Итоговое занятие в игровой форме: "Чем больше науки - тем умнее руки"
Итоговое занятие в игровой форме: "Чем больше науки - тем умнее руки"
Занятие проводится в игровой форме, является итоговым по модулям «Обработка ткани», «Приготовление пищи», «Культура дома».
Цель урока:
Образовательная: проверка и закрепление знаний, умений и навыков по пройденному материалу. Формирование тематического уровня знаний.
Развивающая: активизация творческих способностей учащихся, поддержание интереса к предмету; совершенствование работать самостоятельно и в коллективе.
Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, правил хорошего тона, умения сопереживать.
Содержание урока способствует закреплению учащимися ранее изученного материала, в проведении занятия применяются индивидуальная и групповая формы обучения, тип урока – урок-состязание.
Этапы урока:
Представление команд:представление команд: название, девиз, пожелание команде – сопернице, пожелание жюри.
Ойлан, тап (отгадай, найди): каждой команде будет задано по 3 вопроса. За каждый правильный ответ команда получает баллы.
Спрашивай бывалого: командам будет задано 6 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает баллы.
Хозяюшки: показать своё умение сервировать стол к обеду согласно меню (один человек от команды).
Швея: по имеющимся образцам машинных швов нужно определить и написать их название. Для удобства проверки одной команде предлагаются задания на картинках синего цвета, другой – красного.
Золушка: предлагаем учащимся задание: обратить внимание на маркировку на ярлыке одежды, следует сделать расшифровку знаков.
Если Вы вежливы: вежливый человек приветлив и радушен, он внимателен по отношению к окружающим людям, ведет себя в соответствии с требованиями этикета. Что же такое этикет? Для чего он нужен? Командам раздаются описания ситуаций. Найти погрешности (если они есть) в поведении героев, прокомментировать их.
Свет мой, зеркальце! Скажи: шуточный конкурс.
Нужно, глядя в зеркало, не улыбаясь, с разными интонациями пять раз сказать: «Ах, какая я красивая!».
Слова, слова, слова…:сделать соответствие « высказывание - автор» известных людей.
Проверка домашнего задания: реклама салата.
Конкур капитанов: решить кроссворд (одинаковый для обоих капитанов). Найти неточности в казахском и русском костюмах.
Задание на сообразительность:
Загляни-ка, чтоб меня найти,
В магазин, где продают текстиль.
А найдя, с конца меня прочти –
Я в моделях юбок фасон и стиль
(шёлк – клёш).
Игра «Верите ли вы, что ….»
Ожидаемый результат: объективное оценивание ЗУН учащихся членами жюри, выполняя конкурсные задания, учащиеся должны проявить творческое нестандартное мышление, умело применять свои знания, умения, развивая при этом мыслительную деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
поддержание интереса к предмету; совершенствование
работать самостоятельно и в коллективе.
воспитательная - воспитание эстетического вкуса, правил хорошего тона,
умения сопереживать.
Методы проведения занятия: самостоятельная работа учащихся.
Тип урока: урок-состязание.
Материально- техническое оснащение:
- выставка детских работ, плакаты для рекламы, блюда из овощей и фруктов, карточки – задания к конкурсам, образцы машинных швов, казахский, русский костюмы, кроссворд,
компьютер, меню, посуда, спец.одежда, индивидуальные карты учащихся, оценочный лист для работы жюри.
Подготовка учителя к уроку: карточки - задания к конкурсам; меню, посуда, спец.одежда; шесть видов образцов машинных швов (2 экз.); кроссворд – для конкурса капитанов; казахский и русский костюмы; индивидуальные карточки учета знаний учащихся; компьютер (названия конкурсов), оценочный лист для жюри.
Предварительное задание детям: повторить весь пройденный материал по вопросам, приготовить изделия декоративно-прикладного искусства, придумать название команды, девиз, пожелание команде – сопернице, пожелание жюри, придумать рекламу, приготовить салат, красиво оформить листовку с рецептом.
Подготовка кабинета: сдвинуть столы, чтобы команды сидели друг против друга, в центре – проводятся конкурсы, жюри находятся напротив команд, оформление выставки детских работ, рабочие места для конкурса «Хозяюшка», кроссворд для конкурса капитанов.
В.П.Исаенко, Праздники в нашем доме. - М.: Легпромбытиздат, 1992.
Интернет: сайт http://www.bilu.kz/kostyum.php Казахский национальный костюм.
Ход урока:
Организационный момент урока.
Учет присутствующих, проверка готовности к уроку.
Перед началом урока звучит музыка.
- Уважаемые гости! Дорогие девочки! Я рада приветствовать Вас на нашем итоговом занятии под названием «Чем больше науки – тем умнее руки», которое мы традиционно проводим в игровой форме. После напряженной будничной работы с начало года сегодня вы имеете возможность блеснуть своими знаниями, продемонстрировать умения, которые Вы получили на уроках технологии, а также проявить находчивость и чувство юмора. Ведь только хорошо поработав, можно от души отдохнуть. Занятие организовано таким образом, чтобы Вы, играя, работали, а душой отдыхали. Насколько нам это удастся – узнаем в конце урока. Я желаю обеим командам удачи и успехов!
Пусть победит сильнейший!
Представление жюри, представление команд, просьба к учащимся обратить внимание на свои рабочие места. На столах должны лежать ручки, карандаши, ластики, листы бумаги, индивидуальные карты учёта знаний, в которых следует отмечать правильные ответы. В конце урока будет назван лучший игрок.
Вступительное слово учителя.
На Востоке есть легенда о двух братьях – коневодах, родившихся похожими, словно две капли воды. Один из братьев ушел из, отчего дома. Стал именитым купцом. Разбогател. А через много - много лет решил навестить своего близнеца…
Брат встретил его точно таким же молодым и полных сил, какими оба они были много лет назад. Постаревший брат был поражён. Он предложил отдать все свое богатство за секрет молодости и долголетия. Но близнец не принял богатство, а лишь дал брату испить хмельного напитка. Напитка, секрета, изготовления которого не знал никто, кроме избранных женщин из народа. И вернувшийся на родину брат, отведав напитка, на глазах помолодел.
О каком волшебном напитке идет речь? (ответы детей - кумыс).
Учащиеся отгадывают задание по буквам. За каждую правильно угаданную букву ученица ставит в своей карте учета 1 балл, жюри ставит балл команде.
Представление команд.
«Делу – время, потехи – час».
Пора приниматься за работу. Представление команд: название, девиз, пожелание команде – сопернице, пожелание жюри (5 баллов).
Конкурсы.
«Ойлан, тап» (отгадай, найди)
Каждой команде будет задано по 3 вопроса. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. Ответившая ученица ставит баллы в свою карту.
Карточка – задание:
1.Легкая распашная одежда, сшитая по фигуре с расширяющимися книзу полами. Шили из бархата и других ярких тканей, на одинарной подкладке из ткани или шерсти. Праздничная одежда – украшенная вышивкой, позументом, монетами (Камзол).
2.Обязательная часть приданного невесты, его делали из дорогой ткани, туникообразного покроя с открытым воротом. (Свадебный халат).
4.Головной убор мужчин – знатных, выполненный из бархата, вышивкой, XIX в. (Мурак).
5.Женский головной убор, которые носили девочки и девушки (Такыя).
6.Женский головной убор – теплая шапка с меховой опушкой, отделанная по околышу мехом выдры, лисицы, к макушке пришивали пучок перьев филина, игравший роль оберега (Борик).
«Спрашивай бывалого»
Командам будет задано 6 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает по 2 балла.
Влажно-тепловая обработка для предотвращения последующей усадки (Декатирование).
Внесение изменений в выкройку согласно выбранному фасону (Моделирование).
Его называют английским стилем. Интерес к нему появился в основном после первой мировой войны, создан как альтернатива роскошной французской моде в 80-е годы XVIII века (Класический стиль).
Деревенский стиль на основе народных костюмов всех континентов (Кантри-лук).
Внешняя форма изделий и его заполнение (Фасон).
Родина тонкой шерстяной ткани-кашемира; родина натурального шелка? (Индия, Китай).
«Хозяюшки»
Умение сервировать стол издавна ценилось в обществе.
Бьет полдня час, рабы служить к столу бегут,
Ведет за трапезу гостей хозяйка с хором.
Я озреваю стол – и вижу разных блюд
Цветник, поставленный узором.
Багряна ветчина, зелены щи с желтком.
Румяно – желт пирог, сыр белый, раки красны,
Что смоль, янтарь-икра, и с голубым пером
Там щука пестрая: прекрасны!
Прекрасно потому, что взор манит мой вкус;
Но не обилием иль чуждых стран приправой,
А что опрятно все и представляет Русь,
Припас домашний, свежий, здравый.
(Г. Державин)
Задание: показать своё умение сервировать стол к обеду согласно меню (один человек от команды) максимальная оценка – 5 баллов.
Пока «Хозяюшки» работают, команды получают новое задание.
«Швея»
По имеющимся образцам машинных швов нужно определить и написать их название. Для удобства проверки одной команде предлагаются задания на картинках синего цвета, другой – красного (каждой команде по 3 варианта) (см.Приложение).
Дети работают под музыку (3 балла).
И скажу я вам подружбе,
Это – службишка, не служба
Служба будет впереди.
«Золушка»
Предлагаем учащимся задание: обратить внимание на маркировку на ярлыке одежды, следует сделать расшифровку знаков (5 баллов) (см.Приложение).
Пока «Хозяюшки» работают, команды получат новое задание.
«Если Вы вежливы»
Вежливый человек приветлив и радушен, он внимателен по отношению к окружающим людям, ведет себя в соответствии с требованиями этикета. Что же такое этикет? Для чего он нужен?
Этикет– свод правил поведения, принятых в том или ином обществе. Он распространяется на все сферы жизни, предписывает, как вести себя в различных ситуациях.
Командам раздаются описания ситуаций.
Задание: найти погрешности (если они есть) в поведении героев, прокомментировать их (5 баллов).
Ситуация 1:
В школьном коридоре классная руководительница Айнагуль Идрисовна разговаривала, с какой то - женщиной. Засунув руки в карманы, Максут не спеша проходил мимо.
- Здравствуйте, Айнагуль Идрисовна! – поравнявшись, сказал Максут.
Ответ:1. Руки в карманах держать неприлично.
2. Нужно было ограничиться общим приветствием.
Ситуация 2.
Катя пришла к своей подружке Томерис на день рождения. Открыв дверь, хозяйка убежала в комнату к другим гостям. Поискав глазами, куда можно повесить пальто, Катя разделась и вошла в комнату. Поздоровавшись, она подошла к Томерис.
- Поздравляю! – сказала Катя, протягивая подарок.
- Спасибо! – Томерис отложила подарок в сторону.
Ответ: 1. Хозяйка должна помочь раздеться гостю и провести его в комнату.
2. Если гости не знакомы друг с другом, хозяйка должна их представить.
3. Подарки желательно посмотреть сразу и искренно поблагодарить.
«Свет мой, зеркальце! Скажи»
Пока жюри подводит итоги, мы немного отдохнем. Шуточный конкурс.
Помните стихи А.С. Пушкина:
Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Нужно, глядя в зеркало, не улыбаясь, с разными интонациями пять раз сказать: «Ах, какая я красивая!» (2 балла).
«Слова, слова, слова…»
Сделать соответствие « высказывание - автор» известных людей (2 балла) (см.Приложение).
Проверка домашнего задания.
Реклама салата. (5 баллов).
Конкур капитанов
Звучит музыка. Мы подходим к финалу.
Решить кроссворд (одинаковый для обоих капитанов) (5 баллов).
Родина чая (Китай).
Из какого языка заимствовано слово «кухня»? (Немецкий).
Как называется самая короткая женская юбка? (Мини).
Спортивный стиль с наличием отделочной строчки, двойного шва, накладных карманов, металлических пуговиц и заклёпок, «молний» (Джинсовый).
Найти неточности в казахском и русском костюмах. Девочки демонстрируют казахский и русский костюмы под музыку.
(В казахском костюме девочки носили такыю, а замужние женщины головной убор – нижний – кимешек, надеваемый на голову, и верхний – в виде тюрбана; в русском костюме девочкам заплетали 2 косы, а девушке заплетали волосы в 1 косу, женщина прятала волосы под платок, кокошник).
Задание на сообразительность:
Загляни-ка, чтоб меня найти,
В магазин, где продают текстиль.
А найдя, с конца меня прочти –
Я в моделях юбок фасон и стиль (шёлк – клёш).
Подведение итогов игры.
Пока жюри подводит итоги конкурса капитанов и общий итог игры, учащимся предлагается игра «Верите ли вы, что …..»
Вилки в России во время Петра I использовали для десерта, а остальную пищу ели руками или при помощи ложки? (Да).
Первый блин всегда комом? (Нет).
Панталоны – мужские длинные штаны со штрипками внизу (Да).
Помаду первоначально использовали для волос как пудру? (Да).
Жюри подводит итоги, называет лучшую команду, лучшего игрока.
Рефлексия.
Первая часть темы нашего урока звучала так: «Чем больше науки…» Над каким заданием пришлось хорошенько подумать, прежде чем ответить? Какое задание было самое интересное? Как вы думаете, что лучше: отвечать, не раздумывая, на простые вопросы или «ломать голову» над сложными, но интересными вопросами?
Вторая часть темы нашего урока «тем умнее руки». Какие задания или вопросы доставили вам удовольствие, было приятно и интересно над ними работать? Какие задания показались вам простыми, неинтересными?
Ваше отношение к проведению подобных уроков?
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Приложения
Конкурс «Швея»
1 команда
2 команда
Конкурс «Золушка»
Стирать при температуре не выше 40 градусов
Стирать нельзя
Выкручивать нельзя
Можно отбеливать
Отбеливать нельзя
Гладить при температуре не выше 120 градусов
Гладить нельзя
Химчистка запрещена
Возможна любая химическая чистка
Конкурс «Слова, слова, слова» даны высказывания известных людей, найти соответствие: автор - высказывание.
1
Мы не для того живем, чтобы есть, а едим для того, что бы жить
Сервантес
2
Встав из-за стола голодным – вы наелись; если вы встаете,
наевшись – вы переели; если встаете, переевши – вы отравились
Г.Казловски
3
Одеваться модно – одеваться со вкусом
А.П.Чехов
4
Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого,
как вежливость
К.Шанель
5
Насколько законы моды непостоянны и разорительны,
настолько законы хорошего вкуса экономны и устойчивы
Барнетт Ньюмен
6
Будьте естественны, женственны, неповторимы в своей красоте
– вот средство, которым можете пленить окружающих
Королева Румынии Мария
7
Истинная элегантность всегда предлагает беспрепятственную
возможность движения
Уильям Сомерсет Моэм
8
В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак
изящества — приличие, а признак щегольства — излишество.
Лаватер
9
Хорошо одетый человек - это тот, на чью одежду не обращают
внимания.
Бенджамин Франклин
10
Мы едим для собственного удовольствия, одеваемся – для