Конспект урока технологии в 5 «А» классе:
«История происхождения от веретена до электрической прялки»
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область «Познание». Цель: познакомить детей с предметами крестьянского быта: прялкой, веретеном (далее электрическая прялка).
Образовательная область «Коммуникация». Цель: активизировать в речи слова: прялка, веретено, ухват, рушник, самовар, кадка, лапти, люлька, рубель и др.
Образовательная область «Социализация». Цель: прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям, обычаям гостеприимства, русскому фольклору, русским народным играм, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.
Образовательная область «Физическая культура». Цель: развивать двигательную активность.
Образовательная область «Чтение художественной литературы». Цель:
вызвать желание самостоятельно исполнять знакомые инсценировки, обогащать словарь пословицами, поговорками, загадками, потешками.
Образовательная область «Музыка». Цель: способствовать стремлению петь протяжно, чётко произносить слова.
Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; «уголок русской избы» с предметами быта, деревенской утварью, половичками, имитация русской печи, люлька; русские народные костюмы; корзинка–копилочка; ленточка; пироги .
Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями на других занятиях в « уголке русской избы»; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок;
слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр ( «Заря –заряница», «Горелки» , «Клубок» и др.)
Ход урока (в «уголке русской избы»):
Хозяйка сидит у прялки и прядёт пряжу, качая колыбель и напевая песню.
Хозяйка:
Я пряду, пряду кудель,
Я качаю колыбель.
Прялка, прялка не гуди,
Мою Настеньку не буди.
Ты тянись, тянись мой лён,
Ты сойди на Настю, сон.
Баю, баю, баю, бай,
Сонных глаз не размыкай!
(В зал под р.н.м. входят дети с Варварой, одетые в русские народные костюмы).
Хозяйка: Здравствуйте! Милости просим! Рады гостям, как хорошим вестям!
Дети: Мира, счастья, здоровья вашему дому!
Хозяйка: Не толпитесь на крылечке, проходите ближе к печке. Рассаживайтесь поудобнее. В тесноте, да не в обиде. Проходите да хвастайте – какими судьбами.
Варвара: Вот привела к тебе ребят. Пусть, думаю, поглядят, чему-нибудь поучатся.
Хозяйка: В прошлый раз я много чего рассказывала, много всего показывала. И хочу всем вам, ребятки, загадать сейчас загадки. Кто отгадку скажет - пусть её покажет.
Загадки:
1. На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается (рушник).
2.Кто в избе рогат? (ухват).
3.Стоит попадья, двумя поясами подпоясана (кадка).
4.Стоит толстячок, подбоченивши бочок
Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар).
5.Обувь немудрёная, но зато народная и душе угодная (лапти).
6.Не шит, не кроен, а весь в рубцах.
По скалке катается, одежда выпрямляется (рубель).
7.Без рук, без ног во все стороны кланяется (люлька).
Хозяйка: В люльке Настенька спит, может кто из вас покачает?
(Девочка садится возле люльки и качает).
Хозяйка: А сегодня расскажу я вам о истории происхождения от веретена до электрической прялки (слайд 1). (слайд 2) Прядение из шерсти, льна, хлопка — одно из самых старых ремесел. Как же получали из коротких волокон непрерывную тонкую нить? Ее скручивали с помощью простейшего приспособление, известного с глубокой древности — веретена. Только в XVI веке был сделан первый шаг к усовершенствованию ручного веретена — изобретена самопрялка с ножным приводом. Веретено и самопрялка встречаются и сейчас, и некоторые мастерицы еще владеют старинным ремеслом. А я расскажу об истории происхождения от веретена до современной самопрялки — электрической.
Веретено — это деревянный стержень, слегка утолщенный внизу. Утолщение служит как бы маховичком, заставляющим веретено, раскрученное пальцами, долго вращаться по инерции. Пряха, начиная прясть, вытягивает из приготовленной к работе шерсти несколько волокон, скручивает их и прикрепляет веретену. Равномерно вытягивая левой рукой волокна из пучка, она пальцами правой руки раскручивает веретено за верхний кончик. От этого пучок волокон скручивается и становится достаточно прочным. Пряха вытягивает из пучка новые волокна и отводит руку с крутящимся веретеном все дальше и дальше. Когда длины руки уже не хватает, пряха наматывает спряденную нить вокруг нижнего конца веретена и закрепляет ее петлей на верхнем конце. Потом процесс повторяется. Как видите, прядение веретеном состоит из двух чередующихся операций: скручивания нити и наматывания ее.
(слайд 3) Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы.
(слайд 4) Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Первоначально прялку изобрели в Древнем Риме. Пряжа от первых старинных прялок получалась разной по качеству и толщине. Это зависело от породы овец, в какой период времени года была пострижена овца и от многих других факторов. Как выполнялся весь процесс прядения? Правой рукой приводили в движение большое колесо, а левой рукой вытягивали прядь и подносили к веретену. В зависимости от угла наклона пряди к веретену происходило закручивание или наматывание пряди.
(слайд 5) Прядением занимались женщины, а вот усовершенствование и изобретение – это было занятие мужчин. В 1530 году Юргенс из Брауншвейга изобрёл прялку с ножным приводом, при котором обе руки могли заниматься пряжей. Прялку стали называть самопрялкой. Она позволяла сделать вытягивание, скручивание и наматывание нити. Последние две операции были в какой-то степени механизированы, но всё-таки вручную приходилось делать частичное закручивание. И только в 1735 году Джон Уайт, по профессии механик, изобрёл вытяжной механизм, состоящий из двух вытяжных валиков, которые, наконец, заменили руки женщины. Но не совсем, на такой прялке можно было использовать волокна уже подготовленные, то есть частично вытянутые. В этом в дальнейшем помогла изобретённая чесальная машина. Вот тогда-то и собрал полностью механизированную прядильную машину тот же Джон Уайт. Это произошло в 1741 году. Да уж слишком громоздкая и дорогая была его машина.
(слайд 6) Следующей прялкой стала прялка «Дженни», изобретённая Харгвисом. Назвал он её в честь любимой дочери. Всё было хорошо в этой машине, но один недостаток – вытяжка была недостаточной, и пряжа получалась слабой, – приходилось добавлять для крепости пряжи нить льна.
(слайд 7) И как оно часто бывает в технике, так и произошло – все недостатки предыдущих прялок были учтены, а достоинства объединили в одной, – так сделал свою прядильную машину Аркрайт. Процесс прядения был полностью автоматизирован. Но и потом, проходило время – замечали снова недостатки, и снова переделывали и усовершенствовали. Да разве можно всё описать вот так просто на одной страничке всё то, что пришлось испытать самой прялке и тем, кто с любовью к труду и к технике приложил много стараний и усилий, чтобы прялка стала такой, какой мы видим сегодня.
(слайд 8) А какие прялки сегодня? Сегодня прялки электрические, способные за одну секунду предоставить до 40 метров пряжи.
Этот вид электрических бытовых приборов предназначен для переработки очищенной и хорошо чесаной шерсти, собачьей шерсти пуха, искусственного волокна и для ссучивания двух нитей.
Бытовая электрическая прялка нашла широкое применение для изготовления домашней пряжи в быту. Она легка и удобна в эксплуатации, не занимает много места ввиду своих небольших габаритов. Электромотор небольших размеров сделал ее легче, а наличие электропривода превратил процесс прядения в более автоматизированный, что значительно повысило производительность этой модели. (слайд 9)
Хозяйка: Послушайте загадочку: «Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь». Догадались, что это?
Дети: (отвечают).
Хозяйка: Есть такая пословица: «Не велико веретено, а всех одевает оно».
Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. Сегодня на таких прялках прядут шерсть на носочки, варежки.
Дети: А можно нам попробовать попрясть пряжу?
Хозяйка: Конечно, мои милые, конечно, мои хорошие.
(Дети пробуют прясть, хозяйка объясняет: пряжу нужно скручивать пальцами, наматывать на веретено).
А чтобы работать было веселей – пели песни. Ниточка прядётся, а песенка поётся.
Русская народная песня «Прялица»
Позолоченная прялица,
Мы прядём, а нитка тянется,
Мы прядём, а нитка тянется,
Нам работа наша нравится…
Варвара: О чём же поведала сегодня Хозяюшка? С какими старинными предметами быта познакомила?
Дети: (отвечают).
Варвара: А мы припасли для тебя, Хозяюшка, забавушек на всякий вкус.
Кому – хоровод, кому – игру, кому – потешечку.
Как у наших ворот
Собирался народ,
Собирался народ
На весёлый хоровод!
Заведём нашу, нижегородскую!
Хозяйка: Да и я, пожалуй, встану
От ребяток не отстану.
Русская народная игра «Заря – заряница»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - Заря - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарей. Игра повторяется.
Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.
Хозяйка: Шутки, прибаутки, веселье!
А у меня есть вкусное угощение.
Пироги капустные
Очень даже вкусные.
«Не красна изба углами, а красна пирогами» (пословица)
(Хозяйка выносит на подносе пироги).
Берите, не стесняйтесь,
Пирогами угощайтесь!
Дети: Благодарствуем, Хозяюшка.
Варвара: Спасибо, Хозяюшка, за хлеб – соль да пироги знатные.
За учение уму – разуму.
А нам пора с вашего двора.
(Звучит р.н.м. Дети выходят из зала).