ИНСТРУКЦИЯ № ____ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 1.1. Данная инструкция разработана для учеников 5-9 классов. Учащиеся в течении учебного года занимаются соответственно программы по обслуживающему труду для средней школы. 1.2. На первых уроках и в дальнейшем учащиеся проходят первичный инструктаж по технике безопасности. Учитель обслуживающего труда знакомит с программным материалом всего учебного года и по данной четверти, с требованиями к уроку, что нужно иметь на уроках обслуживающего труда, с формой, санитарно-гигиеническими нормами, с требованиями к дисциплине и организации учащихся на уроке. 1.3. В течении учебного процесса проводится текущий инструктаж по технике безопасности с целью ознакомления со способами предупреждения травмы. 1.4. Во время занятий учащиеся находятся на уроке в форме. Урок начинается и заканчивается по звонку согласно расписанию. 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ УРОКА. 2.1. Перед началом урока учащиеся готовятся к уроку, надевают форму. 2.2. Урок начинается по звонку.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ. 3.1. На уроках обслуживающего труда учащиеся выполняют программные виды работ, согласно которым получают текущие, итоговые и четвертные оценки. В подготовительной части урока учащиеся получают знания о безопасной организации труда, о приёмах и методах безопасности работы. 3.2. В течении урока учащиеся должны придерживаться следующих правил: - не начинать занятия без разрешения учителя; - соблюдать все правила техники безопасности при работе с разными инструментами и машинами; - самовольно не покидать место работы; - не выполнять другие действия без разрешения учителя; - соблюдать правила и нормы поведения.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ УРОКА. 4.1. Урок заканчивается подведением итогов работы, сообщаются оценки, выдаётся домашнее задание, после чего учащиеся убирают свои рабочие места.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. 5.1. В процессе работы предупреждать возникновение аварийных ситуаций: - не оставлять включённым утюг, электронагревательные приборы, электромашинки. - ставить утюг на подставку; - следить за исправностью электрических приборов.
ИНСТРУКЦИЯ № ____ ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ В МАСТЕРКИХ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА 1. Общие положения 1.1. Данная инструкция разработана для учащихся 5- 9 классов, занимающихся в кабинете «Обслуживающего труда». 1.2. Выполнение данной инструкции является обязательным для всех учащихся, находящихся в данном кабинете. 1.3. Выполнять работы, не связанные с заданием и указаниями учителя строго запрещается. 1.4. Проведение инструктажа и проверка знаний по охране труда проводится в объеме учебной программы и оформляется соответственно в журнале инструктажа. 1.5. К работе допускаются учащиеся, которые прошли мед. осмотр, инструктаж по охране труда и о безопасных методах работы.
2. Требования безопасности перед началом работы 2.1. Приходить на урок за 10 минут до звонка. 2.2. Открывает кабинет учитель. 2.3. Входить и выходить из кабинета спокойно, согласно правилам внутреннего распорядка. 2.4. Садится на свое место, согласно схеме посадки, установленной учителем. 2.5. Приготовить к уроку свое рабочее место. На рабочем месте ничего не должно быть лишнего. Инструменты на столе располагайте так, что бы предотвратить их падение. 2.6. Надеть спецодежду, волосы спрятать под головной убор (косынка, берет). 2.7. Не загромождать проходы между столами посторонними предметами.
3. Требования безопасности во время работы 3.1. Во время работы соблюдать тишину, быть внимательными и дисциплинированными на уроке, точно выполнять указания учителя. 3.2. Соблюдать порядок на своем рабочем месте. 3.3. Нельзя брать письменные принадлежности, инструменты, приспособления у одноклассников во время урока, отвлекать других учащихся. 3.4. На перемене соблюдать дисциплину и порядок. 3.5. Не открывать без разрешения окна и не сидеть на подоконниках. 3.6. Не играть колющими и режущими предметами (игла, спицы, ножницы, ножи). 3.7. Не пользоваться посторонними предметами, представляющими опасность для жизни детей (фонарики, петарды). 3.8. Бережно относитесь к имуществу, находящемуся в кабинете, не рисовать на партах. 3.9. После 2-го урока во время перемены дежурные должны проветривать кабинет и делать влажную уборку.
4. Требование безопасности по окончанию работ 4.1. Не оставлять рабочего места без разрешения учителя. 4.2. Дежурные должны убрать кабинет, используя веник и совок.
5. Требования безопасности в аварийных ситуациях 5.1. При выявлении неисправностей в электрических устройствах, другом оборудовании кабинета, а также при выявлении пожара, нарушение норм безопасности, травмировании учащихся немедленно сообщить об этом учителю или дежурному администратору. 5.2. Не устранять неисправности самостоятельно. 5.3. Порядок действий при возникновении пожара: - эвакуация из кабинета проходит согласно плана эвакуации школы; - эвакуацию проводить в следующем порядке: - учащиеся ряда у стены, среднего ряда, ряда у окна; - при выходе из класса соблюдать спокойствие, организованность и порядок.
ИНСТРУКЦИЯ № ____ ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С УТЮГОМ
1. Общие положения 1.1. Инструкция предназначена для учащихся на уроках трудового обучения при работе с утюгом. 1.2. Работа с утюгом предусматривает использование электрического тока напряжением 220 В. 1.3. К работе с электрическим утюгом допускаются учащиеся с 5-го класса, прошедшие медицинский осмотр, изучившие правила безопасной работы, прошедшие инструктаж по охране труда, имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в рабочую форму. 1.4. Опасные производственные факторы: - ожоги рук при касании нагретых металлических частей утюга или паром при обильном смачивании материала; - возникновение пожара при составлении включенного в сеть утюга без присмотра; - поражение электрическим током. 1.5. Рабочее место должно быть оборудовано защитными приспособлениями (резиновый коврик, несгораемая подставка под утюг). 1.6. При работе с электрическим утюгом используется специальная одежда: индивидуальный хлопчатобумажный халат или фартук с нарукавниками и головной убор (берет или косынка), а также диэлектрический коврик. 1.7. При получении учащимися травмы, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
2. Требования безопасности перед началом работ 2.1. Проверить исправность сетевого шнура и вилки. 2.2. Поместить шнур в специальный держатель. 2.3. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку. 2.4. Убедиться в наличии термостойко подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места для глажения.
3. Требования безопасности во время работы 3.1. Включать электрический утюг в сеть и выключать сухими руками. Не касаться мокрыми руками сетевого шнура, рукоятки переключателя. 3.2. Работать с утюгом, стоя на резиновом коврике. 3.3. Остерегаться одновременного прикасания руками к утюгу и трубам отопления и др. заземленной арматуре. 3.4. Следить за правильным выбором режима работы утюга. 3.5. При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура. 3.6. Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра. 3.7. Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой. 3.8. Следить за нормальной работой утюга, отключать электрический утюг от сети только за вилку, а не дёргать шнур.
4. Требования безопасности по окончанию работ 4.1. Отключить электрический утюг от электросети, не выключать вилку из штепсельной розетки рывком за шнур. 4.2. Не класть шнур с вилкой на утюг, избегать прикосновений к горячим частям утюга. 4.3. Привести в порядок рабочее место. 4.4. Снять спецодежду и вымыть руки.
5. Требования безопасности в аварийной ситуации 5.1. при возникновении неисправности в работе электрического утюга, появлении искрения и т.д., немедленно прекратить работу, отключить утюг и сообщить учителю об аварийной ситуации. 5.2. Отключить рубильник, обесточить электросеть. 5.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшим, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
ИНСТРУКЦИЯ № ____ ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХ ПРИ РАБОТЕ С ТКАНЬЮ 1. Общие положения 1.1. Инструкция предназначена для учащихся на уроках трудового обучения при работе с тканью. 1.2. К выполнения работ с тканью допускаются учащиеся с 5-го класса, прошедшие медицинский осмотр, изучившие правила безопасной работы и инструктаж по охране труда, имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в рабочую форму. 1.1. Опасные производственные факторы: - уколы пальцев рук иголками и булавками при работе без напёрстка; - травмирование рук при неаккуратном обращении с ножницами и при работе на швейной машине; - поражение электрическим током при работе на электрической швейной машине. 1.2. При выполнении работ с тканью используется специальная одежда для учащихся: индивидуальный хлопчатобумажный халат или фартук с нарукавниками и головной убор (колпак или косынка). При работе на электрической швейной машине используется диэлектрический коврик. 1.3. При получении учащимися травмы, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение. 1.4. После выполнения работ с тканью тщательно вымыть руки. 2. Требования безопасности перед началом работ 2.1. Надеть спецодежду, волосы заправить под косынку или колпак. 2.2. Проверить отсутствие ржавых иголок и булавок. 2.3. Убедиться в наличии и исправности защитного заземления (зануления) корпуса электрической швейной машины, наличие диэлектрического коврика на полу около машины. 2.4. Включить вытяжную вентиляцию и убедиться в её нормальном функционировании. 3. Требования безопасности во время работы 3.1. Хранить иголки и булавки в определённом месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте. 3.2. Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот. 3.3. Шить иголками только с напёрстком. 3.4. Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя. 3.5. Ножницы хранить в определённом месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперёд. 3.6. Не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины. 3.7. Не держать пальцы рук около лапки швейной машины во избежание прокола их иглой. 3.8. Перед стачиванием изделия на швейной машине убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва. 3.9. не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами. 4. Требования безопасности по окончанию работ 4.1. отключить швейную машину от сети. 4.2. Проверить наличие рабочего инструмента и привести в порядок рабочее место. 4.3 Выключить вытяжную вентиляцию. 4.4. Снять спецодежду и принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом. 5. Требования безопасности в аварийной ситуации 5.1. При неисправности в работе швейной машины, работу прекратить, отпустить педаль пуска швейной машины и сообщить об этом учителю. Работу продолжать после устранения неисправности. 5.2. В случае поломки швейной иглы или булавки, обломки их не бросать на пол, а убирать в урну. 5.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение ИНСТРУКЦИЯ № ____ ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ
1. Общие положения 1.1. Инструкция предназначена для учащихся на уроках трудового обучения при работе с ножницами. 1.2. Рабочее место должно быть оборудовано специальными коробками или подставками. 1.3. К самостоятельной работе допускаются учащиеся, прошедшие медосмотр, изучившие правила безопасной работы, имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в рабочую форму. 1.4. Рабочая форма для учащихся: индивидуальный халат или фартук с нарукавниками и головной убор (берет или косынка). 2. Требования безопасности перед началом работ 2.1. Подготовить рабочее место. 2.2. Ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены. 2.3. Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставе). 3. Требования безопасности во время работы 3.1. При пользовании ножницами будьте максимально внимательны и дисциплинированы. 3.2. Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия. 3.3. Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями направленными от себя. 3.4. При резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу. 4. Требования безопасности по окончанию работ 4.1. Соблюдая осторожность, сложите ножницы в рабочие коробки или специальную подставку. 4.2. Приведите в порядок рабочее место. 5. Требования безопасности в аварийной ситуации 5.1. Немедленно прекратить работу и сообщить учителю об аварийной ситуации. 5.2. Оказать первую помощь пострадавшим.
ИНСТРУКЦИЯ № ____
ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С ИГЛОЙ
1. Общие положения 1.1. Инструкция предназначена для учащихся на уроках трудового обучения при работе с иглами и булавками. 1.2. Рабочее место должно быть оборудовано специальными коробками и подушечками для хранения иголок и булавок. 1.3. К самостоятельной работе допускаются учащиеся, прошедшие медосмотр, изучившие правила безопасной работы, имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в рабочую форму. 1.4. Рабочая форма для учащихся: индивидуальный халат или фартук с нарукавниками и головной убор (берет или косынка). 2. Требования безопасности перед началом работ 2.1. Расположить коробку или подушечку для иголок и булавок в месте установленном учителем. 2.2. Убедиться в отсутствии ржавых и гнутых иголок и булавок. 2.3. В случае обнаружения непригодных для работы иголок и булавок сдать их учителю. 3. Требования безопасности во время работы 3.1. Шить с наперстком. 3.2. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок от себя. 3.3. Не брать иголки и булавки в рот, не вкалывать в одежду. 3.4. Не оставлять иголки и булавки на рабочей поверхности стола 4. Требования безопасности по окончанию работ 4.1. Убрать все иголки и булавки в специальные коробки и подушечки. 4.2. Сдать коробки с иголками и булавками учителю или сложить в отведенные для этого места. 5. Требования безопасности в аварийной ситуации 5.1. Немедленно прекратить работу и сообщить учителю об аварийной ситуации. 5.2. Оказать первую помощь пострадавшим.
ИНСТРУКЦИЯ № ____ ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ С ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ 1. Общие положения 1.1. Инструкция предназначена для учащихся на уроках трудового обучения при работе на швейной машине с электроприводом. 1.2. Работы на машинах с электроприводами предусматривают использование электрического тока высокого напряжения (220-380 В) 1.3. Рабочее место должно быть оборудовано защитными приспособлениями, хорошо освещено. 1.4. К самостоятельной работе допускаются учащиеся, прошедшие медосмотр, изучившие правила безопасной работы, имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в рабочую форму. 1.5. Рабочая форма для учащихся: индивидуальный халат или фартук с нарукавниками и головной убор (берет или косынка). 2. Требования безопасности перед началом работ 2.1. Убрать с платформы машины посторонние предметы, проверить прочно ли закреплена игла и лапка. 3. Требования безопасности во время работы 3.1. Соблюдать правильную осанку, следить за правильным положением рук. 3.2. Не отвлекать внимание работающих за машиной посторонними разговорами, не передавать через них предметы. 3.3. Не оставлять включенную машину без присмотра. 3.4. Не допускать перегрузки электродвигателя. 3.5. Не бросать на пол отработанные и поломанные иглы. 3.6. Заправку нитки, замену иглы осуществлять только при выключенном электродвигателе, сняв ногу с педали. 4. Требования безопасности по окончанию работ 4.1. Отключить пусковое устройство машины. 4.2. Убрать рабочие инструменты в специально отведенные места. 4.3. Привести в порядок рабочее место. 5. Требования безопасности в аварийной ситуации 5.1. Немедленно прекратить работу и сообщить учителю об аварийной ситуации. 5.2. Отключить рубильник, обесточить электросеть. 5.3. Оказать первую помощь пострадавшим.
ИНСТРУКЦИЯ № ____ ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ СО СПИЦАМИ И КРЮЧКОМ В УЧЕБНОЙ МАСТЕРСКОЙ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 1.1 Инструкция предназначена для учащихся на уроках обслуживающего труда при вязании на спицах и крючках. 1.2 Рабочее место должно быть оборудовано специальными коробками или пеналами для хранения спиц и крючков. 1.3 К самостоятельной работе допускаются учащиеся, прошедшие медосмотр, изучившие правила безопасной работы, имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в рабочую форму. 1.4 Рабочая форма для учащихся: индивидуальный халат или фартук с нарукавниками и головной убор (берет или косынка) 1.5 Опасные факторы уколы остриём спиц или крючком. II. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ. 2.1. Расположите коробку или пенал для спиц и крючков в месте, установленном учителем. 2.2 Убедитесь в отсутствии ржавых, гнутых спиц и крючков. В случае обнаружения сдать учителю. III. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ. 3.1 Следить за соблюдением правильной осанки: сидеть, прижимаясь спиной к спинке стула. 3.2 Держать спицы на расстоянии не менее 30-45 см от глаз. IV. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ. 4.1 Сдать коробки или пеналы со спицами (крючками) учителю или сложите в отведённое для этого место. 4.2 Привести в порядок рабочее место. V. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. 5.1 Немедленно прекратить работу и доложить учителю об аварийной ситуации. 5.2 Оказать первую помощь пострадавшим и вызвать медсестру.
ИНСТРУКЦИЯ № ____ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ НА УРОКЕ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА Первая помощь при различных травмах оказывается с использованием перевязочных материалов и лекарственных препаратов, которые находятся в аптечке первой помощи. Аптечки первой помощи находятся: - в медпункте; - в кабинетах физики, химии, информатики, обслуживающего труда, технического труда; - в спортивном зале; - в учительской и приемной; 1. В случае поражения электрическим током необходимо: - отключить электроэнергию с помощью рубильника или другого выключателя; - перерубить или перерезать провода (каждый в отдельности) инструментом с сухой ручкой из изолирующего материала; - отбросить сухой палкой или доской оборвавшийся конец провода от пострадавшего; - при невозможности выполнить вышеперечисленные пункты необходимо оттянуть пострадавшего от токоведущей части, взявшись за его одежду, если она сухая и отстает от тела. При этом располагаться надо так, чтобы самому не оказаться под напряжением. 1.2. Вызвать скорую медицинскую помощь. 1.3. Оказать первую медицинскую помощь: - уложить пострадавшего на подстилку; - распустить пояс, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха; - дать нюхать нашатырный спирт; - обрызгать лицо и шею холодной водой; - растереть грудь и конечности спиртом; - при необходимости сделать искусственное дыхание и массаж сердца. 2. При отравлении угарным газом необходимо: - вынести пострадавшего на свежий воздух; - поднести к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом; - при необходимости применить искусственное дыхание; - после восстановления дыхания дать валериановых капель. 3. При порезах необходимо: - при порезах стеклом: тщательно осмотреть рану, очистить ее; - промыть рану дезинфицирующим раствором (например, фурацилином); - обработать рану йодом; - наложить повязку; - при сильном кровотечении перевязать жгутом выше места пореза, на рану наложить давящую повязку. 4. При ушибах: - положить на место ушиба холодный компресс; - забинтовать ушибленное место. 5. При термическом ожоге: - смочить обожженное место спиртом или раствором соды; - наложить марлю, смоченную в растворе марганцовокислого калия; - забинтовать. 6. При ожоге едкими щелочами: - обильно смочить обожженное место нейтрализующим раствором соляной или лимонной кислоты; - смазать борным вазелином; - наложить марлю или вату; - забинтовать. 7. При ожоге кислотами: - обильно смочить обожженное место раствором соды; - наложить повязку, смоченную известковой эмульсией; - покрыть ватой; - забинтовать. Содержание аптечки и назначение лекарственных препаратов: 1. Перевязочные материалы: -бинты; -вата; - индивидуальные перевязочные пакеты; - лейкопластырь; - пакеты со стерильными медицинскими салфетками. 2. Жгут кровоостанавливающий. 3. Нашатырный спирт (в ампулах). Применяется для возбуждения дыхания, обработки кожи при ожогах кислотами, при укусах насекомых. 4. Настойка валерианы (успокаивающее средство). 5. Пятипроцентный спиртовой раствор йода (для обработки ран). 6. Перманганат калия (для промывания желудка, обработки ран). 7. Питьевая сода (для промывания желудка, обработки кожи при ожогах). 8. Борный вазелин (для смазывания медицинских салфеток при закрытии проникающих ранений, для смазывания кожи). 9. Активированный уголь (для лечения различных острых отравлений). 10. Борная кислота (для промывания глаз, обработки кожи). 11. Нитроглицерин или валидол (при болях в сердце). 12. Анальгин, амидопирин ( при различных болях, ранениях). 13. Папаверин (при гипертоническом кризе, болях в сердце). Перевязочный материал и лекарственные препараты следует периодически заменять и пополнять. Их количество должно соответствовать числу учащихся в классе. |