kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Декоративно-прикладное искусство казахского народа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Ознакомить учащихся с декоративно прикладным творчеством Казахстана, дать представление о традиционных народных ремеслах. Научить учащихся самостоятельно  выполнять эскиз национального орнамента.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Декоративно-прикладное искусство казахского народа»

Тема урока: Декоративно- прикладное искусство казахского народа.

Цель урока: Ознакомить учащихся с декоративно прикладным творчеством Казахстана, дать представление о традиционных народных ремеслах. Научить учащихся самостоятельно выполнять эскиз национального орнамента.

Задачи:

Дать представление о традиционных народных ремеслах.

Закрепить практические навыки по украшению предметов быта казахским национальным орнаментом.

Развивать навыки работы в группах, умение общаться друг с другом и находить общее решение.

Развивать навыки публичного выступления и умения представлять свои творческие работы.

Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность.

Воспитывать любовь к своей Родине, взаимопонимание, уважение друг к другу.

План урока:

1. Организационный момент. Приветствие. Отметить отсутствующих.

2.Беседа с учащимися “Что мы знаем о Культуре Казахского народа”

3. Постановка цели урока.

4. Вопросы учащимся.

5.Практическое задание. Постановка цели. Объяснение, раздача технологических карт и раздаточного материала.

6.Демонстрация работ. Представление творческих работ.

7. Подведение итогов урока.

Ход урока:

Учитель. Доброе утро. И надеюсь, что это утро даст начало прекрасному дню. Желаю всем успехов. Прежде чем приступим к обобщению декоративно-прикладного искусства нашей Родины, Родного края, давайте с вами настроим себя на прекрасный урок. А теперь вспомним общие знания, в виде фронтального опроса:

Культура Казахстана.

1. Женский жакет из бархата яркого цвета. (Камзол)

2. Мастер, создающий изделия из серебра, золота и драгоценных камней. (Ювелир)

3. Узор, расположенный в определенном порядке для украшения чего-либо.(Орнамент)

4. Шерстяной материал, используемый для утепления юрты. (Кошма)

1. Изделия из глины, закрепленные обжигом, гончарное искусство. (Керамика)

5. Мастер, создающий посуду из глины. (Гончар)

6. Безворсовый ковёр, сотканный из разноцветной пряжи. (Палас)

7. Мусульманское культовое сооружение. (Мечеть)

8. Круглая маленькая шапочка, украшенная орнаментом. (Такия, тюбетейка)

9. Узорчатое изделие из шерстяной ткани, выполненное из нитей разного цвета. Бывает ворсовые и безворсовые. (Ковер)

10. Питательный напиток из кобыльего молока. (Кумыс)

11. Чугунный котел различной величины. (Казан)

«Сундучок с сокровищами». А теперь небольшая разминка. – Перед вами сундучок. В нём сокровища, с которыми мы работаем на уроках технологии. Узнать о них вы сможете, выполнив задание.

Задание: решить примеры.

1. ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА =(иголка)

2. НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ =(ножницы)

3. НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ =(нитки)

4.НОТА-ОТА+АПТЕКА-ТЕКА+ЁРШ-Ш+СТОЛ-Л+К=(напёрсток)

Прежде, чем девочки расскажут нам немного о декоративно-прикладном искусстве казахского народа мы должны узнать цели нашего урока. А теперь ответьте мне, что такое декоративно- прикладное искусство.

Истоки народных промыслов и ремесел казахов уходят в глубь веков. Археологические находки свидетельствуют о развитии ткачества у племен андроновской культуры на территории Казахстана. Казахский народ стал преемником духовной и материальной культуры племен, издавна обитавших на территории Казахстана. На развитие культуры казахского народа большое влияние оказали народы Южной Сибири, Средней Азии. Значительных высот достигли традиционные народные ремесла во второй половине XIX — начале XX в. Прикладное искусство имеет национальные черты. Форма предметов — посуды, мебели, одежды — связана с обычаями и образом жизни народа, с его эстетическими воззрениями. В прикладном искусстве учитываются и возрастные различия людей. В тот период многие аулы не имели возможности приобрести бытовые предметы в городе, сельские жители использовали изделия народных умельцев. Особенно большим спросом пользовались изделия мастеров по изготовлению седел, ювелиров, сапожников и др. А мастера по дереву, изготавливающие основу юрты, арбы, большие деревянные изделия, мастера по железу, обработке камня открывали свои мастерские, где изготавливали и продавали свой товар.

Среди казахских мастеров было немало умельцев, занимавшихся обработкой шкур. Подобное ремесло было развито в городах Семипалатинске, Усть-Каменогорске, Омске, Оренбурге, Верном, Таразе, Ак Мечети (Кызылорда). Кожевенное искусство. Большое и важное место в жизни казахов занимали различные предметы из кожи. Из шкур шили различную одежду, из кож - обувь, пояса, сосуды различного назначения, мастерили конскую сбрую, колчан, создавали даже настенное панно, кожаные сундуки (жаглан - шабадан - чемодан) и т.д. В каждом доме был тон (шуба), дакы, жакы, жаргак (тулуп). Распространенным был пошив ішік из волчьих, лисьих, хорьковых и других звериных шкур. Мастерицы шили также меховые шапки - борік. На предметы декоративно-прикладного искусства шли кожи домашних животных - лошадей, рогатого скота и верблюдов, очищенных от шерстяного покрова. Особую отрасль составляло тиснение с помощью штампов на коже, и этим занимались мужчины.

Мастера изготовляли сосуды для хранения, перевозки и изготовления молочных продуктов: торсык, саба, суйретпе, мес. Из кож лошадей и крупного рогатого скота изготавливали ведра - шелек, посуда для дойки кобылиц и верблюдов - конек. Было немаловажна роль сапожников - етікші. Толстая кожа, обработанная кустарным способом и шедшая на обувь, называлась - кон. А фабричные кожи, называли, былгары. Мастера шили сапоги - етік, ичиги - масі и кожаные калоши - кебіс.

Ювелирное искусство. Женские украшения не только подчеркивали красоту, оттеняли и разнообразили одеяние, обозначали ее положение в обществе, свидетельствовали о достатке рода, но и несли сакральную функцию, выполняли роль оберегов, амулетов, родовых знаков и т.п.Как правило украшались (оберегались) виски, лобная часть лица, грудь, запястья, солнечное сплетение. Украшения были праздничными и повседневными и казашки носили их постоянно с течении всей своей жизни. Наиболее распространены у казашек серьги и височные украшения в форме полумесяца, кольцевые, с подвесками, сложной конфигурации со вставками из камней, пластинчатые, проволочные и т.д. Все драгоценные предметы казахи называли асыл буйым (досл. - сокровище, ценный предмет). Ювелирные изделия: оніржиек - нагрудное украшение, білезік - браслеты, жузік - перстни, сырга - серьги, кемер белдік - женские пояса, кісе, куміс белбеу - виды мужских пояс.

В создании ювелирного убранства коня соединялись два вида ремесла: кузнечное и ювелирное. Кузнец ковал стремена (узенгі), узорные облицовки передней и задней луки седла, различные формы пластин, пряжек, блях для пояса и конской сбруи и т.д.

На территории Казахстана издревле изготовлялась мелкая пластика из камня, кости. Косторезное искусство. Создание изделий из кости - древнейший вид трудовой деятельности человека (находки игл, гребней в эпоху каменного века говорят об этом). Резчик по кости - сұйекші имел те же инструменты, что и мастера по дереву и серебру. Создавали интересные по орнаментальным мотивам и композиции предметы домашнего обихода. Рога шли на изготовление рукояток кинжалов, плеток и ножей. Из рогов барана выделывали сосуды для хранения табака - шакша. Из рогов крупного рогатого скота изготовляли половник для разливки кумыса - ожау.

Кузнечное ремесло у кочевников носило скромные размеры, и то было подчинено потребностям кочевой жизни, обеспечивало население предметами хозяйственного и бытового назначения. Большим уважением в народе пользовались кузнецы и их называли уста, дархан, шебер - мастер, умелец, искусник. Кузнецы делали орудие труда: сохи, лемеха, серпы, лопаты, кетмени, ломы, инструменты для ремесленников и охотников; различную домашнюю утварь: кувшины, чайники, подсвечники, подставки для котлов (казан), в виде круга на треноге - ошак, а также узенгі (стремена), жуген (узда), металлические пряжки и кольца для конской сбруи, ножницы для стрижки овец (кырыктык, кайшы), подковы (тага).

Издавна в быту казахского народа особое место занимают предметы быта, изготовленные из древесины. Мастеров по дереву в зависимости от производимой ими продукции подразделяли на деревообделочников, мастеров по выделке деревянных частей юрты и др. Кочевники сами изготовляли деревянные изделия, необходимые в быту и для ведения скотоводческого хозяйства. Резчики по дереву - ерші, агашшы, агаш шебері, производили в основном седла - ер, ящики для хранения продуктов -кебеже, и вещей - сандык, абдіре, шест-вешалка для одежды - адалбакан, кровать - тосек, футляр для перевозки пиал - кесекап, вырезали разнообразные по форме кумысные наборы из круглых или ладьеобразных чаш - тостаган, саптыаяк, мисок - шара, половник для разлива кумыса ожау, блюда для подачи мяса - табак, тегеш. Инструмент для выделки деревянных предметов были маленький топорик-тесло - шаппа шот, набор долота -кашау, турпі, рашпил - егеу, шил - біз, щипцов - кыскаш и др.Категорию специалистов-мастеров по выделке деревянных частей юрты - уйші особо ценили казахи.

В условиях кочевого быта они изобрели универсальное жилище – юрту. Юрта быстро ставилась и разбиралась, легко перевозилась на верблюдах и лошадях. Ее войлочное покрытие не пропускало струи дождя, в знойные дни внутри юрты было прохладно, и даже в зимнее время, разогрев очаг, вполне можно было жить. Юрта очень проста по конструкции. Она включает в себя деревянный каркас, покрытый войлоком. В собранном виде юрта имеет вид войлочного дома. Перевод казахского названия юрты кии зуй – так звучит – войлочный дом. Основные элементы юрты изготовлялись из войлока, кожи, шкур, жердей. Остов юрты поверх циновок покрывается в два слоя войлоком. Большие полотнища из плотно скатанного войлока покрывают юрту от середины свода до земли. Это нижний слой – туурлыки. Узуки – верхний слой войлока – покрывают юрту от шанырака. Человека, впервые входящего в традиционную, доставшуюся нам от предков юрту. Поражает ее убранство. Любая вещь – из мягкого металла, дерева, кости – украшена орнаментом, инкрустирована костью, серебром, пластинами. Основное украшение юрты – ковры. Они утепляют юрту, создают особый уют. Юрта выглядит нарядно от ярких баскуров, ковровых дорожек, полос и лент с бахромой и кистями из разноцветных шерстяных нитей. Юрта – древнейшее и то же время современное жилище кочевников. И в настоящее время юрта устанавливается на летних пастбищах, а любые торжества, даже в городе, не обходятся без юрты. Юрта – одна из связующих нитей между прошлым казахского народа и его настоящим.

Мы с вами сегодня много узнали о декоративно- прикладном искусстве и ремеслах казахского народа. И когда девочки говорили о промыслах и ремеслах казахов, то вы обратили внимание, что каждый атрибут одежды, обуви, частей юрты, ковров украшен определенным рисунком.- Акак же тогда называется этот рисунок другим словом, или как мы его называем – орнамент. Давайте посмотрим какого вида бывают орнаменты.



III. Выполнение практической работы, украшение изделия орнаментом.

Сейчас вы немного поработаете украшая орнаментом предметы обихода. На столах лежат технологические карты с заданием. Прежде чем мы приступим к работе давайте вспомним правила ТБ.

Физ.минутка.

Технологическая карта

(план работы)

1 группа

Задание:

1. Создать изделия гончарного искусства, украсив заготовки посуды казахским орнаментом.

Этапы работы:

Вырезать декоративную форму посуды.

а) нанести разметку для расположения орнамента на изделии,

б) используя элементы казахского орнамента выложить по правилам построения орнамента в полосе и розетке.

2. Распределяет работу над изделиями в группе между всеми — руководитель. Он же следит за выполнением работы и помогает по необходимости.

3. После окончания работы, изделия демонстрируются и анализируются

4. Руководитель группы готовится к представлению работы своей группы.

Примерный план защиты:

“Добрый день уважаемые гости. Наша гончарная мастерская предлагает вашему вниманию различные изделия из керамики. Это….. Чтобы они радовали ваш глаз и украшали ваш дом, наши мастера расписали их разными узорами. Здесь и…… Наши изделия прекрасны и практичны и прослужат вам долго. И т.д.”

Удачи вам в работе!



Технологическая карта

(план работы)

2 группа

Задание:

1. Создать ювелирные украшения, используя заготовки.

Этапы работы:

а) нанести разметку простым карандашом расположения на изделии драгоценных камней

б) нарисовать простым карандашом узоры, переплетения, используя элементы казахского орнамента,

в) нанести орнамент на изделие в виде поедок, бисера, страз. Для серебра — серый более темного оттенка, для золота — оранжевый или охра.

2. Распределяет работу над изделиями в группе между всеми — руководитель. Он же следит за выполнением работы и помогает по необходимости.

3. После окончания работы, изделия демонстрируются и анализируются.

4. Руководитель группы готовится к представлению работы своей группы.

Примерный план защиты:

“Добрый день уважаемые гости. Наша ювелирная мастерская предлагает вашему вниманию различные изделия из серебра и золота, украшенные драгоценными и полудрагоценными камнями. Они станут прекрасным подарком для женщин и сделают их необычайно красивыми. Это….. Наши мастера достигли совершенства в изготовлении таких сложных изделий. Это действительно произведения искусств. Наши изделия будут радовать вас долго и могут передаваться из поколения в поколение. И т.д.”

Удачи вам в работе!



Критерии оценивания.

1.Качество выполнения.

2.Эстетический вид.

3.Красочность выполнения.

4.Презентация.

5. Соответствие выделенному времени.

Музыка.

Теперь каждая группа выходит к доске и защищает свою работу.

Первое слово предоставляется 1-группе и т.д.



IV. Подведение итогов. Обсуждение теоретического и практического материала урока.

Сегодня на уроке вы закрепили свои знания что такое ДПИ и узнали о ремеслах казахского народа и какие виды орнаментов бывают. Давайте проверим себя, что вы запомнили сегодня на уроке. Ответьте на следующие вопросы.

У вас на столах лежат карточки с заданием. Задание «Гадание на ромашке». Вы должны ответить на вопрос: Как и где мы можем использовать орнаменты в жизни. И второй вопрос назвать виды ремесел.

V. Домашнее задание. Выбрать головной убор – тақия, сәукеле и украсить орнаментом.




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Декоративно-прикладное искусство казахского народа

Автор: Галиева Лариса Федоровна

Дата: 27.02.2018

Номер свидетельства: 459943


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства