kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формирование универсальных учебных действий на занятиях вышивкой в творческом объединении «Калейдоскоп»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная область:  Декоративно-прикладное творчество.

Возраст обучающихся: 11-14 лет.

Тема занятия:   Вышивка крестом. История вышивки.

Тип занятия:   Изучение нового материала.

Цель занятия:   Познакомить  с историей вышивки крестом,  технологией выполнения простого шва крестом.

Задачи:

–дать представление об истории вышивки крестом, сформировать умение по выполнению простого шва крестом.

–способствовать развитию творческого мышления, внимательности  и аккуратности в работе.

–способствовать воспитанию трудолюбию.

Применяемые методики: Наглядный метод, активные формы познавательной деятельности, диалог.

 Средства обучения: Картины,  выполненные  обучающимися,  иллюстрации старинных костюмов,  образцы  швов, образцы канвы, хлопчатобумажное мулине, вышивальные иглы, пяльцы, ножницы, карточки с орнаментом, инструкционная карта «Шов крестом», лист–опросник.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Формирование универсальных учебных действий на занятиях вышивкой в творческом объединении «Калейдоскоп»»

Методическая разработка «Формирование универсальных учебных действий на занятиях вышивкой в творческом объединении «Калейдоскоп»


Образовательная область: Декоративно-прикладное творчество.

Возраст обучающихся: 11-14 лет.

Тема занятия: Вышивка крестом. История вышивки.

Тип занятия: Изучение нового материала.

Цель занятия: Познакомить с историей вышивки крестом, технологией выполнения простого шва крестом.

Задачи:

–дать представление об истории вышивки крестом, сформировать умение по выполнению простого шва крестом.

–способствовать развитию творческого мышления, внимательности и аккуратности в работе.

–способствовать воспитанию трудолюбию.

Применяемые методики: Наглядный метод, активные формы познавательной деятельности, диалог.

Средства обучения: Картины, выполненные обучающимися, иллюстрации старинных костюмов, образцы швов, образцы канвы, хлопчатобумажное мулине, вышивальные иглы, пяльцы, ножницы, карточки с орнаментом, инструкционная карта «Шов крестом», лист–опросник.

Структура занятия:

Этап занятия

УУД

Организационный этап

Регулятивный

Проверочный этап

Познавательные

Этап усвоения нового материала.

Познавательные,

Выполнение практической работы.

Регулятивные

Этап закрепления нового материала.

Познавательные

Итоговый этап

Коммуникативные





Ход занятия

Деятельность педагога

Планируемые вопросы

Деятельность обучающихся

Предполагаемые ответы

Организационный этап.

Здравствуйте ребята. Я очень рада видеть вас.

Сегодня на занятии мы познакомимся с историей вышивки крестом и научимся выполнять простой шов крест. Вышивка крестом является одним из самых популярных видов рукоделия. Трудно ли научиться вышивать? Как и любое начинание, вышивание требует внимательности, а главное – большого внимания и усидчивости.


Проверочный этап.


–Давайте попробуем вспомнить что называется вышивкой?






– Когда возникла вышивка?


– Что служило материалом для вышивки?


– Где используют вышивку?



– Что такое орнамент?



– Что такое раппорт?




Этап усвоения нового материала.

Вышивка крестом является одним из любимых видов рукоделия многих людей. Но никто не может сказать когда началась ее история. Вышивки,

которые сохранились до сегодняшнего дня, по словам экспертов, относятся к 12 веку. Но, проанализировав одежду и вещи более раннего периода можно утверждать, что этот вид рукоделия появился значительно раньше. В разных странах и народах вышивка отличалась друг от друга цветом, узорами, стилем и отображала их истории, традиции и колорит.

В Западной Европе счетная вышивка стала особенно популярной в 16 веке. В то время она состояла в основном из библейских сюжетов и текстов, сочетающих различные техники выполнения. К концу18 века на образцах вышивки явственно стал преобладать классический стежок крестом. А по тематике вышивки стали более разнообразны.

На востоке вышивками традиционно украшали домашнюю утварь – ковры накидки, вьючные мешки. Отличительной особенностью восточных вышивок является многообразие применяемых цветов и сложности орнамента. Великий шелковый путь способствовал распространению вышивки в Европе. В России вышивка всегда была очень символична. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в 10 веке. Постепенно

вышивка приобретает все более широкое распространение в украшении костюма и предметов обихода. С 18 века входит в жизнь всех слоев населения.

Вышивка делится на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившейся с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Каждая вышивка крестиком имела свое назначение. Вышивка крестиком на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавам, подолу) и играли роль оберега. В вышивке крестом полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти 20 века сохраняются древние символы. Главным узором народных вышивок крестом является орнамент и стилизованные изображения животных и птиц. Каждый узор вышивался определенным цветом, что тоже имело свое символическое значение. В разных областях России были свои особенности и приемы вышивания. Но каждая мастерица, используя те орнаменты, которые были характерны для ее края, старалась сделать их индивидуальными и неповторимыми.

По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы: геометрические (абстрактные), растительные, зооморфные (животные).

- А, сейчас давайте поиграем вытягивайте карточку и называете вид орнамента.(см. приложение№2)

Современная вышивка представлена самыми разнообразными узорами: мультипликационные герои, растения, ягоды, животные, а также всевозможные символы из телевизионных передач.

Вышивка крестом – один из видов счетной вышивки. Швы называются счетными, если длина стежков определяется одинаковым (считанным) числом нитей основы. К счетным швам относятся:

  • крест простой (русский крест)

  • крест двусторонний

  • крест болгарский;

  • двойной крест

  • полукрест- гобеленовый шов


Если нити ткани-основы легко считаются, то крестиком шьют прямо по материи. Если ткань-основа очень плотная, то сверху наметывают канву, по которой и вышивают узор. Когда работа окончена, канву выдергивают.

Перед тем как перейти к практической работе вспомним основные правила работы с инструментами и материалами.

Предлагаю преступить к работе. Запяльте ткань в пяльцы, в начале работы на нити не делается узелок. Лучше оставить несколько сантиметров нитки свободными, а затем заправить концы в стежки с изнаночной стороны.

Существует два способа выполнения стежка.

Первый способ- стежок выполняется в два приема и крест образуется сразу.

Второй способ- первые элементы отдельных стежков выполняются в ряд,

а затем в обратном направлении выполняются вторые элементы стежков.

Во время выполнения практической работы выполняется физминутка.

  1. «Бабочка». Часто –часто похлопать ресничками, то есть поморгать.

  2. «Вверх -вниз». Голову держите прямо, не запрокидывайте. Смотрите прямо перед собой. Медленно поднимите взгляд на потолок, задерживаете на пару секунд, затем также медленно опустите его на пол и тоже задержите. Голова во время выполнения упражнения остается неподвижной.

  3. «Прекрасное далеко». Подойдите к окну и посмотрите вдаль, затем на кончик носа- это тренирует глазную мышцу. Повторите упражнение несколько раз.

  4. «Жмурки». Несколько раз сильно зажмурьтесь, потом просто закройте глаза и посидите 20- 30 секунд.

  5. «Массаж». На наших ушах находится огромное количество точек, через которые можно воздействовать на тот или иной орган. Так, стимулируя мочку, вы влияете на зрение.


Этап закрепления нового материала .

Предлагается в листах –опросниках дописать пропущенные слова.

Проверка выполненного задания методом сверки ответов.


Итоговый этап.

Сегодня мы с вами познакомились с историей вышивки крестом. Узнали, что вышивка крестом может удивительно украсить одежду и предметы обихода, что существует много вышивальных швов, что есть разные техники выполнения, научились выполнять новый шов. Все, что мы

сегодня узнали, чему научились, необходимо для дальнейшей работы.

На этом наше занятие закончено.

До свидания.



Обучающиеся здороваются.














–Украшение изделий из различных материалов орнаментом, сюжетным изображением, выполненными нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

–В эпоху первобытной культуры.


–Жилы животных, волос, жемчуг, бусы, бисер, ракушки и другое.


–В одежде, убранстве жилища и в разных убранствах обихода.


– Последовательное повторение отдельных узоров.


– Один или нескольких узоров, повторяющихся в орнаменте.





Обучающиеся слушают объяснение педагога.














Обучающиеся смотрят иллюстрацию №1

(см. приложение №1)








Смотрят иллюстрации №2,3.

(см. приложение №1)














Смотрят иллюстрации №4,5,6.

(см. приложение №1)






Смотрят иллюстрации №7,8.



Смотрят иллюстрацию №9.










Смотрят иллюстрацию №10.







Смотрят иллюстрацию № 11.












Обучающиеся смотрят орнаменты.

(см.приложение №2)



Обучающие называют виды орнаментов.



Обучающие смотрят иллюстрации

(см. приложение№3)










Обучающиеся смотрят виды швов.(см.приложение№4)





Обучающиеся знакомятся с видами канвы и тканью.(см. приложение №5)





Обучающиеся рассказывают правила по техники безопасности (по цепочки).


Обучающиеся выполняют практическую работу, работают по инструкционным картам «Шов крестом».(см приложение№6)












Обучающиеся выполняют упражнения.





























Выполняют задание.


Обучающиеся озвучивают ответы.















До свидание.







Используемая литература:

  1. Большая энциклопедия вышивки. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004.-461с.:ил.

  2. Еременко Т.И. «Вышивка крестом» –М.;ТОО «Мария Л»: 1992.–120с.:ил.

  3. Маркелова О.Н. «Технология рукоделия: краткая и энциклопедия вышивки»– Волгоград: Учитель, 2009.–127с.: ил.



























Лист - опросник .



Подумай и ответь! ( вставьте пропущенные слова)



  1. Счетной техникой называют, если для выполнения требуется

считать …. …..

  1. Двухсторонняя вышивка имеет практически одинаковый рисунок с …….сторон.

  2. Шов крест выполняют …… приема.

  3. Вышивка крестом делится на народную и ………

  4. Главным узором народной вышивки является …….

  5. По мотивам орнамент делится на геометрический, ……….

и зооморфный.





Ответы к листу –опроснику.



  1. Нити ткани.

  2. Двух сторон.

  3. Два.

  4. Городскую.

  5. Орнамент.

  6. Растительный.







8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чугунова Марина Ивановна

Дата: 28.06.2018

Номер свидетельства: 474534


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства