kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жизнеткачество

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Изделия домашнего ткачества

в современном мире»

Работу выполнила:  ученица  9 «б» класса

                                      МОБУСОШ им. С. А. Суркова с. Богословка

                                      Пензенского района

                                     Родина Анастасия

Руководитель: учитель технологии Филимонова Т. Н.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

  1. История развития ткачества ……………………………………….5
  2. Возрождение старинного ремесла……………………………………

Пензенская область……………………………………………….

Село Богословка……………………………………………………

  1. «Низовые» техники……………………………………………………….9

3.1 Устройство станка, последовательность работы………………11

     3.1 Снование основы……………………………………………………17

  1. Реализация изделий……………………………………………………….20
  2. Домашний декор………………………………………………………….23

Заключение

Приложение А

Приложение B

Введение

Российский народ всегда славился своими умельцами, которые могли и великолепный храм построить, и чуда – карету смастерить, и золотом украшенные костюмы сшить. Мастерство у российских людей всегда было в почете, а те, кто обладал им, пользовались большим авторитетом. Мастер – умелец гордиться своим ремеслом, находил в нем радость, счастье, основу благополучия.

Неистощима фантазия, изобретательность и творческая смелость любителей мастерить. Их работы отличаются оригинальностью и красотой, простотой изготовления.

Собирая материал о видах рукоделия на территории села Богословка,  я познакомилась с удивительной женщиной Колосовой Любовью Сергеевной. Она освоила ткацкий станок своей мамы и этот станок находится у нее дома, мастерской отведена отдельная комната.  Мне захотелось узнать больше о ткачестве. Вообще интересно, откуда берутся вещи. Откуда берется всё в этом мире. Ткачество – это один из этапов превращения растения в одежду, в предметы быта.

Проблема исследования: востребованы ли в современном мире изделия домашнего ткачества.

Объект  исследования:  ручное ткачество как часть материальной и духовной культуры.

Предмет исследования – ткацкий станок;

 изделия, выполненные в технике низового ручного ткачества.

Задачи исследования:

-познакомиться с историей ткачества;

-  изучить устройство ткацкого станка;

- изучить порядок работы на ткацком станке;

- выяснить возможность реализации и применение в быту изделий, изготовленных на ткацком станке.

Методы исследования:

- поиск информации;

- беседы с жительницей села Богословка Колосовой Любовью Сергеевной;

-фотографирование.

Особенность данной работы в том, что устройство и принцип работы был изучен  со слов Колосовой Любови Сергеевны.

1. История развития ткачества

Ткачество вазникло в эпоху неолита и широко распространилось при первобытнообщинном строе. Это было исконное занятие женского населения. В каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготовляли домотканое полотно. Из него шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы.

Кроме гладкой холстины деревенские мастерицы выполняли и ткани с узором. Техника тканья при этом усложнялась. Материалом для ткачества служила пряжа, которую получали изо льна и конопли, а также из овечьей и козьей шерсти. Пряжу часто окрашивали домашним способом в разные цвета и тогда узорные ткани получались особенно нарядными.

Родоначальницей ткачества можно считать Азию, именно там был обнаружен первый ткацкий станок. Сырьем для нитей служила шерсть животных и волокна различных растений, а также натуральный шелк.

По всей Азии стали применять ткацкие станки. Ткачи быстро научились украшать свои изделия разными узорами, которые сплетались из разноцветных нитей. Одновременно человек стал раскрашивать ткани соком различных растений. Так ткачество превратилось в искусство.

Ткачество было известно не только народам Европы и Азии. В Америке его знали уже древние инки. Изобретенное ими искусство ткачества сегодня сохранилось у индейцев из Южной Америки.

Возникновение ткацкого станка

Ткацкий станок - одно из наиболее древних орудий труда человека.
 

             Пенелопа и Телемах у ткацкого станка











 

Первый ткацкий станок был вертикальным. Это простая рама, на которую натянуты нити основы. Ткач держал в руках большой челнок с нитью и переплетал основу. Работать на таком ткацком станке было трудно, так как нити надо было последовательно перебирать руками, нити часто рвались, ткань можно было сделать только толстую.

В XI веке изобрели горизонтальный ткацкий станок, который с небольшими изменениями дошел до наших дней и сохранился еще в некоторых домах. Нити основы натянуты горизонтально (отсюда и название станка). Его основная часть - большая деревянная рама, на которой укреплены детали станка: три валика, две ножные педали, вертикальные рамки “гребенки” бердо, челнок с нормальной нитью.

Потом был изобретен механический ткацкий станок. Сейчас современные ткацкие станки работают на электричестве, стали более сложными и разнообразными. Но ручное ткачество еще живо и является традиционным видом народного ремесла.

Ручной ткацкий станок с вертикальным расположением основы появился примерно за 5-6 тыс. лет до н.э.

Изобретение ткацкого станка Ф. Энгельс считал одним из важнейших достижений человека на первой ступени его развития. В феодальный период совершенствуется конструкция ткацкого станка, создаются приспособления для подготовки пряжи к ткачеству. Первые попытки механизации процесса ткачества относятся к 16-18 вв. Среди них наибольшее значение имело изобретение Дж. Кеем в 1733 году так называемого самолётного челнока.

 В конце 18 века в Великобритании Э. Картрайтом был изобретён механический ткацкий станок, в конструкцию которого в дальнейшем вносились различные усовершенствования.

Существенный вклад в совершенствование конструкции ткацкого станка внесли и русские изобретатели: Д.С.Лепёшкин, запатентовавший в 1844 году механический самоостанов при обрыве уточной нити; С.Петров, предложивший в 1853 году наиболее совершенную систему боевого механизма для прокладки челнока, и др. В кон. 19 и начале 20 вв. были созданы станки с автоматической сменой челноков.

Наиболее удачное решение проблемы автоматической смены уточной шпули в челноке принадлежит англичанину Дж. Нортропу (1890). Однако челночные ткацкие станки имеют существенные недостатки: малый размер уточной паковки; свободный, с большими ускорениями полёт челнока через зев; одновременная прокладка лишь одной уточной нити и др. В начале 20 века появилось несколько конструкций бесчелночных станков, в которых уточная нить сматывалась с больших неподвижных паковок и особыми механическими устройствами прокладывалась в зеве. Станки этого типа создали в 1926 году Габлер (Германия), советский инженер В.Е.Леонтьев в 1936 году и др.

В 1927 году С.А.Дынник (СССР) предложил конструкцию многозевного круглого ткацкого станка; в 1949 году В.А.Прозоровым (СССР) был создан плоский многозевный станок.

Сегодня ткацкий станок на фабрике Красный ткач» выглядит так.










 

"Красный ткач" - фабрика ручного ткачества, уникальное производство. Здесь на старинных станках, вручную, мастера изготавливают вещи, каждая из которых является произведением искусства. Выпускаются высококачественные изделия из натурального хлопка и льна. В ассортимент текстильной группы входят портьеры, скатерти, салфетки, полотенца, покрывала, дорожки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Жизнеткачество

Автор: Филимонова Татьяна Николаевна

Дата: 15.04.2015

Номер свидетельства: 201850


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства