Творческий проект "Панно "Бабочки" в технике кинусайга"
Творческий проект "Панно "Бабочки" в технике кинусайга"
Кинусайга — это японское рукоделие, суть которого заключается в составлении изображений из лоскутков ткани. Эта техника напоминает лоскутное шитье или пэчворк, однако «сшивается» ткань без иголки.
Для начала дадим небольшое определение этому виду прикладного творчества.
Кинусайга — это японское рукоделие, суть которого заключается в составлении изображений из лоскутков ткани.Эта техника напоминает лоскутное шитье или пэчворк, однако «сшивается» ткань без иголки. Здесь мастеру для составления рисунка необходимо будет запастись деревянной доской, куда впоследствии будут «втыкаться» кусочки ткани.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1.5.Обоснование выбора лучшей идеи для реализации проекта на основе проведенных исследований………………………………………………………..................................................8
4.4.Анализ собственной деятельности на каждом этапе проектирования…………………..17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...…18
1.Организационно-подготовительный этап.
1.1.Поиск и осмысление проблемы. Выбор объекта проектирования.
Перед началом учебного года все учителя готовят классные комнаты к приему учащихся. И я подумала о том, что нашим детям повезло больше, чем нам. Ведь многие из нынешних школ — это не мрачные тюрьмы, о которых пела Pink Floyd, а оазисы знаний, творчества и самовыражения. В чем различие? В новом подходе к образованию и дизайну интерьера. Который не просто выглядит «по-богатому», а учитывает требования эргономики и рекомендации психологов. Современный интерьер классной комнаты – каков он? Как превратить учёбу в удовольствие?
Каковы требования к интерьеру? Существуют определенные требования к интерьеру классной комнаты:
- Грамотно использовать пространство.
- Воздействовать цветом.
- Соблюдать законы эргономики.
Учитель, к большому сожалению, не может выполнить эти требования, не от него это зависит, но сделать классную комнату уютной, приятной, современной может!
Я решила дополнить интерьер классной комнаты картиной, выполненной самостоятельно.
Передо мной стоит задача – изготовить панно для оформления интерьера классной комнаты. Изделие должно быть выполнено из экологически чистых материалов, техника изготовления – современной, материалы, используемые в работе, доступны по стоимости.
Для выполнения творческого проекта мне необходимо выбрать технику изготовления панно для дизайна комнаты.
Для того чтобы решить проблему, каким экологически чистым элементом декора оформить интерьер классной комнаты, я рассмотрела три варианта (рисунок 1)
Панно в технике «кинусайга» на пеноплексе (печворк на пеноплексе)
Рисунок 1 - Выбор экологически чистого декора
Рассмотрев все варианты, я решила остановиться на панно «пэчворк на пеноплексе ». С этой техникой я уже немного знакома. Не трудно догадаться, что данная разновидность пэчворка пришла к нам из Востока. Действительно, японцы подарили этому рукоделию множество свежих идей, с успехом применяющихся до сих пор. Кинусайга – это самый необыкновенный способ создания шёлковых лоскутных картин, не требующий применения иголки. Он понравился европейским любителям рукоделия. Япония подарила миру множество видов рукоделия: темари, оригами, икебана, амигуруми, канзаши и так далее. Фантазия японских мастеров относительно использования различных материалов действительно удивляет: они сумели приспособить под изящные искусства даже старые шелковые лоскуты. О чем мы? Конечно, о японской технике кинусайга!
Кинусайга — это японское рукоделие, суть которого заключается в составлении изображений из лоскутков ткани. Эта техника напоминает лоскутное шитье или пэчворк, однако «сшивается» ткань без иголки.
Для начала дадим небольшое определение этому виду прикладного творчества.
Кинусайга — это японское рукоделие, суть которого заключается в составлении изображений из лоскутков ткани.Эта техника напоминает лоскутное шитье или пэчворк, однако «сшивается» ткань без иголки. Здесь мастеру для составления рисунка необходимо будет запастись деревянной доской, куда впоследствии будут «втыкаться» кусочки ткани.
Это искусство носит прикладной характер, ведь используется этот вид декоративно-прикладного творчества не только для создания картин, но и для декорирования различных предметов, которые необходимы в простом обиходе. Также с помощью этого мастерства делают разнообразные сувенирные поделки, пользующиеся огромной популярностью. В технике выполнения европейское и японское рукоделие схожи между собой, ведь в их основе лежит аппликация, которая накладывается на объёмную или плоскую поверхность.
Мне интересно продолжать овладевать этим видом искусства украшения интерьера, тем более, что дома у меня есть множество старых, не нужных вещей и большое количество кусочков ткани.
Все эти материалы являются экологически чистыми.
1.2.Постановка цели и определение задач проекта.
Цель: создать элемент декора интерьера комнаты в технике пэчворк на пеноплэксе
( техника кинусайга).
Задачи: 1. Изучить глубже технику пэчворк на пеноплэксе.
2.Научиться выполнять картину-панно.
3.Создать свой пэчворк на пеноплэксе.
1.3.Историко-техническая справка об объекте проектирования.
Мне очень нравится культура Японии, поэтому выбор техники исполнения декоративных панно решила выбрать, опираясь именно на японскую культуру. Истинно японской декоративно-прикладной техникой является кинусайга. Удивительно, как из лоскутков ткани японские мастера создают картины, которые на первый взгляд кажутся нарисованными. Однако, эти картины далеки и от батика, и от вышивки.
Техника кинусайга - один из древнейших видов рукоделия, в основе которого лежит идея изготовления поделок из вторсырья. Таким вторсырьем стали старые кимоно, которые всегда шили из натурального шёлка, сотканного вручную и украшенного искусной вышивкой. Поэтому выбрасывать их было не принято, и бережливые хозяйки нашли способ продлить жизнь кимоно. Как и английский пэчворк, кинусайга – результат умения экономить.
Эскиз будущей картины сначала переносят на деревянные дощечки. Затем в дереве по контуру прорезаются углубления, в них заправляются края шёлковых лоскутков. Точный подбор оттенков делает картины очень естественными, а чёткий контур заправленных лоскутков – похожими на фотографии. Как правило, сюжетами кинусайги становятся изображения цветов и пейзажи, чаще всего городские. Гораздо реже на кинусайге изображают людей, обычно спиной, т.к. черты лица изображать не принято. Картины в технике кинусайга даже в самой Японии не слишком распространены – это эксклюзивный вид искусства и очень дорогой. Одна картина может создаваться несколько месяцев! Работа над картиной требует терпения, кропотливости, мастерства, ловких рук, умения точно подобрать цвет ткани.
Самой известной мастерицей и законодательницей современного стиля кинусайга считается художница Маэно Такаси (Maeno Takashi). В своих работах она использует разную по фактуре ткань: вискоза, хлопковая юката, шёлк - все идет в дело. К тому же, при необходимости ткань или натягивается, или заправляется со складкой. Такие картины выглядят объемно. Иногда она слегка тонирует ткань, а где-то использует естественное выцветание. Небольшие узенькие улочки с обшарпанными стенами, с кустиками бонсай у порога сменяются великолепными храмами, а дерево цветущей сакуры — величественными природными пейзажами Фудзиямы. Картины Маэно Такаси многократно были представлены на выставках, а сама художница преподает в университете и написала книгу по такой сложной и красивой технике.
Основу техники кинусайга составляют знакомые европейцам пэчворк, аппликация, мозаика, резьба по дереву. Сегодня кинусайга весьма распространена во многих европейских странах и представляется как техника лоскутной пластики. Современные европейские мастерицы в качестве основы используют более удобный в обработке материал – пенопласт. Поэтому традиционное японское название техники - кинусайга - звучит все реже. Сегодня название техники звучит как инкрустация по пенопласту или пэчворк без иглы.
Я предпочитаю называние техники кинусайга, а саму операцию вставки кусочков ткани в прорезанные углубления-желобки – инкрустация.
Создать красивое декоративные панно в японской технике – мне кажется интересной и оригинальной идеей.
1.4.Анализ изделий-аналогов
Панно могут выполняться в разной технике, но главное при оформлении – проявить свою фантазию.
В таблице 1 показаны достоинства и недостатки различных технологий изготовления:
Таблица 1
№
№
Аналоги
Достоинства
Недостатки
11.
Панно из морской гальки.
Приятная цветовая гамма, природный материал.
Не в каждый интерьер впишется, работа над картиной занимает много времени, картина получается очень тяжелой по весу.
22.
Панно из цветов, изготовленных из ткани.
Оригинальность, насыщенная цветовая гамма, не стандартная форма.
Пылеемкость высокая, не в каждый интерьер впишется.
33.
Панно в технике кинусайга.
Разнообразная цветовая гамма, впишется в любой интерьер.
Стандартная форма, работа выполняется за короткое время.
4
Картина выполненная из сухих цветов -
флористика
Красиво, близко к природе
Цветы быстро пылятся, при очистке от пыли, осыпаются и картина приходит в негодность.
За основу разработки собственного варианта изделия я взяла третий из рассмотренных аналогов панно.
1.5.Обоснование выбора лучшей идеи для реализации проекта на основе проведенных исследований.
После выбора темы подумаю над композицией панно. Рассмотрю несколько вариантов картин (рисунок 2). Еще раз уточню детали, подбор тканей.
Определю следующие характеристики панно:
1.Конечный размер и форма панно: прямоугольный, квадратный, вертикальный, горизонтальный, неправильные очертания.
2.Расположение ключевых объектов: по всему панно, в центральной части, справа, слева, снизу, вверху.
3.Для изготовления панно потребуется ткань с набивным рисунком, однотонные и т.д. По фактуре - х/б, шелковые, атласные, стрейчевые с разным переплетением нитей, определяющим их структуру и внешний вид.
4.Окончательная отделка: рамка, бисер.
Рисунок 2 – варианты панно «Бабочка»
2.Конструкторский этап.
2.1 Создание клаузуры изделия.
2.2.Описание внешнего вида и конструкции проектной модели.
Назначение моего панно – декор комнаты.
Материалы, из которых выполнено панно, должны быть экологически безопасными и иметь следующие характеристики:
малый вес (пеноплеэкс и упаковочный картон);
отсутствие требований специального ухода;
средняя механическая прочность и износостойкость;
не подвержены биологическому разрушению;
не вызывают аллергию.
При этом ткань должна быть:
удобна при крое;
обладать большой гаммой цветов;
обладать высокой технологичностью: приклеиваться, легко резаться, при вырезании не образовывать бахрому.
Форма классическая прямоугольная.
Техника выполнения кинусайга (инкрустация по пеноплэксу).
2.3.Подбор конструкционных материалов, инструментов и оборудования для работы.
Таблица 2
Материалы
Инструменты и приспособления
Офисная бумага
Ножницы портновские
Пеноплэкс
Карандаш
Копировальная бумага
Линейка
Ткань
Канцелярский нож
Распарыватель портновский или пилка для ногтей
Утюг и гладильная доска
3.Технологический этап.Изготовление панно в технике кинусайга.
3.1.Составление технологической карты на изготовление изделия.
Таблица 3
№ №
Название технологической операции
Материал
Инструменты и приспособления
Фото
11.
Создание эскиза.
Офисная бумага.
Карандаш
22.
Подготовка основы.
Пеноплэкс
Линейка, карандаш канцелярский нож.
33.
Перевод рисунка на основу пеноплэкс.
Основа пеноплэкс
Карандаш
44.
Прорезание по контуру рисунка желобков.
Основа из пеноплэкс
Канцелярский нож.
55.
Подготовка и термообработка ткани.
Ткань.
Утюг, гладильная доска.
66.
Наложить ткань на обозначенный участок, и протолкнуть ткань в прорези.
Основа панно, детали из ткани
Деревянная шпажка или маленькая лопаточка, отвёртка.
87.
Заполнить весь рисунок.
Основа панно, детали из ткани
Деревянная шпажка или маленькая лопаточка, отвёртка.
88.
Оформить рамку.
Детали из ткани.
Деревянная шпажка или маленькая лопаточка, отвёртка.
3.2 Техника безопасности при выполнении работ
Правила техники безопасности при работе с тканью
При работе с иголками и булавками.
1. Шить с наперстком.
2. Хранить иголки и булавки в подушечке, не оставлять на рабочем месте, ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот.
3. Не пользоваться ржавой иголкой.
4. Скалывать детали и выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя.
При работе с ножницами.
1. Хранить ножницы в определенном месте (в шкатулке).
2. Класть их сомкнутыми остриями от себя.
3. Передавать ножницы, держась за сомкнутые острия, кольцами вперед.
При работе с утюгом.
1. Проверить целостность шнура и чистоту подошвы утюга.
2. Включать и выключать утюг сухими руками за корпус вилки.
3. Ставить утюг на специальную подставку
4. Следить, чтобы шнур не касался подошвы утюга и утюг не перегревался.
4.Заключительный этап.
4.1.Экономические расчеты себестоимости изделия.
Расчет себестоимости изделия
С=Мз+Ро.т+Ос.с+Ао.т+Ок.к+Здр,
Где, С – себестоимость изделия;
Мз – материальные затраты;
Ро.т – расходы на оплату труда;
Ос.с – отчисления на социальное страхование;
Ок.к – оплата краткосрочных кредитов;
Ао.т – амортизационное отчисление;
Здр – затраты на транспорт, электроэнергию, др.
Так как я буду изготавливать изделие самостоятельно для себя, в светлое время суток, то меня будут интересовать только материальные затраты, расчет которых представлен в таблице 4.
Таблица 4
№№
Наименование
Количество
Цена за единицу
Всего:
11
Ткань цветная
Лоскуты
в наличии
0 руб.
22
Основа «пеноплэкс»
1/4 листа
80 руб.
20руб.
43
Клей
1 тюбик.
15руб.
15руб.
44
Шпильки
30 штук
20 руб.
Итого: 55 руб.
Итого: на изготовление панно было затрачено 55руб.
Вывод: панно в технике пэчворк на пеноплэксе выгодно изготовить самостоятельно.
4.2.Экологическая оценка изделия.
При создании панно я буду использовать лоскутки из старых вещей, а также остатки тканей, которые всегда можно найти дома, у знакомых мастеров по пошиву одежды.
Выбранная мной яркая, но в тоже время спокойная цветовая гамма панно, благоприятно влияет на нервную систему, поднимает настроение, снимает стрессы, что важно в наше время. При утилизации подобное изделие так же не нанесет вреда окружающей среде
Вывод: я могу добиться поставленной цели и изготовить экологически чистое изделие.
4.3.Реклама.
Картины бабочек достойны украшать стены роскошных особняков, а не только служить наглядным пособием в музеях и на уроках биологии. Эти чешуекрылые обладают невероятно красивой окраской крыльев, что притягивает художников и вдохновляет их на создание невероятно красивой живописи с бабочками.
Как необычно смотрится живопись с бабочками, кружащими по холсту. Это завораживающий танец, смысл которого не ясен. Ночные бабочки, порхающие в луче лунного света, сияющие и волшебные, что ведет их к звездам? А как красивы адмиралы – эти потрясающие воздухоплаватели
Приобретая картины с бабочками, узнайте больше об этих необычных созданиях. Наши предки считали бабочку олицетворением любви и возрождения. Древние римляне полагали, бабочки являются предвестницами войны. Картины бабочек для нас с Вами, для христиан, олицетворяют возрождение души. А китайцы считают ее олицетворением бессмертия и влюбленности, лета. Жених в Китае перед свадьбой дарит невесте бабочку, как знак любви. В Японии танец бабочек на карнавалах символизирует жизнь, ее начало.
Живопись с бабочками будет очень уместно смотреться в комнате молодоженов. Можно повесить такую картину с бабочкой в изголовье кровати. Они станут залогом нежной и настоящей любви.
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот - дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
4.4.Анализ собственной деятельности на каждом этапе проектирования.
При работе над проектом я узнала много интересного, увлекательного, усовершенствовала умения работать в технике кинусайга.
При работе с тканью разной фактуры я боялась, что будет сильно осыпаться, растягиваться.
Небольшим отрицательным моментом в моем проекте является то, что в отличие от картин под стеклом панно не протрешь от пыли, а придется снимать и вытряхивать. И, тем не менее, работа получилась эстетичная, экологически чистая, удобная в эксплуатации, экономичная, дешевая.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вали Б.Д., Рикольфи Р. Лоскутное шитье. – Пер. с итал.,– М. : ООО Мир книги, 2002. – 80 с. : ил.
2. Зайцева А.А. Лоскутное шитьё без нитки и иголки / Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2010. – 64 с. : ил. – (Азбука рукоделия)