Цель моей работы: Познакомиться с историей развития лоскутного шитья. Спроектировать и изготовить подушку с якутским национальным орнаментом.Познакомиться технологическими особенностями изготовления изделия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Подобрать подходящую идею для будущего изделия.
2.Провести исследования и проработку выбранного варианта изделия.
3.Подобрать необходимые инструменты и материалы.
4.Изготовить изделие.
Обоснование проблемы и потребности: Я решила сконструировать и сшить диванную подушку из меха оленя с якутским национальным орнаментом.
Определение конкретной задачи и ее формулировка: Когда я обосновала возникшую проблему и потребность, то сразу поняла: моя задача изготовить диванную подушку.
Выявление основных требований к изделию;
Подушка должна быть:
красивой, удобной;
практичной, сочетаться с интерьером моей комнаты;
качественной, экологически чистой;
недорогой.
Я захотела узнать, какие бывают виды диванных подушек. Поэтому я сходила в библиотеку и взяла книгу о диванных подушках. Из книжек и Интернета я узнала много нового о диванных подушках.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
1.1. Из истории возникновения подушек.
Первое подобие диванных подушек возникло еще в далекой древности в азиатских странах. Для интерьера традиционного турецкого жилища характерно отсутствие какой бы то ни было мебели. Едят и спят на полу на циновках, паласах и продолговатой формы подушках (миндер). В Ливане в помещении, предназначенном для приема гостей, обычно находился низкий диван с плоскими подушками в ярких наволочках. На Руси диванная подушка называется «думка», «думочка».
Они бывают:
различной формы и размеров;
различного назначения;
из лоскутков;
с вышивкой, тесьмой, шнуром;
с аппликацией;
в виде игрушек;
с искусственным мехом;
оформленные драпировкой из атласа;
вязаные.
Приложения
1.2. Якутский национальный орнамент
Я выбрала аппликацию, сначала на бумаге рисовала эскизы якутского орнамента.
Орнамент – неразрывная составная часть прикладного искусства. Он ярко свидетельствует об уровне материальной и духовной культуры народа, в нем
сосредоточено глубина его мысли, творческая фантазия, художественное мастерство.
Орнамент является изобразительным искусством народа.Поэтому он также имеет неизмеримо глубокое содержание и может поведать о многом.У якутов своя божественная природа ,а родная земля отличается жестокими морозами и горячим зноем, оттого-то у якутов очень сильно развито чувство предвидения, прозорливость.
Якуты испокон веков украшали орнаментами свои строения,сэргэ атрибуты Ысыаха, домашнюю утварь, свою одежду, различную посуду. Для каждого предмета использовались орнаменты различного содержания, основанные в духи эстетических требований народа, его философских взглядов.
Таким образом, орнаменты художественно-изобразительными средствами раскрывая действительную жизнь народа. Изобразительные средства якутов очень разнообразна. Их мотивы зависят от того, для таких изделий они предназначены и отсюда их виды. Например, для украшения одежды используются растительные узоры, их краски, они исполняются посредством вышивки.. Исключение составляет женская утварь, например, вещи для хранения предметов шитья .Я выбрала для подушки лировидный (кэ5уэр) орнамент потому что, он имеет глубокое символическое значение .Широко распространен у коренных народов Сибири. Его название и внешние очертание напоминают сосуд для хранения кумыса с названием «кегер» и является основным рисунком при украшении национального костюма, чепрака и другие.
2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА И ЕГО АНАЛИЗ
2.1. Выбор наполнителя, ткани, оборудования, инструментов и приспособления
Когда я определилась с вариантом диванной подушки, мне предстояло выбрать подходящую ткань для ее изготовления. Ткань из атласа, так как она больше подходит для моей поделки.
Выбор наполнителя.
Мех оленя;
Искусственный наполнитель;
Вата;
Поролон;
Перо.
Исследуя материалы, применяемые при изготовлении подушек, я пришла к выводу, что наполнителем будет мех из шкуры оленя.
Якутия занимает огромную территорию на северо- восточной Сибири,по течению рек Лены,Оленька,Анабара,Яны,Индигирки,Колымы и их притоков.На этой земле издревле проживали эвенки,эвены и юкагиры.Породу хозяйственной деятельности он были охотниками ,оленеводами и рыбаками.
В современных условиях малочисленные народы Севера Якутии стремятся возродить, сохранить и развивать свою традиционную этническую самобытную культуру в условиях активного процесса влияния культуры.
Приложения
Олени – это необычайно огромное семейство удивительных парнокопытных. Перед тем как начинать шить изделие из шкуры северного оленя необходимо определиться с ее выбором. Ведь от возраста оленя, с которого была снята шкура, зависит цена и качество. Шкура северного оленя делиться на несколько видов имеющих различные названия. Мех северного оленя достигшего трех месячного возраста ценится очень высоко..Шерсть поскольку это северное животное, олень имеет очень теплую шерсть. Окрас ее бледно-серый, почти белый. Внутри волос полый. Он содержит воздух, благодаря чему животное хорошо плавает. Кроме того, такой шерстяной покров надежно защищает от холода. С наступлением морозов в подшерстке появляется нежный, мягкий пух, и тогда оленю не страшна самая лютая стужа. Линяет один раз в году, но довольно продолжительно. Старый подшерсток начинает падать в марте, новый появляется в мае. Особенно интенсивно процесс проходит в самом конце июня и весь июль. До сентября могут оставаться куски старого шерстного покрова. Чем питается северный олень? На этот вопрос многие ответят, что он употребляет в пищу олений мох. Это не совсем правильно. Основу его питания составляет ягель, который ошибочно называют оленьим мохом. Многолетнее растение сплошным ковром устилает поверхностный слой земли в тундре. Олень чувствует его запах под полуметровым слоем снега. Однако этот лишайник очень медленно растет (примерно 5 мм в год), поэтому оленьим стадам приходится кочевать по тайге в поисках новых пастбищ. Ягель очень питателен, в его состав входит природный антибиотик. Продолжая разговор о том, чем питается северный олень, мы должны отметить, что ягель не единственный корм этих животных. Летом олени с удовольствием лакомятся ягодами, травой, грибами, листьями кустарников и деревьев. Домашние олени обычно пасутся на пастбищах, но им добавляют зерновую муку, сено, силос. Северный олень в тундре живет в стадах, которые насчитывают от одного до нескольких десятков особей. Такой образ жизни обусловлен тем, что во время миграций животным в стаде легче уберечься от хищников. Жизнь северных оленей связана с постоянными миграциями. К примеру, поздней осенью стада, которые обычно живут в тундре, отправляются на юг, в тайгу – в зимнее время на этих территориях проще найти корм.. Эвенкийский северный олень в тундре часто используется для перевозки грузов. Нередко он является транспортным животным. Эвенские олени – невысокие, следовательно, менее выносливы. Обычно их разводят для получения молока и мяса. В тундре существование человека было бы невозможным без такого помощника. На диких животных народы Севера охотились, добывая таким образом мясо. Но чаще разводили домашних оленей. Для северных народов это животное универсальное. В пищу используется его мясо, внутренние органы. Самки домашних оленей дают питательное молоко. Чумы и яранги покрывают шкурами этих животных.
Одежда народов севера приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственный деятельности и образу жизни. В основном для ее изготовления использовались местные материалы шкуры оленей ,нерп ,диких зверей,собак,птиц(гагар,лебедей ,уток и др.) кожа рыб, у якутов также шкуры коров,лошадей.Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тундре. Из кожи шьют обувь и верхнюю зимнюю одежду. Из шкурки оленят, которые называются пыжиками, шьют комбинезоны и костюмчики для маленьких северян, а также шапки для взрослых. Из небольших кусочков шерсти изготавливают сувениры, украшения. В давние времена в качестве грузового транспорта использовался северный олень. В тундре, запряженный в сани, он легко перевозил хозяина в нужное место по бездорожью. Сегодня, с развитием техники, такая необходимость отпала. Забота людей об оленях сводится к защите их от диких животных в зимнее время, и от насекомых в летнее.
Приложения
Шкура, снятая со зрелого оленя в пору зимы носит название постель. Она имеет длинную шерсть, но товарная цена постели достаточно невысокая. Это вызвано частым выпадением шерстяного покрова. Мех оленей обладает хорошей плавучестью. На первый взгляд может показаться, что он полый ,но самом деле каждый волосок представляет из себя трубку со множеством пор.
У меха, взятого из разных частей тела оленей , разная толщина и длина волосков и количество пор. Это обусловлено тем, что у оленей нет густого подшерстка, и согревающую функцию выполняет мех, а не подшерсток, как у других животных. Т.е. на спине мех более «теплый», чем на ногах. Так же волоски меха у разных оленей имеют разную толщину стенок – у одних толще, у других тоньше. Это сочетание толщины стенок и внутренней текстуры называют жесткостью меха. Мех с короткими кончиками обычно более мягкий.
Интересно, что все огромнейшее семейство оленей объединяет одна особенность из меха. Структура оленьего меха имеет воздухоносную сердцевину – то есть каждый волос внутри полый. Благодаря этой особенности олений мех обладает отличными тепло – сберегающими свойствами. Натуральная оленья шерсть , используемая в изделиях по уникальной технологии северных народов, является экологичным природным материалом. Изделия с оленьей шерстью не выводят тепло наружу, а наоборот сберегают собственное тепло организма человека, при этом человек испытывает ровный сухой подогрев по всему телу.
Выбор оборудования, инструментов и приспособлений:
Швейная машина.
Утюжильная доска, утюг.
Ручная игла, булавки, ножницы, наперсток.
Нитки хлопчатобумажные №40 - для машинных работ; и №30 - для ручных работ.
Мелок, циркуль, линейка.
Бумага для построения чертежа, лекало, книги по изготовлению диванных подушек.
Последовательность изготовления
Построила чертеж диванной подушки.
Изготовила выкройку.
Подготовила ткань к раскрою и выполнила раскрой подушки.
Переднюю деталь подушки с помощью швейной машины пришиваем аппликацию шелковыми нитками зигзагообразной строчкой. Цвет ниток обычно подбирают в цвет ткани.
Сметала и стачала на швейной машине основные детали.
Вывернула на лицевую сторону.
Набила мехом шкуры.
Переднюю и заднюю деталь подушки сложила лицевыми сторонами внутрь.
Все стачала на машинке, оставляя не прошитым место для выворачивания.
Вывернула и наполнила поролоном подушку.
Отверстие для набивания зашила потайными стежками.
При изготовлении диванной подушки я соблюдала правила по технике безопасности при работе с ручным инструментами, с утюгом, при работе на швейной машине.
Расход материала на изделие:
Затраты на материал в руб.
Нитки швейные – 20 руб. за катушку. 1/3 катушки – 4 руб
Ткань из тика (метр - 112руб).
Ткань из атласа – 240 руб. за 1 метр.
Драп – 200рублей за метр. 20 см=80руб. Итого:516 руб.
Время изготовления: Я потратила по 1 часу в течение 6 дней.
Контроль качества:
Аппликация выполнена аккуратно.
Детали соединены в правильной последовательности.
Детали наполнены мехом равномерно.
Потайные стежки не видны.
Самооценка: По- моему мнению, я справилась с поставленной задачей. В магазине, цена на диванную подушку очень высокая. А моя подушка намного дешевле. Выполненная работа получилось красивой и оригинальной.
Приложения
Маме и младшей сестре очень понравилась оригинальная диванная подушка, которая набита из оленьего меха. Мех оленя обладает лечебным и теплосберегающими свойствами. Я часто ею пользуюсь по назначению, еще она используется для красоты.
Приложения
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аммосова Е. Е. Ремесла предков вчера и сегодня. Якутск: Кн. Изд-во, 1989. – 48.
2.Неустроев Борис Федорович – Мандар. Иис-куусойуута-дьархаата / 3.Неустроев Б. Ф. – Мандар; (Сахалыыттан нууччалыыга тылб. Л. И. Егорова, О. Н. Макарова). Дьокускай: Бичик, 2002.-100 с., ил.
3. Неустроев. Б. Ф. Якутские орнаменты. Якутск, 1994 г.
4. Петрова С. И. Современная якутская одежда / Петрова С. И.; Якут. Гос. Ун-т им. М. К. Аммосова. Фак. Якут. Филологии и культуры. Каф. Фольклора и нац. Культуры. – Якутск: Изд-во ДНиСПО МО РС (Я), 2001. – 24 с.