Народное искусство - наше материальное и духовное богатство. Уникальное и многообразное по своим видам, оно составляет значительную часть отечественной культуры. Своеобразной формой народного искусства являются народные художественные промыслы. Среди множества форм художественных народных промыслов - вышивка является самым доступным и любимым. Возможность путем приложения своего труда преобразить белую ткань холста в красиво украшенную вещь. Произведения народных мастериц несут в себе историческую память народа, хранят его представления о мире, человеке, красоте.
Произведения прикладного искусства, оформленные художественной вышивкой, постепенно вновь стали проникать в городской быт, одежду горожан. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным, красочным, изящным вышитым вещам. Многие известные отечественные и зарубежные модельеры используют выразительные средства художественной вышивки при разработке коллекций. Художественная вышивка становится средством особой выразительности в современной одежде, декоре различных интерьеров.
Для создания картин и различных изделий с вышивкой используют декоративные швы. С течением времени рукодельницами было накоплено огромное количество различных техник выполнения декоративных швов. Среди самых популярных швов: крестик, гладь, гобеленовые стежки и другие. Некоторые из швов располагаются свободно по ткани, а есть швы, для выполнения которых необходим счет нитей на ткани.
В большинстве своем вышивка выполняется крестиком
Немного из истории вышивания крестиком
Вышивка крестом, так же как и другие виды рукоделия, имеет свою немаленькую историю. Точно неизвестно о том, где и когда появилась вышивка вообще, и когда вышивка крестом выделилась в отдельный вид рукоделия. Оригинальных вышивок, датируемых ранее XII века, в мире почти не осталось. Но изображения одежды и предметов интерьера свидетельствуют о том, что вышивка появилась намного раньше. В разных странах узоры отличались по стилю и цветовой гамме.
В Западной Европе счетная вышивка стала популярна в XVI веке. Основными темами для вышивки в те времена были библейские сюжеты и тексты, сочетающие различные техники выполнения. К концу XVIII века на образцах вышивки стал преобладать классический стежок крестом, а по тематике вышивки стали более разнообразны. На Востоке вышивками традиционно украшали домашнюю утварь – ковры, накидки, вьючные мешки.
Отличительной особенностью восточных вышивок является многообразие применяемых цветов и сложность орнамента. Великий шелковый путь способствовал распространению вышивки по Европе. В России вышивка всегда была очень символична. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в Х веке. Постепенно вышивка приобретает все более широкое распространение в украшении костюма и предметов обихода.
С XVIII века она входит в жизнь всех слоев населения. Вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и народными обрядами. Каждая вышивка крестиком имела свое назначение. Вышивки крестиком на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. В вышивке крестом полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы. Главным узором народных вышивок крестом является орнамент и стилизованные изображения животных и птиц. Каждый узор вышивался определенным цветом, что тоже имело символическое значение.
Существует множество стилей вышивки : вышивка в виде падающих звезд, рельефная вышивка , антепская вышивка (вышивка в виде отверстий),вышивка в виде каракуля ,вышивка по канве и т.д. Также существуют различные виды вышивки крестом: простой крест (начинают вышивать слева снизу по диагонали направо вверх, а заканчивают справа снизу по диагонали налево вверх), полу крест ( первый стежок шитья обыкновенного крестика), удлинённый крест, удлинённый крест со строчкой, славянский крест прямой крест, двойной крест, крест «Звёздочка», крест Левиафан (Болгарский) и т.д.
Краткая формулировка задач.
Спроектировать и изготовить вышивку «Храм у пруда».
Добиться максимальной точности и аккуратности в работе над изделием.
Проблема.
У меня возникла проблема. Я хочу сделать подарок маме на 8 марта.
Поэтому я выбрала вышивку «Храм у пруда». Ведь подарок, сделанный своими руками всегда приятен.
Я думаю, что моё изделие дополнит интерьер маминой комнаты.
Требование к изделию.
экологичная
Чтобы понравилась маме
Исследование.
На этой картине изображены кошка с На этой картине изображен пейзаж.
котом. Картина очень оригинальная и красивая, но
Изделие не сложное по изготовлению, очень большая по размеру, поэтому
но не подходит к интерьеру маминой затратит много времени.
комнаты.
№1№ 2
На этой картине изображена На этой картине изображён
«Хрюшка». Изделие очень простое по ёжик с яблоком..
схеме, красивое. Картинка не сложная по
изготовлению
Красивая, экономичная.
№3№4
№6
№5
На этой картине изображён мышонок На картине изображён "храм у пруда».
с сыром.. Это изделие очень маленькое , Картина оригинальна и красива.
имеет небольшой расход ниток, Подходит под интерьер маминой
экономичное. комнаты.
Я выбираю картину №6.
Вышивка изготовлена из ниток »Мулине»
-Работа выполняется швом »полный крест» и швом «назад иголку»
-Шов »назад иголку» выполняется в 2 ниточки.
-Начинаем работу с обработки краёв ткани. Затем определяем центр полотна и совмещаем его с центром вышивки, указанным на схеме стрелками.
-Крестики выполняются в 2 ниточки мулине. Пасма мулине состоит из 6 ниточек.
-Нить закрепляется с изнанки с помощью нескольких стежков.
-Обязательно использовать пяльца с винтом соответствующего работе диаметра.
-Готовую работу прогладить с изнанки.
Виды швов.
Шов «вперёд иголку»
(рис. 1a). Представляет собой ряд стежков и пропусков одной длины. Закрепить нитку у правого края ткани, делая стежок 5 мм (3—6 нитей ткани). После закрепления нитки иглу ввести в точку второго прокола и протащить её вместе с петелькой на изнаночную сторону. Пропустив столько же нитей, иглу выколоть на лицевую сторону и сделать второй стежок и т. д. Стежки шва и пропуски надо делать одной длины и располагать в направлении справа налево. По изнаночной стороне ткани стежки такой же длины будут располагаться между лицевыми стежками. Длина стежка может быть разной. Так в белой глади этим швом обводят контур узора, выполняя стежки длиной от 1 до 2 мм. В счётной вышивке (шов набор) стежки могут иметь длину 3—4 мм, а в узорах, полностью выполняемых этим швом, — 6—8 мм. Шов можно выполнять как по счёту нитей, так и по рисованному контуру; стежки располагать в два (рис. 1b) и более рядов.
Шов «за иголку»
(рис. 2) — непрерывный ряд стежков. Движением иглы справа налево сделать первый стежок и пропуск одной длины, например равный 4-м нитям ткани. Для выполнения второго стежка нитку уложить слева направо. Иглу ввести в ту же точку, где кончается первый стежок, а выводить на лицевую сторону на 4 нити ткани левее второго стежка. Таким образом, изнаночный стежок будет в два раза длиннее лицевого. Выполняя третий и все последующие стежки, иглу вводить в ту точку, где кончается предыдущий стежок.
Этот шов можно выполнять с пропусками ткани между стежками (рис. 3). В направлении справа налево сделать первый стежок на ткани длиной 4 нити. На лицевую сторону иглу выкалывать левее первого стежка на 8 нитей и выполнять второй стежок длиной 4 нити в направлении слева направо. Лицевая сторона такая же, как у шва «вперёд иголку», но стежки получаются более выпуклые, рельефные. Этот способ выполнения шва применяют в белой глади для выполнения мотивов швом «россыпь», а также для выполнения контура рисованных узоров.
Стебельчатый шов
(рис. 4). Используют для вышивания контурных узоров, стебельков и веточек, обшивают мотивы узора в вышивке, которая называется «орловский спис». При выполнении кривой линии (выгнутой или вогнутой) иглу выкалывают со стороны центра круга, если рассматривать кривую линию как часть окружности. Шов образует сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Его можно выполнить в направлении слева направо, если вышивать двумя руками, и в направлении от себя, если вышивать правой рукой, а левой держать пяльцы. Сделав на ткани первый стежок от себя, иглу с ниткой вывести на середину левой стороны стежка, уложить к себе и прижать к ткани большим пальцем левой руки. Выполняя второй стежок, делать прокол в ткани выше первого стежка, а выводить иглу в середине второго стежка с левой стороны. Шов выполняют движением иглы к себе, укладывая стежки от себя. Каждый новый стежок при этом выходит вперёд наполовину предыдущего. При выполнении стебельчатого шва рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны — справа или слева. Менять направление нитки во время работы нельзя, т. к. при этом нарушится структура шва. Все стежки должны быть одной величины.
Шов «шнурок»
(рис. 5). Его выполняют в два приёма. Сначала по прямой линии или по контуру узора надо сделать стежки шва «вперёд иголку». Расстояние между стежками должно быть в два раза меньше длины стежка. Затем иглу с ниткой (чаще другого цвета) подвести под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань. Если иглу с ниткой подводить под стежки то сверху вниз, то снизу вверх, получится другой вид шва (рис. 5а).
Шов «козлик»
(рис. 6). Этим швом вышивают мелкие листочки, сердцевины цветов и т. п. Используют его и для вышивки всего узора с произвольным контуром. Ровные полоски шва используют как дополнение к большим, сложным вышивкам, а также для маскировки швов при соединении кусков ткани, Стежки нужно располагать слева направо, делая проколы в ткани попеременно по одному и другому краю полосы. Расстояние между проколами должно быть одинаковое. В середине полосы стежки перекрещиваются. Каждый новый стежок ложится поверх предыдущего. При выполнении шва по кривой линии (окружность в сердцевинах цветов, листья и др.) необходимо следить за тем, чтобы расстояние между проколами по краю большей окружности было длиннее расстояния между проколами, расположенными по краю меньшей окружности.
«Петельный шов»
(иногда называют краевым швом, т. к. им обшивают край ткани, рис. 7). Подогнуть ткань на изнаночную сторону на ширину 3—4 мм и приметать её ниткой в тон ткани. Стежки петельного шва выполнять в направлении слева направо, располагая их перпендикулярно краю ткани. Край ткани уложить на указательный палец левой руки и придерживать его большим пальцем. Для удобства противоположный конец ткани можно прижать к столу тяжёлым предметом. Сделав первый стежок на ткани, движением иглы к себе нитку уложить вниз, вправо и вверх от него, то есть петлей. Иглу вкалывать в ткань, отступая от первого стежка вправо, и делать стежок по изнаночной стороне в направлении сверху вниз так, чтобы петля из нитки осталась под иглой. Нитку затянуть, сделать третий стежок и так далее. Стежки шва могут быть разной длины. Если петельным швом обшивают край строчевой сетки (например, в цветной перевинти), то стежки выполняют высотой 2—3 мм и оставляют между ними 2 нити ткани. В вышивках белой гладью обшивают фестоны (зубчатый край воротника), вырезы горловины и др. В этом случае стежки, плотно прилегающие друг к другу, выполняют разной высоты, располагая их по форме фестона. Петельным швом обшивают край небольших салфеток, низ передника или полотенца. В этом случае стежки выполняют толстыми цветными нитками. Высота стежка может быть от 8 до 10 мм, расстояние между ними 3—4 мм.
Стежки могут быть разной длины (рис. 7а), группироваться по 3 и более стежков (рис. 7b). Иногда край ткани обшивают дважды нитками разных цветов, например красными и синими. Сначала нитками синего цвета выполняют стежки шва высотой 8 мм с расстоянием между стежками 5 мм. Затем нитками красного цвета делают стежки высотой 4—6 мм, располагая их между стежками синего цвета.
«Тамбурный шов»
(рис. 8) представляет собой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Шов можно выполнять как в пяльцах, так и без них. В обоих случаях стежки надо выполнять движением иглы к себе. Вышивая без пялец, нужно следить за тем, чтобы ткань не стягивалась, а петельки шва имели округлую форму. Если вышивают ниткой, сложенной вдвое, то закрепление нитки на ткани может быть первой петлей тамбурного шва. После закрепления рабочую нитку уложить петлей в направлении слева вниз направо, а иглу вводить в ткань в середине первой петли, в точку, из которой вышла нитка на лицевую сторону ткани. Выкалывать иглу на 4—5 нитей ткани ниже первой петли так, чтобы петля из рабочей нитки была под иглой. Так вышивают по прямой линии, отсчитывая одинаковое число нитей ткани для каждого стежка.
Тамбурный шов можно выполнять в виде зигзагообразной полосы (рис. 8а). В этом шве стежки по изнанке и петельки по лицевой стороне будут располагаться поочерёдно то влево, то вправо от средней линии шва. Тамбурным швом вышивают полоски в других, более сложных вышивках, обшивают сердцевины крупных цветов и мотивы узора в олонецкой вышивке (олонецкий шов по письму). Этим швом можно вышивать узоры растительного характера, обшивая их по контуру и сплошь заполняя мотивы узора.
«Петельки и полу петельки»
Петелька «в прикреп» получится, если вышить первую петлю тамбурного шва, а вместо второй петли сделать маленький стежок, делая прокол в ткани ниже петли. Такими петельками вышивают цветы и травку в узорах белой и цветной глади. Петельки следует располагать по кругу в цветке (рис. 9) и с наклоном к стеблю в травке (рис. 9а).
Петельки можно прикреплять двумя стежками. Выполняя такие петельки (рис. 9b), рабочую нитку надо сильно не затягивать и делать сначала один, затем другой прикрепительный стежок. Ещё свободнее нужно делать петлю из рабочей нитки при выполнении 3 приклепок: сначала среднюю, затем — крайние.
Сердцевины цветов можно вышить полу петельками (рис. 9c). Для этого иглу с ниткой следует выкалывать на лицевую сторону ткани, а рабочую нитку уложить петлёй, как в тамбурном шве, и сделать прокол в ткани, отступая от первого прокола на 5—6 мм вправо. Иглу вкалывать в середине расстояния между проколами и ниже линии проколов на 5—6 мм. Длина прикрепительного стежка зависит от расстояния между окружностью сердцевины и центром цветка и может доходить до 10 мм.
«Узелки»
Ими выполняют сердцевину цветов или половину листика в белой глади. Иногда цветок, вышитый белой гладью, обшивают по контуру «узелками». Закрепить нитку и вывести её на лицевую сторону ткани на линии контура. Левой рукой оттянуть нитку влево. Иглу надо держать в горизонтальной плоскости, направляя острый конец влево. Рабочей ниткой обвить иглу 1—2 раза в направлении от себя и придерживать нитку левой рукой до конца выполнения шва (рис. 10), Правой рукой проколоть ткань на небольшом расстоянии от того места, где нитка вышла на поверхность ткани. Осторожно протянуть нитку на изнаночную сторону, подтягивая к ткани получившийся «узелок» (рис. 10а) Выполняя «узелки», нужно следить за тем, чтобы игла не попадала в точку первого прокола, т. к. в этом случае «узелок» вместе с ниткой легко пройдёт на изнаночную сторону. Выкалывать иглу надо на лицевую сторону, отступая от «узелка» вправо 1,5—2 мм, а вкалывать рядом со сделанным «узелком» по кругу до тех пор пока не будет заполнена вся сердцевина цветка. В вышивках цветной гладью «узелки» выполняют цветными нитками мулине иногда в 4—6 и более сложений, а иглу обвивают 3—4 раза. Величина «узелка» зависит и от толщины иглы. Чтобы «узелок» получился аккуратный, левой рукой нужно поддёргивать нитку в то время когда правая рука протягивает её на изнаночную сторону.
Материалы и приспособления.
1. Канва
Фактически вышивать можно на любой ткани, но поскольку крестики имеют квадратную форму, то всегда берут ткань с одинаковым количеством нитей по высоте и ширине, например полотно. В современном вышивании крестом основой вышивки является канва. Это специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками. Существует большое разнообразие материалов, из которых производят канву (шёлк, лён, хлопок, смеси и даже пластик), но главный ее показатель — размерность канвы — идет из английских традиций и указывается числом, означающим число крестиков на дюйм ткани. Самые популярные размерности канвы — 14-я и 18-я, то есть четырнадцать и восемнадцать крестиков на дюйм или, соответственно, 5,5 кл./см и 7,2 кл./см.
В странах запада выпускается накладная канва — когда вышивка закончена, нити этой канвы осторожно выдергивают. Но самая популярная канва представляет собой готовую основу — после окончания работы ее не выдергивают, а вставляют в изделие. Существует несколько видов канвы, каждый из которых оптимально подходит для какого-либо варианта вышивки.
Канва типа «Аида».
Эта канва идеально подходит новичкам, потому что деление на квадраты очевидно, считать крестики очень легко. В состав этой ткани входит только хлопок, но иногда добавляют люрекс. Наиболее распространенный каунт канвы — 14-ый. Именно его зачастую вкладывают производители в готовые наборы для вышивания. Есть более крупный каунт (10-ый или 8-ой, например), но рисунок на такой канве получится довольно грубым из-за довольно большого крестика, зато эту канву лучше всего использовать детям.
Более мелкий каунт 16 и 18 предназначен для более тонких работ, но, в силу особенности переплетения нитей, на них не очень легко выполнять дробные крестики, которые часто бывают в хорошо прорисованных схемах… Чем мельче каунт канвы, тем меньше получится размер готовой вышивки, а потому, если берём схему из журнала, обращаем внимание на размер канвы, указанный в рекомендациях, чтобы потом не удивляться, почему размер вышивки, указанный в журнале, не совпадает с тем, что получилось у вас.
Канва равномерного переплетения.
Равномерная канва может быть из льна, хлопка или сочетания хлопка и синтетики. Вышивать на этой канве рекомендуется уже опытным вышивальщицам, потому что здесь придется самостоятельно определять, как проложить крестик. Эту канву разметить сложнее, чем вышеописанную, а потому нужно хорошенько подумать, чем именно наносить разметку. Обычно на такой канве вышивают через 2 ниточки (две в высоту и две в ширину). Эта канва также распределяется по каунтам, которые по большей части соответствуют каунтам «аиды». Но работы на такой канве получаются более реалистичными, живыми, особенно, если использовать 28-ой или 32-ой каунт. Хорошо на равномерной канве получаются работы с неполностью зашитым пространством, тогда основа выглядит как холст художника, не портя впечатление лишними дырочками. Эта канва идеально подходит для сложных и неполных крестиков.
Канва страмин.
Очень плотная канва с крупными дырочками — это страмин. Зачастую она входит в наборы для вышивки подушек и ковриков с уже нанесенным рисунком. Как правило, для вышивания по такой канве используется шерсть. Крестики получаются очень крупными, объемными. А потому рассчитывать на высокую четкость деталей не приходится. Зато подушки на такой канве получаются очень красивыми и «пушистыми».
Пластиковая канва.
Эта канва отличается тем, что держит заданную форму. Зачастую именно такая канва используется для объемной или фигурной вышивки. Производители нередко выпускают готовые сюжеты, например, как на фото — в виде сердца или какой-либо другой фигуры. А можно взять прямоугольный кусочек пластиковой канвы и по окончании процесса вышивки вырезать любую форму самостоятельно. На многих готовых фигурках уже есть специальное отверстие для веревочки-подвеса. Однако, вышивать на такой канве нужно тоже внимательно, потому что зачастую здесь потребуется идеальная изнанка.
О том, какую канву лучше выбрать для вышивки, мы поговорим чуть позже.
Я выбираю для вышивания канву типа «Аида». Т.к. вышивать на ней удобно. И при стирке канва не садится.
2. Пяльцы
Если ткань туго натянута, то на ней довольно легко вышивать, кроме того, это позволит не перетянуть стежками ткань в процессе работы. Именно поэтому большинство вышивальщиц в работе использует пяльцы.
Бывают разных размеров, круглые, овальные и прямые.
Деревянные пяльцы с металлическим винтом более надежны, нежели пластмассовые, лучше держат ткань, однако винт у них закручивают с помощью пассатижи. Использование— на меньший обруч кладут ткань, прикрывают большим (винт должен быть ослаблен), натягивают ткань и не слишком сильно закручивают винт; затем снова натягивают ткань и теперь уже накрепко фиксируют ткань, заворачивая винт до отказа. Если узор не помещается в окружность пялец, кольца в процессе работы передвигают с одного участка на другой. В процессе работы ткань будет по-немногу терять натяжение, поэтому изредка ее придется подтягивать. По окончании работы вышивка вынимается из пялец и… впрочем, об этом речь пойдет намного ниже.
Прямые пяльцы (обычно называют просто «рамой»). Боковые планки крепятся к валикам гайками-барашками, поэтому рама легко разбирается. Тесьма на рамке определяет размер пялец и ограничивает ширину используемой ткани, а вот длина может быть любой: излишки накручиваются на валики после закрепления канвы. Рамы тоже бывают как ручными, так и настольными и напольными.
3. Игла
Поскольку основа для вышивки вся в дырочках, вышивка крестом выполняется тупыми иглами, что позволяет более точно попадать в нужные места без риска расщепить нить ткани или уже готовый крестик. Иглы имеют большое ушко, чтобы можно было вставить несколько ниточек мулине сразу, и различаются размерами, каждый из которых оптимально подходит для канвы с определенной плотностью плетения.
4. Мулине
Ниток для вышивания существует большое множество. Сейчас не считая отечественно мулине, продаются известные мировые марки, такие как DMC, Madeira и Anchor, менее известные датские MayFlower, польские Ariadna.
Кроме хлопковых ниток, для вышивания можно использовать и шесть, и шелк.
Оттенки номеров цвета из партии в партию могут меняться, лишь мировые бренды дают гарантии постоянства цвета, поэтому неизвестных ниток лучше купить сразу достаточное количество на всю работу.
Нитки, качество которых вызывает сомнение, лучше перед работой проверить на линючесть: намочите их в горячей воде и с силой протяните через белую ткань, нестойкий краситель оставит след.
5. Ножницы
Здесь все просто. Существуют, конечно, ножницы-цапли и с позолоченными ручками, но вполне подойдут обычные с тупыми концами. А еще хорошо запастись и маленькими ножничками — ими удобно подцеплять и разрезать неверно сделанные стежки.
6. Дополнительные аксессуары
Хоть вышивание происходит тупой иглой, но все-таки наперсток лишним не будет. А также специальные фломастеры и доски. Ассортимент дополнительных аксессуаров растет постоянно. Остается только решать, что действительно необходимо для вышивания, а что покупать не стоит.
Подготовка к вышиванию
1. Подготовка ткани
После окончания вышивки работу обычно стирают, а некоторые ткани могут «сесть», поэтому основу вышивки хорошо бы постирать и погладить еще до начала вышивания.
В процессе работы края материала могут начать осыпаться. Существует множество вариантов: обметать швейной машинкой, промазать клеем или бесцветным лаком, закрепить скотчем, наконец, подшить в подгибку.
2. Подготовка мулине
Из всей коллекции ниток для вышивания отделить те, которые будут использоваться в данной работе. Положить их в конвертики или пакетики с замочком floss-pak, подписать номер ниток и соответствующий им символ. В процессе работы обрезки ниток класть в соответствующие пакетики.
Направление вышивания
Обычно в руководствах советуют вышивать от центра.Многие предпочитают вышивать с одного из углов, двигаясь по кругу.
Крепеж нити
При вышивании никогда не делают узелков. Крепеж нитки под стежками, выполняется как в начале вышивания, так и в конце, чтобы спрятать кончик.
Окончание работы
1. Стирка
Большие работы вышиваются довольно долго и, несмотря на все усилия, вышивка оказывается грязной. Ее надо постирать руками, это позволит освежить картинку, да и крестики расправятся.
Внимательно прочитайте инструкцию к набору, возможно, там есть какие-то специальные рекомендации по стирке.
Если во время стирки мулине вдруг начало линять, то вышивку надо прополоскать до полного исчезновения цветных подтеков.
Аккуратно отожмите вышивку, можно через полотенце, и повесьте сушиться. Когда она почти высохнет и будет только слегка влажной, переходите к глажению работы.
2. Глажение
Готовую вышивку утюжат с изнаночной стороны через влажную ткань. Свободные от вышивки участки полотна при необходимости можно дополнительно прогладить с лицевой стороны. Чтобы вышивка оставалась рельефной, утюжить следует на мягкой подложке. При выборе оптимальной температуры утюжки, которая зависит от состава используемых материалов и для вышивальной нити и полотна может быть различной, ориентироваться следует на меньшую температуру.
Чтобы вышивка была жесткой, ее можно подкрахмалить.
Выбор рамки и размещение в ней вышивки
1. Форма рамки и ее размер
Форма рамки зависит от вышивки: прямоугольная работа хорошо смотрится в повторяющей ее форму багете, круглая — в круглом, овальная — в овальном.
2. Закрепление на картонке
К заранее приготовленной картонке (ее размер должен быть на пару миллиметров меньше с каждой стороны, ведь канва тоже имеет свою толщину) вышивку можно приклеить специальным клеем Gutermann (Гутерманн), нанеся его в форме решетки. В случае необходимости Gutermann позволит легко отделить работу от основы, он водостоек, поэтому вышивку можно будет без опасений постирать и приклеить назад. Другими марками клея следует пользоваться с большой осторожностью: ПВА не водостоек и неравномерно отклеивается от комнатной влажности, кроме того, пытаясь отстирать этот клей, можно безвозвратно испортить вышивку (как и любую другую ткань), т.к. он не всегда отваливается от воды, иногда собирается комками и приклеивается намертво; также нежелательно использовать водостойкие клеи типа БФ-6, Феникс и т.п., поскольку они достаточно жидкие и темные для того, чтобы проявиться на лицевой стороне и навсегда ее испортить; клеи типа «Канцелярского» и «Казеинового» вообще могут изменить цвет ткани и ниток. Края вышивки можно обрезать по краю картонки (в этом случае ее уже нельзя будет вставить в рамку большего размера, ну, если только прикрыв паспарту) или, загнув на другую сторону, соединить ниткой противоположные края как это показано на рисунке, только следите чтобы вышивка не перекосилась.
3. Нужно ли стекло
На этот вопрос однозначного ответа нет. Вообще, из-за стекла вышивка теряет свой объем. Не расплющивает ли стекло вышивку. Если да, то между картинкой и стеклом надо положить картоночки, которые помогут предохранить вышитые крестики от деформации.
Размещаем вышивку в доме
Для крепления картины не обязательно вбивать в стену гвозди, ведь сейчас в магазинах появились специальные системы подвески: телескопическая штанга длиной 1,5 м крепится на стену или потолок, четыре прозрачные лески по 15-30 см с металлическими фиксаторами, трос и несколько крючков. Таким образом, решается проблема вбивания новых гвоздей и прятанья старых дырок.
Правила техники безопасности.
Осторожно обращаться с иглой;
Работать при включенном свете;
При вышивании использовать специальную иглу с затуплённым кончиком;
Осторожно обращаться с ножницами;
При глажке осторожно обращаться с утюгом;
Брать вилку только сухими руками;
Ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего;
ПТБ с электроутюгом.
Вышивка требует усиленного внимания, кропотливое вышивание можно сравнить с работой за компьютером, а значит нам надо беречь зрение и осанку. Во время работы необходимо делать перерывы, чтобы сделать гимнастику для глаз и размять мышцы. Не забывать про хорошее освещение, оно очень важно.
Технологическая карта
Последовательность работы
Инструменты
Берём пяльцы и канву натягиваем на пяльцы
Пяльцы, канва.
Берём нитку и вдеваем в иглу.
Нитки, игла, ножницы.
Всё готово приступаем к вышиванию
Канва, схема, ножницы
После окончания работы стираем и отутюживаем готовую вышивку. Вставляем вышивку в рамку. Для того, чтобы поместить вышивку в рамку, её необходимо укрепить с помощью твердой основы, иглой и нитками. Положите вышивку на стол лицевой стороной вниз. Положите сверху по центру вырезанную основу и заверните на неё выступающие края ткани. Стяните верхние и нижние края ткани. Осторожно натягивайте нитки и закрепляйте на полотне швом «назад иголку». Таким же образом стяните боковые загнутые края ,чтобы изделие слегка натянулось с левой стороны.
Утюг, рамка, картон, нитки, игла, ножницы
Экономический лист.
Набор(схема, нитки мулине, иголка, канва)-350.
Пяльцы-27руб.
Рамка для вышивки-80руб.
Затраты на электроэнергию- 120р.
Всего: 577 руб.
Работу вместе с затраченным трудом и временем я оцениваю в 800 руб.
Самооценка.
Моё изделие получилось красивым, аккуратным, красочным, хорошо сочетается с интерьером маминой комнаты. Моя вышивка понравилась окружающим, а главное - моей маме.
Но моя работа меня не полностью устраивает, т.к. мне не хватило ниток для вышивки, которые были в наборе и мне пришлось покупать и подбирать похожие по цвету нитки для того, чтобы закончить изделие.
Литература
При изготовлении картины я обращалась за помощью к книгам, таким, как: