kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классификация текстильных волокон.Производство ткани.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по технологии для девочек 5 класса. Цели обучения которые будут достигнуты с помощью данного урока: учащиеся будут иметь представление  и понятие о растительных волокнах и производстве ткани; научаться определять стороны ткани, полотняное переплетение, направление нитей основы и нитей утка; смогут применить полеченные знания в практической деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классификация текстильных волокон.Производство ткани.»

УРОК технология

Школа: Заураловская основная школа

Дата:

Имя учителя: Величко Надежда Ильинична

КЛАСС: 5

Количество присутствующих: -

Отсутствующих: -


Тема урока: Классификация текстильных волокон. Производство ткани.

Цели обучения, которые будут достигнуты с помощью данного урока

Расширить имеющиеся знания о тканях. Ознакомить с классификацией текстильных волокон.

- Учащиеся будут иметь представление и понятия о растительных волокнах и производстве тканей;

- научаться определять стороны ткани, полотняное переплетение нитей, направление нитей основы и утка

- смогут применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Цели урока

Ученик знает:

- свойства растительных волокон и процесс производства тканей;

Понимает:

-может объяснить последовательность процесса получения ткани.

Умеет:

- сравнить и сделать выводы при определении сторон ткани, полотняного переплетения нитей, направления нитей основы и утка.

Предварительные знания


Общие понятия о тканях.

План

Планируемые сроки

Планируемые действия

Ресурсы





3 мин.




Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Приглашение в круг

Тренинг «Подари улыбку»

-Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она длится мгновенно, а в памяти остаётся надолго. Так давайте подарим друг другу улыбку.

(слова пожелания на сегодняшний день, вручение конверта с конфетой внутри и с надписью «Улыбнись»)

Деление на 2 группы по цвету обвёртки конфеты с цветом лоскутков материала на партах. Перед вами лежат карточки, выберите и покажите цвет в соответствии с тем, какое у вас сейчас настроение


Позитивный ролик «Улыбка»

Показать настроение карточкой с соответствующим цетом.



конверты с конфетой

лоскутки ткани;

карточки3-х цветов (красная, жёлтая, зелёная);

ролик «Улыбка»


5 минут.



Сегодня на нашем уроке и других занятиях мы будем работать в группах. Для этого надо вы составили правила, которые надо будет соблюдать, чтобы работалось дружно, интересно.

1.Оформление (все вместе ).

Составление кластера: «Правила работы в группе».

Защита кластера.


Флипчарт, маркеры, ручки


2 мин

Ведение в тему. Сегодня на уроке мы начинаем изучение нового раздела «Знакомство с тканями», который относится к материаловедению.

Какое значение имеет это слово?

Как Вы его понимаете?

Из чего состоит ткань? Тема урока: Классификация текстильных волокон. Производство натки. Расшифруйте слово .Производство чего будем изучать?

(ответы учащихся) Обобщение ответов учащихся

Что вы уже знаете, что Вам известно о тканях?. Запишите тему урока в тетради.

(Учащиеся записывают тему урока)

Подумайте и определите цели урока:

1) Что значит волокна растительного происхождения?

2) Как и из чего их получают?

3) Каковы свойства натуральных волокон растительного

происхождения?


9 мин.

Прежде чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материалов, из которых оно будет изготавливаться. От свойств материалов будет зависеть внешний вид изделия, его конструкция, правила эксплуатации. Вопрос учащимся:

-Как вы думаете, когда человек начал шить? Тканью человек пользуется с древних времён и мы не задумываемся, когда шьем изделие, как получают ткани и из какого сырья.
Сырьём для производства ткани является текстильное волокно.

С древнейших времён и до конца XIX века единственным сырьём для производства текстильных материалов служили натуральные волокна, которые получали из различных растений или шерсти животных. Текстильное волокно — это волокно, используемое для изготовления пряжи, ниток, тканей. По своему происхождению все волокна делят на натуральные и химические. Натуральные волокна создает сама природа, химические – создаются человеком при помощи специальных машин

Отгадайте загадки и определите, о каких волокнах пойдёт речь на уроке.

  1. В высоком дворце маленькие ларцы, кто их открывает, золотое золото добывает (хлопок).

  2. Голубой глазок, золотой стебелёк, скромный на вид, на весь мир знаменит, кормит, одевает, и дом украшает (лён).

Сегодня мы познакомимся с натуральными волокнами растительного происхождения – это хлопок и лен.

Демонстрация наглядного пособия «Льна»

Сейчас ученица К. подготовила сообщение про лён и хлопок. (презентацию). Льняные ткани изготовляют из льняных волокон, расположенных в стебле льна - долгунца, однолетнего волокнистого растения высотой до 120 см. Волокна длинные, гибкие, прочные. Такие волокна называют лубяными. На ощупь, волокна льна прохладные, жёсткие. Имеют гладкую поверхность с лёгким блеском.

Демонстрация наглядного пособия «Хлопок». Вопрос учащимся: - На что похож хлопок? Хлопком называют волокна, покрывающие поверхность семян однолетнего растения хлопчатника, который произрастает в теплых странах. Развитие волокон хлопка начинается после цветения хлопчатника в период. Образования плодов (коробочек). Длина волокон хлопка колеблется от 5 до 50 миллиметров. Собранный и спрессованный в кипы хлопок называют хлопок-сырец. Свойства хлопка, хорошо впитывает влагу и быстро высыхает. Под действием солнечного света теряет свою прочность . Волокна имеют белый или кремовый цвет, они тёплые и мягкие.



Презентация «Классификация текстильных волокон»,


«Производство ткани».



Коллекция волокон «Хлопка» и «Льна».


Учебник технология 5 класс,

тетрадь.

Презентация о льне ( слайды), карточки с загадками. Коллекция хлопчатобумажных и льняных тканей

4 мин

(закрепление) Практическая работа. Работа с образцами.

Заполнить таблицу «Отличительные признаки волокон льна и хлопка» 1. По внешнему виду. 2. На ощупь.

Покажите карточку, какое у вас сейчас настроение.

Образцы льняной и хлопчатобумажной ткани, Карточки-задания с практической работой

4-5 мин

После того, как соберут хлопок и лён, их очищенные и рассортированные волокна везут на прядильную фабрику. Там из волокон прядут нити. Нить, полученную при скручивании волокон, называют пряжей. Попробуем и мы с вами получить нить. Физминутка « Плетение нити». Группы получают по три ленточки равной длины. Ваша задача — заплести косичку из трёх лент. При этом необходимо передвигаться в определённом порядке, чтобы косичка была ровной. Побеждает та группа, которая быстрее и ровнее заплетёт нить.

шесть ленточек равной длины.

3-4мин.

Вопрос: Так как же получается ткань из растений?

Познакомимся с процессом переработки хлопка и льна.

Работа в группах

Задание: используя раздаточный материал «Схема процесса производства ткани» просмотрите последовательность обработки волокна. Подготовьте ответ.


раздаточный материал «Схема процесса производства ткани»

4мин.

Ткань – это изделие, полученное на ткацком станке путем переплетения взаимно перпендикулярных продольных и поперечных нитей.

Нити в ткани переплетают в определённом порядке. Самый простой вид переплетения — ПОЛОТНЯНОЕ. В таком переплетении нити утка и основы чередуют через одну. Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные и некоторые льняные ткани. (Демонстрация образца полотняного переплетения). (закрепление)

Сейчас вы будите проводить исследовательскую работу по нахождению и определению полотняного переплетения. Взяв лупу, образцы ткани, сравнительную таблицу, макет полотняного переплетения, надо найти на каком образце ткани ПОЛОТНЯНОЕ переплетение и объяснить свой выбор.

( ответы учениц)

Рассмотрели, сравнили, объяснили молодцы

бумажный макет полотняного переплетения;

лупа, образцы ткани, сравнительная таблица.

2мин

Продольные нити в тканях называются основными или основой. Поперечные нити в тканях называются уточными или утком. Нить основы – тонкая, гладкая, ровная, прочная;

нить утка – толстая, пушистая, неровная, менее прочная.

Нити основы и утка имеют различные свойства, это необходимо

учитывать при раскрое и изготовлении швейных изделий. Поэтому нужно уметь определять направление нитей основы и утка в тканях. Неосыпающиеся края с двух сторон ткани называются кромкой нужно уметь определять направление нитей основы и утка в тканях



3мин

(закрепление)Практическая работа. «Определение нити основы и нити утка»

Последовательность выполнения:

1. Взять образец ткани с кромкой.

2. Растянуть ткань вдоль и поперёк кромки. Определить, в каком направлении ткань растягивается сильнее.

3. Резко растянуть ткань, определить, в каком направлении нитей звук звонкий, а в каком - глухой.

4. Результаты работы оформить в таблицу.


образец ткани с кромкой, Карточки-задания с практической работой

2 мин

Ткань снятая с ткацкого станка называется суровая.

Вопрос: -Что происходит с тканью дальше? Ткань подвергают отделки. Отделка ткани состоит из ряда разнообразных процессов. Цель отделки – улучшение свойств ткани и придание ее товарного вида. Ткань имеет две стороны: лицевую и изнаночную.

Вопрос: Чем они отличаются? Лицевая сторона – четкий, яркий рисунок, блестящая поверхность, длинный ворс, гладкая поверхность. Изнаночная сторона – нечеткий, бледный рисунок, матовая поверхность, короткий ворс, технические узелки на поверхности.

Покажите карточку, какое у вас сейчас настроение


Демонстрация определения сторон ткани










карточки настроения..

3мин

(закрепление) Практическая работа. Определить лицевую и изнаночную стороны ткани. Работу надо выполнить правильно и аккуратно.

Последовательность выполнения:

1. Рассмотреть образцы тканей.

2. Выбрать образец ткани с рисунком.

3. Определить лицевую и изнаночную стороны.

4. Отрезать два кусочка ткани и приклеить в соответствующую колонку таблицы.

Проверьте правильность выполнения своей работы и отметьте на листах самооценивания + -

образцы тканей, ножницы, клей, сравнительная таблица, карточки-задания с практической работой



лист самооценивания

1 мин.

Домашнее задание выполнить макет полотняного переплетения. Рефлексия:

-Напишите на стикерах, что вам понравилось, что не понравилось, что было интересно.

Собрать работы учащихся для проверки.


стикеры





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Классификация текстильных волокон.Производство ткани.

Автор: Величко Надежда Ильинична

Дата: 03.02.2016

Номер свидетельства: 287547


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства