|
Интегрированный урок. Тема урока: Народные вышивки: композиция, узор, орнамент, раппорт «Изонить» |
Предмет: технология и изобразительное искусство Сш.№10 Кубыкина Е.А.- Изобразительного искусства; Якушенко Т.В.- Преподаватель технологии |
Интегрированный урок: Народные вышивки: композиция, узор, орнамент, раппорт «Изонить»
Предмет: технология и изобразительное искусство
Кубыкина Е.А.- Изобразительного искусства
Якушенко Т.В.- Преподаватель технологии
Тема урока: Народные вышивки: композиция, узор, орнамент, раппорт «Изонить»
Цель урока: Развивать творческую увлеченность декоративно-прикладной деятельностью, индивидуальных способностей. Расширять и углублять знания и умения, полученные на уроках технологии и изобразительного искусства. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность, приучать к коллективной ответственности за выполненную работу.
Задачи урока: Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, по теме изонить.
Воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающей среды.
Развивающие: развивать пространственное мышление.
Оборудование: Интерактивная доска, инструменты и принадлежности для выполнения вышивки в техники изонить.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Беседа с демонстрацией.
3.Практическая работа.
4. Закрепление.
5. Уборка рабочих мест.
Ход работы:
Организационный момент: Т.В. Приветствие, сообщение темы и цели урока, проверка посещаемости.
Беседа на тему ДПИ.
Слайд- фильм (орнамент):
Е.А. Прикладное искусство - одно из основных разделов казахской этнокультуры. Изделия прикладного искусства являются носителями информации о древней культуре народа. Их образцы хранятся в музейных фондах в качестве экспонатов археологических раскопок.
Все изделия прикладного искусства, найденные в ходе археологических раскопок на территории нашей страны, украшены орнаментом.
Е.А. – какие 4 группы орнаментов вы знаете? (зооморфный, растительный, космогонический, геометрический)
-В чем особенность этих орнаментов?
- Какой элемент в казахском орнаменте считается основным?
Е.А(работа по слайду):
Существует большое разнообразие казахских национальных узоров и орнаментов. Создаются они народными умельцами весьма своеобразно и творчески. В узорах проявляется своеобразный образный мир казахов. Тут можно встретить и "След верблюда" (Туьйе табан), и "Бараний рог" (Кошкар муьйiз), "Кость" (Жiлiншiк) и "Позвоночник" (Омыртка), и "Собачий хвост" (Ит куйрык. Кроме зооморфных узоров попадаются и элементы окружающей природы, такие как "Зигзаг, Вода" (ирек, су), "Цветок" (гул) и т.д. Часто встречаются древние магические символы в виде геометрически правильных фигур, как утверждают, указывающие иногда на принадлежность к роду или жузу. Прямые линии, круги, ромбы, чередующиеся треугольники довольно часто встречаются в изделиях народных мастеров.
Казахские орнаменты весьма красивы и, как говорят, обладают свойствами отгонять злых степных духов.
Орнамент традиционен в быту казахов. Его смысловая наполненность масштабна, вбирает в себя отношение к окружающей действительности, к миру. Существует большое разнообразие казахских национальных узоров и орнаментов.
Дефиле:
Орнамент мы используем во всех видах ДПИ.
Слайд- фильм (ДПИ):
Т.В. С помощью каких видов ДПИ мы можем украсить предметы быта и одежды давайте наглядно посмотрим.
Т.В. Сегодня мы с вами остановимся 1 из видов ДПИ – вышивка. Существует несколько видов вышивки.
В-с: Назовите их?
В-с: Чем вам понравился такой вид вышивки, как изонить?
Слайд- фильм (изонить):
А теперь вспомним и посмотрим, какие инструменты необходимы для работы: Картон, нити различного цвета, игла, ножницы, циркуль, линейка.
В какой последовательности выполняется вышивка изонитью?
Т.В. Сегодня на завершающем занятии после усвоения основных упражнений мы можем перейти к выполнению панно.
Работать будем по следующему плану:
1. Вспомним правила составления эскиза.
2. Выполнение работы.
3. Защита мини - проекта.
Е.А. Чтобы создать орнамент для определенного изделия, сначала делается эскиз.
Слово «Композиция» на латыни означает расположение узоров и орнаментов на какой-либо вещи. Поэтому, в первую очередь, следует определить пространственный масштаб изделия, на котором он должен разместить орнамент.
- Для орнамента также важно соблюдение законов симметрии: все его стороны должны быть равными.
-При создании орнаментов, кроме знаков симметрии необходимо также соблюдение ритма.
- Повторение в орнаментах одного и того же элемента. Например: повторение несколько раз элемента бараньего рога - это ритм.
Е.А. - При создании орнамента необходимо знать, что особую красоту ему придают краски.
- Соответствие цветов друг к другу, их гармонное сочетание называют колоритом. В казахском прикладном искусстве используются традиционные цвета. Эти цвета имеют определенную символику. Синий цвет – мудрости, белый – символ истины, желтый – цвет молодости, весны. Сейчас мы с вами вспомнили последовательность выполнения эскиза. По этому же принципу выполнялось составление эскиза и других бригад.
Практическая работа.
Повторение правил техники безопасности с иглой, ножницами:
Т.В. Загадки:- Я загадываю загадку, если вы ее отгадываете, я достаю из сундука соответствующий предмет, которым мы будем пользоваться на уроке.
На всем теле только одно ухо. (Игла)
В нее бумагу можно класть
Бумага в нашей пасти разделится на части (Ножницы)
-Теперь мы приступаем к завершению работы над панно по бригадам.
Задание: Завершить работу над панно, каждая бригада выполняет один из видов орнамента, оформляет рамку.
Т.В. Панно выполнены, работа идет к завершению. Давайте проведем итоги нашей работы. Устроим мини-выставку. Каждая группа покажет результаты своего труда.
Защита мини – проектов:
Закрепление.
-Ребята, что вам больше всего запомнилось и понравилось сегодня на уроке?
Подведение итогов:
Т.В. Молодцы, работали дружно, согласованно, каждая бригада получает оценку.
Е.А. Вы сегодня показали хорошие результаты, работа выполнена красиво, точно, в работе участвовали активно.
У Чехова есть такое высказывание «В человеке все должно быть прекрасно!». А сегодня на уроке мы создали эту красоту своими руками.
Подарки!
Уборка рабочих мест.
Учащиеся убирают рабочие места.