Просмотр содержимого документа
«Футляр для очков. Подарок ветерану»
Садковая Оксана Александровна,
Учитель технологии, сурдопедагог
Государственного общеобразовательного учреждения
«Донецкая специальная школа-интернат№19»
Класс, предмет - 7 класс, трудовое обучение
Тема урока. Технология изготовления изделий из текстильных материалов.Футляр для очков. Подарок ветерану
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, «Минувших лет – живая память». 2020г. в Донецкой Народной Республике объявлен годом Великой Победы (Указ Главы Донецкой Народной Республики от 30 2019г №.380).
В статье представлен конспект урока трудового обучения для учащихся 7 класса. В нём выделяются и описываются характерные особенности работы по методу проектов для детей с нарушением слуха.
Под методом проектов понимается способ организации познавательно‐трудовой деятельности обучающихся для проектирования, создания и изготовления реального объекта. Непременным условием использования метода проектов на уроках трудового обучения являются методика работы и этапы проектной деятельности (организационно-подготовительный, конструкторский, технологический, заключительный) и реализация, включая его осмысление, рефлексию результатов деятельности.
Результатом данного проекта является футляр для очков, который послужит подарком для ветеранов Великой Отечественной войны.
Конспект урока трудового обучения. 7 класс
Технология изготовления изделий из текстильных материалов.
Футляр для очков. Подарок ветерану
Цели и задачи урока: учить применять приобретённые знания и умения для творческого решения художественно-конструкторских задач по изменению вида и способов выполнения изделия; совершенствовать приёмы выполнения ручных декоративных швов; развивать творческое воображение, внимание, приёмы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение), связную речь, слуховое и слухо-зрительное восприятие устной речи; коррегировать произносительные навыки; воспитывать чувство эмпатии и уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, отстоявшим независимость Родины.
Оборудование: материал ко Дню Победы, модели и чертежи футляров; бумажные выкройки футляров; шаблоны декоративных элементов (салют, голубь, звезда, шары, цветы), таблички, PowerPoint.
Материалы и инструменты: ножницы, игольница, булавки, ручные иглы, напёрсток, линейка, мелок, нитки «Мулине», плотный фетр разного цвета, георгиевская лента, швейная машина.
Тип урока - урок комплексного применения знаний и умений с использованием проектной технологии
Ход урока
I. Организационный этап
1. Приветствие
2. Проверка наличия и работы слуховых аппаратов обучающихся
II. Мотивация учебно-познавательной деятельности
Учитель: - Ребята, сегодня у нас необычный урок технологии. Я думаю, что он будет для вас очень интересным и полезным.
- Послушайте внимательно, я прочитаю вам стихотворение Р. Кутдусова «Цена победы».
Учитель читает стихотворение с использованием сурдоперевода и сопровождением ММ-презентации
Цена победы
Рано утром в сорок первом Началась война. Чтобы выбить супостата Встала вся страна. (Слайд 1)
Кто-то бился с ним в окопах, Кто-то хлеб растил, (Слайды 2,3) И в далёком сорок пятом Всё же победил. (Слайд 4)
И вот спустя десятки лет У деда я спросил: "Скажи, отец, откуда в вас Нашлось так много сил?
Ведь враг был техникой силён Числом превосходил? Но был разбит он в пух и прах И голову сложил!"
Старик немного помолчал, Слезинку обронил, Сказал: "Вся сила в том, сынок, Что РОДИНУ ЛЮБИЛ.. "
Р. Кутдусов
Учитель: - Ребята,2020г. в Донецкой Народной Республике объявлен годом Великой Победы (Указ Главы Донецкой Народной Республики от 30 2019г №.380). В этом году 9 мая 2020г исполниться 75 лет Победы в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война (1941-1945) - одно из важнейших событий в истории русского народа, оставившее неизгладимый след в душе каждого человека. За, казалось бы, недолгие четыре года было потеряно почти 100 миллионов человеческих жизней, разрушено более полутора тысяч городов и поселков, выведено из строя более 30 тысяч промышленных предприятий и не менее 60 тысяч километров дорог. Наше государство переживало сильнейшее потрясение, которое тяжело осознать даже сейчас. Эти фото, реальность того времени.
Учитель: - Прошло время и в наше время участников Великой Отечественной войны осталось совсем немного.
- Посмотрите внимательно на эти фото, может быть вам кто-то знаком? (Слайды 5,6)
Примерные ответы обучающихся:
- На этих фото участница Великой Отечественной Войны – Заплитная Нина Степановна.
- Она желанный гость нашей школы, 29 марта ей исполнилось 96лет.
- Нина Степановна много нам рассказывала, как молодой, худенькой девушкой вытаскивала раненых с поля боя, об истории каждой своей медали.
- В этом году мы познакомились и с другими ветеранами Великой Отечественной Войны Киевского района.
Учитель: - 9 мая – праздник Победы. Мы чествуем ветеранов Великой отечественной войны: приглашаем в гости в школу на концерт, дарим подарки. Посмотрев на эти фотографии, как вы думаете, какой подарок мы можем изготовить для них своими руками?
Примерные ответы обучающихся:
- Я думаю, можно изготовить подарочную открытку.
- Я думаю, можно изготовить цветы из гофрированной бумаги.
- У меня есть идея! На фото многие ветераны в очках, значит им нужен футляр для очков и мы можем его изготовить из фетра.
Учитель: - Хорошее решение. Футляр для очков - отличный подарок.
III. Сообщение темы и цели урока
Тема нашего урока: «Подарок ветерану. Изготовление футляра для очков.
- Мы будем работать над проектом по изготовлению футляра для очков. Очень важно: футляр должен быть удобным в использовании и его дизайн соответствовать тематике Великой дате – 75 лет Победы.
IV. Работа по теме урока
1.Планирование работы
- Первый этап – организационно- подготовительный.
- Второй этап – конструкторский.
- Третий этап – технологический.
- Четвёртый этап - презентация проекта.
2. Работа над первым этапом проекта
Учитель:Ребята,опираясь на план работы над проектом, мы приступаем к подготовительной работе.
1.Организационно-подготовительный этап
1.1Определение идеи объекта
1.2. Выбор модели объекта
1.3.Выбор оптимального варианта
1.4 Прогнозирование будущих результатов
Примерные ответы обучающихся:
1.1Идея объекта - футляр для очков.
1.2Выбор модели футляров - модель футляра №1: прямоугольной формы с прямыми углами, изготовлена из сплошной, одной детали и обработана одним боковым швом с двух сторон; модель футляра №2: прямоугольной формы с закруглёнными углами, изготовлена из двух отдельных деталей и обработана одним боковым швом с трёх сторон (Слайды 7,8)
1.3 Рациональные пути решения конструкторско-технологических проблем: мы выбираем модель №1. При раскрое данной модели затрачивается меньшая площадь фетра, при обработке – соединяется две стороны сплошным швом, что уменьшает время работы над изделием.
1.4 Прогнозирование будущих результатов
- Мой футляр синего цвета. Внизу по горизонтали, я пришью георгиевскую ленту. В центре изделия будет красная звезда.
- Мой футляр зелёного цвета. Оформлен внизу по горизонтали георгиевской лентой, в центре будет белый голубь.
- Мой футляр синего цвета. Внизу по горизонтали, я пришью георгиевскую ленту. В центре изделия сделаю вышивку салюта.
Учитель:Ребята,второй этап – конструкторский
2.Конструкторский этап
2.1 Необходимые материалы и инструменты для изготовления
2.1 Необходимые материалы и инструменты для изготовления – ножницы, игольница, булавки, ручные иглы, напёрсток, линейка, мелок, нитки «Мулине», плотный фетр разного цвета, георгиевская лента, швейная машина.
1) данные готового изделия: длина изделия - 16см, ширина - 6 см.
Данные детали изделия: длина детали – 16 см, ширина – 12см.
(Обучающиеся делают построение чертежа на миллиметровой бумаге под контролем учителя)
2) изготовление выкройки изделия (Слайд 9)
(Обучающие вырезают из бумаги построенную деталь изделия, подписывают на бумажной выкройке - передняя часть детали, задняя часть детали, сгиб, верх детали, низ детали)
2.3 Выбор технологии обработки детали изделия
- Мы будем использовать швы №1,2,9,10 (согласно таблице)
Учитель: - Вы отлично справились с конструкторским этапом. Следующий этап – технологический. Его цель – качественно и правильно выполнить трудовые операции.
3.Технологический этап
3.1 Организация рабочего места.Подбор материалов и инструментов к работе, согласно индивидуальному оформлению изделия
3.2. Инструктаж по соблюдениию правил по охране труда при работе с ножницами и ручными иглами и работе на швейной машине
3.3 Работа по инструкционной карте
3.3 Инструкционная карта
- Положи выкройку детали на фетр, обведи его мелом.
- Ножницами вырежи деталь.
- Отрежь нужную длину (12см) георгиевской ленты.
- Приметай ленту к фетру, согласно линии пришивания.
- Пришей ленту к фетру на швейной машине, удали нитки намётки.
Согласно индивидуальному оформлению изделия обучающиеся выбирают следующие инструкции:
- Обведи шаблон звезды (голубя) мелом на фетре нужного цвета, вырежи их ножницами. Звезду (голубя) пришей обмёточным швом на передней части детали футляра.
- Вышей узелковым швом разноцветными нитками «Мулине» салют на передней части детали футляра.
- Сложи деталь по линии сгиба, сколи булавками. Сшей края футляра петельным швом.
Обучающиевыполняют практическую часть согласно инструкционной карте
V. Презентация проекта
1) Выставка футляров
Учитель: - Ребята, вы изготовили футляры для очков по индивидуальным эскизам. Расскажите, что вам понравилось в этой работе и что вызывало трудности в изготовлении изделия.
Обучающиеся презентуют свою работу: рассказывают как достигли цели работы над изделием; описывают трудности, возникшие при выполнении трудовых операций.
Учитель: - Ребята, с каждым годом все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Никогда не забудется подвиг солдата, стоящего насмерть, и подвиг труженика, ковавшего эту победу в тылу. Мы будем хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству и любви к своей Родине.
К сожалению, Нина Степановна из-за болезни не сможет прийти к нам на празднование 75-летия Великой Победы. Мы передадим ей футляры через родственников. Пожелаем ей крепкого здоровья, долголетия и поблагодарим за Победу.
VI. Оценивание. Домашнее задание
Учитель: - Ребята, вы изготовили футляры для очков по индивидуальным эскизам. Вы старались выполнить работу качественно и правильно, соблюдая инструкции по охране труда. Оцените свою работу.
- Обучающиеся самостоятельно оценивают свою работу и получают оценку от своих одноклассников. Учитель обращает внимание на исправленные в ходе работы мелкие дефекты и предлагает повторить правильность выполнения «петельного « шва.
Используемая литература
1.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.– М.: АРКТИ, 2004.–80 с.
2.Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. – М.: «Интелект-Центр». 2005 – 96 с.