Тема: Изготовление куклы-закрутки.
Цель: Повторить и закрепить знания по материаловедению; дать информацию о русской народной игрушке, русском народном костюме.
Задачи:
Образовательная – расширить кругозор учащихся; закрепление базовых знаний по теме «Материаловедение», отработка навыков по определению долевой и уточной нитей, а также лицевой и изнаночной сторон; ознакомить с различными видами русской народной игрушки;
Развивающая – развить мыслительные способности, умение анализировать и сопоставлять, интерес к русскому народному костюму;
Воспитательная – содействовать воспитанию самостоятельности, творческой активности, способствовать развитию интереса к русскому народному творчеству, истории национального костюма;
Практическая – научить выполнять кукол-закруток.
Методы обучения: Беседа, наглядно-иллюстрированные, практическая работа по технологической карте (игра), тестирование.
Оборудование и материалы: Образцы и фотографии кукол-закруток; изображения русского народного костюма; образцы тканей; один лоскут размером 15х6 см, один лоскут размером 22х10 см, нитки для перетяжки.
Тип занятия: Урок применения ЗУН.
Межпредметные связи:
Русский язык и литература: умение пользоваться терминами.
История: умение пользоваться сведениями о народном костюме.
Рисование: правильный подбор цветов.
Технология: дизайн, исполнение работы.
ОБЖ: техника безопасности при работе с различными колющими и режущими предметами (ножницы, иголки и т.д.).
Время: 30.
План урока:
I Организационный момент:
- проверка готовности к уроку;
- проверка присутствующих;
- сообщение темы и цели урока;
II Теоретическая часть:
- рассказать о народной русской игрушке;
- просмотр слайдов;
- повторение различных свойств хлопчатобумажных и льняных тканей.
III Практическая часть:
- вводный инструктаж
- изготовление куклы-закрутки
- текущий инструктаж
IV Рефлексия
- групповое выполнение теста
V Подведение итогов:
- анализ выполненных работ;
- оценка знаний учащихся.
VI Домашнее задание:
- изготовление других кукол
VII Уборка рабочих мест.
Ход урока
I Организационный момент
Вы уже изучили тему «Материаловедение» и усвоили ту базу, на которую в дальнейшем будут опираться более сложные понятия в старших классах. Поэтому у меня такой вопрос:
- Зачем нужны вам знания по материаловедению, не всё ли равно, из какой ткани вы сошьёте фартук или ночную сорочку?
Для правильного и рационального использования материалов необходимо знать, какими свойствами они обладают, и уметь определять эти свойства.
Сегодня я расскажу вам о русской народной игрушке, вы сделаете Куклу-закрутку, и на практике сможете применить свои знания по теме «Материаловедение».
II Теоретическая часть
1. Народные игрушки – это не те, которые создаются целыми партиями на фабриках и заводах. Это часть декоративно-прикладного творчества, это ручной труд, который приобщает нас к народным традициям, учит уважать труд. Наверное, ваши бабушки бережно хранят образцы этого творчества: одеяла и прихватки в технике лоскутной мозаики, вязаные кружева и многое другое.
- Что ещё вы можете назвать, относящееся к декоративно-прикладному творчеству?
- А в нашем кабинете есть такие образцы?
В этом ряду куклы занимают особое место, из глубины веков пришли к нам традиции изготовления куклы. В России с давних пор существовало много центров народных промыслов. В одних мастерили глиняные игрушки, в других деревянные, в третьих – плели из соломы, во многих деревнях была распространена тряпичная кукла.
Кукла в традиционной культуре использовалась не только для детских игр, но и во многих обрядах. Её наделяли магическими свойствами, считая оберегом. У славянских народов обрядовые и обереговые куклы известны с языческих времён. А по тому, как кукла была наряжена, судили о вкусе и мастерстве хозяйки. На этих эскизах вы можете увидеть какими красивыми были русские народные костюмы.
2. Давайте посмотрим, какой была традиционная народная кукла.
- Чем куклы отличались друг от друга? Что было общего?
- Как вы думаете, из каких тканей изготавливали таких кукол?
- А к какой группе тканей они относятся натуральные или химические?
Для куклы более всего подходят хлопчатобумажные и льняные ткани ярких расцветок – ситец, лён, сатин.
- Какими физико-механическими свойствами обладают хлопчатобумажные и льняные ткани?
Физико-механические свойства ткани – прочность и сминаемость – используют при подборе ткани. Также эти ткани очень удобны в раскрое, не тянутся, хорошо склеиваются и сшиваются.
А ещё, для изготовления обереговых кукол брали тряпочки от уже ношеной, преимущественно мужской одежды (считалось, что у мужчины энергетика сильнее). К ним не прикасались ни ножницами, ни иголкой – они рвались руками, а сшивались «скруточкой», то есть узелками, используя приём «три закрутки, три узла».
III Практическая часть
1. Вводный инструктаж.
- Мы, конечно, воспользуемся ножницами, поэтому давайте вспомним необходимые правила техники безопасности?
Вы будете выполнять куклу «Куватку», куклу-оберег, которая вешается над кроватью и отгоняет злую силу, привлекает его внимание и создаёт радостное настроение.
Работать вы будете в парах, помогая друг другу. Каждая пара будет выполнять свою, одну на двоих, куклу-закрутку. Перед началом изготовления игрушки посмотрим в технологическую карту.
Вам необходимо выбрать по два лоскутка: маленький – для изготовления рук, большой – для туловища. Цветовую гамму подберите самостоятельно по своему вкусу.
Положите эти лоскутки перед собой, изнаночной стороной вверх.
- Но сначала необходимо вспомнить, как определить лицевую и изнаночную стороны?
Обратите внимание на рисунки и скажите, как на них обозначено направление долевой нити.
- А по каким признакам определить долевую и уточную нити?
При работе следите, чтобы направление нити основы на ткани совпадало с направление долевой нити на рисунке.
2. Работа по технологической карте.
Считалось, что если сделать куклу самому, то обереговый эффект будет сильнее.
Кукла делалась для кого-то, а так как 2010год – год Учителя, я предлагаю вам закрыть глаза и представить своего любимого учителя, которому вы подарите этот оберег.
3. Текущий инструктаж.
- Зачем мы всё время загибаем и сворачиваем ткань?
Осыпаемость нитей – технологическое свойство ткани.
Физкультминутка
1. Исходное положение – стоя прямо, ноги вместе, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх, потянуться, вернуться в исходное положение. Повторить 2-3 раза.
2. Исходное положение – стоя прямо, ноги вместе, руки на поясе. Выполнить повороты туловища вправо и влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону.
Другие виды народной куклы: «Пеленашка», «Ловушка снов», «День и ночь», «Неразлучники» («Семейное счастье»)
4. Оценка работы.
Вы творчески подошли к работе, каждая кукла хороша по-своему, а оценивать я буду правильность подбора материала, аккуратность выполненной «скруточки» и самостоятельность в решении образа куклы.
IV Рефлексия Тест:
1. Процесс получения ткани из ниток путём их переплетения называется:
А) ткачеством;
Б) прядением;
В) отделкой.
2. Самое простое и распространённое переплетение, когда нити основы и утка переплетаются через одну нить, называется:
А) саржевым;
Б) полотняным;
В) сатиновым.
3. Ткань, окрашенная в один определённый цвет, называется:
А) набивная;
Б) пестротканая;
В) гладкокрашеная.
V Подведение итогов
На основе проведённой работы выставляются оценки (оценка ставится по количеству жетонов, 1 жетон – 1 балл).
5-6 – «Так держать!»
3-4 – «Ещё чуть-чуть и будет отлично!»
1-2 – «Нужно ещё поработать»
Девочки, вы действительно молодцы, очень хорошо поработали. Вам понравилась игрушка? А хотели бы ещё сделать какую-нибудь куклу?
VI Домашнее задание
В папках у вас лежит подборка где рассказывается о многих других куклах, а в конце вот такая технологическая карта по изготовлению куклы выполнить новую куклу-закрутку.
Различные виды кукол
«Куватка» - вешается над кроватью и отгоняет злую силу от младенца, привлекает его внимание и создаёт радостное настроение.
«Пеленашка» - до рождения ребёнка мать клала куклу в колыбель. Та обогревала кроватку и уберегала от сглаза. Она оставалась в колыбели до тех пор, пока ребёнка не крестили, после этого он вставал под защиту креста.
«Ловушка снов» - вешалась над кроваткой ребёнка и избавляла от кошмаров. Её делали из деревянного крестика (крест всегда был оберегом), обмотанного ниточками. Плохие сны путались в её белых нитках, а хорошие по красным оборкам спускались в колыбельку.
«Любава» - изготавливалась на крестовине, вывешивалась при входе в дом, чтобы задерживать и нейтрализовать отрицательную энергию.
«День и ночь» - изготавливалась на Рождество и целый год висела у печки. Кто последним ложился спать, тот поворачивал куклу ночной стороной, приговаривая: «День прошёл, и слава богу. Пусть спокойной будет ночь», первый проснувшийся домочадец сразу же устанавливал куклу-день, приговаривая: «Ночь прошла, и слава богу. Пусть добрым будет день».
«Козьма и Демьян» - лечебные куклы, изготовленные из лечебных трав: тысячелистника, ромашки и других. В честь двух братьев-лекарей и мастеров-бессребреников, которых после смерти возвели в ранг святых, и они стали покровителями семейного очага, кузнечного дела и портновского мастерства. Когда 14 ноября в народе отмечали «Кузьминкм», накануне скручивали двух кукол, сажали в красный угол, чтобы они приносили в дом благополучие и здоровье.
«Неразлучники» («Семейное счастье») – чаще эту куклу шили подруги невесты и дарили на свадьбу жениху с невестой. Это были мужская и женская фигурки с одной общей рукой, которые подвешивали на свадебную тройку, чтобы они отводили на себя недобрые взгляды на молодых. К кукле молодые привязывали столько ниточек, сколько хотели иметь детей.
«Параскева Пятница» - покровительница рукоделия и женских ремёсел, делалась на крестовине. На кусочек холста прикреплялись иголки, пуговицы, булавки, бисер – всё, что было необходимо для рукоделия. На руках такой куклы бусы, подвески, ленты – так называемые «подарки». Считалось, что чем больше таких «подарков», тем более урожайным, плодовитым и богатым будет грядущий год. А на левой стороне обязательно находился ангелочек.
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ:
посчитать количество иголок и булавок в игольнице; положить инструменты и
приспособления в отведенное для них место.
быть внимательной к работе;
вкалывать иглы и булавки только в игольницу; класть ножницы справа с
сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед;
на рабочем месте должны находиться только обрабатываемые детали,
инструменты и приспособления, которые необходимы для выполнения данной
работы;
вся работа выполняется на столе, обрабатываемую деталь следует держать
перед собой.
посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько,
сколько было в начале работы;
убрать рабочее место.
Правильная посадка во время работы заключается в следующем:
Ноги должны твердо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.
Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперед.
Голову слегка наклонить вперед.
Нельзя опираться грудью о стол.
Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см.
При работе не следует ставить локти на стол.
Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.
В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).
Лицевую сторону ткани определяют по следующим признакам:
На лицевой стороне ткани печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной.
На лицевой стороне ткани рисунок переплетения более чёткий.
Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки (петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону.
Нити основы можно определить по следующим признакам:
По кромке.
По степени растяжения – нить основы меньше тянется.
Нить основы прямая, а уточная извитая.
По звуку – по основе звук звонкий, а по утку – глухой.
Кукла «Куватка»
Задание: выполнить традиционную тряпичную куклу-закрутку.
Материалы, инструменты и оборудование: один лоскут размером 15х6 см, один лоскут размером 22х10 см, нитки для перетяжки.
Технология изготовления
Из лоскута размером 15х6 см делаем руки:
загибаем лоскут поперёк на 2 см с каждой стороны (рис.1);
сгибаем вдоль лоскут пополам;
разворачиваем его;
загибаем лоскут с двух сторон к линии сгиба и вновь сворачиваем его пополам (рис.2);
затем перетягиваем с двух сторон полученную полосу на расстоянии 1 см от края, используя приём «три закрутки, три узла» (рис.3).
Из лоскута размером 22х10 см делаем туловище:
(рис.4);
перекручиваем полученную полосу в середине, сгибаем в месте перекрутки и перевязываем на расстоянии 1,5 см от места сгиба приёмом «три закрутки, три узла» (рис 5).
Получилась голова.
Вкладываем руки в середину туловища, перевязываем туловище ниже вложенных рук приёмом «три закрутки, три узла» (рис.6).
Кукла-закрутка
Задание: выполнить традиционную тряпичную куклу-закрутку.
Материалы, инструменты и оборудование: пять квадратных лоскутов размером 20х20 см: три – из белой ткани и два – из набивной ткани яркой расцветки, нитки для перетяжки, обрезки ткани.
Порядок выполнения работ: 1. Первый белый квадрат посередине слегка продавить указательным пальцем и в образовавшееся место вложить комок из мелких обрезков ткани. Затянуть голову куклы по линии шеи ниткой, используя приём «три закрутки, три узла» (рис.1). Можно надеть на голову куклы лоскут-платок, перевязав его крест-накрест.
2. Второй квадрат белой ткани сложить по диагонали (рис.2, а), затем подвернуть ещё раз (рис.2, б) и ещё раз (рис.2, в). Перетянуть ниткой по линии запястья, используя приём «три закрутки, три узла» (рис.2, г). Вторую руку сделать аналогично из последнего квадрата белой ткани.
3. Приложить руки к туловищу, перетянуть ниткой по линии талии приёмом «три закрутки, три узла», соблюдая пропорции фигуры (рис.3).
4. Из каждого квадрата набивной ткани сделать детали груди: ткань посередине продавить пальцем, скатать и вложить комок из обрезков и перетянуть ниткой, используя приём «три закрутки, три узла» (рис.4).
5. Наложить детали груди на деталь туловища, привязать ниткой, используя приём «три закрутки, три узла» (рис.5).
Самоконтроль: проверить прочность и аккуратность узлов.
Свадебные куклы «неразлучники»
Кукла «красота»
Кукла «домашняя масленица» Кукла «перевёртыш»
Кукла «сударушка»
Кукла-берегиня