«Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках технологии как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся».
Аактуальность данной темы обусловлена возникающим противоречием между потребностью общества в высококвалифицированных, конкурентоспособных рабочих, обладающих надпрофессиональными (ключевыми) компетенциями и неспособностью традиционных методов обучения справиться с такой задачей. Ведь ни для кого из присутствующих не секрет, что социально-экономические изменения, происходящие в обществе, снижение уровня качества в «массовой школе», размытость социокультурных ориентиров, уменьшение воспитательных возможностей семьи приводит к разноплановой активности подростков, их психоэмоциональной неустойчивости, падению качества обучаемости и воспитанности, следствием чего является низкая социальная адаптивность их в дальнейшей жизни.
Современное общество требует людей, способных решать нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их решениям. Специалистам необходимо быстро перестраиваться, овладевать новой компетентностью, осваивать новые умения и навыки.
В такой обстановке обучение должно быть направлено на будущее человека, на возможность его самореализации, на формирование и развитие ключевых компетенций.
Актуальность формирования ключевых компетенций обусловлена и следующими функциями, которые способствуют профессиональному становлению выпускника, будущего специалиста:
• формирование у учащегося способности обучаться и самообучаться;
•обеспечение выпускникам, будущим рабочим, большей гибкости во взаимоотношениях с работодателями;
•закрепление репрезентативности, а, следовательно, нарастающей успешности (устойчивости) в конкурентной среде обитания.
Хороший сотрудник не отрицает качеств хорошего специалиста, то есть определённой специальной, профессиональной подготовленности. Но хороший сотрудник – это и человек, который может работать в команде, принимать самостоятельные решения, человек, который инициативен и т.д.
Традиционные методы обучения не справляются с такой задачей, так как их миссия – передать информацию, но она, к сожалению, устаревает до того, как обучаемые смогут ею воспользоваться.
Исследования В. В. Гузеева (методы и организационные формы модельного обучения), Г. П. Щедровицкого (деятельностно-практические игры), Ю. С. Арутюнова, М. М. Бирштейн, В. Н. Буркова, Е. С. Егорова, С. Е. Емельянова, С. Г. Колесниченко, В. Я. Платова, И. М. Сыроежкина, В. В. Полиновского, Ю. Д. Красовского и др. (идеи и особенности деловых игр), М. Ж. Арстанова, П. И. Пидкасистого, Ж. С.Хайдарова (проблемно-модельное обучение), А. С. Прудченкова (игровая технология - форма освоения окружающей действительности), В. И. Загвязинского (имитационная технология обучения), американская программа JuniorAchievement (игровые тренинги при изучении экономики) дали понимание специфики имитационного моделирования жизненных ситуаций.
Имитационное моделирование жизненных ситуаций – технология, при которой дидактическая ситуация, в которой происходит полисубъектное взаимодействие, направленно на моделирование различного рода отношений и условий реальной действительности.
Актуализация не столько образовательных, сколько социальных мотивов деятельности старшего подростка и самореализация в ней способствуют развитию ключевых компетенций старшеклассника. Имитационное моделирование жизненных ситуаций предполагает предоставление ученику максимум свободы для индивидуального развития, создание ситуации для утверждения в повседневной реальности ценностей достойной жизни.
В условиях имитационного моделирования старшеклассник не только овладевает социально-экономической ролью, а создает новые роли, т. е. занимается социальным нормотворчеством, коллективной мыследеятельностью. В такой деятельности формируются способы общения, мышления, понимания, рефлексии, действия. За счет рефлексии знания обобщаются, закрепляются, переходя из внешнего плана во внутренний план действия учащихся. В процессе имитационного моделирования проявляются элементы толерантности в ситуациях разрешения межличностных и деловых конфликтов, в выборе способов взаимодействия и отстаивания своих интересов.
Многие современные программы и методики обучения включают в себя разнообразные методы работы: ролевые игры, упражнения, эксперименты, творческие и практические задания. Именно практические задания, построенные на игровом моделировании дают возможность обучаемым перейти от пассивного потребления информации к активному участию в процессе познания.
Рассмотрим структуру имитационного моделирования жизненных ситуаций.
Выделяют следующие методы обучения: анализ конкретных социально-экономических ситуаций, моральные дилеммы и деловые игры (рис. 1). В контексте всех рассматриваемых в условиях имитационного моделирования ситуаций и деловых игр присутствуют элементы моральных дилемм.
Использование моральных дилемм как одного из условий протекания процесса становления социальной свободы старшеклассника должно удовлетворять следующим требованиям:
иметь отношение к реальной социально-экономической жизни старшеклассников;
быть по возможности простой для понимания;
быть незаконченной;
включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием;
предлагать на выбор учащимся варианты вопросов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя главный герой?».
Ситуация-проблема - определенное сочетание фактов из реальной жизни. Задается реальная социальная ситуация, которая имела положительные или отрицательные последствия. Учащиеся должны вычленить проблему, сформулировать ее, определить, каковы были условия, какие выбирались средства решения проблемы, были ли они адекватны и почему и т. д. Проблемная ситуация со всей своей предметной неоднозначностью и противоречивостью создает условия для свободного осознанного выбора, через который происходит развитое, углубленное познание субъективных и объективных реалий.
Ситуация-оценка описывает социальную ситуацию, выход из которой в определенном смысле уже найден. Старшеклассниками проводится критический анализ ранее принятых решений, дается мотивированное заключение по поводу произошедшего события. Коллективное обсуждение вариантов решения одной и той же ситуации существенно углубляет опыт старшеклассников: каждый из них имеет возможность ознакомиться с вариантами решения одной и той же проблемы, послушать и взвесить множество; оценок, дополнений и изменений.
Ситуация-иллюстрация поясняет какую-либо проблему или ситуацию, относящуюся к определенной теме. Старшеклассникам предлагается самостоятельно смоделировать ситуацию-иллюстрацию к своим рассуждениям. Практика показала, что предъявление таких заданий усиливает у старшеклассников стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на поставленные вопросы, у учащихся развиваются аналитические способности, вырабатывается самостоятельность и инициативность в решениях.
Ситуация-упражнение предусматривает применение уже принятых ранее положений и предполагает очевидные и бесспорные решения поставленных проблем. Такие ситуации помогают развивать определенные навыки (умения) старшеклассников в обработке или обнаружении данных, относящихся к исследуемой проблеме. Они носят в основном тренировочный характер, помогают приобрести опыт решения определенных жизненных задач.
Деловая игра - особая деятельность старшеклассника, которая изменяется и развертывается как его субъектная деятельность, направленная на воссоздание и усвоение социального опыта.
В условиях имитационного моделирования жизненных ситуаций мною применяются следующие модификации деловых игр: имитационные, ролевые, деятельностно-практические и игровое проектирование.
Деловые игры представляют собой синтез релаксопедических подходов (снятие барьеров, психологическое раскрепощение) и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями.
Имитационные игры- имитационное моделирование реальных социальных механизмов и процессов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, реальной социальной деятельности. Необходимые знания усваиваются участниками игры в процессе информационного обеспечения игровых действий, в формировании целостного образа той или иной социальной ситуации.
Ролевые игры характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения. В ходе ролевой игры старшеклассниками моделируются социально-диалогические поступки и процесс общения по разрешению проблемных социальных ситуаций.
Игровое проектирование- деятельность, в которой старшеклассник, моделируя социальную действительность, экспериментируя с ней, обнаруживает связь социальной ситуации с собственными переживаниями и состояниями.Это позволяет старшеклассникам самостоятельно осуществлять сбор необходимой информации, планировать возможные варианты решения социальной проблемы, делать выводы, анализировать свою деятельность, по «кирпичикам» формируя новое знание и приобретая новый жизненный опыт.
Внутри такой деятельности в форме пробы, испытания происходит своеобразное обнаружение некоторых социальных действий и «примеривание их на себя» путем воссоздания, т. е. обретение некоторого опыта.
Деятельностно-практические игры предусматривают организацию коллективной мыследеятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных социальных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Старшеклассник не только получает удовлетворение от поиска решения, но и находит его быстрее. Играя роль, вступая в социальные отношения с другими играющими, учащийся приобретает опыт подобных отношений. Это обогащает старшеклассника новыми знаниями, умениями, навыками, опытом деловых и социальных контактов.
Считаю, что внедрение технологии имитационного моделирования (интерактивного взаимодействия) на уроках русского языка и литературы способствует формированию ключевых компетенций у учащихся, столь необходимых в современных динамичных условиях жизни.
При интерактивном взаимодействии:
- даже самые застенчивые и робкие учащиеся, боящиеся любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой;
- учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать партнёров;
- учатся осуществлять сотрудничество на основе эффективного и конструктивного взаимодействия, так как в процессе обучения моделируются процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии.
План-конспект практической работы «Составление резюме, сопроводительного письма»
Цель: 1. Познакомить с правилами составления резюме, сопроводительного письма;
2. Сформировать у учащихся отношение к резюме как к средству, повышающему шансы на желаемое трудоустройство.
Демонстрационный материал: примеры резюме, рекомендации к составлению резюме, рекомендации к составлению сопроводительных писем.
Раздаточный материал: чистые листы бумаги формата А4 по 2 экземпляра для каждого учащегося.
Ход урока Организационный момент
Раздаточный материал лежит на столах учащихся. На занятии можно использовать демонстрационные листы в виде плакатов или слайдов, выполненных в программе PowerPoint для демонстрации на видеопроекторе.
Основная часть урока
На занятии, посвященном вопросам поиска работы, карьеры, мы убедились, что очень важно умение презентовать себя, предоставить информацию о себе потенциальному работодателю. Этим целям служит мощное средство самомаркетинга резюме - краткая информация о вас и ваших профессиональных качествах.
Демонстрационный слайд - пример резюме.
Вопрос: «Какова главная цель составления резюме?» (Ответ: привлечение внимания и, как следствие, - приглашение на личную встречу). Учащиеся предлагают свои версии, учитель анализирует и суммирует их.
Вопрос: «Всегда ли нужно составлять резюме?» (Ответ: всегда, так как даже в случае, если вы договариваетесь с потенциальным работодателем о встрече самостоятельно или по рекомендации, не направляя ему резюме, наверняка возникнет ситуация, когда вам предложат рассказать о себе. Имея резюме, вы можете более четко рассказать о себе).
Работодатели чаще выбирают возможность ознакомиться с резюме, которое заранее и продуманно подготовлено и позволяет произвести лучшее впечатление, чем запинающийся рассказ. К тому же информация о вас (и ваши координаты) в любом случае останутся у работодателя, и к вашим услугам могут прибегнуть позже. Учащиеся предлагают свои версии, учитель анализирует и суммирует их.
Основные требования к резюме:
1. Резюме должно быть кратким и правдивым;
2. Информация, указанная в резюме, должна быть ориентирована на желаемую должность;
3. Всегда использовать принцип «НА» вместо «ДАЙ».
Два основных типа резюме: хронологический и функциональный (по главным достижениям). Хронологическийпредполагает изложение вашей трудовой деятельности в хронологическом порядке (начиная с последнего места работы и до начала трудовой деятельности). Функциональныйиспользуется реже и предполагает группировку деятельности по отдельным направлениям, выделение наиболее ярких профессиональных достижений. Демонстрационный слайд - пример резюме.
Рекомендации к составлению резюме:
1. Не употребляйте название «Резюме» в заголовке. Заголовком должны быть ваши фамилия, имя и отчество.
2. Прямо указывайте ваши биографические данные - дата и место рождения, подданство, семейное положение.
3. Для изложения сведений об образовании и опыта работы используйте обратный хронологический порядок.
4. Указывайте в резюме те дополнительные сведения, | которые могут повысить вашу ценность в глазах работодателя (например, содержание вашей работы, достижения, имеющиеся конкретные знания и навыки, требуемые в данной работе).
5. Резюме может быть составлено и на иностранном языке,
но только в том случае, если работа требует знания иностранного | языка.
6. Текст и внешнее оформление резюме должны быть максимально комфортными для чтения, все печатается на хорошей бумаге, крупным шрифтом.
Вопрос: «Какие сведения должны быть указаны в резюме?» Учащиеся предлагают свои версии, учитель анализирует и суммирует их.
Резюме должно иметь определенную структуру. Демонстрационный слайд - структура резюме.
Направляя резюме потенциальному работодателю, желательно снабдить его сопроводительным письмом, составляя которое необходимо учитывать определенные советы. Демонстрационный слайд - «Сопроводительное письмо».
Предложить учащимся составить в соответствии с рекомендациями резюме и сопроводительное письмо, используя раздаточный материал. Для развития прогностических навыков, формирования целеполагания, видения своей будущей перспективы профессионального развития предложите своим ученикам составить резюме и сопроводительное письмо таким образом, какими они видят себя в будущем через 10, 15, 20 лет.
Заключительная часть. Анализ работ
Учитель анализирует несколько готовых работ, на остальные он пишет рецензии.
Приложение к теме «Правила составления резюме»
Структура резюме:
1. Заголовок (фамилия, имя, отчество);
2. Основные личные данные (адрес, контактные телефоны, дата и место рождения, гражданство, семейное положение, адрес электронной почты);
3. Цель поиска работы. Из формулировки цели должно быть ясно, какую работу вы можете и хотите выполнять, а иногда - и на каких условиях, на что вы претендуете, каким специалистом себя считаете. Последующие разделы должны показать обоснованность ваших притязаний;
4. Опыт работы. Дается в обратном хронологическом порядке с указанием дат, мест работы, должностей, основных функций и достижений. Эта часть резюме очень важна для людей с опытом работы. Информация излагается в следующем порядке:
- название компании (компаний), в которой вы работали (работаете);
- ее место и направление деятельности;
- сроки работы (месяц и год вашего прихода и увольнения);
- занимаемая должность;
- должностные обязанности (от 4 до 6 обязанностей);
- количество подчиненных (если таковые были);
- причина поиска работы;
5. Образование. Чем больше времени прошло после окончания, тем меньше места должна занимать эта часть в резюме. Выпускникам и студентам советуем помещать этот пункт перед предыдущим, так как опыт работы еще незначителен. Можно добавить отметки и награды, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют вашей цели, отметить участие в исследовательских или каких-либо иных работах, связанных с учебой;
6. Дополнительная информация. Сюда рекомендуется включать сведения о степени владения иностранными языками, навыках работы на персональном компьютере (желательно с указанием применяемых программных средств), наличии водительских прав и личностных качествах;
7. Рекомендации. Имена и контактные телефоны ваших руководителей на предыдущих местах работы;
8. Дата составления резюме. Указание даты составления резюме добавляет ему четкость и конкретность. Желательно, чтобы представляемое резюме всегда имело свежую дату.
Резюме может также включать:
- сжатое описание квалификации и опыта работы;
- сведения об общественной деятельности;
- упоминание о хобби (только если оно имеет отношение к работе или если его можно считать серьезным личным достижением);
- сообщение о военной службе;
- указание готовности к командировкам и смене места жительства;
- указание готовности к работе с ненормированным рабочим днем;
- сведения о рекомендациях.
Не описывайте в резюме свои слабые стороны, также не нужно размещать в нем свою фотографию, рассказывать о состоянии здоровья и сообщать о том, на какую зарплату вы претендуете. Обычно резюме занимает 1-2 страницы. |