kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческий проект "Салфетка" в технике чувашская вышивка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка творческого проекта по технологии в технике чувашская вышивка.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект "Салфетка" в технике чувашская вышивка»



Содержание

  1. Обоснование проекта …………………………………………………..2

  2. Разработка опорной схемы размышления или плана работы ……...2

  3. Анализ и обоснование выбора модели и идеи……………………..…3

  4. Технология изготовления изделия…………………………………..…4

  5. Экологическое обоснование …………………………………………...6

  6. Экономическое обоснование ……………………………………….….7

  7. Дизайн-анализ практической части…………………..………………..8

  8. Реклама…………………………………………………..……………....8

  9. Самооценка проекта…………………………………………………….9

  10. Литература……………………………………………………………..10

  11. Приложение……………………………………………………………11





























  1. Обоснование проекта


Сегодня в век необычайных технологических открытий и сверхскоростей возрождается интерес к различным видам прикладного искусства. Декоративно – прикладное искусство – это искусство, служащее для художественного оформления быта и среды обитания человека, жилого и общественного интерьера.

Чувашская вышивка была массовым видом художественного творчества, которым владела каждая женщина. Домашний холст и канва в их руках превращался в подлинное произведение искусства. Наши бабушки и матери вышивали, словно сочиняли песню – излагали на холсте свои самые глубокие душевные переживания. Хотелось сложить такие «песни» и мне. Не перестаёшь удивляться тонкому вкусу этих мастериц, их долготерпению, чистоты работы, чувству гармонии. Просмотрев, работы мастериц, бабушки и мамы у меня появилось желание овладеть секретами чувашской вышивки.

Моя цель – овладеть секретами чувашской вышивки, чтобы постичь его мудрость, характер, уклад жизни и многовековую историю.

Когда я обосновала возникшую проблему и потребность, то сразу поняла : моя задача – Изготовить изделие с национальным компонентом (вышить салфетку).

  1. Разработка опорной схемы размышления или плана работы


Все виды декоративно-прикладного искусства хороши. Это занятие для умелых рук и для души. Вышивание требует особого терпенья, навыков и способов его овладенья: как рабочее место организовать, рисунок как правильно копировать, как эстетично цвет ниток подобрать, как изделие в гармонию создать.

Основные цвета вышивки – все оттенки красного – от темно-бордового до розово-красного и черный.

В качестве дополнения использовались различные оттенки зеленого, синего, желтого.

Только черным цветом, цветом добра, окаймлялся узор вышивки.

Красным цветом, источником торжества, счастья, узоры заполнялись.

Желтый цвет означает цвет солнца, радости, счастья.

Белый цвет – белый фон холста - цвет чистоты, здоровья.

Зеленый цвет – цвет природы, жизни.

Синий цвет – цвет волшебства.

Орнамент может быть составлен из линий, геометрических фигур, листьев, цветов, ягод, фигур зверей, птиц.

Орнамент –это узор, построенный на чередовании в определенном порядке каких – то элементов.

Основным элементом любой вышивки является шов. Это ряд однородных стежков, повторяющихся один за другим.

И так искусству вышивания будем учиться, мы напоминаем : в нашей жизни все пригодится.

Чтобы ничего не упустить в работе, составляю опорную схему и план изготовления изделия. Это поможет мне лучше выполнить проект.
















  1. Анализ и обоснование выбора модели и идеи


В качестве объекта творческого проекта я выбрала изделия, выполненные в технике чувашская вышивка, вышивание салфетки. В процессе сбора информации был рассмотрен ряд вариантов: №1 «Возрождение», №2 «Квадратные розетки с петельками и крючком », № 3 «Птицы счастья», № 4 « Вселенная», № 5 «Солнце»


Вариант №1 Вариант №2


Вариант №3 Вариант № 4



Вариант №5



Просмотрев изделия народных умельцев, я решила вышить салфетку под №5 размером 45х55. Выполнила эскиз на миллиметровой бумаге, подобрала цвета для заполнения узоров. За основу я выбрала канву белого цвета, нитки красного, желткового, черного, зеленого двух оттенков, светло бордового, синего цветов. По краям салфетки у меня будет шов «косичка» вышитая красными нитками в 4 сложения, два ряда заполняю швом «косая мелкая стежка» желтым цветом, следующий ряд заполняем черным цветом швом «ласточкин хвост» и завершаем вышивание контура швом «пунктир» красным цветом. Дополняем угол салфетки швом «зигзаг» зеленого цвета. Высчитываем диагональ и в центре начинаем вышивать орнамент геометрического характера. Контур геометризированный узора вышиваем черными нитками и заполняем его в четыре цвета : центр заполняем синим, а лепестки светло бордовым, зеленым, желтыми цветами. Орнамент дополняем квадратной розеткой с петельками и крючками с двух сторон диагонально –контур вышивается черным цветом, а центральные квадратики синим и светло бордовым цветом. Аналогично вышивается параллельный угол.


  1. Т ехнология изготовления изделия

Для работы мне понадобятся следующие инструменты и приспособления: миллиметровая бумага, иголки, наперсток, ножницы, нитки мулине, канва, сантиметровая лента и пяльцы.

Т кань запяливаю в пяльцы. Они удерживают ткань в натянутом состоянии, и предохраняют ее от деформации. Пяльцы имеют прямоугольную форму. Они состоят из двух брусковых планок и двух реек. Понадобятся четыре колышка. Ткань натягивается на пяльцы, чтобы не было перекосов.(см. приложении)



Виды стежков

Инструкционная карта (чувашская вышивка)


Название стежков

1

Çивĕт - косичка

2

Чăн хантас - косая мелкая стежка

3

Кукáр- макáр- зигзаг

4

Сиктеруллé- пунктир, набор

5

Çерçи черни – воробьиные ногти

6

Йéпкéн- контурный

7

Восьмиугольная звездочка

8

Квадратная розетка с петельками и крючками


Правила безопасности во время работы

1. До начала работы нужно посчитать количество иголок и булавок в игольнице; положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.

2. Во время работы ножницы должны лежать справа на столе с сомкнутыми лезвиями кольцами к себе, чтобы при движении не уколоться об острые концы.

3. Брать и передавать ножницы нужно сомкнутыми лезвиями к себе, кольцами вперед.

4. Иглы, булавки, ножницы, наперсток хранят в специальной шкатулке с крышкой.

5. Если игла не нужна, ее следует вколоть в подушечку.

6. Нельзя пользоваться ржавой иглой (такая игла может легко сломаться).

7. В процессе работы иглой необходимо пользоваться наперстком.

8. По окончании работы нужно посчитать количество иголок и булавок в игольнице - их должно быть столько, сколько было в начале работы; убрать рабочее место.

При работе с утюгом

1. До начала работы необходимо проверить исправность электроприбора, исправность электрошнура.

2. Включать утюг надо сухими руками.

3. Нельзя оставлять включенный электроутюг в сети без присмотра.

4. Ставить утюг необходимо на асбестовую, мраморную или керамическую подставку.

5. Необходимо следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.

6. В помещениях с бетонными полами во время утюжки обязательно надо стоять на резиновом коврике.

7. По окончании работы надо отключить утюг за вилку сухими руками.

Санитарно-гигиенические требования

1. Перед началом работы необходимо вымыть руки.

2. Источник света должен находиться слева.

3. Каждые 1–1,5 ч глазам необходим 30-минутный отдых. Перерыв и расслабление необходимы для восстановления функций глаз.

4. Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук, глаз и спины.

5. Нельзя перекусывать нить зубами; от этого портится эмаль зубов, кроме того, можно поранить губы, десны и язык.


  1. Экологическое обоснование


Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспокоены тенденцией нарастания неустойчивости природы.

Поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса.

Вышивание –это экологически чистое производство, так как оно практически безотходное, не выделяются вредные вещества, не загрязняется атмосфера, нет опасности для здоровья человека.


  1. Экономическое обоснование


Определяем себестоимость салфетки, на изготовление которой требуются следующие затраты:


  1. Расчет материальных затрат: набор иголок -25 руб., нитки мулине – 1штука 12 руб., канва 1м -220 рублей.


Расходы электроэнергии:

Полная мощность дневной лампы-40 Вт лил 0.4кВт. если сегодня плата за 1 кВт составляет 1.76 рублей, то стоимость работы за 20 часов составит 35.20руб. « 1.76х(0.1квт х 20ч.)= 35.20руб»


  1. Расходы на оплату труда


Отчисления на зарплату производится из расчета, что оплата рабочего 1 разряда составляет 30.90 руб. в час (МРОТ=5205). На изготовление ушло 20 часов, которые оплачиваются зарплатой (стоимость работ):

-по 1 часу в неделю после уроков ( 4 часа в месяц);

-по1 часу дома по вечерам (8 часов);

-по2 часа в выходные дни (8 часов);

30.90х20ч.= 618 рублей.


Наименование используемых материалов

Цена (руб.)

Расход материалов

Затраты (руб.)

Материальные затраты:

Набор иглы


25


1 набор


25

Канва

220

60см(ширина канвы 1.5)

120

Нитки мулине

12

6 шт. (20 метров)

72

Расходы электроэнергии

1кВт=1.76

20ч.

35.20

Расходы на оплату труда

1час=30.90

20ч.

618

Итого:



870.20



Полный расчет себестоимости салфетки показывает 870.20 рублей.

Стоимость моей салфетки невелика 252.20 рублей, отсюда следует, что экономически дешевле вышить салфетку самой, чем купить аналогичную на рынке. Вышитая салфетка своими руками дает экономию в 618 рублей.




  1. Дизайн-анализ практической части

Технология изготовления



Цветовая гармония




Свойства тканей








Дизайн-анализ салфетки

Отделка



Выбор оборудования








Экономическое обоснование




Вышивка

Экономический расчёт







Свой выбор я остановила на вышивке салфетки.


  1. Реклама

Натянутый на пяльцах холст 

Манит своею новизною, 
Как будто говорит со мною, 
Хоть с виду скромен он и прост.

Евгения Краснова 

Все, что окружает человека, за исключением творений самой природы, создано на протяжении тысячелетий руками человека. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей вечности, главными экспонатами которого являются вдохновение, работа, мастерство. Никогда не уничтожить потребности человека в красоте. Надо стремиться к тому, чтобы окружающий нас мир был прекрасен. А для этого можно украсить дом, сделать что-нибудь своими руками. Например, вышить салфетку. В специальных магазинах продаются вышитые салфетки ручной работы, но стоят очень дорого. Зачем покупать, если можно сделать самим? Чтобы увлечь детей и подростков данной работой, нужно чаще проводить тематические выставки, мастер классы. Темы могут быть такими: «Делаем сами своими руками», «Возрождение духовности», «Творческие работы детей», «Принесите радость себе и окружающим». При виде работ у многих людей может возникнуть желание самим выполнить подобную работу. Нужно им помочь: показать материал, необходимый для работы, различные рисунки, продемонстрировать технику выполнения и т. д.

  1. Самооценка проекта


Работа над проектом помогла мне узнать традиции и обычаи моего народа, связанные с вышивкой. Не зря говорят о Чувашии, как о крае ста тысяч вышивок. Я сама убедилась на собственном опыте, когда выбирала узоры для салфетки.

Салфетка обошлась мне дешевле, чем покупная вещь.

Научилась работать самостоятельно с литературой, находить и выбирать нужную информацию. При изучении спроса и предложения изделия, получила навыки общения с людьми разных возрастов.

Я научилась рассчитывать себестоимость изделия, делать выводы и анализировать. Выслушивать мнение и оценку одноклассников и учителя.

Работала над проектом с удовольствием. Теперь могу с уверенностью сказать, что и более сложные изделия мне по силам.

Во всем мире больше всего ценятся вещи, выполненные в ручной технологии, которые отличаются высокой степени сложности, уникальностью и изяществом. От него веет теплом и уютом старых добрых времен, оно прекрасно вписывается и в современный интерьер, оживляя и согревая его.

Надо уметь найти в традиционных вещах то новое, что делает ее снова модной и современной.

Я довольна своей работой. Надеюсь, она всем понравилась



















  1. Литература


1.Анцыгина А.А. Учимся вышивать. Чебоксары, 1992.

2.Серия «Рукоделие». Вышивка. Минск, «Красико-Принт»,1997.

3.Жачева Е. Чувашская вышивка. Из опыта народных мастеров. Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 2006.

4. Узоры земли чувашской. Автор-составитель Г.Н.Иванов-Орков. Чебоксары, чувашское книжное издательство




































  1. Приложение


Легенда о трех солнцах

Когда-то давным-давно в мире было три солнца и находились они близко к земле. Люди не знали, что такое зима, снег, лед. Вокруг росли удивительные растения, которые давали людям все то, что нужно было для жизни. Но были люди, которые не понимали это. Не хотим так больше жить, невозможно дышать! – часто жаловались, кричали они.

Мудрые старики-шурсухалы предупреждали, что нельзя убивать ни одно солнце, иначе будет большая беда. Но их никто не стал даже слушать. Пригласили знаменитого охотника и попросили одним выстрелом убить одно солнце. Охотник, страшась от смерти, потянул тетиву, долго целился и выстрелил. Стрела со свистом полетела и попала прямо в сердце небесному светилу. Оно погасло. Но жара не убыла. «Убить ещё одно!» - приказали они. Тот убил и другое солнце. Оставшееся солнце испугалось и убежало высоко-высоко, куда не могла долететь убийственная стрела.

И тут люди с ужасом заметили, что стало холодно. Очень холодно!

Тогда люди с поклоном пошли старикам- шурсухалам просить мудрых советов. «Вам надо начинать везде рисовать три солнца. Тогда солнце поймет, что люди одумались, жалеют о содеянном и вернется к нам!»- посоветовали они. С тех пор люди везде рисуют три солнца: на земле, на стенах домов, окон. Поэтому женщины узоры солнца вышивали на нагрудной части женских рубах.

Вышивка является одним из основных видов чувашского народного орнаментального искусства. Современная чувашская вышивка, ее орнаментика, техника, цветовая гамма генетически связаны с художественной культурой чувашского народа в прошлом. 

Материал для вышивки требуется с равномерным распределением нитей, чтобы при выборке одинакового количества нитей по утку и основе получался квадрат. Из грубых тканей это могут быть двунитка, холст, мешковина, из более тонких – лен, редина, а вот самая ювелирная работа выполняется на батисте и ситце. Материалу должны соответствовать и нитки для вышивания: на двунитке хорошо смотрится шерстяная нить, на редине можно вышивать мулине и для заполнения узоров использовать шерсть (хорошо распределяется по ткани, в отличие от крученой нити мулине), а на батисте используется шелковая нить. Игла для вышивания должна быть чуть толще нити, чтобы не затруднить протягивание стежка по ткани и не сделать слишком больших дырок. Для основных швов используется игла с тупым концом, а для выполнения окантовочных швов необходима игла с острым концом, чтобы легко продевать ее через наслоение ткани.




1.Способы прикрепления нитей на ткани


2 . Интересной особенностью чувашской вышивки является то, что сначала вышивается контур рисунка черным цветом - роспись, которая выполняется швом "зигзак" сначала в одну сторону, затем в обратную. Т.е. и с лицевой стороны, и с изнанки одинаковые короткие стежки.




3.Следующим этапом мы вышиваем шов «пунктир».



4. Дополняем швом «косичка».







5. Вышиваем шов «ласточкин хвост» делая уголок



6. А уже потом рисунок заполняется цветными стежками- косой стежок







7. Теперь на двух углах по диагонали вышиваю орнамент геометрического характера «Солнце»










8.Дополняю орнамент квадратной розеткой с петельками и крючками с двух сторон диагонально








9. Получается в угол заполненный геометрическими узорами.




10. Приступаем к заполнению орнамента – косой мелкой стежкой.




11.Заполняем мелкие детали большого орнамента – «Солнышко»


1



12.Готовое изделие «Салфетка» размером 45х55




14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Творческий проект "Салфетка" в технике чувашская вышивка

Автор: Степанова Людмила Борисовна

Дата: 12.09.2019

Номер свидетельства: 519560

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства