kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Бинарно-интегрированный урок «Праздничные обряды. В гостях у картин»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познакомит учащихся с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Бинарно-интегрированный урок «Праздничные обряды. В гостях у картин»»

Технологическая карта к бинарно-интегрированному уроку «Праздничные обряды. В гостях у картин»



Учителя: Масленникова Е.В. ( изобразительное искусство), Бутенко М. Г.(музыка), Кузьмина Н.А. (технология), Калинин А.В. (технология)

Предмет: Бинарный интегрированный урок изобразительное искусство, музыка, декоративно-прикладное искусство (технология)

Класс: 5

Тема урока: «Праздничные обряды на Руси. В гостях у картин»

Цель: Формировать образные представления учащегося о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

- Освоение особенностей проведения народных праздников.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о главных русских народных праздниках и их значении в жизни наших предков, дать представление о праздничных народных гуляньях как о синтезе устного и художественного фольклора,

Воспитательные: воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины, посредством изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства (технологии) и музыки.

Развивающие: развивать умение самостоятельного поиска и обработки информации; эмоциональное, образное и эстетическое восприятие, умение работать в коллективе.

Планируемые результаты:

Личностные:

1. Эмоциональный комфорт, толерантность.

2. Продолжать воспитание интереса и бережного отношения к народному искусству как к сокровищнице духовного, нравственного, эстетического опыта народа.

3. Чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее культуре, формировать заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению практических заданий (изготовление символа «солнца», исполнение хороводной песни).

Регулятивные:

1.Фиксирование результатов наблюдений, умение делать выводы.

2. Прогнозирование результата и усвоения уровня знаний.

Познавательные:

1. Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации.

2. Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

1. Умение слушать и вступать в беседу, участвовать в коллективном обсуждении.

2. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия..

Предметные умения:

1) Знать о древних символах, солярных знаках и характерных особенностях русской одежды.

2) Знать символические значения обрядовых действий на примере 2-3 народных праздников.

3) Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного, устно-поэтического);

Метапредметные: - способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.)

Межпредметные связи: изобразительное искусство, музыка, технология, ОДНКНР, ИКТ, литература,

Формы деятельности: Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Формы обучения: деятельностный способ обучения, практикум, исследования.

Методы и приемы:

Словесный: проведение бесед на тему; наглядный: использование наглядных пособий, слайдфильма; практический: деление класса на подгруппы для работы; игровой: применение игровых форм для активизации памяти и мышления;информационный, частично-поисковый, репродуктивный.

Ресурсы:

Основные: ПК учителя, медиапроектор, презентациии по теме, учебник, программное обеспечение, УМК, сетевые ресурсы.

Дополнительные: раздаточный материал (платки и ленты), материал для изготовления солярного символа «Солнце» для хоровода, инструменты.

Тип урока: Комбинированный (закрепление пройденного и изучение нового материала)

Цель: Познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков, закрепить понятия о символах и образах в славянской культуре.

Этап урока

1. Организационный этап

Цели: Сконцентрировать внимание детей, организовать к уроку, проверить готовность, контролировать дисциплину.

Класс подготовлен для проведения урока (тихо звучит русская народная мелодия)

Вводная беседа.

Учитель музыки Бутенко М.Г.:

-Здравствуйте, дети!

- Все ли готовы к уроку?

- С каким настроением вы пришли на урок? Когда у вас бывает хорошее настроение?

-Когда получаем хорошие отметки, когда праздник, концерты.

Надеемся, что ваше настроение станет еще лучше, благодаря сегодняшнем уроку-путешествию.

Деятельность учащихся:

Личностные УУД - Включение в деловой ритм, организация внимания. Коммуникативные УУД- Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия)

2. Формулирование темы урока. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цели: Сконцентрировать внимание детей, заинтересовать темой. Разбор нового материала, поддержание беседы.

Деятельность учителя:

Презентация. Слайд с картинами русских художников, на которых изображены обрядовые праздники.

Учитель ИЗО Масленникова Е.В.: Сегодня мы с вами побываем в гостях у картин, совершим путешествие в прошлое, для того, чтобы понять, что нам необходимо взять в будущее.

Масленникова Е.В. (учитель изобразительного искусства)

Перед нами картины русских художников: К.А.Трутовского, Б.М.Кустодиева, А.П.Рябушкина, Ф.А.Малявина. Они написаны в разное время и у каждой картины есть свой колорит, своеобразная живописная манера. Но есть то, что объединяет эти полотна.

Постановка проблемного вопроса.

- Что между ними общего?

- Изображаются русские народные праздники, хороводы.

-Русская одежда.

-Эмоциональное состояние, праздничное настроение.

Учащиеся 5 «Б» класса

Деятельность учащихся:

Личностные УУД - Учащиеся определяют тему урока

Познавательные УУД- Формирование познавательной цели

Коммуникативные УУД- Умение слушать и вступать в беседу, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные УУД- Контроль за правильностью ответов

Деятельность учителя:

На уроках мы говорили о том, что в старину люди жили в единстве с природой, с высшими силами. Все делалось с каким-либо смыслом, каждая вещь, каждое действие было тесно связано с природой.

- Как вы думаете, а есть ли такая связь в старинных народных праздниках?

-Молодцы!

- Так как же звучит тема нашего урока?

- «Русские народные праздники»?

-Наша тема :«Праздничные обряды на Руси».

-Русские народные праздники всегда сопровождаются символическими знаками, которые встречались и в нарядной одежде, и в обрядовых предметах, используемых во времена праздничных гуляний. В том, как проводится праздник – в обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках – ярко проявляется душа народа, его характер. Народный праздник как бы раскрывает мечту о прекрасной жизни, какой она должна быть, к чему надо стремиться. Праздником всегда было и устройство ярмарок. К ним готовились, их с нетерпением ждали.

- В древности люди одухотворяли природу, наделяли её сверхъестественными способностями.

П Королёва провела исследовательскую работу по теме: «Славянские символы». В ее проекте- рассказ о том, какие образы использовались во время праздничных обрядов.

3. Актуализация знаний. Повторение и закрепление знаний о русских народных праздниках.

Цель:

- формирование у учащихся представление о народных праздниках, символах и их значении для жизни наших предков.

П.Королёва ученица 5 «Б» класса

Слайдовая презентация







Деятельность учащихся:

Личностные УУД

- Выдвигают предположения на поставленные вопросы.

- Слушают рассказ ученика.

- Поиск, выделение необходимой информации.

Познавательные УУД

-Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения.

- Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации.

Коммуникативные УУД

- Умение точно выражать свои мысли.

Регулятивные УУД

- Оценка правильности выполнения своих действий, своевременная корректировка.

Деятельность учителя:

1.Учитель актуализирует знания учащихся 

2. Демонстрирует слайды, дети сопровождают их рассказом и показом презентаций о символах древних славян и об истории праздников.

1) Создание проблемной ситуации: 

- Какие старинные народные праздники вы можете назвать?

-Рождество, Масленица, Пасха, Троица

 2) Какой праздник будет отмечатся скоро у нас?

-Масленица

- Сейчас свой исследовательский проект на тему : «Масленица. Изготовление масленичного чучела» представят: учитель технологии Калинин А.В. и ученик 5 «Б» класса Н.Бычков.

Слайдовая презентация «Масленица»



4. Первичное закрепление новых знаний.

Цель: Закрепить знания о народных праздниках


Учитель технологии Кузьмина Н.А.

Деятельность учителя:

- Какие еще славянские символы вы знаете?

-ромб (засеянное поле), косой крест (земной огонь), колесо, круг и т.д.

-Верно.

- Давайте поиграем в игру «Ассоциации».

Назовите слова, которые ассоциируются у вас со словом «солнце».

-тепло, круг, колесо, яркое, красное, свет, жизнь, радость и т.д.

- Молодцы!

-Я вам расскажу славянский «Миф о солнце»

Начинается древний славянский миф с описания, как в стуже и темноте жила Сырая Земля. Мрак окутал ее с головы до пят, а на ее поверхности не было ничего живого, светлого и приятного. Не было заметно на ней ни движенья какого, ни звуков, ни тепла или света. Так и жила бедная Сырая Земля. Такой и увидел ее вечно молодой и прекрасный Ярило. Остальные боги не разделяли желания Ярилы принести на Землю свет и тепло. Им до Земли не было дела, но рьяный Ярило сам взглянул на Сырую Землю и пронзил холод и мрак своим светлым, теплым взглядом-стрелой. Увидел Ярило спавшую Землю, а в том месте, где его взор пронизал тьму, появилось красное солнышко. И через солнце на Землю полился яркий свет и тепло от Ярилы. Мать Сырая Земля стала пробуждаться ото сна под теплым солнышком, засияла своей юной красой, раскинулась буйством зелени и красок.

- Сегодня на уроке мы с вами изготовим символ солнца, который использовали наши предки во время праздников. Они считали, что этот символ обязательно принесет им тепло, хороший урожай, благополучие и радость.

-Как вы думаете, в каких обрядах использовался этот символ?

- с этим символом ходили по улицам во время праздничных гуляний, водили хороводы…



5. Практическая работа.

Начнем мастер-класс.

В изготовлении и декорировании мне помогут девочки, а мальчики со своим учителем завершат процесс и зафиксируют с помощью саморезов необходимые части.

Итак, возьмем заготовки для будущего изделия, необходимые материалы для декорирования (вырезанные из цветной самоклеящейся пленки сектора (золотые, серебряные, желтые, оранжевые и красные), цветные ленточки.

Во время мастер-класса тихо звучит славянская мелодия.



Вот такое яркое «солнце» у нас получилось. Мы его завершим в конце урока, когда добавим лучики цвета своего настроения- сектора желтого, оранжевого, красного цвета.

Вы можете дома изготовить такой символ (только небольшого размера) и разместить, например, в цветочном горшке на окошке, чтобы вам и вашим близким всегда сопутствовала удача.















Учитель музыки Бутенко М.Г.

Деятельность учителя:

- Давайте вернемся к началу урока к нашим картинам.

Мы с вами на уроках говорили, что можем увидеть музыку.

-Что нужно для этого?

-Воображение

-Что такое воображение?

-Это внутреннее зрение

- Для чего нужно воображение?

Ни один ученый не сделал бы ни одного открытия, если бы у него не было воображения.

-А можно ли «услышать» живопись?

-Какие песни и музыку мы «слышим»?

-заклички, калядки, хороводные, масленичные)

-Какие праздники изображены на картинах?

-Рождество, Масленица, Троица и т.д)

-Какие мы знаем хороводные песни?

-- «Во поле береза стояла», «Посею лебеду на берегу», «В лесу родилась елочка»

Хороводные песни исполнялись на любой календарный обрядовый праздник.

-Какую песню мы недавно выучили?

-хороводную песню Курской области «Полетел воробей во долину»

-Давайте попробуем оживить картины. Добавим красок- наденем яркие платки, возьмем ленточки и сделаем хоровод. Для этого сейчас образуйте два круга, в центре будет символ солнца, изготовленный вами на мастер-классе. Мы будем водить хоровод и исполнять песню «Полетел воробей во долину»













Исполнение песни, хоровод.

-Молодцы!









6. Рефлексия (подведение итогов занятия)

 Цель:

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Учитель предлагает оценить свою работу и работу товарищей:

Деятельность учителя:

- Кому и какую оценку можно поставить?

- Действительно, все поработали на славу! Молодцы!

- А сейчас пришло время подвести итоги. Нужно завершить картину праздника, добавив в изготовленный нами символ солнца цветные лучики вашего настроения. Красный цвет- очень хорошее настроение

Оранжевый- настроение хорошее, спокойное

Желтый- что-то пошло не так.

Подходите по очереди к столу и добавляйте по одному цветному лучику к нашему славянскому символу. Вот такое яркое красное «солнышко» у вас получилось. Как приятно и радостно на душе от вашего теплого настроения. Мы благодарим вас за правильные и своевременные ответы, заинтересованность, любознательность и позитивный отклик.



Деятельность учащихся:

Личностные УУД-Контролируют и оценивают процесс работы и результаты деятельности

Коммуникативные УУД -Контроль действий партнеров.

Регулятивные УУД- Рефлексия проделанной работы и уровня усвоения знаний.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Бинарно-интегрированный урок «Праздничные обряды. В гостях у картин»

Автор: Кузьмина Наталья Александровна

Дата: 27.06.2016

Номер свидетельства: 336344


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства