Просмотр содержимого документа
«Бинарно-интегрированный урок «Праздничные обряды. В гостях у картин»»
Технологическая карта к бинарно-интегрированному уроку «Праздничные обряды. В гостях у картин»
Учителя: Масленникова Е.В. ( изобразительное искусство), Бутенко М. Г.(музыка), Кузьмина Н.А. (технология), Калинин А.В. (технология)
Предмет: Бинарный интегрированный урок изобразительное искусство, музыка, декоративно-прикладное искусство (технология)
Класс: 5
Тема урока: «Праздничные обряды на Руси. В гостях у картин»
Цель: Формировать образные представления учащегося о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
- Освоение особенностей проведения народных праздников.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о главных русских народных праздниках и их значении в жизни наших предков, дать представление о праздничных народных гуляньях как о синтезе устного и художественного фольклора,
Воспитательные: воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины, посредством изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства (технологии) и музыки.
Развивающие: развивать умение самостоятельного поиска и обработки информации; эмоциональное, образное и эстетическое восприятие, умение работать в коллективе.
Планируемые результаты:
Личностные:
1. Эмоциональный комфорт, толерантность.
2. Продолжать воспитание интереса и бережного отношения к народному искусству как к сокровищнице духовного, нравственного, эстетического опыта народа.
3. Чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее культуре, формировать заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению практических заданий (изготовление символа «солнца», исполнение хороводной песни).
Регулятивные:
1.Фиксирование результатов наблюдений, умение делать выводы.
2. Прогнозирование результата и усвоения уровня знаний.
Познавательные:
1. Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации.
2. Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
1. Умение слушать и вступать в беседу, участвовать в коллективном обсуждении.
2. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия..
Предметные умения:
1) Знать о древних символах, солярных знаках и характерных особенностях русской одежды.
2) Знать символические значения обрядовых действий на примере 2-3 народных праздников.
3) Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного, устно-поэтического);
Метапредметные: - способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.
- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.)
Формы деятельности: Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Формы обучения: деятельностный способ обучения, практикум, исследования.
Методы и приемы:
Словесный: проведение бесед на тему; наглядный: использование наглядных пособий, слайдфильма; практический: деление класса на подгруппы для работы; игровой: применение игровых форм для активизации памяти и мышления;информационный, частично-поисковый, репродуктивный.
Дополнительные: раздаточный материал (платки и ленты), материал для изготовления солярного символа «Солнце» для хоровода, инструменты.
Тип урока: Комбинированный (закрепление пройденного и изучение нового материала)
Цель: Познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков, закрепить понятия о символах и образах в славянской культуре.
Этап урока
1. Организационный этап
Цели: Сконцентрировать внимание детей, организовать к уроку, проверить готовность, контролировать дисциплину.
Класс подготовлен для проведения урока (тихо звучит русская народная мелодия)
Вводная беседа.
Учитель музыки Бутенко М.Г.:
-Здравствуйте, дети!
- Все ли готовы к уроку?
- С каким настроением вы пришли на урок? Когда у вас бывает хорошее настроение?
-Когда получаем хорошие отметки, когда праздник, концерты.
Надеемся, что ваше настроение станет еще лучше, благодаря сегодняшнем уроку-путешествию.
Деятельность учащихся:
Личностные УУД - Включение в деловой ритм, организация внимания. Коммуникативные УУД- Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия)
2. Формулирование темы урока. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цели: Сконцентрировать внимание детей, заинтересовать темой. Разбор нового материала, поддержание беседы.
Деятельность учителя:
Презентация. Слайд с картинами русских художников, на которых изображены обрядовые праздники.
Учитель ИЗО Масленникова Е.В.: Сегодня мы с вами побываем в гостях у картин, совершим путешествие в прошлое, для того, чтобы понять, что нам необходимо взять в будущее.
Перед нами картины русских художников: К.А.Трутовского, Б.М.Кустодиева, А.П.Рябушкина, Ф.А.Малявина. Они написаны в разное время и у каждой картины есть свой колорит, своеобразная живописная манера. Но есть то, что объединяет эти полотна.
Постановка проблемного вопроса.
- Что между ними общего?
- Изображаются русские народные праздники, хороводы.
-Русская одежда.
-Эмоциональное состояние, праздничное настроение.
Учащиеся 5 «Б» класса
Деятельность учащихся:
Личностные УУД - Учащиеся определяют тему урока
Познавательные УУД- Формирование познавательной цели
Коммуникативные УУД- Умение слушать и вступать в беседу, участвовать в коллективном обсуждении.
Регулятивные УУД- Контроль за правильностью ответов
Деятельность учителя:
На уроках мы говорили о том, что в старину люди жили в единстве с природой, с высшими силами. Все делалось с каким-либо смыслом, каждая вещь, каждое действие было тесно связано с природой.
- Как вы думаете, а есть ли такая связь в старинных народных праздниках?
-Молодцы!
- Так как же звучит тема нашего урока?
- «Русские народные праздники»?
-Наша тема :«Праздничные обряды на Руси».
-Русские народные праздники всегда сопровождаются символическими знаками, которые встречались и в нарядной одежде, и в обрядовых предметах, используемых во времена праздничных гуляний. В том, как проводится праздник – в обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках – ярко проявляется душа народа, его характер. Народный праздник как бы раскрывает мечту о прекрасной жизни, какой она должна быть, к чему надо стремиться. Праздником всегда было и устройство ярмарок. К ним готовились, их с нетерпением ждали.
- В древности люди одухотворяли природу, наделяли её сверхъестественными способностями.
П Королёва провела исследовательскую работу по теме: «Славянские символы». В ее проекте- рассказ о том, какие образы использовались во время праздничных обрядов.
3. Актуализация знаний. Повторение и закрепление знаний о русских народных праздниках.
Цель:
- формирование у учащихся представление о народных праздниках, символах и их значении для жизни наших предков.
П.Королёва ученица 5 «Б» класса
Слайдовая презентация
Деятельность учащихся:
Личностные УУД
- Выдвигают предположения на поставленные вопросы.
- Слушают рассказ ученика.
- Поиск, выделение необходимой информации.
Познавательные УУД
-Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения.
- Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации.
Коммуникативные УУД
- Умение точно выражать свои мысли.
Регулятивные УУД
- Оценка правильности выполнения своих действий, своевременная корректировка.
Деятельность учителя:
1.Учитель актуализирует знания учащихся
2. Демонстрирует слайды, дети сопровождают их рассказом и показом презентаций о символах древних славян и об истории праздников.
1) Создание проблемной ситуации:
- Какие старинные народные праздники вы можете назвать?
-Рождество, Масленица, Пасха, Троица
2) Какой праздник будет отмечатся скоро у нас?
-Масленица
- Сейчас свой исследовательский проект на тему : «Масленица. Изготовление масленичного чучела» представят: учитель технологии Калинин А.В. и ученик 5 «Б» класса Н.Бычков.
Слайдовая презентация «Масленица»
4. Первичное закрепление новых знаний.
Цель: Закрепить знания о народных праздниках
Учитель технологии Кузьмина Н.А.
Деятельность учителя:
- Какие еще славянские символы вы знаете?
-ромб (засеянное поле), косой крест (земной огонь), колесо, круг и т.д.
-Верно.
- Давайте поиграем в игру «Ассоциации».
Назовите слова, которые ассоциируются у вас со словом «солнце».
-тепло, круг, колесо, яркое, красное, свет, жизнь, радость и т.д.
- Молодцы!
-Я вам расскажу славянский «Миф о солнце»
Начинается древний славянский миф с описания, как в стуже и темноте жила Сырая Земля. Мрак окутал ее с головы до пят, а на ее поверхности не было ничего живого, светлого и приятного. Не было заметно на ней ни движенья какого, ни звуков, ни тепла или света. Так и жила бедная Сырая Земля. Такой и увидел ее вечно молодой и прекрасный Ярило. Остальные боги не разделяли желания Ярилы принести на Землю свет и тепло. Им до Земли не было дела, но рьяный Ярило сам взглянул на Сырую Землю и пронзил холод и мрак своим светлым, теплым взглядом-стрелой. Увидел Ярило спавшую Землю, а в том месте, где его взор пронизал тьму, появилось красное солнышко. И через солнце на Землю полился яркий свет и тепло от Ярилы. Мать Сырая Земля стала пробуждаться ото сна под теплым солнышком, засияла своей юной красой, раскинулась буйством зелени и красок.
- Сегодня на уроке мы с вами изготовим символ солнца, который использовали наши предки во время праздников. Они считали, что этот символ обязательно принесет им тепло, хороший урожай, благополучие и радость.
-Как вы думаете, в каких обрядах использовался этот символ?
- с этим символом ходили по улицам во время праздничных гуляний, водили хороводы…
5. Практическая работа.
Начнем мастер-класс.
В изготовлении и декорировании мне помогут девочки, а мальчики со своим учителем завершат процесс и зафиксируют с помощью саморезов необходимые части.
Итак, возьмем заготовки для будущего изделия, необходимые материалы для декорирования (вырезанные из цветной самоклеящейся пленки сектора (золотые, серебряные, желтые, оранжевые и красные), цветные ленточки.
Во время мастер-класса тихо звучит славянская мелодия.
Вот такое яркое «солнце» у нас получилось. Мы его завершим в конце урока, когда добавим лучики цвета своего настроения- сектора желтого, оранжевого, красного цвета.
Вы можете дома изготовить такой символ (только небольшого размера) и разместить, например, в цветочном горшке на окошке, чтобы вам и вашим близким всегда сопутствовала удача.
Учитель музыки Бутенко М.Г.
Деятельность учителя:
- Давайте вернемся к началу урока к нашим картинам.
Мы с вами на уроках говорили, что можем увидеть музыку.
-Что нужно для этого?
-Воображение
-Что такое воображение?
-Это внутреннее зрение
- Для чего нужно воображение?
Ни один ученый не сделал бы ни одного открытия, если бы у него не было воображения.
-А можно ли «услышать» живопись?
-Какие песни и музыку мы «слышим»?
-заклички, калядки, хороводные, масленичные)
-Какие праздники изображены на картинах?
-Рождество, Масленица, Троица и т.д)
-Какие мы знаем хороводные песни?
-- «Во поле береза стояла», «Посею лебеду на берегу», «В лесу родилась елочка»
Хороводные песни исполнялись на любой календарный обрядовый праздник.
-Какую песню мы недавно выучили?
-хороводную песню Курской области «Полетел воробей во долину»
-Давайте попробуем оживить картины. Добавим красок- наденем яркие платки, возьмем ленточки и сделаем хоровод. Для этого сейчас образуйте два круга, в центре будет символ солнца, изготовленный вами на мастер-классе. Мы будем водить хоровод и исполнять песню «Полетел воробей во долину»
Исполнение песни, хоровод.
-Молодцы!
6. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Цель:
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Учитель предлагает оценить свою работу и работу товарищей:
Деятельность учителя:
- Кому и какую оценку можно поставить?
- Действительно, все поработали на славу! Молодцы!
- А сейчас пришло время подвести итоги. Нужно завершить картину праздника, добавив в изготовленный нами символ солнца цветные лучики вашего настроения. Красный цвет- очень хорошее настроение
Оранжевый- настроение хорошее, спокойное
Желтый- что-то пошло не так.
Подходите по очереди к столу и добавляйте по одному цветному лучику к нашему славянскому символу. Вот такое яркое красное «солнышко» у вас получилось. Как приятно и радостно на душе от вашего теплого настроения. Мы благодарим вас за правильные и своевременные ответы, заинтересованность, любознательность и позитивный отклик.
Деятельность учащихся:
Личностные УУД-Контролируют и оценивают процесс работы и результаты деятельности
Коммуникативные УУД -Контроль действий партнеров.
Регулятивные УУД- Рефлексия проделанной работы и уровня усвоения знаний.