УРОК технология | Школа: Заураловская основная школа |
Дата: | Имя учителя: Величко Надежда Ильинична |
КЛАСС: 5 | Количество присутствующих: - | Отсутствующих: - |
Тема урока: Классификация текстильных волокон. Производство ткани. |
Цели обучения, которые будут достигнуты с помощью данного урока | Расширить имеющиеся знания о тканях. Ознакомить с классификацией текстильных волокон. - Учащиеся будут иметь представление и понятия о растительных волокнах и производстве тканей; - научаться определять стороны ткани, полотняное переплетение нитей, направление нитей основы и утка - смогут применять полученные знания и умения в практической деятельности. |
Цели урока | Ученик знает: - свойства растительных волокон и процесс производства тканей; Понимает: -может объяснить последовательность процесса получения ткани. Умеет: - сравнить и сделать выводы при определении сторон ткани, полотняного переплетения нитей, направления нитей основы и утка. |
Предварительные знания | Общие понятия о тканях. |
План |
Планируемые сроки | Планируемые действия | Ресурсы |
3 мин. | Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку. Приглашение в круг Тренинг «Подари улыбку» -Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она длится мгновенно, а в памяти остаётся надолго. Так давайте подарим друг другу улыбку. (слова пожелания на сегодняшний день, вручение конверта с конфетой внутри и с надписью «Улыбнись») Деление на 2 группы по цвету обвёртки конфеты с цветом лоскутков материала на партах. Перед вами лежат карточки, выберите и покажите цвет в соответствии с тем, какое у вас сейчас настроение Позитивный ролик «Улыбка» Показать настроение карточкой с соответствующим цетом. | конверты с конфетой лоскутки ткани; карточки3-х цветов (красная, жёлтая, зелёная); ролик «Улыбка» |
5 минут. | Сегодня на нашем уроке и других занятиях мы будем работать в группах. Для этого надо вы составили правила, которые надо будет соблюдать, чтобы работалось дружно, интересно. 1.Оформление (все вместе ). Составление кластера: «Правила работы в группе». Защита кластера. | Флипчарт, маркеры, ручки |
2 мин | Ведение в тему. Сегодня на уроке мы начинаем изучение нового раздела «Знакомство с тканями», который относится к материаловедению. Какое значение имеет это слово? Как Вы его понимаете? Из чего состоит ткань? Тема урока: Классификация текстильных волокон. Производство натки. Расшифруйте слово .Производство чего будем изучать? (ответы учащихся) Обобщение ответов учащихся Что вы уже знаете, что Вам известно о тканях?. Запишите тему урока в тетради. (Учащиеся записывают тему урока) Подумайте и определите цели урока: 1) Что значит волокна растительного происхождения? 2) Как и из чего их получают? 3) Каковы свойства натуральных волокон растительного происхождения? | |
9 мин. | Прежде чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материалов, из которых оно будет изготавливаться. От свойств материалов будет зависеть внешний вид изделия, его конструкция, правила эксплуатации. Вопрос учащимся: -Как вы думаете, когда человек начал шить? Тканью человек пользуется с древних времён и мы не задумываемся, когда шьем изделие, как получают ткани и из какого сырья. Сырьём для производства ткани является текстильное волокно. С древнейших времён и до конца XIX века единственным сырьём для производства текстильных материалов служили натуральные волокна, которые получали из различных растений или шерсти животных. Текстильное волокно — это волокно, используемое для изготовления пряжи, ниток, тканей. По своему происхождению все волокна делят на натуральные и химические. Натуральные волокна создает сама природа, химические – создаются человеком при помощи специальных машин Отгадайте загадки и определите, о каких волокнах пойдёт речь на уроке. В высоком дворце маленькие ларцы, кто их открывает, золотое золото добывает (хлопок). Голубой глазок, золотой стебелёк, скромный на вид, на весь мир знаменит, кормит, одевает, и дом украшает (лён). Сегодня мы познакомимся с натуральными волокнами растительного происхождения – это хлопок и лен. Демонстрация наглядного пособия «Льна» Сейчас ученица К. подготовила сообщение про лён и хлопок. (презентацию). Льняные ткани изготовляют из льняных волокон, расположенных в стебле льна - долгунца, однолетнего волокнистого растения высотой до 120 см. Волокна длинные, гибкие, прочные. Такие волокна называют лубяными. На ощупь, волокна льна прохладные, жёсткие. Имеют гладкую поверхность с лёгким блеском. Демонстрация наглядного пособия «Хлопок». Вопрос учащимся: - На что похож хлопок? Хлопком называют волокна, покрывающие поверхность семян однолетнего растения хлопчатника, который произрастает в теплых странах. Развитие волокон хлопка начинается после цветения хлопчатника в период. Образования плодов (коробочек). Длина волокон хлопка колеблется от 5 до 50 миллиметров. Собранный и спрессованный в кипы хлопок называют хлопок-сырец. Свойства хлопка, хорошо впитывает влагу и быстро высыхает. Под действием солнечного света теряет свою прочность . Волокна имеют белый или кремовый цвет, они тёплые и мягкие. | Презентация «Классификация текстильных волокон», «Производство ткани». Коллекция волокон «Хлопка» и «Льна». Учебник технология 5 класс, тетрадь. Презентация о льне ( слайды), карточки с загадками. Коллекция хлопчатобумажных и льняных тканей |
4 мин | (закрепление) Практическая работа. Работа с образцами. Заполнить таблицу «Отличительные признаки волокон льна и хлопка» 1. По внешнему виду. 2. На ощупь. Покажите карточку, какое у вас сейчас настроение. | Образцы льняной и хлопчатобумажной ткани, Карточки-задания с практической работой |
4-5 мин | После того, как соберут хлопок и лён, их очищенные и рассортированные волокна везут на прядильную фабрику. Там из волокон прядут нити. Нить, полученную при скручивании волокон, называют пряжей. Попробуем и мы с вами получить нить. Физминутка « Плетение нити». Группы получают по три ленточки равной длины. Ваша задача — заплести косичку из трёх лент. При этом необходимо передвигаться в определённом порядке, чтобы косичка была ровной. Побеждает та группа, которая быстрее и ровнее заплетёт нить. | шесть ленточек равной длины. |
3-4мин. | Вопрос: Так как же получается ткань из растений? Познакомимся с процессом переработки хлопка и льна. Работа в группах Задание: используя раздаточный материал «Схема процесса производства ткани» просмотрите последовательность обработки волокна. Подготовьте ответ. | раздаточный материал «Схема процесса производства ткани» |
4мин. | Ткань – это изделие, полученное на ткацком станке путем переплетения взаимно перпендикулярных продольных и поперечных нитей. Нити в ткани переплетают в определённом порядке. Самый простой вид переплетения — ПОЛОТНЯНОЕ. В таком переплетении нити утка и основы чередуют через одну. Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные и некоторые льняные ткани. (Демонстрация образца полотняного переплетения). (закрепление) Сейчас вы будите проводить исследовательскую работу по нахождению и определению полотняного переплетения. Взяв лупу, образцы ткани, сравнительную таблицу, макет полотняного переплетения, надо найти на каком образце ткани ПОЛОТНЯНОЕ переплетение и объяснить свой выбор. ( ответы учениц) Рассмотрели, сравнили, объяснили молодцы | бумажный макет полотняного переплетения; лупа, образцы ткани, сравнительная таблица. |
2мин | Продольные нити в тканях называются основными или основой. Поперечные нити в тканях называются уточными или утком. Нить основы – тонкая, гладкая, ровная, прочная; нить утка – толстая, пушистая, неровная, менее прочная. Нити основы и утка имеют различные свойства, это необходимо учитывать при раскрое и изготовлении швейных изделий. Поэтому нужно уметь определять направление нитей основы и утка в тканях. Неосыпающиеся края с двух сторон ткани называются кромкой нужно уметь определять направление нитей основы и утка в тканях | |
3мин | (закрепление)Практическая работа. «Определение нити основы и нити утка» Последовательность выполнения: 1. Взять образец ткани с кромкой. 2. Растянуть ткань вдоль и поперёк кромки. Определить, в каком направлении ткань растягивается сильнее. 3. Резко растянуть ткань, определить, в каком направлении нитей звук звонкий, а в каком - глухой. 4. Результаты работы оформить в таблицу. | образец ткани с кромкой, Карточки-задания с практической работой |
2 мин | Ткань снятая с ткацкого станка называется суровая. Вопрос: -Что происходит с тканью дальше? Ткань подвергают отделки. Отделка ткани состоит из ряда разнообразных процессов. Цель отделки – улучшение свойств ткани и придание ее товарного вида. Ткань имеет две стороны: лицевую и изнаночную. Вопрос: Чем они отличаются? Лицевая сторона – четкий, яркий рисунок, блестящая поверхность, длинный ворс, гладкая поверхность. Изнаночная сторона – нечеткий, бледный рисунок, матовая поверхность, короткий ворс, технические узелки на поверхности. Покажите карточку, какое у вас сейчас настроение | Демонстрация определения сторон ткани карточки настроения.. |
3мин | (закрепление) Практическая работа. Определить лицевую и изнаночную стороны ткани. Работу надо выполнить правильно и аккуратно. Последовательность выполнения: 1. Рассмотреть образцы тканей. 2. Выбрать образец ткани с рисунком. 3. Определить лицевую и изнаночную стороны. 4. Отрезать два кусочка ткани и приклеить в соответствующую колонку таблицы. Проверьте правильность выполнения своей работы и отметьте на листах самооценивания + - | образцы тканей, ножницы, клей, сравнительная таблица, карточки-задания с практической работой лист самооценивания |
1 мин. | Домашнее задание выполнить макет полотняного переплетения. Рефлексия: -Напишите на стикерах, что вам понравилось, что не понравилось, что было интересно. Собрать работы учащихся для проверки. | стикеры |