Просмотр содержимого документа
«Ателье пошива одежды "Белошвейка"»
Урок-деловая игра «Ателье пошива одежды «Белошвейка»
Капеца Е.Ю., учитель технологии
ГБОУ «Свердловский лицей № 1»
Тип урока: Обобщение и систематизация предметных знаний и умений.
Вид: урок – деловая игра
Цель: помочь в реализации своих замыслов в изготовлении изделия.
Задачи:
1. Обобщить полученные знания по конструированию и моделированию одежды.
2. Систематизировать представления о технологическом процессе изготовления одежды в ателье бытового обслуживания и профессий, занятых в этой сфере обслуживания.
3. Отработать умения и навыки в пооперационном изготовлении плечевого изделия.
1. Умение организовать рабочее место для работы с тканью. Выбрать инструменты и приспособления.
2. Соблюдать правила т/ б при работе с инструментами.
3. Умение определить вид тканей по составу и свойствам.
4. Умение анализировать конструкцию изделия по эскизу. Применять конструкцию чертежа для моделирования.
5. Умение контролировать качество выполняемой работы.
Метапредметные:
Регулятивные:
1. Понимать учебную задачу.
2. Умение соотнести известное с неизвестным.
3. Умение составлять план выполнения работы, излагать последовательность технологических процессов.
4. Умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу.
5. Умение оценивать результаты своих действий на основе критериев.
6. Умение адекватно воспринимать оценку своей работы, оценку, данную товарищами и учителем.
Познавательные:
1. Умение находить и выделять необходимую информацию и использовать её.
2. Умение выстраивать ответ в соответствии и заданным вопросам.
3. Умение обосновать свой выбор, проводить анализ по заданным критериям, выделять существенные признаки.
4. Умение преобразовать базовую модель в заданную модель.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
- Потребность в красивой одежде будет всегда, а вместе с этим и необходимость в специалистах, способных изготавливать такую одежду.
- Сегодня мы поработаем в сфере услуг по изготовлению одежды в качестве работников ателье по пошиву одежды. Данная игра позволит почувствовать себя в роли консультанта – продавца по продаже тканей, закройщика, швеи. Одежда, изготовленная конкретным человеком, пользуется всё большим спросом. Трудно отказаться от удовольствия красиво одеваться, следить за новинками моды, приобретать новую одежду.
Перед вами стоит задача – на разных этапах работы использовать полученные знания и умения по пройденным темам «Материаловедение», «Конструирование и моделирование», «Технология изготовления одежды». Результатом нашей работы будет выкроенная летняя блузка.
Кабинет разбит на несколько участков. Каждый участок оснащён необходимыми инструментами и материалами, карточками-опорами, таблицами.
1-й участок – магазин тканей.
2-й участок – рабочее место закройщика.
3-й участок – швейный цех.
1. Знакомство с правилами и порядком проведения игры.
2. Инструкция к ролевой игре. Последовательность действий.
3. Описание условий игры-соревнования между двумя бригадами учащихся.
4. Выработка критериев игры.
5. Распределение ролей, ознакомление с обязанностями.
Должностные обязанности работников:
Продавец-консультант (Даёт информацию покупателям по выбору тканей: ассортимент, фактура, свойства. Уточняет заказ, оказывает помощь в выборе фасона, исходя из типа ткани, моды и особенностей фигуры).
Закройщик (Оказывает помощь в выборе тканей в соответствии с назначением изделия. Снимает мерки, зарисовывает фасон. Владеет навыками качественного шитья, высокой скоростью работы).
Швея (Коммуникабельна, доброжелательна, вежлива, знает нормы этики. Делает выкройки, моделирует, производит раскрой. Знает способы обработки разных тканей.)
Актуализация знаний.
Проблемное изложение материала.
В детстве вы любили играть с куклами « Барби».
- Чем похожи куклы « Барби»? (внешность, одежда)
- А если все люди были бы таковыми?
- Массовое производство одежды на швейных фабриках позволило одеть миллионы людей, но сделало их безликими. Сотни одежды одинакового покроя и порой даже и одинаковой расцветки, так же, как и одинаковые многоэтажные дома-новостройки в крупных городах, уравнивают всех людей во внешности. Как куклы «Барби», стоящие на прилавках магазинов в одинаковой одежде. А каждый человек индивидуален, ему необходима индивидуальная одежда.
- Где можно приобрести одежду, если в магазине ничего не понравилось?
В настоящее время расширяется рынок услуг индивидуального пошива одежды. Художники-модельеры совершенствуют фасоны, модели для населения. Открываются современные салоны индивидуального пошива одежды.
- Предлагаю вам открыть такой салон. Придумайте ему название: Салон « Белошвейка».
- Наступит лето и потребуется лёгкая летняя блузка –- это и будет контрольное изделие.
- Назовите виды летней одежды (блузка, блузон, сарафан, топ, туника).
Игровой этап. Магазин тканей (фронтально-групповая работа): карточки-задания для покупателей и продавца; этикетки с названиями тканей: бязь, байка, ситец, бумазея, батист, фланель, шёлк и др.
- Прежде всего, необходимо выбрать нужную ткань в магазине. Мы отправляемся туда (оформлена витрина тканей). Какие знания вам пригодятся в этой ситуации?
Задания для продавца-консультанта (карточка):
- Дать информацию о видах тканей, ассортименте.
- Оказать помощь в выборе ткани по цвету, фактуре, свойствам в соответствии с выбранным фасоном.
- Оказать помощь в расчёте расхода ткани для определённого вида одежды.
- Какими свойствами должны обладать ткани для летних блузок?
Критерии оценивания в баллах:
умение определить состав ткани и свойства,
умение выбрать ткань для соответствующего изделия,
умение делать расчёт расхода ткани для нужного изделия.
Переходим в зону «ателье». Встречает закройщик.
Работа ателье (работа в парах: один – заказчик, другой – закройщик, заказчик оказывает помощь).
Мини-проект «Блузка для лета». Задание для заказчика: (журналы мод):
- Описать фасон будущего изделия, определить силуэт, стиль, фасонные и конструктивные линии для летней блузки. Подобрать виды отделки.
Задание закройщику-модельеру:
- Разработать модель летней блузки из х/б ткани.
- Зарисовать эскиз изделия, дать совет заказчику с учётом типа фигуры, пропорций телосложения, гармоничного сочетания отдельных частей изделия.
- Посоветовать в выборе декоративной отделки или дополнительных деталей, если это необходимо.
- Воплотить идеи в чертежах и выкройках.
- Какие мерки необходимо снять?
- Как перенести вытачки?
Для работы воспользуйтесь готовыми лекалами-выкройками для моделирования блузки.
Анализ чертежа-выкройки основы плечевого изделия в М 1:1
Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами.
Правила организации рабочего места.
Критерии оценивания в баллах: навыки измерения фигуры; знание силуэта, формы, покроя, декоративно-конструктивных линий; навык моделирования, преобразования базовой модели в заданную модель; моделирование выреза горловины; умение адекватно оценить результаты труда.
Сверка с эталоном, представленным учителем (демонстрация готовых выкроек с переносом нагрудной вытачки).
Анализ результатов:
1. Анализ выполнения самостоятельной работы.
2. Разбор типичных ошибок.
3. Выявление причин типичных ошибок
Закройщик передаёт смоделированные выкройки в швейный цех (работа в парах. Меняются ролями: заказчик выполняет раскрой – основную операцию, закройщик – помогает).
Задание: определить способ раскладки выкроек на ткани в соответствии с рисунком; разложить выкройки на ткани; раскроить детали блузки, применив знания о правилах раскроя.
Швейный цех.
Задание для швеи:
- Составить алгоритм пошива блузки.
- Какие операции необходимо выполнить?
- Какие ручные и машинные швы выполнить?
Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами, иглами.
Правила организации рабочего места.
Сметать вытачки и боковые швы, сделать примерку на манекене (инструкционные карты), самоконтроль и взаимопроверка по карточкам.
Защита мини-проектов. Участвуют все, кто в какой роли выступал.
Работа с листами оценки и самооценки.
Умение проводить анализ по заданным критериям (соотношение результата с критериями).
Заключительный этап
- В процессе игры вы осуществляли работу салона по пошиву одежды на разных этапах. Вы проявили свои знания и умения по материаловедению, конструированию и моделированию, технологии изготовления плечевого изделия.
- Каково практическое применение этих знаний и умений в жизни?
- Потребность в красивой одежде будет всегда, значит, всегда будет необходимость в таких специалистах, которые владеют навыками конструирования одежды, изготовления её. Имея такие прекрасные навыки, можно воплотить любые свои замыслы и удовлетворить потребность в индивидуальной красивой одежде.
Рефлексия
- Что удалось в работе?
- Что было особенно трудным?
- В чём причины? (недостаточность знаний и умений по темам, неуверенность в действиях).
Итог соревнования: Подсчёт баллов по всем критериям.