Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по технологии 6 класс "Конструирование швейного изделия с цельнокроёным рукавом"»
Конструирование плечевой одежды с цельнокроеным рукавом.
Цель урока: ознакомления учащихся с понятием «плечевая одежда» и видами плечевой одежды; закрепление приобретенного ранее умения снимать мерки с фигуры человека; ознакомление с новыми мерками для построения выкройки; закрепление навыков работы с инструментами и приспособлениями для чертежных работ; формирование умения рационально обустраивать рабочее место и навыков соблюдения правил безопасного труда; формирование умения изготавливать выкройку плечевого изделия с цельнокроеным коротким рукавом.
Ожидаемый результат:
-приобретение опыта снятия мерок с фигуры человека;
-ознакомление с рациональной организацией рабочего места при чертежных работах, соблюдением правил безопасного труда;
- приобретение опыта построения чертежа швейного изделия (плечевой одежды с цельнокроеным коротким рукавом) с помощью чертежных инструментов в натуральную величину
Дидактические средства обучения: сантиметровая лента, миллиметровка или ватман для выполнения чертежа в натуральную величину, чертежные инструменты и приспособления; презентация, учебник технологии § 15, тетрадь.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, презентация, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа.
Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ: ПК, мультимедийный проектор, программы для работы с ресурсами.
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку, пожелание успеха. Включение в деловой ритм.
Сообщение темы и целей урока.
Введение нового материала (определение размеров фигуры человека)
Актуализация знаний. В целях актуализации полученных в 5 классе знаний учитель может предложить учащимся ответить на следующие вопросы.
-Как вы думаете какими изделиями называю плечевые изделия?
Ответ учащихся (блузка, туника, платье, халат)
Изготовление одежды своими руками является одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощением замыслов в реальность.
В качестве изделия для выполнения творческого проекта в 6-ом классе будет предложено сшить плечевое изделие на цельнокроеной основе: это может быть блузка, платье, халат или ночная сорочка.
На одном из этапов разработки проекта необходимо научиться азбуке конструирования и моделирования. Поэтому целью нашего урока является научиться конструировать такое изделие. Конструирование одежды заключается в разработке чертежей деталей изделия, изготовлении выкроек для раскроя ткани и пошива изделия.( Вспомните, из каких деталей состоял фартук). Изготовление выкроек очень важный процесс, и необходимо чётко представлять, из каких деталей будет состоять ваше швейное изделие.
Изготовление одежды своими руками является одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощением замыслов в реальность.
Характеристика плечевых изделий.
Швейные изделия, которые держатся на плечах, называются – плечевыми изделиями.
Платье – женская одежда, состоящая из лифа и юбки, отрезное или не отрезное по талии.
Сарафан – разновидность платья, без рукава, с большим вырезом, на бретелях.
Халат – с рукавами и без, с застежкой, воротником и без, поясом и без.
Блуза – женская одежда, с рукавами и без, с застежкой и без, воротником и без, длиной до
линии бедра.
Жилет – одежда с проймами без рукавов, различной длины, с застежкой и без.
Учитель предложит ответить учащимся на следующие вопросы:
-Что нужно знать, чтобы изготовить выкройку швейного изделия?
- Какой инструмент нужен для снятии мерок с фигуры человека?
- Можно ли снимать свои мерки самостоятельно, почему?
-Какие мерки для изготовления изделия в 5 классе вы снимали?
Запишите определения:
1. “Мерки – исходные данные для построения чертежа”.
2. “Снятие мерок – определение размеров фигуры человека путём его измерения по
конструктивным линиям”.
Для снятия мерок служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810 г. французский
портной. Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина её 150-200 см., ширина – 2 см
При снятии мерок нужно помнить следующие правила:
Мерки снимают по правой стороне тела, сантиметровой лентой.
Измеряемый должен стоять прямо, без напряжения , сохраняя привычную осанку.
Сантиметровую ленту не натягивать и не ослаблять.
Перед снятием мерок необходимо точно определить линию талии.
Зафиксировать ее шнурком.
Мерки длин, высот и обхватов записывают полностью.
Правила снятия мерок Ош – обхват шеи Сантиметровая лента проходит по основанию шеи над седьмым шейным позвонком и над ярёмной впадиной. Мерка необходима для построения выреза горловины.
Ог – обхват груди Сантиметровая лента проходит горизонтально, сзади через выступающие точки лопаток, через подмышечные впадины, спереди- на уровне высоких точек груди. Мерка определяет ширину сетки чертежа
Оп- обхват плеча Сантиметровая лента проходит перпендикулярно оси плеча на уровне подмышечной впадины, касаясь верхним краем заднего угла подмышечной впадины. Мерка нужна для определения глубины проймы и ширины рукава.
Дтс- длина спины до талии Сантиметровая лента проходит от седьмого шейного позвонка по позвоночнику до линии талии. Эта мерка определяет положение линии талии.
Ди- длина изделия. Сантиметровая лента проходит от седьмого шейного позвонка по позвоночнику до желаемой длины изделия.
Дпр- сумма длин плеча и рукава. Сантиметровая лента проходит по линии плеча от линии шеи через плечевую точку до желаемой длины рукава.
4. Практическая работа. «Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия с цельнокроеным рукавом».
Учитель дает пошаговые инструкции по построению чертежа. Особенность чертежа изделия состоит в том, что он строится на четверть фигуры и представляет собой одновременно деталь и спинки, и переда. Около стороны, которая является линии симметрии, пишут «Линия середины. Сгиб ткани», при раскрое ткань складывают вдвое, а выкройку прикладывают этой стороной к сгибу. Кроме того на чертеже указывают кол-во деталей. В помощь построения чертежа стр. 92 – 94 учебника.
Записать мерки необходимые для выполнения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом
Название мерки
Условное обозначение
Мои мерки
Контроль
Обхват шеи
Ош
Обхват груди
Ог
Обхват плеча
Оп
Длина спины
Дсп
Длина изделия
Ди
Сумма длины плеча и рукава
Дпр
Необходимые прибавки на свободное прилегание
Название прибавки на свободное прилегание
Условное обозначение
Величина прибавки стандартная
Величина прибавки выбранная мной
К обхвату груди
Пг
6-8 см
К обхвату плеча
Поп
5-7 см
Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.
№п/п
Наименование конструируемого учустка
Условное обозначение
Расчетная формула
Примечание
Построение сетки чертежа
1.
Ширина сетки
А0а1
О г:4+Пг
От (.)А0
2.
Длина сетки
А0Н
Ди
О т (.)А0
3.
Глубина проймы
А0Г
Оп:2+Поп
О т (.)А0
Построение линий горловины
4.
Ширина горловины
А0А1
Ош:6+1
О т (.)А0
5.
Глубина горловины спинки
А1А2
2,5см
От (.) А1
6.
Глубина горловины переда
А0А3
Ош:6+1
О т (.)А0
Полученные точки соединить плавными линиями.
Построение линии плеча и рукава
7.
Длина плеча и рукава
А2П
Дпр
О т (.) А2
Построить прямой угол с (.)П до пересечения с линией проймы.
Построение боковой линии
8.
Расширение по линии низа
Н1Н2
8-12см
О т (.) Н1
9.
Подъем линии бока
Н2Н3
1,5см
О т (.) Н2
В области подмышечной впадины нарисовать плавную линию.
Построение линии талии
10.
Расстояние от горловины спинки до линии талии
А0Т
Дст
О т (.) А0
11.
Подъем линии талии
Т2Т3
1,5см
О т (.) Т2
Полученные точки соединить плавными линиями.
Построение линии бедер
12.
Расстояние от линии талии до бедер
ТБ
18-20см
О т (.)Т
13.
Подъем линии бедер
Б2Б3
1,5см
О т (.) Б2
Полученные точки соединить плавными линиями.
5. Домашнее задание.
Изучить материал §15. Ответить на вопросы параграфа.
Доработать изготовление выкроек.
Принести на следующий урок чертеж проектного изделия, цветные карандаши.