Просмотр содержимого документа
«"Гильоширование" - план-конспект урока технологии в 6 классе»
ПЛАН-КОНСПЕКТ урока «ГИЛЬОШИРОВАНИЕ»
(Выжигание по ткани)
Класс: 6
Раздел: Рукоделие
Тема: Гильоширование. Выжигание по ткани
Цель:
образовательная: расширить кругозор учащихся с процессе изучения данного вида рукоделия, обучить новым способам действия, новым рабочим приемам.
развивающая: развитие мышления (мыслительные операции – анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать); развитие точности движения; развитие самостоятельности, инициативы. Познакомить с понятием «гильоширование», обучить получать изделия с узорами путем выжигания по ткани.
воспитательная: воспитание трудовой дисциплины, понятие культуры и безопасности труда, воспитание бережливости, воспитание познавательной потребности, интереса, активности, воспитание эстетических взглядов.
Методы обучения: устное изложение нового материала, беседа, демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов.
Выжигатель по дереву со специглой, стекло (25х40), стол для выжигания, ножницы, пинцет, альбом, фольга, шаблоны, металлическая щеточка (или х\б ткань) для снятия нагара, бумага наждачная, лекало из алюминиевой фольги, металлическая линейка, металлические лекала, памятки по ТБ при работе с выжигателем, ножницами, синтетическая ткань, капроновая лента.
Что такое вязание, вышивание, оригами, декупаж и т.д.
А что такое гильоширование? Какие инструменты и материалы необходимы?
Дети формулируют тему и ставят цели урока!!!!!!!!!!
2.4. Объяснение нового материала.
Известны виды народного творчества, как чеканка, выжигание по дереву, вырезание и вышивание.
Искусство, которым я предлагаю вам овладеть – искусство нашего времени – выжигание по синтетическим материалам – напоминает выжигание по дереву. И поэтому это направление в декоративно-прикладном искусстве дали название «художественное гильоширование».
Сообщение детей №1(опережающее задание для учащихся)
Историческая справка
Гильоширование (англ. Guilloche) – отделка изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата раскаленной иглой.
Зародилось гильоширование в 1980 годы в г. Рыбинске, где его впервые разработала Зинаида Петровна Котенкова. Она обучила этому искусству мастериц во многих городах России: Ярославле, Москве, Угличе. С ней сотрудничал известный модельер Вячеслав Зайцев, а Энн Бурда даже вручила ей благодарственное письмо.
В Германии в 70-е годы XIX века ручная техника выжигания по ткани называлась «пиротехникой». Способом украшения ткани путем выжигания и теснения на ней различных рисунков и узоров применялся на бархате. Выжигание по нему требовало особой тщательности. Для выжигания существовал специальный прибор и штифты – наконечники. В процессе работы выжигался только верхний ворс.
Сообщение №2
Способ гильоширования основан на свойстве некоторых тканей переходить в вязко текучее состояние при нагревании до определенной температуры. Если в этом состоянии соединить детали при незначительном давлении, то в результате получится прочное сварное соединение в следствии взаимопроникновения частей молекулярных цепей из одного объема полимера в другой.
Сообщение №3
Возможности гильоширования велики. С помощью горячей иглы от выжигателя создаются великолепные изделия.
Они красивы. Обладают высокой прочностью и не нуждаются во влажно-тепловой обработке.
Учитель включается в объяснение нового материала.
ТКАНИ
Основным материалом для гильоширования являются синтетические ткани: капрон, нейлон, полиэстер, трикотин, кримплен, искусственный шелк, атлас, парча.
Капроновые ленты, прозрачный капрон – это яркие цветовые пятна и оттенки как добавки на изделия. Нейлоновые ткани – как основа, так и отделочные ткани.
Внимание!
! Ткани из натуральным волокон (х/б, льняные, шерстяные, не применяются, т.к. не выжигаются.
ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
Основным рабочим инструментом является прибор для выжигания по дереву – выжигатель («Узор», «Дымок», «Вязь», «Умелец») и др. Они отличаются друг от друга только способами крепления иголки:
а) игла впаяна в ручку;
б) игла крепится в ручку с помощью винта.
Все они нуждаются в доработке, поскольку имеют сильный накал иглы, и подходят только для работы с очень толстыми синтетическими тканями, такими, как флок, кремплен. А капрон такой иглой обработать нельзя. Поэтому иглой прибора пользоваться не желательно.
Для гильоширования иглу заменяют на специально доработанную.
I. Тонкая простая игла (универсальная). С ее помощью можно выполнить любой узор на плотных тканях. Изготовление: кусок нихромовой проволоки ø0,8-0,25мм и заострить конец.
II. «Королевская игла» - для ажурных деталей. Изготовление: взять швейную иглу № 3 (4), отломить ушко (где клемма). Отступить от острия иглы 5 мм и обмотать иглу на 1/3 нихромовой проволокой.
* кроме основного инструмента потребуются дополнительные инструменты:
- стекло (25х40 см.) – предохраняет рабочий стол от повреждений при выжигании. Края стекла обработаны скотчем;
- пинцет с заточенными концам и применяют для снятия мелких вязанных деталей с поверхности стола;
- ножницы: большие дл вырезания трафаретов;
маленькие маникюрные для изготовления ажурных шаблонов и прорезей в них;
- металлическая щетка (иглочистка) – очистка игл от окалины при плавлении синтетических тканей;
- коробочки и баночки – для хранения лоскутков ткани, трафаретов, бисера, бусин и т.д.;
- бульки – металлические шарики разного диаметра на деревянной ручке при выполнении искусственных цветов;
- подставка под руку для удобства при выжигании (дощечка);
- подставки под рукоятку выжигателя;
- металлическая линейка – для прямых срезов при выжигании;
- портновские булавки – для скрепления рисунка и изделия;
- фотоальбом – для хранения мелких шаблонов и деталей. Они не мнутся, долго хранятся и легко найти;
- гелевые ручки и карандаш твердый, ø 0,5мм (не пачкают ткань, не оставляют след)
- ластик для коррекции контуров рисунка;
- х/б ткань – для снятия нагара;
- мелкая наждачная бумага – для снятия гари с иглы, для затачивания готовых шаблонов из металлической фольги;
- альбом для рисования (для зарисовки эскизов, рисунки);
- приспособления для подсветки (табурет, настольная лампа, стекло);
- трафареты – для перенесения на работу мелких узоров, располагающихся внутри какой-либо детали (лучше сделать из фольги, коробки из-под сока);
- шаблоны из картона или другого материала, которые накладываются на основу изделия и обводятся по контуру;
- лекала – для копировки одинаковых элементов рисунка.
Основные термины гильоширования
Работа гильоширования начинается с выжигания горячей иглой аппарата деталей из синтетических материалов. Выжигают самые разные фигурки, детали рисунка, различные по форме и конфигурации дырочки. Эти украшения и будут называться добавками
Перфорация на ткани – прорезание маленьких прорезных отверстий
СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ
Основной прием выжигания - сварка деталей – крепление добавок к основе.
Можно сваривать от 2-х слоев синтетической материи и боле за счет образования при выжигании расплавленной синтетической смолой. Иногда для прочности добавляют клей ПВА, нанося на левую сторону добавки. При выжигании этот клей становится прозрачным.
Виды соединения деталей
- непрерывное краевое;
- сварной шов (прожигается контур);
- прерывистое;
- точечная сварка (мягкое касание);
- штриховое
- штрихпунктирное (имитация стебельчатого шва) с ровными штрихами, одинаковыми по величине.
- линиями 2-х или более тканей накладкой);
- горячей иглой тканей и соединяют друг к другу (ажурное) соединение.
Виды сварки
Различают 5 видов сварки:
- основной – сварка деталей, применяется обычно для крепления добавок к основе. Применяется, в том числе, и для аппликаций;
- вырезка – ажурное вырезание иглой мелких участков на основной и отделочной тканях одновременно. Используется при выполнении ажура;
- прорезка – сварка основы и добавки вместе горячей иглой. Применяется для соединения очень мелких деталей.
- комбинированный вид сварки – сочетает в себе способы прорезку и вырезку. Сварку прорезкой выполняют непосредственно по добавке, а вырезкой – сбоку добавки, с одной или обеих сторон;
- роспись – сварка выполняется частой прорезкой слоев добавки линиями. Применяется при сварке однослойных и многослойных добавок при изготовлении изделий. Выполняются линии штриховой прорезки часто друг к другу плавно от края или от середины к краям добавки.
Фигурные элементы изделий выполняются гильошированием.
а) отколка дырочками, диаметр дырочек 2-3мм или 1 мм, в зависимости от величины детали. Расстояние дырочек от края изделия равно двум диаметрам этих дырочек, а между дырочками по контуру – диаметр этой дырочки.
б) полоска – добавка.
- простая, выполненная линейкой;
- полубусинками;
- фестонами;
- фестонами с ажурной вырезкой под кружево.
в) выжигание штрихов (короткие элементы (1-1,5 мм) черточки – прорези) когда показывать ровную линию на разрезе ткань полностью.
г) выжигание сетки – сложный способ выжигания для оформления поля изделия или фона аппликаций (по шаблону).
д) нарезка по краю изделия, создающая эффект бахромы, отступив от края 1-2мм.;
е) стебельчатый шов – при выделении детали аппликации;
2. Нехотина Т.М. «Золотые узоры» альбом самоделок. М.: Малыш, 1988г.
3. З.П. Коптенкова. «Выжигание по ткани». Ярославль. «Академия холдинг». 2002г.
4. Интернет сайт:
htt: // www. chudosite.ru/art/pyrography/
htt: //www.masteraia.ru/igla/
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
Тема: салфетка в технике гильоширования по ткани
Инструменты: игла; стекло 25х40, оклеенное по краям , или кафельная плитка; пинцет; маникюрные ножницы; булавки портновские; циркуль.
Материалы: синтетические ткани
Оборудование: выжигатель, утюг; трафареты из алюминиевой фольги; ванночка с водой при ожоге пальцев; х/б ткань для снятия нагара; мелкая наждачная бумага для заточки иглы; металлическая линейка
№ п/п
Выполняемая операция
Технические условия (самоконтроль)
Оборудование
4
Провести ВТО ткани
Под ткань подложить стекло (кафель) для защиты мебели от прожигания
Стекло (кафель), выжигатель, пинцет, ванночка с водой
6
Выжигаем край круга детали основы фестонами в виде полукругов с обколкой дырочками
Круг ø 26см. синей ткани. Шаблон выполнить на ¼ круга. Закончив первый элемент выжигания, передвиньте шаблон дальше. Сквозные дырочки ø 1мм. На расстоянии 1 мм от края. Время касания к ткани 1-2 сек. Сила нажатия на иглу одинакова по всему краю
Выжигатель, стекло, трафарет
7
Выжигаем край детали фестонами имитацией штриха стебельчатого шва
Короткие отрывистые штрихи длиной 1,5-4 мм, расстояние между штрихами 1-1,5мм., располагаются близко друг к другу. Круг ø 21см. голубой ткани
Выжигатель, стекло
9
Сделать в детали вырезы, которые придадут ей ажурность
Круг ø 18см. белой ткани
Выжигатель, трафарет, стекло
10
Выжигаем выжигателем детали аппликации с помощью трафаретов
Лоскуты ткани разных по оттенкам: голубой, синий, белый
Выжигатель, стекло, трафарет из алюминиевой фольги
11
Выполнить сборку деталей аппликации в определенном порядке, соединив накладкой
Детали уравновешивают и соединяют техникой точечного прижигания. Работу начинают с середины салфетки по направлению к краям во избежания «пузырения» - смещения слоев
Пинцет, выжигатель, трафарет
12
Окончательно соединить детали салфетки между собой приемом сварки выжигание, в виде штрихов – имитация стебельчатого шва