какова тема сегодняшнего урока?
III. Актуализация опорных знаний: беседа
- дать определение микроорганизмам
- какие причины пищевых отравлений?
- виды пищевых отравлений?
- симптомы пищевых отравлений?
- первая помощь при пищевых отравлений?
IV. Мотивация (беседа)
Предлагается ответить на вопрос, какое значение имеют овощи, ягоды и фрукты в питании человека. Эти продукты должны входить в ежедневный рацион питания. Следует отметить, как необходима для всех работа продавца овощей и фруктов.
Вопросы к учащимся:
Почему портятся продукты питания: гниют, бродит, покрываются плесенью?
Что делают с продуктами, чтобы они не портились при хранении?
Почему консервированная пища сохраняется длительное время?
Какие бактерии используются для приготовления различных продуктов?
V. Изучение нового материала. (объяснение)
Человек издавна старался запасать и хранить продукты, искал способы и вещества, которые способствовали бы сохранению продуктов питания. Наиболее распространенные из них: сушка, копчение, засолка, квашение, маринование, уваривание с сахаром и замораживание. Способ упаковки продуктов в герметичную тару появился в начале XIX в. Первые консервы были изготовлены для солдат по приказу Наполеона.
Учащиеся анализируют, на чем основываются известные им способы переработки и хранения овощей, ягод и продуктов.
Сушка – достигается удаление влаги и концентрация в минимальных остатках ее растворимых веществ сока, благодаря чему создаются неблагоприятные условия для развития бактерий и плесеней.
Уваривание с сахаром – при уваривании ягод и фруктов с сахаром получаю варенье, джем, повидло. Большое количество сахара и незначительное количество влаги создают неблагоприятные условия для развития микроорганизмов.
Протирание с сахаром – возможно без тепловой обработки при большой концентрации сахара.
Маринование – добавляют консервант- уксусную кислоту, что создает неблагоприятную среду для развития бактерий, дрожжей и плесени. Маринуют помидоры, огурцы, свеклу, яблоки и д.р.
Засолка, квашение, мочение – создаются условия для развития молочнокислых бактерий. Используя сахар, находящийся в продуктах, бактерии выделяют молочнокислую кислоту (консервант). Кроме того поваренная соль при засолке и квашении задерживает развитие других микроорганизмов.
Охлаждение, замораживание – замедляет биохимические процессы обмены веществ в продукте, приостанавливают развитие микроорганизмов. При температуре близкой 0 гр. Цельсия хранят корнеплоды, цитрусовые , яблоки и др. при - 18-20 замораживаю ягоды и фрукты, зелень.
Пастеризация, стерилизация – под действием высоких температур погибают или замедляют свое развитие микроорганизмы.
Обработка продуктов в герметически закупоренной таре действием высоких температур является основным промышленным методом консервирования.
Пищевая ценность консервированных продуктов по сравнению со свежими может возрастать за счет того, что из них удаляют несъедобные части и добавляют сахар. Повышается усвояемость продуктов, но несколько снижается содержание витаминов, особенно витамина C.
Учащиеся выполняют запись конспекта в тетради.
Рты свои не разеваем На чужое... С урожаем Можете поздравить нас, Всё отправили в запас, Разложили, закатали, Всё по банкам распихали, Всё, что вызрело богато - Огурцы, горох, томаты, И морковь, и кабачки, Перца жгучего стручки, И не «жгучий» в дело шёл, Свою баночку нашёл, И картошка уродилась, И грибы, природы милость, Что из лесу принесли, На всю зиму запасли. И никто во тьме холодной Не останется голодным,
Физкультминутка (упражнения для шеи, глаз, пальцев рук.)
VI. Практическая работа.
Повторение правила охраны труда при работе с нагревательными приборами, горячей водой и стеклянной посудой.
Задание: а) отбраковать банки с трещинами, выбоинами и другими дефектами, нестандартные банки. Отмочить имеющиеся бумажные наклейки; б) подготовить воду, моющие механические и дезинфицирующие средства, вымыть банки, ополоснуть их горячей воды, опрокинуть на решетку (чистые полотенца). Высушенные банки убрать, накрыть чистой марлей.
Учащиеся выполняют практическую работу, учитель контролирует выполнение технологии и соблюдение правил ОТ.
VII. Подведение итогов урока.
Учитель отмечает активных участниц урока. Выставление оценок, их аргументация.