Деловая игра "Ты и я - экономически грамотная семья!" по разделу "Семейная экономика"
Деловая игра "Ты и я - экономически грамотная семья!" по разделу "Семейная экономика"
Урок разработан для учащихся восьмых классов, занимающихся по учебнику В.Д. Симоненко. Яркий урок с интересными, жизненными, практическими заданиями облегчает восприятие получаемой учащимися информации, что безусловно влияет на эффективность обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деловая игра "Ты и я - экономически грамотная семья!" по разделу "Семейная экономика"»
Деловая игра «Ты и я – экономически грамотная семья!»
Класс: 8 «А»
Место проведения: г. Екатеринбург, МАОУ СОШ № 66, кабинет № 38
Дата: 10.12.2016
Тема: Семейная экономика
Цель обучения:
предметная:
- закрепить понятия по теме «Семейная экономика»: семья как институт общества и малая группа;
- повторить составляющие бюджета и их взаимосвязь, основные статьи семейных расходов, построение модели бюджета своей семьи;
метапредметная: научить составлять бюджет семьи, помочь в подготовке и представлении результата работы команды при выполнении заданий деловой игры, развить воображение во время зарисовки логотипа компании (семейного бизнеса), научить сравнивать товары-субституты по их качественным характеристикам;
личностная: научить подсчету расходов семьи на день, сформировать умение грамотного устного доклада по бюджету семьи в соответствии с поставленными задачами урока.
Методы обучения: эвристический, проблемный, исследовательский.
Средства обучения: доска, мультимедийный проектор, раздаточный материал (игровые задания, карточки с описанием ролей в семье и 3 приложения).
Тип занятия: урок применения знаний (обобщения и повторения).
ХОД ЗАНЯТИЯ
№
Этапы урока
Время этапа
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
1
Организационный
2 мин.
Приветствует учащихся; проверяет отсутствующих;
Приветствуют учителя; отмечаются на местах
2
Мотивационный
3 мин.
Мотивирует к выполнению деятельности с помощью беседы об экономике домохозйства
Отвечают на вопросы учителя в ходе беседы
3
Подготовительный
6 мин.
Объясняет правила деловой игры; дает задание учащимся: придумать название команд; раздает карточки с ролями; фиксирует название команд в общей рейтинговой таблице на доске
Делятся на команды; придумывают фамилию своей семье; распределяют между собой внутри команд семейные роли; капитаны команд (главы семейств) представляют свою семью
4
Этап обсуждения (соревновательно-игровой)
74 мин.
Подводит учащихся к условиям заданий, объясняет суть, засекает время на их выполнение; в процессе выполнения заданий контролирует, корректирует и консультирует
Выполняют четыре ограниченных по времени задания в команде, учитывая при этом мнение каждого члена семьи; подводят краткий итог в конце каждого задания в виде небольшого выступления по 1-2 человека от каждой команды-семьи
5
Аналитический
6 мин.
Организует деятельность учащихся по самооцениванию
Осуществляют групповой самоанализ деятельности на занятии с помощью ответов на 5 вопросов
6
Рефлексивный
5 мин.
Организует деятельность учащихся по самостоятельному подведению итогов занятия; озвучивает возникающие проблемы при отсутствии семейного бюджета
Совместно с учителем подводят итоги занятия посредством диалога
7
Диагностический
4 мин.
Награждает команды за проделанную работу; говорит заключительные слова
Получают памятные медали
1. Организационный (2 мин.)
Учитель входит в класс, ученики встают, молча приветствуют учителя.
- Сегодняшнее внеурочное мероприятие посвящено экономике семьи. Данный раздел вы проходили в курсе технологии. Тема «Семейная экономика» является интересной и актуальной, так как каждый день каждая семья решает вопрос о доходах и расходах. Государство тоже думает о том, как экономически поддержать каждую семью.
По большому счету, вся экономика страны работает на удовлетворение потребностей семьи. Именно по состоянию крошечных семейных экономик можно судить о состоянии экономики любой страны. Поэтому от того, как в семьях ведется домашнее хозяйство, как планируется расходно-доходная часть бюджета, во многом зависит не только благосостояние семей, но и благополучие страны в целом.
Экономии в быту нужно учиться. Экономное ведение домашнего хозяйства заключается, прежде всего, в хорошо продуманном расходовании денег.
- Как спланировать доходы и расходы семьи, чтобы ни в чем себе не отказывать и при этом не испытывать дефицит денег?
- Какую сумму денег нужно иметь при себе на «черный день» и где ее хранить?
- Больше пользы нам приносит дорогой товар или его аналог - более дешевый?
На все эти вопросы мы с вами ответим в ходе нашего занятия и будем пользоваться, надеюсь, каждодневно. Итак, приступим.
3. Подготовительный этап к игре (6 мин.)
Учитель:
- Это занятие запланировано в форме деловой игры, название которой – «Ты и я – экономически грамотная семья!».
Для ее проведения вам нужно разделиться на три равные по количеству участников команды (деление класса на команды возможно по нескольким вариантам, например, в зависимости от типа взаимоотношений в классе – «дружный-недружный», по уровню знаний предмета – от низкого до высокого, самостоятельно, по жребию, по выбору учителя и т.д.).
Учащиеся: делятся на три команды.
Учитель:
- Деловая игра подразумевает под собой рейтинговую систему оценивания, единицами которой будут являться условные деньги, т.е. денежные единицы. Всего шесть заданий. Максимальное количество за каждое выполненное задание – 10 тысяч рублей. Итого: максимум ваша семья может заработать условных 60 тысяч рублей. Если ваша команда первая справляется с заданием и при этом оно абсолютно правильно выполнено – вам насчитывается 10 тысяч рублей, кто второй – 7 тысяч рублей, третий – 5. Но если вы первыми справились с заданием, но есть неточности – вам будет начислено только 7 тысяч рублей. Это касается и остальных.
За нарушение дисциплины взимаются штрафы:
каждое замечание ведущего или эксперта – 2 тысячи рублей;
несоблюдение правил игры – 5 тысяч рублей;
грубое нарушение – до 10 тысяч рублей.
Каждая команда у нас будет отдельной семьей. И пока я раздаю карточки с описанием семей (Приложение 1), вам нужно придумать общую фамилию, которая и будет являться названием команды.
Учащиеся: совещаются, выбирают фамилии семей, затем каждая команда по очереди должна встать и называть свою фамилию. После глава семейства представляет свою семью (кто есть кто).
Учитель:
- Пока я записываю ваши фамилии в турнирную таблицу на доску, прочитайте роли, обозначенные в карточках, и распределите их между собой.
(Фиксирую на доске фамилии команд. Учащиеся распределяют между собой роли в семье).
Учитель:
- Итак, мы записали фамилии каждой семьи на доске. Прошу главу каждой команды представить свою семью.
Учащиеся:представляют свою команду-семью (визитка команд).
Учитель:
- В этих ролях вы должны быть на протяжении всего занятия, на всех этапах. Не забывайте об этом при отстаивании своих интересов в любом из заданий. За несоответствие роли вы должны будете оплатить штраф в размере 500 условных рублей.
4. Этап обсуждения (соревновательно-игровой) (74 мин.)
Учитель:
- Каких два раздела можно выделить в структуре семейного бюджета?
Учащиеся: доходы и расходы.
Учитель:
- Как они связаны между собой? Что от чего зависит? И какое их соотношение, по вашему мнению, должно быть?
Учащиеся отвечают.
Учитель:
- Вы верно отвечаете. Сейчас теоретические знания будем применять на практике.
Задание № 1.«Суточный доход семьи».
На карточках с составом вашей семьи (Приложение 1) записаны доходы каждого члена семьи. Вам нужно посчитать: какой доход семьи за один день. Условно берем месяц в 30 дней. После запишите результаты в две верхние графы, расположенные над таблицей 2.1 (Приложение 2). На это задание вам две минуты.
Учащиеся выполняют задание.
Учитель:
- Проверяем! Каков ваш ежедневный доход? (учитель записывает цифры на доску, напротив фамилии семьи).
«Первая семья»:1 910 рублей.
«Вторая семья»:2 133 рубля.
«Третья семья»: 2 083 рубля.
Учитель:
- Мы определили, сколько денег может потратить семья в течение одного дня. Эта цифра очень важна для последующей работы.
Задание № 2. «Мы есть то, что мы едим».
Работать будем с таблицей 2.1 и вносить в нее данные. Прошу работать карандашом, чтобы легко можно было изменять первоначально написанные данные.Составьте примерный рацион питания на всю семью на 1 день (Приложение 2), учитывая ту денежную сумму, которой вы располагаете на день, при этом деньги должны остаться на обязательные платежи и на развлечения. На выполнение задания вам семнадцать минут.
Учитель:
- Время истекло. Распределили однодневный бюджет семьи на питание с учетом обязательных и непредвиденных платежей?
Учащиеся отвечают, а учитель записывает на доске расходы семей на питание.
Учитель:
- Усложняем задание. Работаем со статьей расходов семьи на развлечения. Как вы думаете, почему эта статья не уступает по важности статье расходов на питание?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Учитель:
- Суммируя ваши высказывания, понимаем, что умение отдыхать, восстанавливать силы – это очень важная функция семьи, поэтому расходы на отдых тоже должны планироваться.
Задание № 3. «Ваши развлечения!»
Нужно сосчитать, какое количество денег в месяц у вас останется на развлечение и отдых. Для подсчета вы воспользуйтесь формулой (2.2). Считайте. На подсчет две минуты.
Рр=(Дд – Ре) × 30– Рн).
(2.2)
где Рр – расходы семьи на развлечение, отдых;
Дд – доход семьи в день;
Ре – расходы семьи на еду на один день;
Рн– расходы семьи в месяц на обязательные платежи (коммунальные расходы, налоги, кредиты, транспортные и непредвиденные расходы и т.д.) – условно берем 14 000 рублей в месяц.
Учитель:
- Оглашаем полученные результаты.
Семьи называют суммы, а учитель записывает их на доску.
Учитель:
- Сейчас, когда вы знаете конкретную сумму по статье «Расходы на развлечения и отдых» в таблицу 2.2 (Приложение 3) внесите свои, конкретные виды расходов по статье «Расходы на развлечение, отдых» на каждого члена семьи, чтобы учесть интересы всех и восстановить их силы, поправить здоровье и т. д.
Выберите человека из вашей «семьи», который подведет итог работы по статье «Расходы на развлечение и отдых».
Ответ должен содержать в себе денежную сумму по выбранной категории и обоснование. На выполнение задания пять минут.
Учащиеся: (отвечают).
Учитель:
- Вы видите, что у каждой семьи разный доход, разный состав семей, но все заботятся друг о друге, поддерживают друг друга и планируют затраты на отдых и на поддержание здоровья.
Учитель:
- Сейчас еще усложняем задание. Вы готовы рассуждать о накоплении денег в семье? В этом вам поможет просмотр следующего поучительного видеоролика (показ видео).
Задание № 4. «Семейная заначка».
На карточке 3 вопроса (карточки с вопросами раздаются ученикам).
1. Какую денежную сумму ваша семья должна иметь на «черный день»? Обоснование.
2. Подумайте, как можно в вашем случае увеличить статью «Сбережения»? (предпринимательство, подработка, урезание статьи «Расходы»)
3. Как и где вы будете хранить свои сбережения? (можно воспользоваться интернетом, чтобы привести конкретные цифры).
Один человек из вашей команды должен выступить с мини-докладом по этим вопросам. На это задание вам 10 минут.
Учитель:
- Время истекло. Начинаем делиться «секретами» накопления денег в семье.
«Семьи» выступают по очереди.
Учитель:
- Вы прекрасно справились с заданием. Как видите, в каждой семье свои конкретные предложения о том, как можно сэкономить, как увеличить доход в семье. Эти и другие советы вы можете использовать в своей реальной семье. И это уже показатель умения распоряжаться денежными средствами, это качество экономически-грамотного человека, к которому стремится каждый разумный человек.
Учитель:
- Готовы ли вы выполнить еще более сложное задание? Задание связано с предпринимательской деятельностью семьи. Семейная предпринимательская деятельность сегодня – это экономическая стабильность семьи и государства на современном развитии экономики. Попробуем себя в роли предпринимателей?
Задание № 5. «Логотип».
Перед вами лежит бумага формата А3 и цветные карандаши. В соответствии с тем, какой продукт или услугу вы взяли за основу вашего семейного бизнеса, придумайте логотип вашей компании. У вас на выполнение этого задания семь минут.
Учитель:
- Время истекло. Компании, защитите логотип своего проекта.
«Семьи» защищают логотип своего проекта.
Учитель:
- У семей прекрасный старт бизнеса. Семьи определились с видом бизнеса и уже придумали логотип их услуги. А это уже начало большого дела. Пожелаем им успехов в процветании бизнеса.
Учитель:
- На пути к успеху бизнеса всегда могут возникнуть непредвиденные обстоятельства. Могут потребоваться непредвиденные расходы.
Зачастую бывает так, что у нас появляется резкая потребность в дорогостоящем товаре: сломался холодильник, потерялся телефон, нужно поменять резину у машины в целях безопасной езды на дороге и т. д. Но ограничить себя в покупке, например, продуктов питания мы тоже не можем. Как нам поступить в таком случае?
Учащиеся высказывают собственное мнение.
Учитель:
- Суммируя ваши высказывания, мы заключаем, что нужно купить такой же товар, но дешевле.
В таком случае мы можем купить взаимозаменяемые товары – субституты, которые удовлетворят нашу потребность, но по цене они нам обойдутся значительно дешевле.
Но прежде, чем купить продукт похожий на тот, который мы хотели бы изначально, нужно сравнить их между собой по основным характеристикам товара. Ведь иногда бывает так, что дешевый товар служит нам значительно меньше времени из-за своего некачественного производства, чем дорогой товар, и поэтому выгоднее будет купить дорогой товар, но на более продолжительное время.
И какой в итоге выбрать товар? Сложная задача? Попробуем с ней справиться.
Задание № 6. «Товары-субституты».
Условия задания. Перед вами лежат карточки с тремя товарами-субститутами. Ваша задача сравнить их по предложенным характеристикам товара.
Заполните выданные таблицы (Приложение 5) в соответствии с учетом доходов и интересов вашей семьи.
А после анализа таблиц также одному представителю от команды, нужно рассказать: какой в итоге товар ваша семья бы купила, опираясь на данную таблицу, и почему. На это задание вам семь минут.
Школьники выполняют задание, а после выступают с полученными результатами.
Учитель:
- Выполнив это задание, вы поняли, что можно экономить на цене товара, заменяя его менее разрекламированными. Используйте этот навык в вашей реальной семье.
5. Аналитический (6 мин.)
Учитель:
- Молодцы! Все справились с заданиями! Но на этом наше соревнование не заканчивается. Какое же соревнование без судейства? Только судьями будете вы сами.
Сейчас вам нужно, проанализировав свою работу и активность на занятии, высказать собственное мнение, а именно (посмотрите на слайд):
1. Кто чаще предлагал варианты решения задач?
2. Какие аргументы использовали участники для убеждения других членов семьи?
3. Чья точка зрения чаще всего находила понимание и поддержку?
4. Были ли в семье конфликты?
5. Как семья выходила из этих конфликтов? и т. д.
А затем каждый оценит себя с помощью выданных мишеней (Приложение 6).
6. Рефлексивный (5 мин.)
Учитель:
- Давайте проанализируем теперь все вместе прошедшее сегодня занятие в целом. Что нового вы узнали?
Учащиеся: (выслушиваются ответы учеников).
Учитель:
- Суммируем ваши высказывания и делаем вывод:бюджет складывается из доходов и расходов; расходы делятся на обязательные платежи, расходы на питание, расходы на развлечение и отдых; семье нужно всегда вести список, на что потратить деньги.
Учитель:
- А может все-таки не обязательно вести список своих доходов и расходов? Ведь на это уходит много времени, а порой даже вообще думаешь, зачем нам это нужно? Вы согласны с моим утверждением?
Учащиеся высказывают свою точку зрения.
Учитель:
- Люди, не умеющие вести семейный бюджет, влезают в неоплатные долги, попадают в неприятные жизненные ситуации, находятся в постоянном стрессе. Понятно, что расчет бюджета сам себе не увеличивает доходы и не снижает расходы, но он помогает понять, как это сделать грамотно и избежать личного и семейного банкротства.
7. Диагностический (4 мин.)
Учитель:
- Все хорошо поработали, поэтому каждой команде вручаются памятные медали (Приложение 7). И напоследок хотелось бы вам сказать следующее.
Бюджет – это важная слагающая благополучия в семейной жизни. Именно он диктует стиль жизни семьи, определяет возможность тех или иных трат. Семейный бюджет предусматривает наличие определенных доходов и расходов, а семейная экономика предусматривает их грамотное соотношение. Всем спасибо за работу. До новых встреч!
Приложение 1
Данные для команды №1
СОСТАВ СЕМЬИ: папа (глава семьи), мама, бабушка, 2 детей (студент, школьник)
Д1, Д2, …, Дn– доход каждого человека в семье в месяц
Рр=(Дд – Ре) × 30– Рн).
(2.2)
где Рр – расходы семьи на развлечение, отдых;
Дд – доход семьи в день;
Ре – расходы семьи на еду на один день;
Рн– расходы семьи в месяц на обязательные платежи (коммунальные расходы, налоги, кредиты, транспортные и непредвиденные расходы и т.д.) – условно берем 14 000 рублей в месяц.
ДОХОДЫ СЕМЬИ: заработная плата мамы 30 000 рублей, пенсия бабушки и дедушки по 12 000 рублей, заработная плата тети (маминой сестры) 10 000 рублей.
Дд = (Д1 + Д2 + … + Дn)/30,
(2.1)
где Дд – доход семьи в день
Д1, Д2, …, Дn– доход каждого человека в семье в месяц
Рр=(Дд – Ре) × 30– Рн).
(2.2)
где Рр – расходы семьи на развлечение, отдых;
Дд – доход семьи в день;
Ре – расходы семьи на еду на один день;
Рн– расходы семьи в месяц на обязательные платежи (коммунальные расходы, налоги, кредиты, транспортный и непредвиденные расходы и т.д.) – условно берем 14 000 рублей в месяц.
Данные для команды №3
СОСТАВ СЕМЬИ: папа, мама, дедушка (глава семьи), 2 детей (школьник, ребенок д/сада).
ДОХОДЫ СЕМЬИ: прибыль от предпринимательской деятельности папы 40 000 рублей, пенсия дедушки 12 500 рублей, плата за сданную в аренду квартира 10 000 рублей
Дд = (Д1 + Д2 + … + Дn)/30,
(2.1)
где Дд – доход семьи в день
Д1, Д2, …, Дn– доход каждого человека в семье в месяц
Рр=(Дд – Ре) × 30– Рн).
(2.2)
где Рр – расходы семьи на развлечение, отдых;
Дд – доход семьи в день;
Ре – расходы семьи на еду на один день;
Рн– расходы семьи в месяц на обязательные платежи (коммунальные расходы, налоги, кредиты, транспортные и непредвиденные расходы и т.д.) – условно берем 14 000 рублей в месяц.
Приложение 2
Бюджет семьи_______________________
Общий доход семьи в день:____________________рублей
Заполните таблицу в соответствии с составом вашей семьи.
1. Впишите в пустые заголовки столбиков членов вашей семьи.
2. Напротив выбранных вами категорий расходов в столбце каждого отдельного члена семьи сделайте отметку в виде галочки. Данное действие поможет узнать, каким предложением воспользуется конкретный человек, но не забывайте про наше ограничение – сумма денег на день. Также учитывайте, что N-сумму денег нужно оставить на развлечения, отдых и налоги (налог в день ≈ 367 рублей).
3. Сложите в столбиках по каждому члену семьи расходы и запишите в строчку «Всего расходов на еду».
4. Сложите пять полученных сумм, чтобы узнать: сколько в итоге тратит денег ваша семья на еду.
Таблица 2.1
Расходы семьи на питание
Категории расходов
ЦЕНА
одной ед. продукции, руб.
Стоимость средней порции на 1 чел., руб.
Члены семьи
хлеб
20-00
(1 булка)
6-50
молоко
38-00
(1 литр)
19-00
минеральная вода
9-60
(0,5 л)
9-60
яйца
52-00
(1 десяток)
5-20
салат «Винегрет»
38-00
9-50
салат «Оливье»
187-00
31-00
суп молочный рисовый
65-00
16-00
борщ мясной
153-00
22-00
филе куриное
260-00
(1 кг)
41-60
Таблица 2.1
печень куриная
189-00
28-35
рыба кижуч
399-00
(1 кг)
51-87
пельмени
220-00
(1 кг)
55-00
плов
160-00
40-00
рис
60-00
6-00
картофельное пюре
55-00
18-00
гречневая каша
40-00
20-00
чай
50-00
(25 пакетов)
2-00
булочка
20-00
20-00
мороженое
25-00
25-00
шоколадка
60-00
60-00
торт
220-00
(0,5 кг)
27-50
творог
78-00
(350 г)
22-00
свое:
Всего расходов на еду (в рублях):
ИТОГО:
Приложение 3
Таблица 2.2
Расходы на развлечение, отдых и накопление
Категории расходов
Цена одной ед, руб.
Члены семьи
кино
150-00
театр
300-00
кафе
300-00
боулинг
от 450-00
за 1 час
аквапарк
от 900-00
сохранение (накопление)
свое:
Приложение 4
Семейные СБЕРЕЖЕНИЯ!!!
А как это?!
1. Какую денежную сумму ваша семья должна иметь на
«черный день»?
Обоснование.
2. Подумайте, как можно в вашем случае увеличить статью «Сбережения»?
Рассмотреть каждую из следующих позиций:
- предпринимательство,
- подработка,
- урезание статьи «Расходы».
3. Как и где вы будете хранить свои сбережения?
Можно воспользоваться интернетом, чтобы привести конкретные цифры.
Приложение 5
Задача заключается в анализе товаров по шкале от «1» до «10» с использованием интернета.