Вид занятия: Декоративно-прикладная деятельность и дизайн.
Программное содержание:
Формировать у детей творческие способности, положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира через нетрадиционные техники рисования.
Цель:
Приобщить школьников к устоявшимся общечеловеческим и национальным ценностям прошлого и настоящего, развивать человека способного осознанно воспринимать искусство и включаться в процесс создания гуманистических социально одобряемых ценностей.
Задачи:
- Расширение представлений учащихся об особенностях искусства. Живопись. Материалы и техника витража;
- Развитие творческого потенциала учащегося, его способностей, художественных представлений и образов;
- Закрепление художественных умений и навыков на основе изготовления витража;
Просмотр содержимого документа
«Декоративно-прикладное искусство «Витражи».»
Методическая разработка
Тема: Декоративно-прикладное искусство «Витражи».
Вид занятия: Декоративно-прикладная деятельность и дизайн.
Программное содержание:
Формировать у детей творческие способности, положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира через нетрадиционные техники рисования.
Цель:
Приобщить школьников к устоявшимся общечеловеческим и национальным ценностям прошлого и настоящего, развивать человека способного осознанно воспринимать искусство и включаться в процесс создания гуманистических социально одобряемых ценностей.
Задачи:
- Расширение представлений учащихся об особенностях искусства. Живопись. Материалы и техника витража;
- Развитие творческого потенциала учащегося, его способностей, художественных представлений и образов;
- Закрепление художественных умений и навыков на основе изготовления витража;
3. Ознакомление с приемами рисования в нетрадиционных техниках.
4. Подготовительная работа к занятию: рисование яблока, нанесение по контуру канцелярского клея.
Материалы и оборудование:
Таблица с алгоритмом работы, иллюстрации витражей, детские работы, файлы А-4, листы бумаги, акриловые краски, клей, кисточки, баночки с водой, салфетки, скотч.
Методы и приемы:
- просмотр презентации «Витражи»
- беседа «Витражи»,
- выполнение рисунков,
- анализ работ.
Ход занятия:
Витражи— произведения декоративного искусства, выполненные из цветного стекла или другого, пропускающего свет материала. Название происходит от латинского слова «VITRUM» - стекло. В эпоху Древнего Египта и Древнего Рима мы найдём первые ростки этого искусства. Витражи используются для украшения окон, стеклянных дверей, прозрачных перегородок.
В толковом словаре Ожегова значится «Витраж — картина или узор из цветного стекла».
Цветные окна были украшением средневековых соборов. Большие ажурные окна с их цветными стеклами — витражами делают интерьер огромных зданий более легким, зрительно увеличивают внутреннее пространство собора. Цветные витражи оформляют огромные окна и создают внутри храма своеобразную цветовую среду, неповторимую атмосферу.
В настоящее время витраж обрел новую жизнь: он украшает общественные здания (окна, двери, интерьерные перегородки), изменяя их облик. Витражи все больше входят в моду. Декоративные возможности витражного стекла огромны. Это не просто функциональная часть интерьера, это свет, цвет, настроение.
Просмотр презентации «Витражи».
Техника работы над классическим витражом:
Цветные стекла, вырезанные или отлитые по шаблону, соединяются между собой профилем из свинца, меди или латуни. Данные виды профиля способны объединить достаточно крупные куски стекла, что позволяет создавать витражи большой площади. Различия профиляпо толщине дает возможность создания как миниатюрных, так и крупных композиций.
Технологический алгоритм изготовления витража:
Выполнить эскиз + цвет.
Выполнить контурный рисунок.
Сделать бумажный каркас с вырезанными ячейками.
Расписать в различной технике (возможна вклейка цветной пленки).
Повернуть работу и покрасить перемычки черной краской.
Витраж готов, теперь можно вставить его в каркас с подсветкой.
Практическая работа.
Во время выполнения работы, звучит музыка Моцарта, Вивальди.
Работа педагога:
следить за последовательностью ведения работы;
воспитывать аккуратность при выполнении рисунка;
индивидуальная помощь учащимся в решении возникающих вопросов.
Подведение итогов урока, анализ и оценка результатов художественно-творческой деятельности.
– В чем достоинство этой работы? (Компоновка, цветовое решение…) – Над чем необходимо поработать?
– О чем мы говорили сегодня на уроке? – Что такое витраж? (Ответы детей)
– Что у вас сегодня получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Пригодятся ли вам знания, полученные на сегодняшнем уроке?
− Сможете дома нарисовать ещё?
Витражи демонстрируются при помощи каркаса, выполненного из деревянных реек. Внутри каркаса находится настольная лампа.
Ребята выбирают лучшие работы. Оценка деятельности учащихся.
Список литературы:
К истории искусства витража в России (произведения мастерской В.Д.Сверчкова). / Петербургские чтения. Петербург и Россия. Материалы конференции 13-15 апреля 1994. С.20-22.
Деятельность братьев Франк и производство витражей в С.-Петербурге. / Петербургские чтения - 96. Материалы энциклопедической библиотеки "Санкт-Петербург - 2003". СПб., 1996. С. 145- 47.
Витражи Аничкова дворца. / Аничков дворец - памятник российской истории. Материалы конференции. СПб., 1997.
Витражи Императорского Стеклянного завода XIX века./ Петербургские чтения - 97. Материалы энциклопедической библиотеки "Санкт-Петербург - 2003". СПб., 1997. С.422-424.
Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. Архитектура, изо и дпи с древних времен до эпохи Возрождения. — 2-е изд., испр. / Ред. коллегия: М. Аксенова, Н. Майсурян, Д. Володохин и др. — М.: АВАНТА, 2005. — 688 с.