Моей сестренке к калмыцкому платью не хватает манишки. Ей нужна вышитая манишка.
Размышления.
Где взять её? Купить можно, но это дорого. Лучше вышить самой. Интересно увидеть результат своего труда, порадовать сестренку.
Решение: буду вышивать!
ЦЕЛЬ : Выбрать орнамент и сшить манишку сестренке.
ЗАДАЧИ:
Провести исследования и разработать эскиз моего проектного исследования;
Организовать рабочее место;
Подобрать инструменты и приспособления для различных операций;
Изготовить выкройку швейного изделия;
Подобрать ткань для изделия;
Раскроить ткань;
Подготовить шаблон орнамента, вышить орнамент;
Обработать изделие;
Контролировать качество своей работы;
Оценить качество готового изделия.
ИССЛЕДОВАНИЕ
Прежде всего, определю для себя, какая манишка ей понравится: её стиль, цвет, орнамент назначение. Соответственно буду подбирать материал для нее. Я посетила библиотеку, изучила книги, узнала много нового об истории калмыцкого костюма, о том, что одежда женщины отличается от одежды девушки, выбрала вид вышивки, орнамент.
Прикладное искусство калмыков оставило нам высокие образцы народного творчества. Калмыцкий народный орнамент представляет собой оригинальную, богатую по формам и колориту область декоративного искусства.
Существуют следующие калмыцкие орнаменты, которые группируются по техническим приемам:
«Зеег» - наложение ниток, шнурка, которые крепятся второй ниткой по форме рисунка
«Хатхамар» - простое шитьё нитками, известное в литературе под названием «вперёд иглу»
«Кюсме» - всевозможные нашивки из позумента
«Чимкяре» - нашивка из парчи, сукна, шёлка, аппликации на войлоках и одежде – детской и женской
«Утцен» - обшивка из шнурка, которой калмыки обрамляли края вышивки
Выбираю технический прием вышивки «зеег».
Орнамент в виде побегов, лозы, цветов, листьев, бутонов, цветов, листьев, бутонов, тюльпана, лотоса нашел широкое применение в вышивке женских головных узоров, на манишках, платьях.
Создавая свои изумительные вышивки, калмыцкие женщины применяли разнообразные материалы, среди которых особое место занимали сухожильные, шерстяные, шёлковые, серебряные и золотые нити. Кроме того, расшивали бисером, блёсками, тесьмой и всевозможными металлическими деталями.
Большое значение придавалось цвету. Типичная цветовая гамма состоит из шести основных цветов: жёлтого, зелёного, красного, синего, белого (серебристого) и чёрного. Но в каждом цвете (кроме белого) мы наблюдаем множество тончайших переходов от светлого к тёмному и наоборот.
КАЛМЫЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ
Говоря о женском национальном костюме, следует выделить два вида: костюм девушки и костюм замужней женщины; поскольку они имеют существенные различия.
Костюм девушки
Костюм девочки до 14 лет не отличался от костюма мальчика и состоял из рубашки и шальваров. По достижении совершеннолетия девушка обязана носить своеобразный корсет – камзол. Он представлял собой жилет или рубашку с коротким рукавом, плотно облегающий фигуру и стягивающий грудь. Назначение в том чтобы грудь была ровной и плоской. Калмыки полагала, что этим показывается целомудрие девушки. Поверх него надевается платье биизе. Рукава платья с пышной сборкой у плеча, широкие, длинные, узкие у запястий имели разрез, в котором виднелась нижняя рубашка. Разрез отделывался кружевом или бахромой цветных шерстяных нитей. Спереди платья был вырез, обычно, V-образный, доходящий до талии. На грудь одевалась манишка, украшенная вышивкой. Манишка шилась из бархата и вышивалась растительными мотивами золотыми и серебряными нитками. По подолу биизе пришивалась оборка. Пояс девушки шился из сукна разных цветов и украшался геометрическим орнаментом. Девичьи головные уборы отличались разнообразием. Повседневным головным убором была «камчатка» - шапка типа пилота из бархата, украшенная растительным орнаментом. На верхушке шапки – помпон из красных шёлковых нитей. Также носили шапки «тоорцыг» и «джатаг» круглой формы, невысокие. Околыш и дно шапки часто украшались вышивкой, цветным бисером или золотой и серебряной нитью. Мотивом вышивки был стилизованный растительный или абстрактный орнамент. В центре шапки прилеплялась кисть из шёлковых нитей, свободно свисающая с шапки. Обувью служили красные сафьяновые сапоги.
Из украшений девушки носили одну серёжку – «сииг» и кольца – «бильцг».
Я просмотрела книгу «Декоративно-прикладное искусство» и остановилась на нескольких вариантах вышивок.
Выбираю вид вышивки – гладь.
Вышивка гладью
Гладь – вид вышивки, позволяющий наиболее полно использовать возможности шёлка, шерсти мулине не только при отделке белья и одежды, но и при создании вышитых картин. При хорошем подборе тонов и полутонов, различных оттенков цветовой гаммы этот вид вышивки сравним с техникой акварели.
Вышивание гладью – это, в основном, сплошное заполнение стежками плоскости узора, нанесенного на ткань. Вышивать гладью можно на любой материи, нитки лучше выбирать мягкие, слабо крученые (мулине, шёлк). Гладь может быть белой и цветной, наносится по счёту ниток и свободно, по контуру рисунка. По характеру стежков гладь может давать односторонний или двусторонний узор. Гладь включает многие приёмы, рассмотренные выше: швы вперёд иголку и назад иголку, стебельчатый, тамбурный и т.д., а также специальные швы, употребляемые при вышивании гладью: прямая гладь, косая гладь, восьмёрка и т.п.
Узоры, вышиваемые гладью, состоят, в основном, из растительных орнаментов, цветов, листьев.
Счётная прямая гладь. Этот шов широко применяют в белой и цветной вышивках. Он даёт двусторонний рисунок. Стежками прямой глади вышивают, в основном, геометрические орнаменты.
Белая гладь. Вышивают по настилу из толстых ниток. Служит для оформления рисунков, имеющих закруглённые линии. Вышивку начинают с прокладочных стежков швом вперёд иголку по контуру рисунка.
КРИТЕРИИ ВЫБОРА ИДЕИ ИЗДЕЛИЯ
1) Возрождение в национальных традициях
2) Практичность
3) Эластичность
ВЫБОР ЛУЧШЕЙ ИДЕИ
Я проанализировала все образцы орнаментов.
Решение: победил образец 2. Образец орнамента подходит к платью моей сестренки.
ВЫБОР НУЖНОЙ ТКАНИ
Ткань:
Атлас
Вискоза
Лён
Решение: выбирая ткань, я решила сшить и вышивать из атласа. Итак, ткань подобрана.
ВЫБОР ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ
Для пошива и вышивания моего изделия понадобятся:
- портновский мел, булавки, портновские ножницы для раскроя;
Просмотр содержимого документа
«ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВЫШИТАЯ МАНИШКА»»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВЫШИТАЯ МАНИШКА»
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
Моей сестренке к калмыцкому платью не хватает манишки. Ей нужна вышитая манишка.
Размышления.
Где взять её? Купить можно, но это дорого. Лучше вышить самой. Интересно увидеть результат своего труда, порадовать сестренку.
Решение: буду вышивать!
ЦЕЛЬ : Выбрать орнамент и сшить манишку сестренке.
ЗАДАЧИ:
Провести исследования и разработать эскиз моего проектного исследования;
Организовать рабочее место;
Подобрать инструменты и приспособления для различных операций;
Изготовить выкройку швейного изделия;
Подобрать ткань для изделия;
Раскроить ткань;
Подготовить шаблон орнамента, вышить орнамент;
Обработать изделие;
Контролировать качество своей работы;
Оценить качество готового изделия.
ИССЛЕДОВАНИЕ
Прежде всего, определю для себя, какая манишка ей понравится: её стиль, цвет, орнамент назначение. Соответственно буду подбирать материал для нее. Я посетила библиотеку, изучила книги, узнала много нового об истории калмыцкого костюма, о том, что одежда женщины отличается от одежды девушки, выбрала вид вышивки, орнамент.
Прикладное искусство калмыков оставило нам высокие образцы народного творчества. Калмыцкий народный орнамент представляет собой оригинальную, богатую по формам и колориту область декоративного искусства.
Существуют следующие калмыцкие орнаменты, которые группируются по техническим приемам:
«Зеег» - наложение ниток, шнурка, которые крепятся второй ниткой по форме рисунка
«Хатхамар» - простое шитьё нитками, известное в литературе под названием «вперёд иглу»
«Кюсме» - всевозможные нашивки из позумента
«Чимкяре» - нашивка из парчи, сукна, шёлка, аппликации на войлоках и одежде – детской и женской
«Утцен» - обшивка из шнурка, которой калмыки обрамляли края вышивки
Выбираю технический прием вышивки «зеег».
Орнамент в виде побегов, лозы, цветов, листьев, бутонов, цветов, листьев, бутонов, тюльпана, лотоса нашел широкое применение в вышивке женских головных узоров, на манишках, платьях.
Создавая свои изумительные вышивки, калмыцкие женщины применяли разнообразные материалы, среди которых особое место занимали сухожильные, шерстяные, шёлковые, серебряные и золотые нити. Кроме того, расшивали бисером, блёсками, тесьмой и всевозможными металлическими деталями.
Большое значение придавалось цвету. Типичная цветовая гамма состоит из шести основных цветов: жёлтого, зелёного, красного, синего, белого (серебристого) и чёрного. Но в каждом цвете (кроме белого) мы наблюдаем множество тончайших переходов от светлого к тёмному и наоборот.
КАЛМЫЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ
Говоря о женском национальном костюме, следует выделить два вида: костюм девушки и костюм замужней женщины; поскольку они имеют существенные различия.
Костюм девушки
Костюм девочки до 14 лет не отличался от костюма мальчика и состоял из рубашки и шальваров. По достижении совершеннолетия девушка обязана носить своеобразный корсет – камзол. Он представлял собой жилет или рубашку с коротким рукавом, плотно облегающий фигуру и стягивающий грудь. Назначение в том чтобы грудь была ровной и плоской. Калмыки полагала, что этим показывается целомудрие девушки. Поверх него надевается платье биизе. Рукава платья с пышной сборкой у плеча, широкие, длинные, узкие у запястий имели разрез, в котором виднелась нижняя рубашка. Разрез отделывался кружевом или бахромой цветных шерстяных нитей. Спереди платья был вырез, обычно, V-образный, доходящий до талии. На грудь одевалась манишка, украшенная вышивкой. Манишка шилась из бархата и вышивалась растительными мотивами золотыми и серебряными нитками. По подолу биизе пришивалась оборка. Пояс девушки шился из сукна разных цветов и украшался геометрическим орнаментом. Девичьи головные уборы отличались разнообразием. Повседневным головным убором была «камчатка» - шапка типа пилота из бархата, украшенная растительным орнаментом. На верхушке шапки – помпон из красных шёлковых нитей. Также носили шапки «тоорцыг» и «джатаг» круглой формы, невысокие. Околыш и дно шапки часто украшались вышивкой, цветным бисером или золотой и серебряной нитью. Мотивом вышивки был стилизованный растительный или абстрактный орнамент. В центре шапки прилеплялась кисть из шёлковых нитей, свободно свисающая с шапки. Обувью служили красные сафьяновые сапоги.
Из украшений девушки носили одну серёжку – «сииг» и кольца – «бильцг».
Я просмотрела книгу «Декоративно-прикладное искусство» и остановилась на нескольких вариантах вышивок.
Выбираю вид вышивки – гладь.
Вышивка гладью
Гладь – вид вышивки, позволяющий наиболее полно использовать возможности шёлка, шерсти мулине не только при отделке белья и одежды, но и при создании вышитых картин. При хорошем подборе тонов и полутонов, различных оттенков цветовой гаммы этот вид вышивки сравним с техникой акварели.
Вышивание гладью – это, в основном, сплошное заполнение стежками плоскости узора, нанесенного на ткань. Вышивать гладью можно на любой материи, нитки лучше выбирать мягкие, слабо крученые (мулине, шёлк). Гладь может быть белой и цветной, наносится по счёту ниток и свободно, по контуру рисунка. По характеру стежков гладь может давать односторонний или двусторонний узор. Гладь включает многие приёмы, рассмотренные выше: швы вперёд иголку и назад иголку, стебельчатый, тамбурный и т.д., а также специальные швы, употребляемые при вышивании гладью: прямая гладь, косая гладь, восьмёрка и т.п.
Узоры, вышиваемые гладью, состоят, в основном, из растительных орнаментов, цветов, листьев.
Счётная прямая гладь. Этот шов широко применяют в белой и цветной вышивках. Он даёт двусторонний рисунок. Стежками прямой глади вышивают, в основном, геометрические орнаменты.
Белая гладь. Вышивают по настилу из толстых ниток. Служит для оформления рисунков, имеющих закруглённые линии. Вышивку начинают с прокладочных стежков швом вперёд иголку по контуру рисунка.
КРИТЕРИИ ВЫБОРА ИДЕИ ИЗДЕЛИЯ
Возрождение в национальных традициях
Практичность
Эластичность
ВЫБОР ЛУЧШЕЙ ИДЕИ
Я проанализировала все образцы орнаментов.
Решение: победил образец 2. Образец орнамента подходит к платью моей сестренки.
ВЫБОР НУЖНОЙ ТКАНИ
Ткань:
Атлас
Вискоза
Лён
Решение: выбирая ткань, я решила сшить и вышивать из атласа. Итак, ткань подобрана.
ВЫБОР ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ
Для пошива и вышивания моего изделия понадобятся:
- портновский мел, булавки, портновские ножницы для раскроя;