Культура Дагестана - это искусство народных умельцев, это стройность, скромность и верность горянок, это стойкость, мужество и доброта джигитов, это мудрость и находчивость аксакалов.
Дагестан является многонациональной республикой, где сосредоточено много народностей и этнических групп.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Женский кумыкский костюм»
Конкурс «Мой Дагестан»
секция «Национальная одежда моего народа»
«Кумыкский женский костюм»
Выполнила : ученица 8 класса Яхьяева Амина Юнусовна
МБОУ «СОШ «20», г.Махачкала
Руководитель: учитель технологии МБОУ «СОШ №20»
Михтеева Гульмира Ибрагимовна
Тема: «Кумыкский женский костюм»
С детства я увлекаюсь рукоделием. Люблю вязать, шить, вышивать.
Начиная с 5 класса, посещаю кружок «Умелые руки», где меня учат многому: моделировать, кроить, шить, вязать, вышивать и другим работам.
На конкурс я подготовила кумыкский женский костюм выполненный в технике вязания.
Основная часть
Культура Дагестана - это искусство народных умельцев, это стройность, скромность и верность горянок, это стойкость, мужество и доброта джигитов, это мудрость и находчивость аксакалов.
Дагестан является многонациональной республикой, где сосредоточено много народностей и этнических групп.
Поразительная этническая мозаичность, языковая дробность послужили основанием для наименования этой части Кавказа не только «страной гор», но и «горой языков».В нашей республике на сравнительно небольшой территории проживают представители 70 национальностей нашей страны, в том числе свыше 30 коренных народностей и этнических групп, отличающихся друг от друга по языку и особенностям многовековой материальной и духовной культуры.
Женская одежда народов Дагестана XIX - начале XX вв. представляла собой наиболее сложную часть материальной культуры.многообразие материалов, форм покроев, цветовые гаммы, отделок, украшений. Она больше, чем мужская, сохраняла самобытность, архаические черты, больше отражала зональные, этнические особенности, древние родоплеменные различия, нравы и обычаи народов.
В далёком прошлом, когда складывались и развивались локальные особенности материальной культуры, женщина редко выезжала из своего аула. Женщины почти не участвовали и в торговом обмене. В дореволюционном Дагестане редки были межаульные и тем более межнациональные браки, Браки заключались преимущественно внутри аула и нередко внутри тухума.
Шили и украшали одежду сами женщины, Они создавали моду, фасоны, проявляя своё творчество, умение, талант, художественные и эстетические. Не удивительно, что эти многокрасочные, своеобразные костюмы вызывали восторг путешественников разных времён.
Представляем вашему вниманию кумыкский костюм.
Повседневный костюм кумычек – это платье -рубаха, отрезное по линии талии, присборенное книзу или уложенное складками. Называлось это платье «бузмагейлек». В нем обычно ходили дома, а когда нужно было выйти в свет, поверх этого платья обязательно надевали «полушу» и «къабалай». Верхняя часть платья шилась на подкладке с целью красивой посадки и долговечности, т. к. одежда была дорогой (на изготовление платья -рубахи шло 6-10 м ткани), и платье чаще всего передавалось по наследству (от свекрови к снохе). Повседневное платье шилось без воротника с круглым вырезом и застёгивалось встык на застёжки, которые назывались «къаржума». Их делали ювелиры из серебра с позолотой филигранью или эмалью. Очень популярны были застёжки в форме кинжальчиков, которые были также в ходу у ногайцев и кабардинцев. Рукава были длинными, зауженными книзу, а рукава нарядных платьев могли быть настолько длинными, что доходили до подола. Во время танца такой рукав полностью закрывал лицо от постороннего взгляда. Рукава отделывались тесьмой, вышивкой и т. д. К XIX веку выработался другой вид кроя кумыкского костюма – прямой сверху донизу, а сбоку и сзади – отрезной, это позволяло создать более элегантный силуэт, подчёркивающий женскую фигуру. Ещё один вид кроя – распашной сверху донизу. Такой крой одежды появился в Европе, а затем на Кавказе в эпоху Возрождения. Приталенное платье -рубаха было распространено у кумыков вплоть до начала XX века, а примерно в 30-е годы в Дагестане, в том числе у кумычек, получили распространение рубахи и платья-рубахи на кокетке. В первом случае они шьются более короткие и узкие, а во втором – шире и длиннее. Такие платья получили популярность среди женщин среднего и пожилого возраста.
Распашное платье – «полушу» – шили с прямым сверху донизу вертикальным разрезом, отрезным по линии талии, с лифом, плотно облегающим фигуру, с глубоким грудным вырезом – овальным либо (чаще) треугольным, острым в нижней части, без воротника, с несколько смещёнными (как у черкески и мужского бешмета) назад боковыми швами на лифе, с узкой спинкой, с широкой либо прямой, или расклешённой и длинной до икр, нередко даже до пят, юбкой. Юбка пришивалась к лифу мелкой сборкой или складками. Рукава были узкие, чаще сшитые лишь до локтя, а ниже – до кисти руки – откидные в виде лопастей. В XIX – начале XX в. «полуша» появилась лишь у кумычек, позже этот вид одежды заимствовали другие народы – лакцы, даргинцы, некоторые аварцы. Как традиционный костюм дагестанских женщин «полуша» перестала бытовать в предвоенные годы XX века. Нарядное платье кумычек называлось «къабалай». Шили его из самых дорогих тканей – шелка, шерсти. Повторяя по своему покрою распашное платье, отрезное по линии талии, оно в то же время делалось с плотно облегающим лифом на подкладке, с плечевым швом, длинной юбкой. Основной особенностью этого платья была вставка спереди, которая шилась либо из той же ткани, либо из другой. В целом эта вставка имитировала наличие нижнего платья. Еще одно отличие – «къабалай» имел двойные рукава: нижние – узкие, застёгиваемые у запястья на мелкие пуговицы, и верхние – широкие, длинные и, как правило, откидные, несколько расширенные и закругленные книзу. Через кумыков «къабалай» постепенно проник в горы, где стал элементом костюма знатных женщин. «Къабалай» постепенно перестаёт бытовать к концу 30-х гг. XX в. В то же время оно, как и распашное платье , является одним из популярнейших видов дагестанского костюма участников художественной самодеятельности, танцевальных ансамблей, национальных театров и т.д. Традиционный головной убор кумычек, как и всех дагестанок, состоял из чепца (чутху) и верхнего платка. Кумычки покрывали голову лёгкими кружевными, часто вязаными крючком ажурными платками – «тастар» или шелковыми платками – «гульменди». К середине XIX века кумычки, особенно молодые, отказались от чутху и стали покрывать голову только платками, откидывая назад его концы.