kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изготовление куклы-закрутки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок применения знаний умений и навыков в 5 классе позволит повторить и закрепить базовые знания по разделу материаловедения. Изготавливая "Куклу-закрутку" девочки  не только познакомятся с различными видами народной игрушки; отработают навыки по определению лицевой, изнаночной сторон ткани, направления долевой нити; разовьют умение анализировать и сопоставлять, но и познакомятся с историей русского народного костюма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изготовление куклы-закрутки»

Тема: Изготовление куклы-закрутки.


Цель: Повторить и закрепить знания по материаловедению; дать информацию о русской народной игрушке, русском народном костюме.

Задачи:

  1. Образовательная – расширить кругозор учащихся; закрепление базовых знаний по теме «Материаловедение», отработка навыков по определению долевой и уточной нитей, а также лицевой и изнаночной сторон; ознакомить с различными видами русской народной игрушки;

  2. Развивающая – развить мыслительные способности, умение анализировать и сопоставлять, интерес к русскому народному костюму;

  3. Воспитательная – содействовать воспитанию самостоятельности, творческой активности, способствовать развитию интереса к русскому народному творчеству, истории национального костюма;

  4. Практическая – научить выполнять кукол-закруток.

Методы обучения: Беседа, наглядно-иллюстрированные, практическая работа по технологической карте (игра), тестирование.

Оборудование и материалы: Образцы и фотографии кукол-закруток; изображения русского народного костюма; образцы тканей; один лоскут размером 15х6 см, один лоскут размером 22х10 см, нитки для перетяжки.

Тип занятия: Урок применения ЗУН.

Межпредметные связи:

Русский язык и литература: умение пользоваться терминами.

История: умение пользоваться сведениями о народном костюме.

Рисование: правильный подбор цветов.

Технология: дизайн, исполнение работы.

ОБЖ: техника безопасности при работе с различными колющими и режущими предметами (ножницы, иголки и т.д.).

Время: 30.

План урока:

I Организационный момент:

- проверка готовности к уроку;

- проверка присутствующих;

- сообщение темы и цели урока;

II Теоретическая часть:

- рассказать о народной русской игрушке;

- просмотр слайдов;

- повторение различных свойств хлопчатобумажных и льняных тканей.

III Практическая часть:

- вводный инструктаж

- изготовление куклы-закрутки

- текущий инструктаж

IV Рефлексия

- групповое выполнение теста

V Подведение итогов:

- анализ выполненных работ;

- оценка знаний учащихся.

VI Домашнее задание:

- изготовление других кукол

VII Уборка рабочих мест.



Ход урока

I Организационный момент

Вы уже изучили тему «Материаловедение» и усвоили ту базу, на которую в дальнейшем будут опираться более сложные понятия в старших классах. Поэтому у меня такой вопрос:

- Зачем нужны вам знания по материаловедению, не всё ли равно, из какой ткани вы сошьёте фартук или ночную сорочку?

Для правильного и рационального использования материалов необходимо знать, какими свойствами они обладают, и уметь определять эти свойства.

Сегодня я расскажу вам о русской народной игрушке, вы сделаете Куклу-закрутку, и на практике сможете применить свои знания по теме «Материаловедение».

II Теоретическая часть

1. Народные игрушки – это не те, которые создаются целыми партиями на фабриках и заводах. Это часть декоративно-прикладного творчества, это ручной труд, который приобщает нас к народным традициям, учит уважать труд. Наверное, ваши бабушки бережно хранят образцы этого творчества: одеяла и прихватки в технике лоскутной мозаики, вязаные кружева и многое другое.

- Что ещё вы можете назвать, относящееся к декоративно-прикладному творчеству?

- А в нашем кабинете есть такие образцы?

В этом ряду куклы занимают особое место, из глубины веков пришли к нам традиции изготовления куклы. В России с давних пор существовало много центров народных промыслов. В одних мастерили глиняные игрушки, в других деревянные, в третьих – плели из соломы, во многих деревнях была распространена тряпичная кукла.

Кукла в традиционной культуре использовалась не только для детских игр, но и во многих обрядах. Её наделяли магическими свойствами, считая оберегом. У славянских народов обрядовые и обереговые куклы известны с языческих времён. А по тому, как кукла была наряжена, судили о вкусе и мастерстве хозяйки. На этих эскизах вы можете увидеть какими красивыми были русские народные костюмы.

2. Давайте посмотрим, какой была традиционная народная кукла.

- Чем куклы отличались друг от друга? Что было общего?

- Как вы думаете, из каких тканей изготавливали таких кукол?

- А к какой группе тканей они относятся натуральные или химические?

Для куклы более всего подходят хлопчатобумажные и льняные ткани ярких расцветок – ситец, лён, сатин.

- Какими физико-механическими свойствами обладают хлопчатобумажные и льняные ткани?

Физико-механические свойства ткани – прочность и сминаемость – используют при подборе ткани. Также эти ткани очень удобны в раскрое, не тянутся, хорошо склеиваются и сшиваются.

А ещё, для изготовления обереговых кукол брали тряпочки от уже ношеной, преимущественно мужской одежды (считалось, что у мужчины энергетика сильнее). К ним не прикасались ни ножницами, ни иголкой – они рвались руками, а сшивались «скруточкой», то есть узелками, используя приём «три закрутки, три узла».

III Практическая часть

1. Вводный инструктаж.

- Мы, конечно, воспользуемся ножницами, поэтому давайте вспомним необходимые правила техники безопасности?

Вы будете выполнять куклу «Куватку», куклу-оберег, которая вешается над кроватью и отгоняет злую силу, привлекает его внимание и создаёт радостное настроение.

Работать вы будете в парах, помогая друг другу. Каждая пара будет выполнять свою, одну на двоих, куклу-закрутку. Перед началом изготовления игрушки посмотрим в технологическую карту.

Вам необходимо выбрать по два лоскутка: маленький – для изготовления рук, большой – для туловища. Цветовую гамму подберите самостоятельно по своему вкусу.

Положите эти лоскутки перед собой, изнаночной стороной вверх.

- Но сначала необходимо вспомнить, как определить лицевую и изнаночную стороны?

Обратите внимание на рисунки и скажите, как на них обозначено направление долевой нити.

- А по каким признакам определить долевую и уточную нити?

При работе следите, чтобы направление нити основы на ткани совпадало с направление долевой нити на рисунке.

2. Работа по технологической карте.

Считалось, что если сделать куклу самому, то обереговый эффект будет сильнее.

Кукла делалась для кого-то, а так как 2010год – год Учителя, я предлагаю вам закрыть глаза и представить своего любимого учителя, которому вы подарите этот оберег.

3. Текущий инструктаж.

- Зачем мы всё время загибаем и сворачиваем ткань?

Осыпаемость нитей – технологическое свойство ткани.

Физкультминутка

1. Исходное положение – стоя прямо, ноги вместе, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх, потянуться, вернуться в исходное положение. Повторить 2-3 раза.

2. Исходное положение – стоя прямо, ноги вместе, руки на поясе. Выполнить повороты туловища вправо и влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону.

Другие виды народной куклы: «Пеленашка», «Ловушка снов», «День и ночь», «Неразлучники» («Семейное счастье»)

4. Оценка работы.

Вы творчески подошли к работе, каждая кукла хороша по-своему, а оценивать я буду правильность подбора материала, аккуратность выполненной «скруточки» и самостоятельность в решении образа куклы.

IV Рефлексия Тест:

1. Процесс получения ткани из ниток путём их переплетения называется:

А) ткачеством;

Б) прядением;

В) отделкой.

2. Самое простое и распространённое переплетение, когда нити основы и утка переплетаются через одну нить, называется:

А) саржевым;

Б) полотняным;

В) сатиновым.

3. Ткань, окрашенная в один определённый цвет, называется:

А) набивная;

Б) пестротканая;

В) гладкокрашеная.

V Подведение итогов

На основе проведённой работы выставляются оценки (оценка ставится по количеству жетонов, 1 жетон – 1 балл).

5-6 – «Так держать!»

3-4 – «Ещё чуть-чуть и будет отлично!»

1-2 – «Нужно ещё поработать»

Девочки, вы действительно молодцы, очень хорошо поработали. Вам понравилась игрушка? А хотели бы ещё сделать какую-нибудь куклу?

VI Домашнее задание

В папках у вас лежит подборка где рассказывается о многих других куклах, а в конце вот такая технологическая карта по изготовлению куклы выполнить новую куклу-закрутку.

Различные виды кукол

«Куватка» - вешается над кроватью и отгоняет злую силу от младенца, привлекает его внимание и создаёт радостное настроение.

«Пеленашка» - до рождения ребёнка мать клала куклу в колыбель. Та обогревала кроватку и уберегала от сглаза. Она оставалась в колыбели до тех пор, пока ребёнка не крестили, после этого он вставал под защиту креста.

«Ловушка снов» - вешалась над кроваткой ребёнка и избавляла от кошмаров. Её делали из деревянного крестика (крест всегда был оберегом), обмотанного ниточками. Плохие сны путались в её белых нитках, а хорошие по красным оборкам спускались в колыбельку.

«Любава» - изготавливалась на крестовине, вывешивалась при входе в дом, чтобы задерживать и нейтрализовать отрицательную энергию.

«День и ночь» - изготавливалась на Рождество и целый год висела у печки. Кто последним ложился спать, тот поворачивал куклу ночной стороной, приговаривая: «День прошёл, и слава богу. Пусть спокойной будет ночь», первый проснувшийся домочадец сразу же устанавливал куклу-день, приговаривая: «Ночь прошла, и слава богу. Пусть добрым будет день».

«Козьма и Демьян» - лечебные куклы, изготовленные из лечебных трав: тысячелистника, ромашки и других. В честь двух братьев-лекарей и мастеров-бессребреников, которых после смерти возвели в ранг святых, и они стали покровителями семейного очага, кузнечного дела и портновского мастерства. Когда 14 ноября в народе отмечали «Кузьминкм», накануне скручивали двух кукол, сажали в красный угол, чтобы они приносили в дом благополучие и здоровье.

«Неразлучники» («Семейное счастье») – чаще эту куклу шили подруги невесты и дарили на свадьбу жениху с невестой. Это были мужская и женская фигурки с одной общей рукой, которые подвешивали на свадебную тройку, чтобы они отводили на себя недобрые взгляды на молодых. К кукле молодые привязывали столько ниточек, сколько хотели иметь детей.

«Параскева Пятница» - покровительница рукоделия и женских ремёсел, делалась на крестовине. На кусочек холста прикреплялись иголки, пуговицы, булавки, бисер – всё, что было необходимо для рукоделия. На руках такой куклы бусы, подвески, ленты – так называемые «подарки». Считалось, что чем больше таких «подарков», тем более урожайным, плодовитым и богатым будет грядущий год. А на левой стороне обязательно находился ангелочек.





















Правила техники безопасности при выполнении ручных работ:

  • Что нужно сделать до начала работы:

посчитать количество иголок и булавок в игольнице; положить инструменты и

приспособления в отведенное для них место.

  • Что нужно делать во время работы:

быть внимательной к работе;

вкалывать иглы и булавки только в игольницу; класть ножницы справа с

сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед;

на рабочем месте должны находиться только обрабатываемые детали,

инструменты и приспособления, которые необходимы для выполнения данной

работы;

вся работа выполняется на столе, обрабатываемую деталь следует держать

перед собой.

  • Что нужно сделать по окончании работы:

посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько,

сколько было в начале работы;

убрать рабочее место.


Правильная посадка во время работы заключается в следующем:

  • Ноги должны твердо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.

  • Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперед.

  • Голову слегка наклонить вперед.

  • Нельзя опираться грудью о стол.

  • Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см.

  • При работе не следует ставить локти на стол.

  • Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.

  • В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).


Лицевую сторону ткани определяют по следующим признакам:

  • На лицевой стороне ткани печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной.

  • На лицевой стороне ткани рисунок переплетения более чёткий.

  • Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки (петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону.


Нити основы можно определить по следующим признакам:

  • По кромке.

  • По степени растяжения – нить основы меньше тянется.

  • Нить основы прямая, а уточная извитая.

  • По звуку – по основе звук звонкий, а по утку – глухой.









Кукла «Куватка»


Задание: выполнить традиционную тряпичную куклу-закрутку.

Материалы, инструменты и оборудование: один лоскут размером 15х6 см, один лоскут размером 22х10 см, нитки для перетяжки.


Технология изготовления

  1. Из лоскута размером 15х6 см делаем руки:

  • загибаем лоскут поперёк на 2 см с каждой стороны (рис.1);

  • сгибаем вдоль лоскут пополам;

  • разворачиваем его;

  • загибаем лоскут с двух сторон к линии сгиба и вновь сворачиваем его пополам (рис.2);

  • затем перетягиваем с двух сторон полученную полосу на расстоянии 1 см от края, используя приём «три закрутки, три узла» (рис.3).


  1. Из лоскута размером 22х10 см делаем туловище:

    • сгибаем вдоль лоскут пополам;

    • разворачиваем его;

    • загибаем лоскут с двух сторон к линии сгиба и вновь сворачиваем его пополам

(рис.4);

    • перекручиваем полученную полосу в середине, сгибаем в месте перекрутки и перевязываем на расстоянии 1,5 см от места сгиба приёмом «три закрутки, три узла» (рис 5).


  1. Получилась голова.


  1. Вкладываем руки в середину туловища, перевязываем туловище ниже вложенных рук приёмом «три закрутки, три узла» (рис.6).






















Кукла-закрутка

Задание: выполнить традиционную тряпичную куклу-закрутку.

Материалы, инструменты и оборудование: пять квадратных лоскутов размером 20х20 см: три – из белой ткани и два – из набивной ткани яркой расцветки, нитки для перетяжки, обрезки ткани.

Порядок выполнения работ: 1. Первый белый квадрат посередине слегка продавить указательным пальцем и в образовавшееся место вложить комок из мелких обрезков ткани. Затянуть голову куклы по линии шеи ниткой, используя приём «три закрутки, три узла» (рис.1). Можно надеть на голову куклы лоскут-платок, перевязав его крест-накрест.

2. Второй квадрат белой ткани сложить по диагонали (рис.2, а), затем подвернуть ещё раз (рис.2, б) и ещё раз (рис.2, в). Перетянуть ниткой по линии запястья, используя приём «три закрутки, три узла» (рис.2, г). Вторую руку сделать аналогично из последнего квадрата белой ткани.

3. Приложить руки к туловищу, перетянуть ниткой по линии талии приёмом «три закрутки, три узла», соблюдая пропорции фигуры (рис.3).

4. Из каждого квадрата набивной ткани сделать детали груди: ткань посередине продавить пальцем, скатать и вложить комок из обрезков и перетянуть ниткой, используя приём «три закрутки, три узла» (рис.4).

5. Наложить детали груди на деталь туловища, привязать ниткой, используя приём «три закрутки, три узла» (рис.5).

Самоконтроль: проверить прочность и аккуратность узлов.

Свадебные куклы «неразлучники»




Кукла «красота»


Кукла «домашняя масленица» Кукла «перевёртыш»




Кукла «сударушка»









Кукла-берегиня



Просмотр содержимого презентации
«куклы конкурс»

Традиционные народные  куклы

Традиционные народные куклы

По назначению куклы  делятся на три группы:  Куклы-обереги    Игровые куклы

По назначению куклы делятся на три группы:

  • Куклы-обереги

  • Игровые куклы

  • Обрядовые куклы
Куклы-обереги

Куклы-обереги

  • Изготавливали из ткани, соломы, травы, полена, набивали крупой или зерном;
  • Отсутствовали характерные признаки лица: нос, глаза, рот;
  • Охраняли людей от тёмных сил, ссор, болезней, напастей, оберегали сон ребёнка, лечили.
Игровые куклы

Игровые куклы

  • Делали из ткани, щепок, бумаги, бересты, мочала, соломки, воска и фарфора, позднее – из резины и пластмассы;
  • Куклы были с ликами, вывязанными традиционными узорами или с прорисованными лицами;
  • Куклами играли в ролевые игры. Ими похвалялись, а по одежде куклы судили о вкусе и мастерстве хозяйки
Обрядовые куклы

Обрядовые куклы

  • Изготавливались из различных природных материалов (дерево, прутья, солома, мох, лоза, береста, мочало, трава, ткани);
  • Лица не прорисовывали;
  • Ритуальные куклы изображали мифических персонажей обрядов (Масленица, Купава). Они заменяли живых людей в обрядовых жертвоприношениях, забирая с собой болезни, невзгоды, избавляя от ненастья.
Куклы-обереги     Игровые куклы     Обрядовые куклы

Куклы-обереги

Игровые куклы

Обрядовые куклы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Изготовление куклы-закрутки

Автор: Масликова Ольга Валерьевна

Дата: 05.10.2014

Номер свидетельства: 116440


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства