в данной разработке учащиеся знакомятся с удивительной техникой изготовления - "Ганутель". Узнают историю данной техники, какие материалы и инструменты используются, этапы выполнения изделия в данной технике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Изделия в технике "Ганутель"»
ПИЛЯВСКАЯ Татьяна Юрьевна
учитель трудового обучения высшей категории, педагог-исследователь специальных классов КГУ СШ № 13 (со специальными классами)
г. Талдыкорган Республика Казахстан
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (коррекционные классы)
ТЕМА: Изготовление изделий в технике "Ганутель"
ЦЕЛИ: Познакомить с одним из направлений современного прикладного
искусства; формировать навыки работы в технике "Ганутель":
усвоение теоретического материала,
умения определить материалы, инструменты, приспособления и оборудование, необходимые в работе; умения использования их в практической деятельности,
умения выбора учащимися способов выполнения задания, умения осмыслить указания по выполнению практической работы, анализировать и оценивать качество выполненной работы,
совершенствовать соединение отдельных элементов при скручивании, сборку крупных деталей из отдельных элементов,
закрепить умение собирать заготовленные детали в единое целое при изготовлении изделия.
Развивать ориентировочные и планирующие умения, зрительное
восприятие, мыслительную и аналитическую деятельность,
ПВА, спицы, шерстяные и шелковые нити, цветная стрейч-лента,
тычинки, бумага для фона, рамка
ТИП УРОКА: мастер - класс
Х О Д З А Н Я Т И Я
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ
- подготовка учащихся к занятию;
- подготовка рабочих мест;
- сообщение темы и цели занятия.
Слово учителя
Сегодня мы проведем необычное занятие - мастер-класс по обучению изготовлению изделий в технике "Ганутель". А раз необычное занятие - значит должны быть и необычные ученики. Учениками сегодня у нас будут ваши учителя, а педагогами - ученики, которые научат выполнению изделий в технике "ганутель" двумя способами, как их соединять в крупные детали и из этих деталей создавать композиции – картины, украшения, букеты.
Сегодня вы покажете свои знания, умения и навыки. Познакомите присутствующих с вашими творческими работами, выполненными с любовью и огромным желанием, вам необходимо показать свои знания и умения по изученной теме, умения и навыки, полученные в практической деятельности, умения определить материалы, инструменты и приспособления, необходимые вам в работе, умения выбора вами способов выполнения заданий.
Будьте внимательны к своим ученикам, усидчивы, аккуратны в работе, доводите начатую работу до конца.
Постарайтесь выполнить работу с художественным вкусом, выполняйте правила безопасной работы.
2. СООБЩЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
а) История возникновения техники "Ганутель"
б) Техника выполнения
в) Материалы, инструменты и приспособления
Перед вами на выставке представлены работы в технике "Ганутель", посмотрите на них внимательно и скажите, что интересного вы обнаружили в них?
Вы действительно правильно отметили, что изделия выполнены из проволоки, обмотанной нитью. Такая техника изготовления изделий называется "Ганутель".
А сейчас немного истории техники "Ганутель", вспомним истоки этого творчества, которые хранят вековые традиции и передаются из поколения в поколение.
Редкие техники рукоделия - «Ганутель»
Это старинное эксклюзивное Мальтийское рукоделие было известно еще в 17-18 веках, когда в Европе научились изготавливать пышные цветы, букеты и целые ажурные композиции из ниток и тонюсенькой золоченой или серебряной проволочки, свитой в мелкие пружинки и использовавшейся для мерцающей объемной вышивки.
В шестнадцатом веке такую спиральную проволоку из золота и серебра называли по-итальянски «canutiglia», а по испански «сanutillo», откуда и произошло современное название техники «ганутель» или «ганитель». В русском языке это слово давным-давно трансформировалось в «канитель», хорошо знакомую русским золотошвеям, а новое название перешло на более крупные спиральки для создания объемных цветов.
В технике «ганутель» пружинки или образуют контур-каркас лепестков, который мастерицы заполняют нитяным переплетением, или же еще более тонкая проволочка свивается с помощью веретена с цветной нитью и из этой упругой «веревочки», выкладываются воздушные мерцающие лепестки и листья.
Так уж повелось, что цветы, созданные руками человека, пользуются огромной популярностью. Это отличный вариант для декорирования нарядов, шляпок и аксессуаров. Искусственные цветы добавляют изысканности интерьеру, а также являются несомненным атрибутом, как свадебных торжеств, так и похоронных процессий.
Но все течет и все меняется. После второй мировой войны искусство «ганутели» было почти забыто, а с 1970 года появился большой интерес к композициям из сухих цветов - флористике. А выполненные из шелка цветы были заклеймены старомодной безвкусицей и забыты почти повсеместно, сохранившись лишь в культовом обиходе. Да и то лишь потому, что высушенные цветы совершенно не годились для церковных украшений и поэтому изящное искусство «ганутели» все-таки сохранилось там.
Позднее, в конце 1990-х годов произошло внезапное возрождение интереса к рукоделию «ганутель» и это совершенно естественно. До наших дней эта техника дошла благодаря неустанным трудам скромных монахинь с острова Мальты, чьи долговечные цветочные композиции украшают католические храмы и статуи святых, гирлянды и букеты из цветов, рожденных их руками, украшают алтарь папской капеллы в Ватикане и вуали невест.
Не смотря на то, что техника «ганутель» проста и незамысловата в исполнении, церковное убранство выглядит как самое настоящее произведение искусства, и не только в яркие праздники, но и в скромные будни. Шедевры из серебряной и золотой проволоки украшают алтари, статуи Пресвятой Девы Марии и нефы. Некоторые мастера приравнивают «ганутель» к ювелирному искусству.
Недавно министерство культуры Мальты приняло решение возродить интерес к «ганутели» и даже организовало курсы обучения этому мастерству. Их ведут преподаватели, приглашённые со всего острова. В наше время интерес к этой технике действительно возродился и добрался до многих уголков мира.
Металлическая проволока, пружинки шелковые нитки, бисер, бусины… монастырские мастерицы в совершенстве владеют этими нехитрыми материалами. Да и сама техника не настолько сложна, насколько кропотлива, требует терпения, аккуратности и хороших материалов, времени, в котором у них нет недостатка.
Роскошные украшения
из «ганутели»
в храме города Моста (Мальта)
В странах Европы на торжественных приемах можно увидеть дам в украшениях, выполненных в этой королевской технике, с использованием благородных металлов, жемчуга и драгоценных камней. Тиары невест, букеты, заколки, шпильки, броши, ожерелья, бутоньерки, серьги…
И такая популярность неудивительна, ведь эта техника позволяет соединить пышность убора с практичной невесомостью. Тот, кто носил украшения, сплетенные в родственной технике из бисера, может оценить их утомляющую тяжеловесность, по сравнению с изысканной воздушностью канители.
В основе техники «ганутель» лежит мастерство соединения нити и проволоки. Обычно это прямая тонкая проволока, имеющая серебряное или золотое покрытие, которая скручена в пружинки и спиральки. Нити для «ганутели» можно выбирать разных фактур и цветов. В некоторых случаях украшения в технике «ганутель» изготавливают только из проволоки.
Сам процесс изготовления «ганутели» представляет собой следующую процедуру: проволоку скручивают в пружинку, пружинку сворачивают в отдельные лепестки, после чего лепестки заплетаются нитью и собираются в целые цветы.
Размер и форма изготовляемых цветов зависит от формы лепестков, соединяемых друг с другом, а также от толщины проволоки и ниток. Техника «ганутель» по сути, имитирует живые цветы и может выполняться по различным схемам: тюльпаны, розы, лилии, ромашки и др. При изготовлении цветов можно использовать не только нитки, но и бисер, пайетки, небольшие бусины, которые вплетаются внутрь лепестков и наделяют их особой роскошью и очарованием.
По сравнению с другими видами искусственных цветов украшения, выполненные в технике «ганутель», обладают некоторыми преимуществами. Например, они легче цветов из бисера, прочнее цветов из ткани, долговечнее композиций, выполненных из сухих цветов. К тому же они имеют элегантный и эксклюзивный вид.
В основе техники лежит мастерство соединения проволоки с нитью. Как правило, это тонкая проволока с золотым или серебряным покрытием, прямая и скрученная в спиральки и пружинки. Нити для «ганутели» используются разных цветов и фактур. Иногда украшения в этой технике изготавливаются только из проволоки.
Также техника «ганутель» широко используется для украшения дома, офисов, в изготовлении картин и др.
Сегодня мы тоже будем современными художниками и в нашей творческой мастерской своими руками выполним работы в новой для вас технике - "ганутель".
Как же попробовать освоить «ганутель»?
Для изготовления простого (тренировочного) цветочка вам понадобится тонкая гибкая проволока (подойдет обычная медная), проволока средней толщины и нитки. Проволоку можно приобретать в магазинах рукоделия, но вполне подойдет тонкая проволока технического назначения толщиной от 0.2 до 0.5 мм, в зависимости от вида создаваемого изделия. Некоторые мастерицы говорят, что работать с таким материалом гораздо удобнее. Лучше всего в этих изделиях смотрятся шелковые нитки, но можно использовать и другие, например, мулине. Нить должна быть блестящей, иначе цветок не будет выглядеть эффектно. Для начала тонкой медной проволокой (20-30 см длиной) по спирали обмотайте тонкую (носочную) спицу или толстую «цыганскую» иглу. В результате у вас получится спиралька-пружинка. Отметьте середину этой спиральки и снимите проволоку со спицы. Затем аккуратно растяните ее в стороны так, чтобы витки спирали слегка разошлись и между ними появились небольшие зазоры. Первый этап завершен!
Далее вставьте внутрь спирали более толстую проволоку, создав каркас для жесткой конструкции цветочного лепестка. Сверните пружинку в лепесток желаемой формы и начинайте оплетать его нитью. Наматывать нить на каркас начинают с середины, закрепив нить в месте скручивания лепестка и сделав первый виток через центр его верхней части. Каждый последующий виток делается в форме восьмерки – сверху вниз, справа налево (принцип работы с нитью очень схож с принципом изонити). Причем нижний край лепестка охватывается нитью с его лицевой стороны, верхний – с изнанки. Нитка при этом должна проходить через зазоры между витками.
Собственно говоря, это и все, что необходимо знать для первого опыта освоения техники. Форму лепестков можно варьировать, делая их вытянутыми, овальными или круглыми, создавая подобие лепестков настоящих лилий, роз или маргариток. В середину цветка можно поместить бусины и бисер и снабдить его дополнительными чашелистиками, стеблем и листьями.
В технике Ганутель существуют два способа:
Первый вид - МОЛЛА ганутель. Molla - по итальянски "пружинка". На пружинку, которая по краям лепестков, наматывается ниточка и плотные ряды ниток образуют лепестки цветов.
Второй вид - низание дугами из скру-ченной металонити, т. е. тонкая прово-лочка скручивается с цветной нитью и из этой металлонити французской тех-никой бисероплетения - низанием дуга-ми формируются легкие, воздушные лепестки
Инструменты для «ганутели»
Для освоения техники «Ганутель» не требуется какого-либо специального инструмента.
Нам необходимы – спицы, проволока, кусачки, пассатижи, различные нитки, тычинки, стрейч-лента, клей ПВА, ножницы, шило.
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Самостоятельно
Перед тем как приступить к работе, давайте вспомним технику безопасности при работе с режущими инструментами и клеем.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ С НОЖНИЦАМИ
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ С КЛЕЕМ
Мы с вами повторили правила безопасной работы.
Теперь наши учителя покажут, как работать двумя способами техники «ганутель», на базе этого делаются две основные детали – круг и овал.
Перед вами лежит всё необходимое для работы.
Кто затрудняется, обращайтесь к инструкции.
Ваша задача - заготовить необходимые детали создания наших цветочных картин-композиций.
Вы разделитесь на три группы и каждая группа в конце урока предоставит нам свою выполненную работу.
4. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
Каждый из вас выбрал для себя изделие. Ваша задача – правильно и качественно выполнить работу.
Давайте с вами повторим порядок выполнения работы.
На какие два этапа можно разделить работу в технике "ганутель"?
Работу в технике "ганутель" можно условно разделить на две части: подготовка деталей лепестков и листьев и составление композиции – выполнение..
2. Как выполняются задания?
Задания выполняются пооперационно.
ВЫПОЛНЕНИЕ работы в технике "Ганутель"
Последовательность работы:
Для работы потребуется: 1. Проволока медная (для начала лучше потолще от 0,5мм) 2. Небольшие кусачки 3. Ножницы 4. Клей ПВА 5. Нитки Ирис или Мулине (любые нитки с блеском) 6. Спица для вязания носков
Порядок работы (на примере одного лепестка): 1. Изготовление пружинки.
На спицу наматываем проволоку длинной примерно 0,5 м. Оставляя с обеих сторон концы по1 – 1,5 см. Витки делаем плотно. На 1 лепесток – 1 пружинка. Если в цветке 5 лепестков, понадобится 5 пружинок. Их лучше сделать все сразу.
2. Готовые пружинки нужно равномерно растянуть так, чтобы расстояние между витками соответствовало толщине нитки, которую предполагается использовать. Растянутые пружинки должны получиться одинаковой длины.
3. Изготавливаем заготовку лепестка. В готовую пружинку вставляем кусок проволоки. Если для пружинок проволока была 0,5 мм, то для каркаса можно использовать ту же проволоку. В других случаях проволока для каркаса должна быть толще, чем для пружинок.
Делаем петлю и концы пружинки и каркаса скручиваем вместе. Получается заготовка лепестка. На данной стадии ему нужно придать форму.
4. Обматываем заготовку нитками. Закрепляем конец нити у основания лепестка и, не пропуская ни одного витка пружинки, обматываем заготовку по направлению вверх. Контролируйте натяжение – нитка должна быть натянутой и ложиться равномерно.
В идеале обмотка лепестка заканчивается в средней верхней части заготовки.
Нить опускаем вниз и натягиваем, одновременно изгибая лепесток.
Обматываем нить вокруг основания и закрепляем ПВА и обрезком проволоки. Даем высохнуть.
5. Обрезаем лишние нитки и концы проволоки.
6. Обматываем ножку каждого лепестка стейп-лентой.
7. Сердцевинки цветка можно сделать из бисера, бусин или ниток (в виде кисточки).
8. Осталось только собрать цветок. Размещаем лепестки вокруг сердцевинки и туго обматываем ножки проволокой. Оформляем ножку стейп-лентой.
5. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. Работа в группах
Выполнение деталей в техник «ганутель» для выполнения цветочных композиций.
6. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ОЦЕНКА
КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ
Основная цель этого этапа - воспитывать правильное отношение к качеству выполняемой работы.
По окончании работы группы меняются изделиями и оценивают свою работу (взаимооценка).
составление композиции из отдельных элементов (правильность расположения на фоне элементов),
аккуратность в работе,
самостоятельность,
анализ выполненной работы,
указать достоинства и недостатки изделия,
оценка работы.
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ
Беседа о том, что нового узнали учащиеся на занятии, что научились делать.
В какой технике ты выполняешь работу?
Какой материал используешь в работе?
Какой клеящий материал используешь?
Расскажи правила безопасной работы с клеем, ножницами.
Какие инструменты использовала при работе?
Из каких деталей состоит твоё изделие?
Довольна ты результатом своей работы?
Выставление оценок за активное участие в беседе, ответы на вопросы и выполненную практическую работу.
Подведение итогов практической работы - сообщение оценок, разбор допущенных ошибок, отметить положительное.